Способы борьбы с контрреформацией

История, 10 класс

Вопрос от Лев 1017 дней назад

Что такое контрреформация, её методы.

Контрреформация — период католического возрождения в XVI—XVII вв. Считается, что контрреформация началась во времена папы Пия IV в 1560 и продолжалась до 1648 года — момента окончания Тридцатилетней войны. Контрреформация включала в себя широкий спектр усилий по борьбе с протестантизмом. Выделяют пять направлений (методов борьбы с протестантизмом) деятельности контрреформации: 1. вероучение; 2. духовная и структурная перестройка; 3. монашеские ордена; 4. духовные движения; 5. политические аспекты. Одним из результатов этих усилий явилось основание первых католических семинарий, в которых будущие священники получали должные (с точки зрения католиков) наставления в духовной жизни и получали знание теологических традиций церкви. Была предпринята попытка вернуть монашеские ордена к их духовным истокам, были основаны новые духовные движения, которые должны были быть сосредоточены на духовной жизни и личностных отношениях со Спасителем. К середине XVI века города в Италии стали изгонять католиков. Некоторые кардиналы симпатизировали реформаторам, поэтому папам было необходимо провести контрреформацию. В 1524 году инквизиция была восстановлена в полном объёме, создан трибунал с неограниченной властью на территории любого католического государства. В середине XVI века издаётся Индекс запрещённых книг, согласно которому преследовался не только автор, но и продавец, и издатель, и читатель. Появляется новый монашеский орден иезуитов. Итог подвёл Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545—1563), он принял решение об отвержении протестантизма, поддержке тех, кто боролся против реформации, провёл реформу центральной католической власти, утвердив власть Папы как непререкаемую и унифицировал богослужение по епархиям.

Источник

Борьба католической церкви с реформацией

Распространение реформации в Европе

В XVI веке вслед за Германией реформация охватывает и другие европейские страны: Англию, Скандинавию и др. Здесь реформацию осуществили сами короли. Они закрыли монастыри, отняли у церкви её земли, раздали их дворянам. Церковь в этих странах перестала подчиняться римскому папе; её главой стал король.

Реформация произошла также в Швейцарии. Здесь особенно сильна была буржуазия. Поэтому не князья, как в Германии, и не короли, как в иных- странах, а буржуазия оказалась во главе реформации. Смелой швейцарской буржуазии, вождём которой был Кальвин, удалось осуществить то, чего не смогла сделать трусливая немецкая буржуазия: полностью подчинить себе церковь. Кальвинистская церковь управлялась выборными старейшинами из числа самых именитых горожан. Эта церковь благословляла богачей. Её проповедники учили, что богатому и удачливому бог покровительствует, а бедняков и неудачников он отвергает.

Сторонников реформации,протестовавших против власти папы, называли протестантами. Среди них возникли, как мы видим, два главных течения:

  • лютеранство и
  • кальвинизм.

Лютеранство, помимо Северной Германии, стало господствовать в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания; кальвинизм распространился в Нидерландах и Франции. Много протестантов появилось в Англии.

Так в XVI веке раскололась и ослабла католическая церковь. И хотя протестантская церковь была далека от бедняков и служила буржуазии, ослабление католицизма сильно испугало папу римского и его сторонников.

Борьба папства против реформации.

Силы католической церкви были далеко ещё не сломлены- Она по-прежнему господствовала реформации. в Испании и её колониях, в Португалии, Италии, Польше, Франции, Южной Германии. Оправившись от полученных ударов, католическая церковь перешла в контрнаступление против реформации. С новой силой задымились костры инквизиции. В Риме был учреждён центральный

инквизиционный суд, который разбирал дела наиболее опасных для церкви еретиков. Был составлен список запрещённых книг, за чтение которых людям грозило предание суду инквизиции. Этот список существует и пополняется римскими папами и ныне. В него папы вносят в первую очередь произведения передовых учёных и писателей, подрывающие религию, развивающие науку, защищающие интересы трудящихся.

Наконец, для борьбы с реформацией католической церковью была создана боевая монашеская организация — орден иезуитов (от латинского слова «Иезус» — Иисус). Иезуиты не были похожи на других монахов. Они не жили в монастырях, не носили специальной одежды. Внешне они ничем не отличались от обычных людей. Иезуиты стремились войти в доверие королей, знати, богачей и простых людей, чтобы тайно направлять их деятельность в интересах католической церкви.

Иезуиты не брезговали ничем. «Цель оправдывает средства» гласил их девиз. Они широко использовали обман и предательство, подкуп и клевету, шпионаж и тайные убийства. Глава иезуитов («генерал ордена») обладал неограниченной властью и подчинялся лишь одному папе. Среди иезуитов царили строжайшая дисциплина и беспрекословное послушание. «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно признать это» — таково было правило иезуитов.

Орден иезуитов был очень богат. Иезуитам принадлежали огромные земли, промышленные предприятия, корабли. Члены ордена занимались ростовщичеством, выманивали у богачей завещания в пользу ордена. Богатства иезуитов использовались ими для пропаганды католицизма, подкупа нужных людей и содержания наёмных убийц.

Чтобы завербовать церкви большее число приверженцев, иезуиты создавали свои школы. Воспитанники этих школ на всю жизнь становились послушными рабами церкви.

Иезуиты помогали католическим государствам в борьбе против других стран. В начале XVII века они были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили в начале XVII века короля, который провозгласил равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке иезуиты захватили целую страну — Парагвай и сделали её оплотом колониального гнёта, закрепощали индейцев, жестоко подавляли их восстания.

Читайте также:  Капитальный ремонт способы накопления

Орден иезуитов существует и поныне. В наше время иезуиты — верные слуги империализма и реакции, злейшие враги коммунизма.

Варфоломеевская ночь.

в Одним из самых чёрных дел католической церкви было массовое убийство французских протестантов (их называли «гугенотами»), известное под названием Варфоломеевской ночи.

Во Франции католическая церковь сохранила своё господство, но её положение сильно пошатнулось. Среди горожан распространялось протестантское учение. Многие феодалы, недовольные сильной властью короля, тоже перешли в протестантство.

Королевское правительство поддерживало католическую церковь и искало случая, чтобы расправиться с гугенотами. В 1572 году в Париж съехалось много гугенотов на свадьбу принца, их вождя, с сестрой короля. Католики решили воспользоваться этим и разом покончить с «еретиками».

В ночь на 24 августа (под праздник «святого Варфоломея») зазвонили колокола всех парижских церквей. Это был условный сигнал. Вооружённые католики напали на ничего не подозревавших гугенотов, на домах которых еще накануне были нарисованы мелом кресты. Началась страшная резня. Гугенотов рубили алебардами, пронзали шпагами, выбрасывали из окон, топили в Сене. В последующие дни резня перебросилась в провинцию. За две недели во Франции было убито несколько десятков тысяч человек.

Римский папа пришёл в восторг, узнав о Варфоломеевской ночи. Он велел служить благодарственные молебны, палить из пушек и зажечь в Риме праздничную иллюминацию. По его приказу в память об этой резне была выбита медаль с надписью «Убийство гугенотов».

Такими методами католическая церковь пыталась упрочить свое пошатнувшееся положение.

ПРИЛОЖЕНИЕ — ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ В ОПИСАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ИСТОРИКА

Избиение гугенотов, начавшееся в Лувре , распространилось по всему городу; придворные и солдаты, зачинщики кровавого дела, покончив с дворянами-протестантами, с которыми они пировали накануне, перешли к убийству других: городского начальства, судей, ремесленников, подозреваемых в ереси. Тут было общее предательство. Один выдавал своего соседа, другой — врага или родственника от которого ждал наследства.

  1. Одних убивали в их жилищах, заставляя отдать сперва всё имущество как бы для спасения жизни;
  2. других тащили в тюрьмы;
  3. но большую часть последних убивали на улицах, бросая трупы в реку.

Представьте себе улицы, вымощенные трупами; оглушительный шум, проклятия убийц, вопли жертв, неумолкаемый грохот пистолетных выстрелов; треск выламываемых дверей и окон, из которых выбрасываются обезглавленные трупы, падающие на улицу с каким-то странным свистом; телеги, нагруженные награбленной добычей и мертвецами, которых спешат бросить в реку, когда со всех сторон струятся кровавые потоки. Утончённый придворный так же спокойно убивал и грабил, как и бродяга. Принцы и сам король воспользовались десятой частью награбленного у богатых ювелиров. Вельможи оканчивали свои судебные процессы ударом кинжала.

Источник

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковь — комплекс мер по реорганизации структуры Римско-католической церкви, упорядочению отделений положений её вероучения, принятых в середине XVI-XVII веков в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей.

Тер­мин «контрреформация» вве­дён в XIX веке Л. фон Ран­ке.

Контрреформации пред­ше­ст­во­ва­ли по­пыт­ки Церк­ви осу­ще­ст­вить ряд вто­ро­сте­пен­ных ре­форм (по­ста­нов­ле­ния V Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра 1512-1517 годы; бул­лы па­пы Льва X, «Про­ект ис­прав­ле­ния церк­ви», раз­ра­бо­тан­ный в 1536-1537 годы ко­мис­си­ей кар­ди­на­ла Г. Кон­та­ри­ни), ко­то­рые, од­на­ко, не име­ли ус­пе­ха. Пы­та­ясь про­ти­во­дей­ст­во­вать ре­фор­мационному дви­же­нию, пап­ст­во пер­во­на­чаль­но при­бе­га­ло к ана­фе­мам и ин­тер­дик­там, об­ра­ща­лось за по­мо­щью к свет­ским вла­стям Свя­щен­ной Римской им­пе­рии.

В 1540-х годах Римская ку­рия от­верг­ла идеи ра­ди­каль­но­го об­нов­ле­ния ка­то­ли­циз­ма. С это­го вре­ме­ни контрреформация оп­ре­де­ля­ла все основные сто­ро­ны жиз­ни Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Боль­шая роль в осу­ще­ст­в­ле­нии контрреформации от­во­ди­лась но­вым ор­де­нам мо­на­ше­ским и кон­гре­га­ци­ям ре­ли­ги­оз­ным — ие­зуи­там, ка­маль­ду­лам (ос­но­ва­на в XI веке как ветвь бе­не­дик­тин­цев, ре­ор­га­ни­зо­ва­на в середине XVI века), ка­пу­ци­нам, теа­тин­цам (1524 год), ур­су­лин­кам, брать­ям ми­ло­сер­дия (1540 год, ли­к­ви­ди­ро­ван в 1790 году), вар­на­ви­там, со­мас­кам (1540 год), ора­то­ри­ан­цам. Об­щим для этих ор­де­нов бы­ло воз­вра­ще­ние к стро­гой ас­ке­зе, пас­тыр­ская, об­ра­зо­ват. и бла­го­тво­рит. дея­тель­ность в ми­ру.

В 1542 году для борь­бы с ре­лигиозным ина­ко­мыс­ли­ем в Ри­ме соз­да­на «Свя­тая кон­гре­га­ция» с не­ог­ра­ниченной вла­стью в де­лах ве­ры и юрис­дик­ци­ей, рас­про­стра­няв­шей­ся на все ка­то­лические го­су­дар­ст­ва (см. Ин­кви­зи­ция). Дея­тель­ность ин­кви­зи­ции до­пол­ня­лась стро­жай­шей книж­ной цен­зу­рой. В 1543 году кар­ди­нал Дж. Ка­раф­фа за­пре­тил пе­ча­тать лю­бые со­чи­не­ния без доз­во­ле­ния ин­кви­зи­то­ров, над­зи­рав­ших так­же за тор­гов­лей кни­га­ми и их пе­ре­сыл­кой.

Пер­вые ка­та­ло­ги за­пре­щён­ных книг бы­ли со­став­ле­ны по ини­циа­ти­ве ме­ст­ных цер­ков­ных вла­стей в го­ро­дах Лё­вен, Па­риж, Ве­не­ция, Фло­рен­ция и Ми­лан. В 1559 году в Ри­ме из­дан «Ин­декс за­пре­щён­ных книг», обя­за­тель­ный уже для всех ка­то­лич. го­су­дарств. В 1564 па­па Пий IV (1560-1565 годы) из­дал его пе­ре­ра­бо­тан­ный ва­ри­ант — Три­дент­ский ин­декс (см. в ст. «Ин­декс за­пре­щён­ных книг»). В не­го во­шли в т. ч. не­ко­то­рые одоб­рен­ные ра­нее Цер­ко­вью кни­ги и да­же «Про­ект ис­прав­ле­ния церк­ви», од­ним из со­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го был сам Ка­раф­фа. За­ко­ны о книж­ной цен­зу­ре пре­ду­смат­ри­ва­ли ин­кви­зиц. пре­сле­до­ва­ние из­да­те­лей, тор­гов­цев, а так­же ча­ст­ных лиц за чте­ние, хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние за­пре­щён­ных книг.

Окон­ча­тель­ная кон­со­ли­да­ция сил контрреформации про­изош­ла на Три­дент­ском со­бо­ре (1545-1563 годы), при­знав­шем пра­во па­пы Рим­ско­го на не­ог­ра­нич. власть над ка­то­лической цер­ко­вью, а так­же за­кре­пив­шем всю дог­ма­тическую ос­но­ву и ор­га­ни­зационную струк­ту­ру Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Бы­ли под­тверж­де­ны ав­то­ри­тет цер­ков­но­го Пре­да­ния (на­ря­ду со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем), ау­тен­тич­ность латинского пе­ре­во­да Биб­лии, уточ­не­ны дог­ма­тического уче­ния о гре­хе пер­во­род­ном, оп­рав­да­нии, цер­ков­ных та­ин­ст­вах, чис­ти­ли­ще, по­чи­та­нии свя­тых, их мо­щей и икон. Тем са­мым бы­ли за­кре­п­ле­ны ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия с про­тес­тан­та­ми.

Читайте также:  Способы быстрого приготовления браги

Об­щая ре­фор­ма управ­ле­ния, дек­ла­ри­ро­ван­ная со­бо­ром, пре­ду­смат­ри­ва­ла пра­ви­ла на­зна­че­ния и оп­ре­де­ля­ла круг обя­зан­но­стей пре­ла­тов, пред­пи­сы­ва­ла уси­ле­ние епи­скоп­ско­го над­зо­ра за по­до­печ­ным ду­хо­вен­ст­вом, ре­ор­га­ни­за­цию со­бор­ных ка­пи­ту­лов и мо­на­ше­ских ор­де­нов. Вво­ди­лись ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, а так­же зло­упот­реб­ле­ний, свя­зан­ных с ин­дуль­ген­ция­ми, вос­пре­ща­лись не­по­тизм, си­мо­ния, со­сре­до­то­че­ние в од­них ру­ках не­сколь­ких бе­не­фи­ци­ев. По окон­ча­нии со­бо­ра па­па Пий IV ут­вер­дил его по­ста­нов­ле­ния, со­хра­нив за со­бой ис­клю­чительное пра­во их тол­ко­ва­ния (январь 1564 год).

В середине XVI века Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь взя­ла курс на по­все­ме­ст­ное вос­ста­нов­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, ак­тив­но вме­ши­ва­ясь в борь­бу различных об­щественных сил. В на­след­ст­вен­ных вла­де­ни­ях Габс­бур­гов и верх­не­не­мец­ких кня­же­ст­вах она под­дер­жи­ва­ла го­су­да­рей в их про­ти­во­стоя­нии с со­сло­вия­ми; в Анг­лии, Ир­лан­дии и Фран­ции по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ла ан­ти­пра­ви­тельственной ка­то­лической оп­по­зи­ции; в вал­лон­ских про­вин­ци­ях Ни­дер­лан­дов — дво­рян­ст­ву и кре­сть­я­нам; в рейн­ских зем­лях — за­жи­точ­ным го­ро­жа­нам.

Главным по­ли­тическим со­юз­ни­ком Церк­ви в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки контрреформации ста­ла аб­со­лю­ти­ст­ская власть как в круп­ных государствах Ев­ро­пы — Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Свя­щен­ной Римской им­пе­рии, Фран­ции, так и в мел­ко­дер­жав­ных вла­де­ни­ях Южной Гер­ма­нии и Ита­лии. Контрреформация не име­ла ус­пе­ха в Скан­ди­на­вии, где Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь пол­но­стью ут­ра­ти­ла свои по­зи­ции, а так­же в Анг­лии и Шот­лан­дии.

Контрреформация ока­за­ла зна­чительное влия­ние на куль­ту­ру Воз­ро­ж­де­ния, пре­ж­де все­го в Ита­лии. Пре­сле­дуя лю­бые от­сту­п­ле­ния от ка­то­лических дог­ма­тов и про­яв­ле­ния воль­но­дум­ст­ва в свет­ском об­ще­ст­ве, Цер­ковь в то же вре­мя ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ла дос­ти­же­ния ре­нес­санс­ной куль­ту­ры.

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Читайте также:  Способом защиты семейных прав не является тест

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Контрреформация

Папа Римский во главе всех последователей католицизма не желал мириться с распространением учений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подрывали авторитет римско-католической церкви, а это означало потерю неограниченной власти и несметных богатств.

Чтобы возвратить престиж католицизма папа римский организует Контрреформацию — борьбу католической церкви за восстановление ее власти в европейском обществе. Контрреформация в Европе началась с организации в 1534 году Ордена Святого Игнатия (Ордена Иезуитов). Чтобы возродить престиж католической веры члены Ордена Иезуитов вели проповедническую деятельность, воспитывали подрастающее поколение, занимались благотворительностью. Папа Римский заранее прощал членам ордена все грехи, если их действия (пусть даже убийство) были направлены на распространение Контрреформации в Европе.

Источник

Оцените статью
Разные способы