Способы борьбы с неправильным питанием среди школьников

статья «Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе».
статья на тему

Здоровье — главная ценность в жизни человека. Оно, как известно, зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.

Скачать:

Вложение Размер
pivovarova_n.v._statya_2.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком — Умным, Красивым и Здоровым».

Здоровье — главная ценность в жизни человека. Оно, как известно, зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.

Школа и общество – неотделимы одно от другого: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.

В системной работе по формированию культуры здорового питания нами было выделено три направления работы: рациональная организация питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы позволяет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

В любой школе важно применение активных форм и приемов работы, направленных на формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно

изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в

организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых

клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют

нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению

работоспособности, успешности в обучении.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по формированию культуры питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.

Немаловажное значение имеет для детей режим питания. Принимать пищу желательно в определенные часы – лучше всего установить четырехразовое питание. Ещё гениальные работы И.П. Павлова показали, что у животных выделение пищеварительного сока происходит рефлекторно на определенное время. То же самое бывает у человека, привыкшего есть всегда в одни и те же часы, это помогает организму лучше усваивать пищу. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объёма пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак – 25%; обед – 35%; полдник – 15%; ужин – 25%. Режим питания зависит и от состояния здоровья ребенка. В каждом конкретном случае, как правило, врачи рекомендуют индивидуальное меню.

Наша школьная столовая обеспечена современным многофункциональным оборудованием для совершенствования качества организации школьного питания: пароконвектоматом, гастроемкостями, комплектом водоподготовки, конвекционной печью, модулем для приборов, мармитом тепловых вторых и первых блюд, диспенсером для заваривания и раздачи напитков и др. Питание в столовой осуществляется в форме завтраков, обедов и полдников. Само помещение обеденного зала, его оформление оказывает благоприятное эстетическое воздействие, способствует аппетиту детей.

Учителями начальной школы на классных часах, в индивидуальных беседах, внеклассных мероприятиях, на уроках «Самосовершенствование личности» формируются культурно-гигиенические навыки, связанные с приёмом пищи, направленные на предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, лучшее усвоение пищи, повышение аппетита. Учитывая, что ещё не в каждой семье уделяется достаточное внимание формированию культуры питания, учителю приходится обращать внимание на формирование у детей культурно – гигиенических навыков в стенах школа с тем, чтобы они применялись дома. Прежде всего детям объясняется, что недопустимо входить в школьную столовую с грязными руками. Наличие нескольких умывальников и электросушилок в коридоре перед входом в школьную столовую позволяет всем детям тщательно мыть руки.

Во время еды дежурный учитель и классные руководители следят за правильной посадкой детей за столом. Дежурные класса перед приемом пищи раздают детям салфетки для индивидуального использования, после приёма пищи убирают грязную посуду.

На уроках и внеурочных занятиях в начальной школе в игровой форме педагоги обучает детей этикету за столом и основным правилам правильного питания, сервировки стола. Формируют представление о роли регулярного питания для здоровья и основных требованиях к режиму питания. Должное внимание учителя уделяют формированию представлений о роли витаминов для здоровья человека, растительной пищи.

За счёт интеграции в содержании базовых учебных курсов (математика, чтение, окружающий мир, технология) обобщаются имеющиеся у школьников представления о культуре правильного питания. Развиваются представления о важности для здоровья занятий спортом, соблюдении режима дня.

Для расширения представлений о кулинарных традициях и обычаях разных народов проводятся праздники национальных блюд с дегустацией. Учителями начальной школы организуются витаминные ярмарки, игры «Золотая осень», «Праздник урожая», «День именинника», «Хозяюшка» и др. В интересной форме проходят беседы с врачом общей практики и детской медсестрой. Они являются частыми гостями на общешкольных и классных родительских собраниях.

Школа практикует социологические исследования (анкетирование) учащихся, родителей по темам «Здоровый образ жизни», «Как питается ваш ребенок?», «Культура правильного питания».

По нашему мнению, педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачи оздоровления или улучшения здоровья. Это задача медицинских работников. У образовательных учреждений есть своя не менее важная задача — формирование культуры здоровья. Это очень сложная и комплексная задача, решение которой возможно только в рамках комплексной системной работы.

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М: Олма, 2009. – С. 2-4.

2.Боровская Э. Здоровое питание школьника. М.: Эксмо, 2010. –С. 15 – 20.

3.Коростелёв Н.Б.. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1992. – С. 54 -58.

Источник

Способы борьбы с неправильным питанием среди школьников

Нормы питания школьников

1 января 2021 появились новые СанПиН 2.3/2.4.3590-20, которые включили в полезное меню для школьника:

  • белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;
  • 30% жиров растительного происхождения;
  • пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;
  • витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;
  • йодированную соль.

Меню разрабатывает или юридическое лицо (чаще всего это комбинат, но бывает ИП или фирма), которое поставляет еду в школу, или заведующая столовой, если всё готовится на кухне в образовательном учреждении. В обоих случаях оно согласовывается с директором, а потом — с Роспотребнадзором. Меню разрабатывают на две недели вперёд, где учитывается калорийность, белки, жиры и углеводы (КБЖУ): завтрак — 25%, обед — 35% от суточной потребности.

Почему меню в школе не всегда правильное

Школы ориентируются на специальные документы, в которых прописаны требования к поставкам, организации питания и санитарно-гигиенические нормы. За качеством еды следит администрация школы.

Но несмотря на все стандарты, питание школьников бывает довольно сомнительным. Меню не всегда соответствует рекомендациям ВОЗ и других научно-медицинских объединений, а санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — почти у каждого школьника есть история про таракана в столовой. Так происходит потому, что комиссия не осуществляет должный надзор, а просто заполняет документы. Получается, что деятельность столовой не контролируют.

Каким должно быть питание школьника

Есть основные рекомендации по здоровому питанию от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.

Соблюдать БЖУ

Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего его содержится в бобовых.

Насыщенные жиры обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Их больше всего в рыбе и орехах.

Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные: если первые чаще содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых и крупах.

Пить воду ежедневно

Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды и пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы сделать воду привычкой, нужно механически выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.

Включить в рацион овощи, фрукты, орехи и бобовые

По предписаниям ВОЗ овощи и фрукты — основной компонент правильного питания. Рекомендуется есть не менее 400 граммов в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые — по 50 граммов 1–2 раза в неделю, орехи — до 40 граммов в день, цельные злаки — около 50 граммов в сутки.

ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора с 2021 года в программе питания школьников 30% белка будет растительного происхождения, а не животного.

Ограничить соль и сахар

По рекомендациям ВОЗ важно следить за размером порций и ограничить потребление соли до примерно половины чайной ложки в день. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.

Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задерживанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и не получает удовольствия от еды без добавок.

Ограничить молочные продукты

Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени и орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить больше одного стакана молока в день — так считает и Минздрав.

Сбалансировать режим питания школьника

В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.

Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по питанию школьника.

За ним должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.

Режим питания зависит от того, в какую смену учится ребёнок. Если в первую, то:

  • завтрак в 07:00–08:00,
  • перекус в школе в 10:00–11:00,
  • обед в 13:00–14:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если во вторую смену, то:

  • завтрак в 08:00–09:00,
  • обед перед школой в 12:00–13:00,
  • перекус в школе в 15:00–16:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если ребёнок учится в традиционной школе, он всё равно будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это дома: кормите полноценной домашней едой и добавляйте полезные продукты. Лайфхак: приносите фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.

Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе

Роспотребнадзор разработал рекомендации, которые позволяют родителям контролировать, чем питаются их дети в школе. Желающие могут входить в состав комиссии вместе с директором, но это должно быть закреплено приказом.

Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, ел горячую домашнюю еду, в качестве которой вы всегда уверены, присмотритесь к семейному обучению.

Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что это экономит время. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Читайте также:  Способы приготовления шарлотки с яблоками
Оцените статью
Разные способы