Вакцина от бедности: как сократить число неимущих в России
Кто виноват в массовой нищете: власти или население
Иногда способы борьбы с бедностью напоминают задачи из курса арифметики начальной школы: у Маши два яблока, у Пети — ни одного; если Маша поделится с одноклассником, получат ли они достойный и калорийный завтрак, позволяющий каждому из них дотянуть до обеда? Очевидно, вряд ли. Аналогия с малоимущими, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума, показательна: мало кто захочет отказаться от яблока в качестве приятного десерта, но при этом ни одно яблоко не заменит голодному человеку тарелку борща с мясом.
Фото: Алексей Меринов
Задача, поставленная Владимиром Путиным перед правительством — снизить к 2030 году число нищих россиян с 13,5% до 6,5% от общего населения, — непроста, но достижима. «6,5% — это, конечно, плохо, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная», — убежден глава государства, напоминая, что двукратное снижение уровня бедности является одной из национальных целей развития России на ближайшее десятилетие.
Статистический размер доходов наших соотечественников позволяет надеяться, что задача, поставленная президентом, будет выполнена. В 2000 году за чертой бедности находилось около трети населения России. Теперь — вдвое меньше. Еще десятилетие — это две пятилетки. За это время можно горы свернуть и свести до минимума число людей, которым для выживания приходится порой фактически «протягивать руку». Таких сейчас около 20 млн. Если число нищих к 2030 году снизится до 10 млн человек, то одну из национальных задач развития России можно будет считать выполненной.
Только ни один, даже самый богатый урожай яблок не позволит в полной степени удовлетворить аппетиты россиян. Речь идет уже не о качестве жизни, а о здоровье: врачи утверждают, что выработка антител к коронавирусу напрямую зависит от потребления человеком качественной белковой пищи, поэтому одним яблоком до обеда уже не обойтись. И об этом нашим чиновникам забывать не стоит.
Правда, определение «уровня бедности» в условиях рыночной экономики очень условно и размыто. Для трети россиян бедность — невозможность приобрести новый личный автомобиль или поехать на заграничный курорт. Для большей части населения нищета характеризуется жизнью «от зарплаты до зарплаты», питанием недорогими, зачастую низкокачественными продуктами, покупкой второсортной одежды и наличием просроченных кредитов. Но есть и так называемые международные стандарты бедности, согласно которым критерием крайней нищеты считается сумма дневных расходов менее $1 в день. Исходя из такой оценки, россияне, средний чек одной покупки которых в начале 2021 года вырос на 16% — до 645 рубля (примерно $8,5), могут считать себя богачами. При этом в месяц сумма повседневных расходов наших соотечественников едва превышает $250. Парадоксально, но в богатой природными ресурсами стране кошельки россиян заметно тоньше, чем портмоне жителей Ямайки, Вануату и Экваториальной Гвинеи.
Справедливости ради надо отметить, что правительство действительно борется с бедностью. Год назад были обозначены три ключевых предложения: предоставление пособий для малообеспеченных семей, увеличение материнского капитала и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. Но беда пришла откуда не ждали. Новый вызов в лице пандемии коронавируса заметно подкосил материальное положение не только россиян, но и всего населения планеты. Согласно данным сервисов по поиску работы, почти половина россиян (47%) начала экономить деньги из-за распространения COVID-19, не говоря уж о покупке одежды или бытовой техники. Общественные опросы свидетельствуют, что к категории нищих причисляет себя каждый третий житель нашей страны. Конечно, это субъективная оценка, но на нее нельзя закрывать глаза.
Рецепты победы над бедностью хорошо известны. В анализе Счетной палаты по достижению национальной цели «Снижение в два раза уровня бедности в РФ» говорится, что общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в 2019–2024 годы составит 15,3 трлн рублей, то есть по 2,55 трлн в год. Данные инвестиции приведут к снижению уровня бедности на 2,32% и росту реальных располагаемых доходов на 1,04%. Этого явно недостаточно для достижения целей, обозначенных президентом.
Но давайте постараемся быть объективными и посмотрим на ситуацию с другой стороны. Нередко причина бедности кроется в нас самих. Мы привыкли ждать у моря погоды и лежать на печке, как Емеля: вот-вот случится чудо, приплывет золотая рыбка и выполнит все наши желания. Конечно, такой подход во многом является отголоском нашего советского прошлого, в котором государство брало на себя заботы о нашем трудоустройстве, наказывало за тунеядство и следило за справедливым распределением доходов. СССР нет уже 30 лет, а эхо советского менталитета по-прежнему звучит в наших умах. И это не только наша вина. С распадом Советского Союза мы все очутились в открытом море, не умея плавать. Кто выплывет — тот выплывет. Многие не смогли дотянуть до берега…
И если три десятка лет назад «молодые реформаторы», пришедшие к власти, не посчитали нужным учить россиян жить по законам рыночной экономики, то сегодня отсутствие соответствующего внимания со стороны государства ощущается особенно остро. В нашей стране нет института наставничества. Нет федеральной структуры, отвечающей за создание условий для повышения профессиональной квалификации тем, кто действительно хочет обучаться и работать на благо страны.
Но не будем забывать и про собственную лень. Неслучайно не так давно президент Путин заявил о нехватке иностранной рабочей силы на рынке труда, имея в виду преимущественно тяжелую физическую работу: стройки, уборку территории, замену коммуникаций… Часто россияне не хотят идти на «грязную» работу, заниматься ремонтом труб на морозе, чистить асфальт, возиться в грязи и лужах. И здесь мы упираемся в другую проблему — повышение престижа рабочих специальностей. Это тот аспект, на который нашему государству также следует обратить внимание. Зачем латать кадровые дыры, вызванные пандемией или другими напастями, если можно проводить системную работу, повышая авторитет «человека с руками»?
Число малоимущих россиян стабильно держится в диапазоне 10–15%. Таковым этот показатель был при стоимости нефти как по $140, так и по $40 за баррель, что позволяет сделать вывод о системной бедности в стране. Даже несмотря на рекордный урожай зерна, в России дорожают хлеб и макароны. При достаточных для внутреннего потребления объемах сахара его стоимость также растет. Аудиторы признают, что значительная часть социальных программ не влияет на уровень бедности. Очевидно, что гражданам и бизнесу необходима не просто отсрочка платежей или льготные кредиты, а широкомасштабная финансовая помощь, в первую очередь обеспечение динамичного роста экономики страны, способствующее увеличению зарплат.
В романе «Анна Каренина» Лев Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а обездоленные отличаются своими неудачами. Бедность многолика. Достичь масштабного прогресса в вопросе ее сокращения мешает сложная природа горестей и неудач. Показатели бедности в нашей стране крайне неоднородны и особенно заметно разнятся между мегаполисами и глубинкой: в Москве и Санкт-Петербурге финансовые затруднения испытывают менее 10% населения, а например, в Калмыкии и Тыве на грани выживания находится до 40% жителей.
Способов обеспечения помощи самым незащищенным слоям в России можно найти достаточно много — например, освободить пенсионеров и малоимущих от налога на добавленную стоимость на продукты питания: при возврате НДС они смогут рассчитывать на компенсацию в 1–2 тыс. рублей в месяц в зависимости от группы товаров. Разумеется, накопить на личный автомобиль это не поможет, но позволит приобрести богатые белком продукты, что, по мнению медиков, в период пандемии особенно актуально.
Важнейшим условием сокращения числа малоимущих граждан может послужить экономический рост. Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2024 году уровень бедности в России сократится до 9,7%, что не дотягивает до целевого показателя, обозначенного президентом. По оценкам международных экспертов, для двукратного снижения числа бедных в нашей стране необходимо подтянуть темпы экономического роста до 4% в год, а это с учетом текущих прогнозов представляется маловероятным (январский доклад Всемирного банка прогнозирует увеличение российского ВВП в 2021 году на 2,6%).
Ускорить экономический рост позволит акцент на увеличение объема инвестиций, повышение производительности и благоприятный деловой климат. Положительно скажутся на занятости и зарплатах реформы в отношении малого и среднего бизнеса: на долю небольших предпринимателей приходится более 20% отечественного ВВП и четверть всех рабочих мест. Это гораздо меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, где малый и средний бизнес обеспечивает более половины валового внутреннего продукта и снабжает постоянным рабочим местом до 60% сотрудников.
Источник
Лучший способ борьбы с бедностью, который не хотят использовать в России
Проблема бедности населения является одной из тех, которые в выступлениях по телевидению поднимаются представителями власти особенно часто. Но, несмотря на то что каждый из них заявляет о необходимости решительных и безотлагательных действий для исправления ситуации, острые углы в данной теме искусно обходятся.
Обходят их, как кажется многим гражданам, не потому, что не могут осуществить, а потому, что не хотят использовать такие способы, стараясь подменить их на сомнительные эксперименты, которые якобы могут сократить число бедных.
Какие же эффективные способы борьбы с бедностью населения применяются другими государствами, и почему их не используют в России?
Основные способы борьбы с бедностью
- Социальные пособия
- Помощь в натуральной форме
- Минимальная заработная плата
- Отрицательный подоходный налог
Рассмотрим из более подробно.
Социальные пособия
Обеспечение денежными средствами нуждающиеся слои населения. Чем сильнее экономика страны, тем больше суммы социальных выплат и длиннее списки тех, кто может за ними обратиться (ведь прожиточный минимум растет).
Понятно, что российская экономика в современном своем состоянии неспособна обеспечить большие социальные пособия всем нуждающимся. Но зачастую средства из бюджета распределяются в ущерб данному направлению на совсем другие цели, среди которых есть откровенно бесперспективные и не являющиеся необходимыми. Так что система пособий в России существует, но ей уделяется очень мало внимания..
Помощь в натуральной форме
Социальная помощь в натуральной форме также оказывается, и подтверждением тому является статья 12 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи», но, как и в первом случае, внимания ей уделяется не так много, как необходимо.
Да, при определенных обстоятельствах гражданин может получить помощь от государства медикаментами, одеждой, топливом, продуктами и так далее, но добиться ее бывает очень проблематично, и полагается она лишь в исключительных случаях.
Если же взять пример из других стран — на всей территории США расположены две сотни банков еды, в которых каждый нуждающийся может бесплатно взять необходимые продукты — без заявлений, справок о доходах и бюрократических проволочек.
Минимальная заработная плата
Далеко не везде МРОТ установлен на уровне физического выживания — во многих государствах на минимальную заработную плату можно неплохо жить и при необходимости позволять себе дорогостоящие покупки. В нашей же стране проблема не только в маленьком размере МРОТ, но и в плохом контроле за соблюдением трудовых прав граждан — далеко не всегда работник может защитить свои права, даже если обратится в контролирующие органы.
Отрицательный подоходный налог
Эта мера борьбы с бедностью является самой эффективной. Если все перечисленные до этого способы так или иначе применяются в России, то эта отсутствует у нас в стране вовсе. И разговоров именно о ней стараются избегать граждане, находящиеся у власти.
Вводится прогрессивная шкала — процент налога зависит от доходов: чем больше гражданин зарабатывает, тем больший процент он должен перечислить государству. Те, кто зарабатывает меньше определенного порога, вовсе освобождаются от уплаты налога.
Почему не используется самая эффективная мера?
Несмотря на то что правительство не любит разговоров о данной системе, в Государственную Думу РФ регулярно вносятся законопроекты о введении данной системы. Но их сразу же отклоняют.
А если увезти деньги в менее развитую страну, в которой, тем не менее, можно обеспечить себе хорошую жизнь? Тоже не получится. Например, в Аргентине, Турции, Мексике, Вьетнаме и Индии граждане с высоким доходом отдают государству 35%.
Так стоит ли бояться, что при введении прогрессивной системы налогообложения граждане с самыми большими доходами уедут в другие страны? Расскажите о своем мнении в комментариях.
Источник
Методы и способы борьбы с бедностью.
Таким образом, разобравшись с причинами явления бедности в нашей стране, можно детально проработать методы и способы борьбы с ним.
Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.
Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.
Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:
1. разработать комплексные стратегии.
2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.
3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.
4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.
В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.
В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.
Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.
Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права.[20] Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.
Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.
В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.
Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, — 113 млн. рублей.[21] За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей.[22] Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.
На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:
1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;
2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;
3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;
4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;
5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;
6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;
7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.
Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.
Я уверен, путем соответствующих реформ в социально-экономической области, четко отлаженного механизма поддержки населения, через несколько лет мы достигнем уровня реально здорового государства, которое сможет поддерживать человека, его достойное проживание, государства с сильной экономикой и твердой социальной системой.
Список литературы.
1. Власть. 1999. № 9. С. 30.
2. Газета «Аргументы и факты». 2007. № 40. С. 20.
3. Газета «Аргументы и факты». 2007. № 43. С 8.
4. Газета «Аргументы и факты». 2007. № 44 (1409). С. 4.
5. Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007. № 45. С. 3.
6. Газета «Аргументы и факты». 2007. № 47. С. 19, 23.
7. Газета «Звезда» Кезского района. 2007. № 76 (9196). С. 2.
8. Газета «Звезда» Кезского района. 2007. № 86 (9206). С. 1, 3.
9. Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В. И. Калабихиной).
10. Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. Москва. 1998.
11. Социс. 2003. № 6. С. 88.
12. Субботняя газета». 2008. №8 (536). С. 3.
13. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Человек и общество» /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. -5-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1999. С. 312-313.
[1] Данные Всероссийского центра уровня жизни.
[2] Алексей Шевяков // Газета «Аргументы и факты». 2007. № 47. С. 19.
[3] Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. Москва. 1998.
[4] Социс. 2003. № 6 .
[5] Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной).
[6] Газета «Аргументы и факты». 2007. № 47. С. 23.
[7]Социс. 2003. № 6. С. 88.
[8] Власть. 1999. № 9. С. 30.
[9] Газета «Звезда» Кезского района. 2007. № 86 (9206). С. 3.
[10] Данные Федеральной службы государственной статистики.
[11] Газета «Аргументы и факты». 2007. № 44 (1409). С. 4.
[12] Газета «Звезда» Кезского района. 2007. № 76 (9196). С. 2.
[13] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007. № 45. С. 3.
[14] Данные Федеральной службы государственной статистики.
[15] Данные Федеральной службы государственной статистики.
[16] Газета «Аргументы и факты». 2007. № 43. С 8.
[17] Газета «Аргументы и факты». 2007. № 40. С. 20.
[18] Данные Федеральной службы государственной статистики.
[19] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007. № 45. С. 3.
[20] Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Человек и общество» /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. -5-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1999. С. 312-313.
[21] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007. № 45. С. 3.
[22] Субботняя газета». 2008. №8 (536). С. 3.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 525 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник