Как бороться со льдом на дорожках и почему нельзя использовать обычную соль в саду?
Зима в средней полосе России долго не сдает свои позиции. Одна из основных проблем, связанных с холодами и снегопадами — гололед. Мы рассмотрим основные способы борьбы с обледенением садовых дорожек
Раньше с гололедом боролись «дешево и сердито», посыпая дорожки солью. Но сегодня от этого варварского способа отказываются даже муниципальные службы. Соль — слишком едкий реагент, вредящий не только обуви пешеходов, но и тротуарному покрытию. А на даче применение соли может привести к еще более печальным последствиям. Весной она вместе с талой водой проникнет в почву, от чего неизбежно пострадают корни растущих вдоль дорожек растений.
Есть и еще одна веская причина отказаться от обычной соли: она эффективна только при относительно теплой погоде. На лютом морозе польза от нее почти неощутима.
Но в качестве посыпки можно использовать другие соли (хлориды), например, кальция или магния. Эти препараты продают в садоводческих магазинах как подкормку для растений. Используя их, дачник убивает двух зайцев — избавляется от наледи и превентивно удобряет почву.
На основе солей производят и специальные антискользящие средства для дорожек. Принцип их действия состоит в следующем: попадая на лед, кристаллы реагента начинают поглощать влагу и переходят из твердой фазы в жидкую. Процесс сопровождается активным выделением тепла, что и обеспечивает таянье ледяной корки.
При подборе антиобледенительных средств важно обращать внимание на их экологическую безопасность. Весной они неизбежно попадают в почву вместе с талой водой
К сожалению, у всех антискользящих химических средств есть одно ограничение. Они эффективны только при температурах, близких к нулю. Когда столбик термометра опускается ниже –22°С, приходится прибегать к другим мерам. Каким же? Прежде всего — к абразивным посыпкам. И самый распространенный вариант — песок. Лучше всего запастись им еще летом или осенью, набрав несколько ведер на берегу ближайшей реки. Купить песок в малых количествах более чем проблематично. Обычно его продают кубометрами, так что придется кооперироваться с соседями или нести убытки.
В Швейцарии есть еще один любопытный способ борьбы со льдом. Песок мелкой фракции смешивают с горячей водой в пропорции 7:3 и подают на дороги под давлением. Горячая смесь вплавляется в лед, и он становится шероховатым. Минус у данного метода лишь один — необходимость специального оборудования
В любом случае, посыпая дорожку песком, стоит помнить о том, что это временная мера. Ветер быстро сдувает его, а при оттепелях и последующих похолоданиях он вмерзает в лед и становится совершенно бесполезным. А значит, абразив придется наносить заново.
Если в доме есть печь или камин, можно также использовать золу. Но более эффективна каменная крошка фракции 2-6 мм. Чаще всего это гранит или мрамор. Он держится лучше, чем песок, и лучше разрушает наледь. Конечно, стоит такой абразив недешево, но его можно использовать многократно, и в странах Европы это обычная практика. С наступлением весны крошку сметают с дорог, промывают и хранят до той поры, пока она не понадобится снова.
Мраморная крошка обладает большей теплоемкостью, нежели гранитная, и потому она быстрее разрушает наледь
Если льда на дорожках слишком много, и при помощи посыпок проблему уже не решить, придется заняться ручной уборкой. При этом важно не повредить дорожное покрытие. А значит, нужно использовать не железные ломы и ледорубы, а деревянные лопаты и пластиковые совки.
К сожалению, работа «щадящими» инструментами затягивается на многие часы. Чтобы облегчить труд, лед можно немного растопить. Проще всего полить его горячей водой, но она скоро остынет и замерзнет. Лучше использовать смесь, приготовленную по нехитрому рецепту: 2 л. воды, 150-250 мл. водки и 100 мл. любого моющего средства. Этот раствор работает не хуже соли.
В завершении темы отметим, что существуют профилактические средства для борьбы с наледью. Речь идет о гидрофобизаторах — составах на кремнеорганической основе, которые выталкивает влагу из пор тротуарной плитки. Благодаря этому сцепление льда с поверхностью дорожного покрытия становится намного слабее, и его уборка не составляет особого труда.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Источник
Наледи и борьба с ними
Наледью называется скопление льда, образовавшегося на ледяном покрове водотоков или водоёмов, мёрзлом грунте или на поверхности дороги в результате замерзания периодически изливающихся природных или технических вод. Наибольшее распространение наледи имеют в районах с суровым зимним климатом, где встречается многолетняя мерзлота.
Мероприятия по борьбе с наледями выбирают с учётом характера и причин образования наледи, рельефа и грунтово-геологических особенностей места их образования, интенсивности движения на дороге и других факторов.
Применяют следующие меры борьбы с наледями: общий дренаж; мерзлотные пояса; заградительные сооружения; подъём насыпей; утепление русла водотоков, их углубление, спрямление и расчистка; обогрев водопропускных труб.
Общий дренаж прилегающей к дороге местности может быть выполнен: устройством узких (не более 0,5 м) канав с обкладкой дна и стенок слоями мха или прокладкой подземных дрен.
Мерзлотные пояса (рис. 15.35, а) устраивают с целью вызвать образование наледи на пути притекающей воды в стороне от дороги на безопасном расстоянии. С этой целью на достаточном расстоянии от дороги роют канаву глубиной 1-2 м и шириной 3-4 м. Под канавой появляется мерзлая перемычка, соединяющаяся с вечной мерзлотой и преграждающая путь грунтовой воде, которая выходит на поверхность и образует наледь. При большом притоке воды делают несколько параллельных поясов на расстоянии от 20 до 80 м один от другого.
Рис. 15.35. Противоналедные устройства:
1 — снег; 2 — канава; 3 — грунтовый вал; 4 — граница сезонного промерзания; 5 — водоупор (вечномёрзлый грунт); 6 — мох или торф; 7 — хвост; 8 — жердевой настил; 9 — щиты; 10 — расходный бак; 11 — капельница; 12 — обогревающая труба; 13 — водопропускная труба; 14 — отходящие газы
Мерзлотные пояса в виде канав применяют и для борьбы с речными наледями. Их прокладывают поперёк всей речной долины на расстоянии от 80 до 100 м выше моста. Береговые участки мерзлотных поясов делают летом, а зимой прорубают во льду реки канавы, представляющие речную часть пояса. По мере промерзания реки канавы углубляют, создавая в реке ледяную плотину, вызывающую образование наледи на безопасном расстоянии от моста.
Заградительные сооружения — земляные валы и дамбы, заборы, бревенчатые барьеры, переносные щиты, валы из снега (обледеневающие после того, как они пропитаются водой) возводят на пути натечных наледей, чтобы не допустить их к дороге или отвести от дороги.
На участках систематического образования наледей устраивают постоянные задерживающие валы высотой 1,2-2,0 м из недренирующих грунтов, отсыпаемых на освобождённую от растительно-мохового покрова поверхность склона поперёк потока воды не ближе 5-6 м от дороги.
При наличии особо развитых наледей в долинах, действующих всю зиму и создающих систематические затруднения при эксплуатации дороги, устраивают направляющие валы, отсыпаемые на поймах из дренирующих грунтов, снабженные на контакте с земляным полотном фильтрующими вставками. Не препятствуя прохождению воды по кювету в тёплый период года, такие сооружения после промерзания фильтрующих вставок отжимают поток воды от полотна дороги.
Подъем насыпей, по которым проложена дорога, с повышением их до высоты, превышающей максимально возможную высоту наледи, применяют чаще всего при пересечении водотоков с небольшим продольным уклоном и широкой поймой, по которой воды растекаются невысоким слоем.
Утепление русел водотоков (рис. 15.35, б) имеет целью воспрепятствовать охлаждению воды, протекающей через искусственные сооружения. Эта мера наиболее целесообразна, если водоток имеет узкое и глубокое русло. Над небольшими речками, ручьями или канавами на утепляемом участке русла укладывают настил из жердей, на который стелют полиэтиленовую плёнку или кладут слоем 0,3-0,5 м хворост, а поверх — слой мха толщиной 0,5 м. Все это сверху засыпают снегом. Длина утепляемого участка — 50 м в верховую сторону от сооружения и 30-50 м в низовую сторону.
Углубление, спрямление и расчистку русел водотоков делают чтобы уменьшить растекание воды, воспрепятствовать замедлению её течения, придать живому сечению потока форму, менее подверженную промерзанию. Русло выравнивают на протяжении до 1 км вверх по водотоку и до 0,5 км — в низовую сторону от искусственного сооружения.
Обогрев водопропускных труб для безналедного пропуска водотока применён на автомобильной дороге Большой Невер — Якутск (рис 15.35, в). Внутри водопропускной трубы расположена обогревающая труба, в приемную часть которой подается керосин или дизельное топливо и здесь сгорает. Подача жидкого топлива производится из расходного бака через капельницу. Отходящие газы отдают свое тепло наледной воде, которая благодаря этому не замерзает и свободно проходит через водопропускную трубу.
Когда земляное полотно расположено в полках, эффективным мероприятием является коптажно-дюкерное устройство.
Может быть использован способ оттаивания льда, заполнившего отверстие трубы, с помощью передвижного парообразователя. С этой целью вверху водопропускной трубы укрепляется металлическая, загнутая по концам труба, по которой пропускают горячий пар. Образовавшийся во льду при паропрогреве небольшой проход быстро расширяется потоком весенних паводковых вод.
Когда наледь уже вышла на полотно дороги и угрожает нарушить движение автомобилей, образовавшееся скопление льда удаляют с полотна дороги. При этом отвод воды, притекающей к полотну дороги (натечная наледь), производят по открытым каналам, прорубленным непосредственно в наледи. Для предупреждения роста наледных бугров, возникающих в полосе дороги, необходимо периодически пробивать отверстия в оболочке бугра и выпускать наружу накопившуюся воду. Для удаления наледи, вышедшей на поверхность дороги, применяют россыпь твёрдых хлоридов. Рассыпать соль лучше во второй половине дня, так как в это время наибольшая солнечная радиация, способствующая таянию льда и втапливанию соли в лёд. При большой толщине наледного слоя на проезжей части удалить его за одну россыпь не удается. В этом случае после россыпи соли, когда поверхность льда размягчается, рассыпают щебень, который втапливается в лёд и повышает сцепление колеса с поверхностью дороги.
РАЗДЕЛ VI.
ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ГЛАВА 16. Ремонт земляного полотна и системы водоотвода
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Способы борьбы с наледью
Существует несколько способов избавления от наледи на автомобильных дорогах и пешеходных зонах: фрикционный, тепловой, механический, химический. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим каждый подробнее.
● Фрикционный
Этот способ борьбы с зимней скользкостью подразумевает россыпь на поверхность дороги мелких (от 2 до 6 мм) минеральных материалов – песка, измельченного гравия, щебня, различного шлака. Данный метод не устраняет ледяной наст, но за счет высоких абразивных свойств повышается коэффициент сцепления колес и подошв обуви с обледенелым дорожным покрытием.
Преимущества:
• Мгновенное действие;
• Простота использования;
• Экономичность;
• Минимальное отрицательное воздействие на автомобили и дорожные сооружения.
Недостатки:
• Не устраняет проблему обледенения;
• Краткосрочность воздействия (крошка не прилипает ко льду и быстро разносится колесами и ветром);
• Большой расход. (200-700 г/кв.м. за один проход);
• Необходимо использование специальной техники;
• Сложность хранения (материал может смерзаться, слеживаться),
• Оставляют после себя грязь;
• Засоряются ливневые стоки.
● Тепловой способ
Данный способ подразумевает обогрев дорожного покрытия специальными приспособлениями. Нагревательные системы работают по принципу теплого пола и используют в качестве источника тепла – электричество, горячую воду, пар. Способ достаточно эффективен, но его применение на автомобильных дорогах нецелесообразно из-за низкой экономичности. Возможно использование на небольших участках, возле входных групп зданий.
Преимущества:
• Экологичность;
• Мгновенное действие;
• Не допускает образование наледи;
• Дороги остаются всегда сухими.
Недостатки:
• Дорогая установка;
• Дорогая эксплуатация.
● Механический способ
Данный способ подразумевает удаление осадков в зимнее время с помощью ручного труда или специальной снегоуборочной техники. Метод больше подходит для уборки снега, но не особо эффективен для удаления наледи. Добиться хороших результатов возможно, используя механизированную уборку в сочетании с химическими веществами.
Преимущества:
• Экологичность;
• Высокое качество уборки;
• Лед убрать можно даже в самых труднодоступных местах;
• Нет ограничений в погодных условиях.
Недостатки:
• Трудоемкость;
• Требует больших временных затрат;
• Требуется дополнительная техника для вывоза снега.
● Химический способ
Наиболее популярный и эффективный способ устранения наледи – применение противогололедных химических средств. Реагенты способны очищать дорожное полотно до состояния «черного асфальта», как того требует российское законодательство.
Противогололедные реагенты производятся в жидком, твердом и гранулированном виде. Они различаются по составу, бывают одно- и многокомпонентными, по-разному взаимодействуют с наледью, выполняя при этом одну задачу – расплавляют лед до состояния кашеобразного.
Чаще всего используют противогололедные реагенты в состав которых входят соли различных оснований — хлористый натрий, хлористый магний и хлористый кальций. Пропорции данных веществ подобраны таким образом, что применение реагентов эффективно справляется с наледью, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду, безопасно для животных, людей. А входящие в состав антикоррозийные компоненты делают их безопасными для автомобилей, дорожных конструкций и сооружений.
Преимущества:
• Доступность;
• Экологичность;
• Безопасность применения;
• Низкие нормы расхода (30-60 г/кв.м. за один проход) ;
• Защита от коррозии.
Недостактки:
• Необходимо строго следить за дозировками;
• Необходима предварительная очистка от снега;
• Противогололедные реагенты «Айсмелт», «Бионорд»
При выборе противогололедных реагентов необходимо учитывать:
— какое влияние оказывают на окружающую среду,
— насколько они безопасны в применении,
— как быстро вступают в реакцию,
— какая норма расхода,
— при каких температурах работают максимально эффективно.
Компания «Чистим» предлагает высокоэффективные антигололедные реагенты марок «Айсмелт» и «Бионорд».
Данные реагенты имеют в своем составе несколько компонентов, подобранных таким образом, что являются максимально безопасными для людей, животных и растений. Реагенты имеют хорошую растворимость, не оказывают негативное воздействие на дорожное покрытие, а специальные добавки предохраняют металлические изделия от коррозии, а обувь и одежду от порчи. Могут использоваться при экстремально низких температурах (до минус 40 градусов). Обладают пролонгированным действием.
По всем вопросам обращайтесь к менеджерам компании.
Источник