Способы борьбы с молодежной безработицей

Способы борьбы с молодежной безработицей

Безработица является свойственным элементом жизни России, которая обеспечивает значительное влияние на социально-экономическое и политическое положение в стране. Незанятость сохраняется в сосредоточенности и у простого населения. Ресурсный потенциал изначально представляет собой абсолютно и относительно замкнутую систему. Абсолютная ограниченность ее связана с конечность планетарной территории, а относительная – с возможностью человека познавать свойства различных веществ и процессов с целью их практического применения [5, С. 87].

Молодёжь и безработица: о понятиях Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения. Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, демографическая группа людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.

В настоящее время по статистическим данным Росстата нетрудоустроенных в ряду молодого поколения за 2018 г. в нашей стране составляет 30%. Особо большой уровень незанятости можно отметить у выпускников школ в промежуток 15 — 19 лет (29,2 % городской молодежи и 25,6 % сельской молодежи). В числе молодежи в возрасте 20-24 года уровень безработицы доходит до 15%, в том числе и городские жители (12,6%), и сельское население (15%) [3]. Довольно небольшой уровень поколения сорокалетних: 2,5% в кругу городских и 5,5% сельских жителей. Безработица в числе молодого поколения превосходит уровень незанятости в окружении людей среднего возраста 30-49 лет в 3,7 раза. Уровень занятости населения к общей численности на 2018 г. в возрасте 15 лет и старше года сложился в размере 66,3%.

Причинами незанятости в молодежном обществе можно считать отсутствие изрядного опыта у молодого поколения. В связи с этим молодежь не востребована при приёме на работу и при сокращении штата первыми попадают под сокращение. Также еще одна причина – это плохая подготовка молодых специалистов. Не стоит забывать, что безработица зависит, как от безрассудной государственной политики, так и от изменчивых целей, важных для жизни. Невозможность трудоустроиться может привести не только к развитию депрессивного состояния, но и к расстройству социальных взаимоотношений в различных институтах рынка. Молодые люди в поиске источника дохода осуществляют необдуманные преступления разного вида, потому что нуждаются в средствах для пропитания и проживания. Степень дифференциации социальных слоев населения по уровню материального обеспечения необычайно велика. Как удалось нашему обществу за такой короткий период «полурыночных» отношений сформировать клан богатейших людей – ни для кого не является сегодня секретом [6, С. 43].

Было проведено исследование среди выпускников одного из вузов России, с целью выявления их положения на рынке труда после окончания университета. В нем приняли участие более 60 человек, лишь 47% которых смогли трудоустроиться после получения высшего образования. Однако 82% из них получили работу не по своей специальности, а не которые даже не пытались устроиться на вакансии, соответствующие их профессиональной подготовке. Основной причиной отрицания поиска работы по специальности стала низкая заработная плата. Среди остальных нетрудоустроенных молодых людей сыграли такие факторы, как: пассивность, продолжение обучения и семейная жизнь. Результаты исследования показали, что молодое поколение при поиске трудоустройства, в первую очередь, руководствуется хорошей заработной платой. Для того чтобы молодежь имела преимущество в поиске трудоустройства по специальности, нужны три весомых обстоятельства: благоприятные условия для экономического роста, его стабильность и целостная система государственных мер по повышению конкурентоспособности молодёжи на рынке труда [1]. У молодежи на всем трудовом рынке – самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую. Основные проблемы этого: 1. Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На фоне отсутствия четких представлений об уровне молодёжной занятости количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет. 2. Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку. 3. Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией. Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Читайте также:  Педагогическая коррекция способы коррекции

Не смотря на то, что проблему безработицы испытывает молодое поколение, с ней так же сталкивается и все население в целом. По официальным статистическим данным за апрель 2018 г. численность рабочей силы составляет 76,0 млн. человек, из которых безработных насчитывается 5%, а занятых экономической деятельностью 95% соответственно. Следовательно, уровень безработицы равен 4,9%. Проанализировав статистику за 2008-2017 г., можно увидеть, что данный показатель не выходил за предел 5%. По статистике безработица в России ни разу не становилась настолько масштабной проблематикой, как в 2009 году.

В таблице 1 представлена динамика изменения уровня безработицы за последние одиннадцать лет. Уровень безработицы в России за 2018 г. не вышел за пределы 5%, что указывает на незначительное улучшение тенденции развития экономики.

Таблица 1 – Статистические данные по уровню молодёжной безработицы

Источник

Счет в пользу граждан

Меры соцподдержки граждан Котяков обсудил с депутатами из «Единой России», большинство вопросов касалось как раз борьбы с бедностью и ростом безработицы. Эти два показателя связаны. Почти 20 млн человек, или 13,5% населения, в России являются бедными, заявил министр. Он признал, что ситуация на рынке труда у нас остается достаточно сложной. «Общее число безработных за период с марта по текущую дату выросла с 3,5 млн человек до 4,8 млн человек», — констатировал он.

Меры, принимаемые государством в этом направлении, носят комплексный характер, подчеркнул Котяков. Они начинаются с точечной поддержки отдельных категорий граждан и заканчиваются глобальными мероприятиями по восстановлению экономики. По линии минтруда — тоже широкий спектр мер, и одним из приоритетов стала как раз поддержка граждан, оказавшихся в сложной ситуации из-за потери работы. Для них власти пересмотрели размеры пособий — так, максимальные выплаты довели до МРОТ, то есть до 12 тыс. 130 рублей. К тому же для безработных граждан с детьми на период пандемии ввели выплаты по 3 тыс. рублей на ребенка (до 18 лет).

Министр уточнил, что пик роста безработицы пришелся на сентябрь, и теперь ситуация стабилизируется. В частности, благодаря мерам по поддержке занятости. На данный момент гражданам предоставлен выбор из 1,5 млн вакансий на портале «Работа в России», а регионы организуют временную занятость. С 2021 года, как рассказал Котяков, центры занятости по всей России начнут работать на единой платформе для формирования общей базы данных. Более эффективной станет и система повышения квалификации.

С учетом важности этих вопросов в правительстве решили сформировать федеральный проект по занятости, который, по словам Котякова, охватит все возрастные категории граждан. Он станет частью нацпроекта в сфере демографии.

В следующем году «по-настоящему системной» мерой поддержки станет социальный контракт, добавил министр — это произойдет благодаря софинансированию из федерального центра. Упор будет сделан на помощь гражданам в организации своего дела и развитии личного подсобного хозяйства. Планируется заключить порядка 1 млн социальных контрактов, отметил Котяков.

Читайте также:  9 способов снизить кровяное давление

Приоритет в сфере борьбы с бедностью — поддержка семей с детьми. Была расширена программа маткапитала, и в этом году более 900 тысяч семей получили такого рода помощь, почти треть из них — на первого ребенка. Котяков также напомнил о выплатах на детей от 3 до 16 лет (по 10 тыс. рублей) — их получили более 27,5 млн человек.

Источник

Омской области

Мероприятия по снижению безработицы

31.01.2019 Обычная важность

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

  • § стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • § льготное налогообложение,
  • § поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • § льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:

устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;

перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;

профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,

низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».

Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

· создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

Меры для борьбы со структурной безработицей:

С маргинальной безработицей:

С технологической безработицей:

С циклической безработицей:

  • · проведение стабилизационной политики;
  • · создание дополнительных рабочих мест государством.
  • · борьба с преступностью.
  • Читайте также:  Найдите значение каждого выражения тремя способами

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы