Способы борьбы с моральным риском оппортунизм

Содержание
  1. Способы борьбы с моральным риском оппортунизм
  2. Методы решения проблемы морального риска, границы их применимости.
  3. Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться (моральный риск и моральная угроза)
  4. Оппортунизм как следование экономического агента собственным интересам. Примеры оппортунизма в сделках по кредитованию, страхованию, поведении политиков до и после избрания. Моральный риск в менеджменте, меры по усилению контроля за выполнением контракта.
  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  6. Введение
  7. 1. Оппортунизм
  8. 2. Постконтрактный оппортунизм
  9. Что является содержанием контракта между принципалом и агентом? Наиболее распространенный ответ на этот вопрос состоит в том, что принципал поручает агенту выполнить некоторые действия в обмен на фиксированное вознаграждение, из-за чего они обозначаются так же, как, соответственно, поручитель и исполнитель. Однако это является частным случаем, поскольку круг возможных отношений, анализируемых при помощи моделей принципала и агента, гораздо шире и может включать в себя взаимодействия, в которых никто никому не дает никаких поручений, как например в классической для морального риска сфере страхования. Наиболее общим содержанием контракта скорее является распределение риска между принципалом и агентом, целесообразность которого вытекает из их различного отношения к риску. Если есть два экономических агента с различным отношением к риску, источником дополнительной полезности может быть такое распределение риска, при котором большая его часть возлагается на более склонного к риску.
  10. Это имело бы место, в частности, при получении менее склонным к риску фиксированной полезности, а более склонным к риску — ожидаемой полезности. Таким образом, различие в отношении к риску является необходимой предпосылкой постконтрактного оппортунизма, поскольку при отсутствии этого различия нет места самим контрактам, в рамках которых он мог бы возникнуть.
  11. Поскольку распределение риска представляет собой тот элемент содержания контрактов, который и является источником постконтрактного оппортунизма, наиболее наглядной сферой анализа данной проблемы является страхование. Поэтому не случайно, что именно благодаря изучению экономических эффектов медицинского страхования в статьях К.Дж. Эрроу (2004) и М. Поли (1968) данная проблема была открыта и получила современную постановку.
  12. Также, следствием постконтрактного оппортунизма является моральный риск, который имеет две главные разновидности, а именно моральный риск (со скрытыми действиями) и моральный риск в коллективе.
  13. 3. Моральный риск (моральная угроза) и его виды
  14. оппортунизм контракт менеджмент
  15. Моральный риск (моральная угроза), англ. — moral hazard — риск, возникающий в результате изменения поведения стороны по контракту. Проявляется в том, что одна из сторон по контракту меняет своё отношение к предмету контракта (осуществляет действия или бездействие), в результате чего увеличиваются риски для другой стороны.
  16. Моральный риск в страховании
  17. Моральный риск в финансах
  18. Моральный риск в менеджменте
  19. 4. Способы борьбы с моральным риском
  20. Заключение
  21. Список использованной литературы
  22. Подобные документы

Способы борьбы с моральным риском оппортунизм

г. Липецк, Россия

студент 4 курса экономического факультета ЛГТУ

г. Липецк, Россия, Kristina _ yan @ mail . ru

студент 3 курса кафедры дизайна ЛГТУ

Аннотация. В статье выявлена сущность понятия «оппортунистического поведения», проанализирована одна из форм оппортунистического поведения, которая носит название «моральный риск».

Ключевые слова: оппортунистическое поведение, моральный риск, внутренние издержки, внешние издержки, оплата по результату, мониторинг, отслеживание репутации.

В основе оппортунизма лежит несоблюдение условий контракта. Несоблюдение условий контракта связано обычно с несовпадением интересов экономических субъектов, обусловленным ограниченностью ресурсов, несовершенной информацией, которая лежит в основе контракта. Экономический агент стремится уклониться от условий контракта, потому что он ожидает получить определенную выгоду или удовлетворение своих интересов, тем самым он стремится выбрать ту или иную форму оппортунистического поведения.

Многие авторы выделяют две главные формы оппортунистического поведения. Эти формы носят названия «моральный риск» и «неблагоприятный отбор». Возникновение морального риска связано в том случае, если одна из сторон, заключившая договор, рассчитывает на другую, но на получение истинной информации требуется больших затрат. Самым известным примером поведения такого рода является отлынивание. Очень часто отлынивание встречается на работе, особенно в условиях совместного труда. Здесь можно столкнуться с проблемой определения деятельности каждого работника: работает ли он в полной мере и с полной отдачей, вносит ли он личный вклад в деятельность всей фирмы (завода, организации и т.д.). В данном случае даже использование искусственных измерений, например, таких как определение производительности труда работников не по результатам, а по затратам, к сожалению, окажутся неточными.

Многие организации, фирмы, учреждения пытаются бороться с оппортунизмом, они создают специальные структуры, которые всевозможными способами контролируют работников, следят за их поведением, а в случае оппортунистического поведения могут накладывать определенные наказания в виде штрафа, выговора и так далее.

Основная идея оппортунистического поведения получила толкование в рамках институционализма . Здесь оппортунизм представляет собой приверженность своим интересам и проявляется в форме обмана, лжи, воровства, мошенничества, коррупции. При этом в ущерб контрагенту, субъект стремиться удовлетворить свои собственные интересы, не смотря на ограниченные моральные устои. Кроме того, оппортунизм имеет два вида: предконтрактный и постконтрактный .

Один из участников при заключении контракта по разным причинам может нарушить его. В рамках неоинституциональной теории изучаются только те нарушения, которые носят преднамеренный характер и которые направлены на получение личной выгоды в ущерб партнеру.

Понятие «оппортунизм» ввел американский экономист Оливер Уильямсон во второй половине XX века. Он утверждал, что оппортунизм является самой сильной формой эгоистического поведения человека и включает в себя, как было уже отмечено выше, стремление удовлетворения своих интересов обманным путем в форме лжи, мошенничества, воровства.

Уильямсон отмечает, что данное поведение индивидов приводит к информационному неравенству, тем самым усложняется экономическое взаимодействие партнеров. Именно нарушение условий контракта, а также издержки, которые несет одна из сторон – являются следствием оппортунистического поведения. Оливер выделял предконтрактный и постконтрактный оппортунизм.

В свою очередь, возникновение предконтрактного оппортунизма связано еще до заключения контракта, и один из партнеров умышленно вводит другого в заблуждение. Возникновение постконтрактного оппортунизма связано с несоблюдением и нарушением контракта, который партнеры уже заключили, то есть на стадии исполнения контракта.

Чтобы охарактеризовать оппортунистическое поведение, выделяют его структурные элементы:

1) неопределенность информации, информационное преимущество только одной стороны, ухудшение отбора претендентов, изменение условий контракта, шпионаж и т.д. создает асимметрия информации;

2) несовпадение интересов контрагентов. Каждый из партнеров стремится удовлетворить свои личные интересы, если интересы партнеров совпадают, то не возникает благоприятный среды для оппртунизма . Только благодаря недобросовестному поведению одного из партнеров возникает несовпадение интересов;

3) на основе манипулирования асимметричной информацией возникает скрытый характер недобросовестного поведения;

4) при заключении сделки каждая сторона стремится увеличить свою выгоду в ущерб другому, соответственно выделяется такой элемент оппортунистического поведения, как ущерб контрагента;

5) преднамеренность действий означает, что партнеры осознанно совершают те или иные действия, осознанно используют сложившуюся ситуацию и не предоставляют полной информации о своих действиях, тем самым преднамеренно вводят в заблуждение для извлечения собственных выгод.

Таким образом, оппортунистическое поведение – это скрытое и преднамеренное действие одного из партнера, которое включает использование информационных преимуществ и направлено на удовлетворение собственных интересов в ущерб другому партнеру неоинституционального соглашения.

Существует такая форма оппортунистического поведения как моральный риск.

Моральный риск представляет собой использование экономическими агентами скрытой или неполной информации, для того чтобы максимизировать свою собственную полезность в ущерб другому агенту. Моральный риск возможен в нескольких случаях:

Читайте также:  Микстура с цитралью способ применения

1) если происходит несовпадение интересов исполнителя и заказчика одновременно;

2) если исполнитель застраховал свои действия от неблагоприятных последствий;

3) невозможность в полной мере осуществления заказчиком контроля и принуждения.

С моральным риском мы сталкиваемся постоянно. Студент может проводить рабочее время, выполняя не поручения начальства, а готовясь к экзамену или разговаривая по телефону с другом. У покупателя случилась поломка ноутбука, и он обращается в службу ремонта. Мастер сообщает о том, что из строя вышла дорогостоящая деталь и ее необходимо поменять. В свою очередь, покупатель должен принять решение, полагаясь на ту информацию, которую ему предоставили. Покупатель не обладает техническими знаниями и навыками, поэтому соглашается на ремонт и верит мастеру, хотя и может быть, что поломка была незначительной. Поэтому в данном случае можно столкнуться с проблемой морального риска.

Существуют механизмы борьбы с моральными рисками, которые разделяют на внутренние и внешние. Все они связны с дополнительными издержками. На рисунке 1 представлена общая схема борьбы с моральными рисками.

Источник

Методы решения проблемы морального риска, границы их применимости.

Способы борьбы с моральным риском можно разделить на 2 условные категории:

Внутренние (доступны заинтересованной стороне в рамках конкретного контракта и оплачиваемые непосредственно самими участниками контрактных отношений)

Внешние (обеспечиваются рынком или той средой, где данный контракт заключается)

Разберем внешние и внутренние механизмы борьбы с моральным риском на примере взаимоотношений собственника и наемного работника (менеджера).

1. оплата по результату. Идея – создать у агента (менеджера) стимулы к добросовестному поведению за счет возложения на него более полной ответственности за его действия и решения. Акционеры связывают зарплату не с усилиями менеджера, а с результатом работы (с помощью бонусов, комиссионных, оплаты акциями, оплаты в зависимости от цен на акции компании).

Неэффективное распределение рисков. Менеджеры предпочли бы получать фиксированный доход, а не доход, описывающийся функцией распределения с таким же математическим ожиданием.

Проблемы оценки некоторых видов деятельности

Снижение кооперации между менеджерами

Эволюция целей во времени: планирование от достигнутого результата, непостоянство усилий (год-стагнация, месяц- интенсивная работа)

Временные ограничения целей. Если время стимулирования не велико, то у менеджеров формируется ориентация на краткосрочные цели, если велико – снижение эффективности стимулов.

2. Мониторинг – измерение действительного вклада менеджера (проверка времени прихода и ухода с работы).

Очень высокие издержки проведения

Нет «идеала» работы менеджера

3. Реорганизация менеджмента или ротация кадров внутри фирмы. Менеджеры каждый период назначаются на разные участки работы с целью снизить эффект воздействия случайной составляющей на работу менеджера.

неполное решение проблемы

снижение эффективности из-за регулярной смены сферы деятельности (издержки адаптации)

ориентация менеджеров на краткосрочные цели на каждом участке работы

4. Сделай сам. Не нанимать менеджера, выполнить всю работу самому.

нет выгод от специализации

проблема безбилетника среди акционеров

5. Эффективная заработная плата, то есть уровень зарплаты выше, чем среднерыночный, и менеджеру есть что терять при увольнении/переходе на другую работу.

должно происходить в рамках одной фирмы

1. Угроза поглощения. Рынок корпоративного контроля. Команды менеджеров конкурируют за ресурсы компании. В случае неэффективной работы менеджеров возможно поглощение. В большинстве случаев это означает увольнение менеджеров. Часто – достаточный стимул.

ожидаемые издержки проведения поглощения (поиск потенциального объекта поглощения, прямые издержки на скупку акций)

вероятность получить проклятие победителя (переплата больше ожидаемой стоимости)

ожидаемые издержки улучшения функционирования поглощаемой компании (возможность текущего менеджмента следовать стратегии «наживемся»)

ожидаемые издержки, связанные с наличием акционеров-безбилетников (зачем продавать свои акции, пусть другие продают, а я подожду, пока акции компании после поглощения пойдут вверх)

ожидаемые издержки, связанные с возникновением проблемы лимоном (акционеры продадут свои акции только в том случае, если за них предложат цену выше, чем предполагаемая акционерами их стоимость)

ожидаемые издержки, связанные с существованием защиты от поглощений

иммунитет к поглощению некоторых фирм (государственное регулирование и размеры фирмы)

возможность неэффективного поглощения

2. Контроль кредиторов. Долги менее распылены, чем акции, поэтому у кредиторов больше стимулов к контролю. Возможный метод контроля – аудит фирмы.

слишком высокие издержки контроля

несовпадение целей кредиторов и целей акционеров (кредиторам важен возврат долгов, а акционерам – максимизация долгосрочной прибыли)

3. Угроза банкротства. Механизм схож с угрозой поглощения. В случае банкротства менеджеры лишаются работы, или вообще отстраняются от управления.

Следование менеджмента стратегии «наживы»

Снижение эффективности угрозы во времена бума и чрезмерный рост вероятности банкротства в периоды спада

Иммунитет к банкротству

Менеджер может влиять на возможность банкротства, так как он сам выбирает уровень долгового финансирования

4. Рынок труда менеджеров. Эффект репутации, карьерный рост, взаимный контроль менеджеров. Менеджеры сильнее ценят свое место работы, следовательно, готовы лучше работать. Уравнивание заработных плат менеджеров равного качества работы в долгосрочном периоде.

Увеличиваются стимулы к проявлению некооперативного поведения по отношению к коллегам

Менеджеры не склонны к риску по своей сути, а это еще больше увеличивает отвержение ими риска, как следствие возможно непринятие выгодных, но рисковых проектов

Возникновение стимулов на трату дополнительных ресурсов в ущерб работе на убеждение акционеров в своей хорошей работе

Забота о краткосрочной прибыли

Ни один из перечисленных механизмов полностью не решает проблему морального риска, для достижения лучшего результата фирмы часто используют несколько механизмов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться (моральный риск и моральная угроза)

Оппортунизм как следование экономического агента собственным интересам. Примеры оппортунизма в сделках по кредитованию, страхованию, поведении политиков до и после избрания. Моральный риск в менеджменте, меры по усилению контроля за выполнением контракта.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.01.2015
Размер файла 28,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

дисциплина: Институциональная экономика

тема: Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться (моральный риск и моральная угроза)

  • Введение
  • 1. Оппортунизм
  • 2. Постконтрактный оппортунизм
  • 3. Моральный риск (моральная угроза) и его виды
  • 4. Способы борьбы с моральным риском
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями и их защите, где под контрактом будет пониматься двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой стороны согласились на определенные взаимные обязательства.

Отличие контракта от обмена заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. В рамках неоинституционального анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов являются:

— естественный (экономический) риск;

— правовая и политическая структура общества.

В этой работе я рассмотрю постконтрактный оппорунтизм, методы борьбы с ним и моральные риски.

1. Оппортунизм

· термин, обозначающий не вранье, а некоторую недоговорку со стороны более осведомленного участника беседы, например: при заключении сделки партнерами, когда осведомленная сторона рассказывает о реальных плюсах, но умалчивает о достоверно известных ей минусах;

· стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;

· практика отказа от некоторых важных политических принципов, которые были предварительно выдвинуты, с целью достижения политической власти или усиления политического влияния;

· тенденция в мысли или практической политике, заключающаяся в стремлении набрать политический капитал и достичь частичной выгоды для того, чтобы завоевать доверие людей, демонстрируя твердые принципы или улучшая уровень политической сознательности масс;

· такое поведение человека, когда он преследует свою выгоду, пренебрегая общественным договором.

В современной экономической науке под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post (О. Уильямсон (1985)).

Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона.

Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им или ею предоставляется неполная или искаженная информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнера). Подобное поведение ведет к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection). Термин «неблагоприятный отбор» (adverse selection) происходит из страхового рынка (как мы уже указали выше) и обозначает ситуацию, когда за страховкой охотнее обращаются люди с серьезными заболеваниями и высоким риском получения этой страховки. Проявление этого феномена на финансовых рынках схоже с приведенным выше примером. Каждый случай, когда в ходе сделки одна из сторон осведомлена о сделке лучше другой, и является примером асимметричности информации. В банковской сфере особенно наглядно неблагоприятный отбор проявляется в сделках, связанных с кредитованием. В первую очередь за кредитом обращаются наименее надежные заемщики, которые отчетливо понимают, что у них могут возникнуть серьезные проблемы с возвратом долга. Они, конечно же, стараются скрыть истинное положение их финансовых дел от кредитора в целях высокой вероятности получения кредита. Если у банка отсутствует возможность различать подобных заемщиков «низкого» и «высокого» качества, то он поднимает ставку до уровня, промежуточного между ставками, которые могли быть предложены «высоконадежным» и «низконадежным» заемщикам по отдельности. Повышение ставки ведет к снижению спроса на кредит. В проигрыше оказывается банкир и «высоконадежные» заемщики, выигрывают заемщики «низкого» качества. Если ставка слишком высока, то банкир рискует остаться с заемщиками «низкого» качества и в полной мере насладиться проблемой «плохих» долгов. В крайней версии этой модели (так называемый «рынок лимонов», который описал Акерлоф) рынок коллапсирует. Для решения этой проблемы неблагоприятного отбора разработаны различные методы селекции заемщиков: по полу, возрасту, наличию и уровню образования, социальному статусу, уровню дохода, наличию собственного жилья, детей, семьи и т.д. Эти признаки могут соединяться в единый показатель, который и определяет принятие решения о предоставлении кредита. Эта процедура получила название «кредитный скоринг».

Однако в различных крайних ситуациях (например, в период кризиса) даже годами проверенные методики дают сбой, так как не берут в расчет различные особенности ситуации — к примеру, возможность потери заемщиком постоянной работы во время рецессии. Заемщики, в свою очередь, пытаются обойти существующие правила и методики, делая фиктивные справки с места работы. Также, во времена процветания розничного кредита возникает незаконная сфера услуг помощи подобным заемщикам. Одним из наиболее крайних случаев является использование украденных или утерянных паспортов.

Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищенности, а защищенный профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда. Данный тип оппортунизма — постконтрактный — и будет рассмотрен в данной работе.

Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наемными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения.

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост.

2. Постконтрактный оппортунизм


Что является содержанием контракта между принципалом и агентом? Наиболее распространенный ответ на этот вопрос состоит в том, что принципал поручает агенту выполнить некоторые действия в обмен на фиксированное вознаграждение, из-за чего они обозначаются так же, как, соответственно, поручитель и исполнитель. Однако это является частным случаем, поскольку круг возможных отношений, анализируемых при помощи моделей принципала и агента, гораздо шире и может включать в себя взаимодействия, в которых никто никому не дает никаких поручений, как например в классической для морального риска сфере страхования. Наиболее общим содержанием контракта скорее является распределение риска между принципалом и агентом, целесообразность которого вытекает из их различного отношения к риску. Если есть два экономических агента с различным отношением к риску, источником дополнительной полезности может быть такое распределение риска, при котором большая его часть возлагается на более склонного к риску.


Это имело бы место, в частности, при получении менее склонным к риску фиксированной полезности, а более склонным к риску — ожидаемой полезности. Таким образом, различие в отношении к риску является необходимой предпосылкой постконтрактного оппортунизма, поскольку при отсутствии этого различия нет места самим контрактам, в рамках которых он мог бы возникнуть.


Поскольку распределение риска представляет собой тот элемент содержания контрактов, который и является источником постконтрактного оппортунизма, наиболее наглядной сферой анализа данной проблемы является страхование. Поэтому не случайно, что именно благодаря изучению экономических эффектов медицинского страхования в статьях К.Дж. Эрроу (2004) и М. Поли (1968) данная проблема была открыта и получила современную постановку.


Также, следствием постконтрактного оппортунизма является моральный риск, который имеет две главные разновидности, а именно моральный риск (со скрытыми действиями) и моральный риск в коллективе.


3. Моральный риск (моральная угроза) и его виды


оппортунизм контракт менеджмент


Моральный риск (моральная угроза), англ. — moral hazard — риск, возникающий в результате изменения поведения стороны по контракту. Проявляется в том, что одна из сторон по контракту меняет своё отношение к предмету контракта (осуществляет действия или бездействие), в результате чего увеличиваются риски для другой стороны.


Моральный риск в страховании


Моральный риск в финансах


Моральный риск в менеджменте

— проблемы, являющиеся результатом скрытых действий;

— проблемы, возникающие как следствие скрытой информации.

Случай скрытых действий предполагает неспособность собственника наблюдать за тем, насколько усердно работает наёмный менеджер. Примером скрытой информации является ситуация, когда менеджер владеет не доступной для собственника информацией об альтернативных возможностях развития фирмы. В организации есть два основных вида морального риска, различие которых скорее связано с положением человека в организации — исполнитель он или менеджер.

1. Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением исполнителя.

Наемному работнику низшего уровня (исполнителю) свойственно увиливание, отлынивание от работы. Возможны два типа отлынивания от работы в зависимости от того, как, согласно контракту, организована оплата труда наемного работника, как она увязана с целями нанимателя.

Один тип — отлынивание при повременной оплате. В этом случае наемный работник будет искать «временные дыры», когда он сможет отлынивать. Причем они могут принимать разные формы. Можно говорить о добросовестном отлынивании, которое теснейшим образом связано с «потреблением на рабочем месте». Другой тип — отлынивание при сдельной оплате. В этом случае работник будет отлынивать за счет качества производимого им продукта. Он будет стараться расслабиться в процессе выполнения своих трудовых операций таким образом, чтобы сдавать приемщику работу минимально пригодного качества, отслеживая его по проверяемым параметрам. Скажем, зная, что есть три градации качества, он будет стараться оптимизировать свою работу между трудовыми затратами на изготовление единицы определенного качества и оценкой этих единиц в единицах его вознаграждения. Можно говорить и об отлынивании от работы человека интеллектуального труда (он будет это делать, если работа ему неинтересна); об отлынивании от работы менеджера или даже высшего менеджера.

2. Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера.

Можно выделить 4 основных формы морального риска у менеджеров.

§ потребление на рабочем месте;

§ инвестиции за счет дивидендов;

§ расширение операций за пределы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы;

Потребление на рабочем месте. Например, некая избыточность вложений в презентации свидетельствует об успешности фирмы так же, как благотворительность, которой она занимается. Если фирма не тратит ничего на благотворительность, ее положение вызывает большие сомнения. Данная проблема многократно обсуждалась, но однозначно она не решается — нельзя запретить «престижное» потребление.

Инвестиции за счет дивидендов. Собственникам самим нужно принимать решение, во что вкладывать свои средства. Менеджер должен, получив прибыль, оставить некую техническую прибыль на расширение производства, и отдать деньги собственникам предприятия. Последние, если фирма достаточно хороша, реинвестируют их в нее же. А менеджер, инвестирующий за счет дивидендов, ведет себя неправильно как с точки зрения эффективного распределения ресурсов, так и с точки зрения прав собственности.

Расширение операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы. Высшие менеджеры совершенно осознанно стремятся к расширению операций своей фирмы, исходя из личных интересов, а не из интересов фирмы, хотя их интересы и совпадают в плане диверсификации деятельности фирмы, обеспечения ею резервных вложений и во многом другом.

Противостояние поглощениям. Существуют «отравленные пилюли». Это специальные права акционеров (в особенности, крупных), в соответствии с которыми акционер в случае поглощения или каких-то непредвиденных событий имеет право выкупить по очень низкой стоимости некоторое количество акций фирмы. Вообще, это — институциональная форма противостояния поглощениям, форма неких гарантий фирмы в целом против них, и ничего плохого в «отравленных пилюлях» нет. Однако вопрос в том, кто их принимает. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, это нормально. Это означает четкое обязательство собственников компании оставаться в данной сфере деятельности, несмотря ни на что, даже под внешним давлением. Но совсем другое дело, если «отравленные пилюли» принимает правление компании, а не собрание акционеров. Это означает просто некое оппортунистическое поведение высшего менеджмента (правление, как правило, тесно ассоциируется с высшим менеджментом).

4. Способы борьбы с моральным риском

• увеличение объема контроля, т.е. увеличивая число показателей, по которым замеряется выход продукции;

• усложнение оценки в доверительном измерении, т.е. учитывая уже не просто наличие диплома об окончании ВУЗа, но и то, какой это ВУЗ, какого качества диплом, и т.д.;

• распространение на работников определенную долю прибыли (метод, альтернативный усилению контроля).

Предположим, на предприятии капитальные затраты равны 0, заработная плата — 100%, а прибыль — 25%. Вы решаете распределять 10% прибыли среди всех работников. Это значит, что предприятие будет перегрето капиталом, его прибыль будет ниже, чем у конкурентов, сократившись примерно на 1/3. В результате, вы будете вынуждены принять одно из двух решений:

— либо вы уйдете с рынка, потому что хозяйствуете неэффективно;

— либо вы перейдете к другой модели.

Суть этой другой модели такова: вы сохраняете прибыль равной 25%, капитальные затраты — 0, но зарплата теперь у вас будет состоять из постоянной части (90%) и переменной части (10%). Это наиболее реальный подход. Не бывает, чтобы предприятие просто перераспределило свою прибыль работникам ради их стимулирования. Следовательно, в равновесном состоянии зарплата останется той же самой, просто часть ее станет переменной. Понятно, что такой подход объективно стимулирует работника — он должен меньше отлынивать, потому что часть его зарплаты привязана к прибыли предприятия.

Согласно экономической теории, есть люди, которые готовы рисковать, есть люди, нейтральные к риску, и есть люди, которые риска не любят. Наемные работники — это те, кто уходит от риска. В ином случае они бы занялись предпринимательством, где риск выше. Предприниматель берет на себя переменную часть — он одалживает капитал и обязан выплатить фиксированный процент, даже если сам разорится. Итак, по сравнению с предпринимателями, наемные работники в меньшей степени предпочитают риск. Это значит, что наемные работники не захотят, чтобы часть их зарплаты стала величиной переменной. За риск они, скорее всего, потребуют 5-10% премии, что и показывают статистические исследования предприятий, применявших разные схемы оплаты труда. Из этих исследований следует, что уровень заработной платы по отношению к созданной прибыли в среднем выше как раз на тех предприятиях, где использовались упомянутые схемы. Поэтому сегодня предприятия стараются от них уходить, им это невыгодно. Далеко не везде человек склонен брать на себя риск, когда от его усилий результат зависит лишь в маржинальной доле, но не в целом.

Проблема стимулов для работника — одна из центральных проблем экономики труда. Уровень стимулов должен соответствовать трудовым усилиям, которые работник в состоянии обозреть. В противном случае стимулы перестают действовать. Рабочий может чувствовать какую-то связь между своими и общими результатами труда, максимум, в пределах цеха, поэтому цеховой хозрасчет на наших фабриках вполне успешно приживался. А показатели предприятия в целом трудовую активность работника не стимулируют и отлынивания от работы не уменьшают.

Заключение


Список использованной литературы

1. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. — Институциональная экономика: Курс лекций.

2. Агапова И.И. — Институциональная экономика: учебное пособие. — М., 2006.

3. Лемещенко П.С. — Институциональная экономика: учебное пособие. — Минск, 2003.

4. Википедия — Электронный ресурс — http://ru.wikipedia.org.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Причины возникновения и управленческие методы преодоления оппортунизма на современных предприятиях. Решение проблем предконтрактного, постконтрактного оппортунизма. Сокращение различных форм недобросовестного поведения и намерения персонала в организации.

реферат [20,1 K], добавлен 23.12.2014

Факторы, способствующие проявлению оппортунизма. Появление оппортунистического поведения в трудовых отношениях. Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага. Суть проблемы «безбилетника». Структура неоклассического контракта.

контрольная работа [17,1 K], добавлен 27.05.2012

Сущность оппортунистического поведения. Анализ подходов к определению оппортунистического поведения. Оппортунизм в рыночных трансакциях и внутри предприятия, связанный с поведением исполнителя. Предотвращение предконтрактного оппортунистского поведения.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 18.01.2015

Факторы, влияющие на физический и моральный износ. Коэффициенты, характеризующие степень износа. Обоснование экономической эффективности проведения гидравлического разрыва пласта. Анализ чувствительности данного проекта к возможным изменениям, к риску.

курсовая работа [501,2 K], добавлен 09.09.2014

Специфические трудности для современного состояния отечественной экономики. Понятие и определение экономического и производственного рисков. Сущность факторов риска невостребованности продукции. Меры и формы государственного вмешательства в экономику.

реферат [40,4 K], добавлен 13.12.2013

Источник

Оцените статью
Разные способы