Способы борьбы с контрафактом

Способы выявления контрафактной продукции и борьбы с ней

Покупать настоящую фирменную вещь

уже нет смысла, потому что в душном

и набитом вагоне метро

поддельный «Бреге» смотрится лучше настоящего

Вводная цитата в моей статье подобрана не случайно, поскольку многие люди в погоне за одеждой, часами, модными девайсами стремятся получить товары известных брендов, которые зачастую не доступны человеку со средним заработком, в связи с их высокой стоимостью.

А ведь так хотелось бы иметь в своем гардеробе одежду от известного итальянского дизайнера, телефон производства одной фруктовой американской компании или часы с надписью «made in Switzerland».

Однако за низкой или относительно низкой ценой товара под известным брендом, как правило, скрывается подделка.

Тема настоящей статьи выбрана мной с той целью, чтобы вкратце рассказать о способах выявления контрафактной продукции и методах борьбы с контрафактом, применяемых правообладателями.

Вероятней всего термин «контрафакт» является словом, заимствованным из английского языка (от «counterfeit» – подделка, фальшивка), однако существует мнение, что корни данного термина ведут к французскому языку и, что образован он от «contrefaçon», что также обозначает подделку.

Так и есть, изначально контрафактом называли именно поддельную продукцию, но постепенно данный термин приобрел неотъемлемую на данный момент особенность, что такая подделка обязательно должна сопровождаться нарушением интеллектуальных прав.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» было указано, что: контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

С принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) в качестве контрафактных признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, которые приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство (пункт 4 статьи 1252 ГК РФ).

Кроме того, контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ).

Стоит отметить, что если говорить о контрафактном товаре, на котором незаконно размещен товарный знак, то во взаимосвязи со статьями 1252, 1484 и 1487 ГК РФ названные законоположения позволяют относить к контрафактным как поддельную продукцию, так и товар, снабженный законным товарным знаком, но импортированный на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя (параллельный импорт).

На параллельном импорте в этой статье я отдельно останавливаться не буду, потому что этот вопрос, по моему мнению, лежит больше в плоскости политической, чем в правовой. Основной акцент я хотел бы поставить на выявлении на рынке поддельной продукции, которая не имеет и никогда не имела никакого отношения к правообладателю.

Проблема контрафакта в наше время стоит очень остро, поскольку она затрагивает не только интересы правообладателей, но и негативно сказывается на потребителях.

Производители и продавцы оригинального товара несут убытки, в связи с тем, что на рынке появляются дельцы, которые продают поддельную продукцию, используя известность и репутацию раскрученного бренда или, не вкладывая средств на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, производят и продают товар, в котором использован чужой патент или объект авторского права.

Для потребителей, которые стремятся сэкономить, приобретая дешевый, заведомо поддельный товар, самое незначительное разочарование – это быстрый выход из строя такой покупки, приход в негодность из-за низкого качества изделия, но имеются случаи и с более печальным исходом, если речь идет о контрафактной алкогольной продукции.

Крупные холдинги, международные корпорации, обладающие известностью в мире, стремятся вести бой с продавцами и производителями контрафакта, поскольку цифры, которые сопровождают ведение деятельности по продаже контрафакта, поражают.

Так, Федеральная таможенная служба в 2017 году предотвратила ущерб от ввоза контрафактной продукции к чемпионату мира по футболу 2018 года на 4,5 млрд. рублей.

В 2018 году в Европейском Союзе доля контрафакта возросла с 6% до 8%. Убытки от контрафакта по странам составили: Франция – 6,8 млрд евро, Великобритания – 9,2 млрд евро, Германия – 8,3 млрд евро.

Большая часть всей контрафактной продукции в мире, по данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, производится в Китае, Турции, Сингапуре, Таиланде и Индии.

Если перейти из теоретической в практическую плоскость рассмотрения темы настоящей статьи, то я хотел бы дать несколько советов потребителям, а вернее предложить обращать внимание перед покупкой на несколько критериев, которые позволят отличить оригинальный товар от контрафактного, а именно:

— цена оригинальной продукции гораздо всегда выше контрафактной, порой в разы. Швейцарские часы не будут стоить 100 $, какие бы акции и скидки не были озвучены продавцом;

— низкое качество продукции (следы клея, неровные швы, разная длина штанин, несоответствие размеров одежды международным стандартам);

— покупателей должно настораживать наличие «брендовых» товаров в ларьках и на рынках, на неизвестных сайтах или группах в социальных сетях, не имеющих отношения к правообладателю.

Указанные выше критерии также применяются и правообладателями при выявлении контрафактной продукции. Вместе с тем правообладатели, стараясь оградить себя от возможных подделок, принимают превентивные меры для защиты своего товара от подделок, используют и иные инструменты и способы, которые впоследствии применяются для того, чтобы в огромной массе продаваемых товаров отсеять свой товар от подделки и привлечь нарушителя к ответу.

Для того, чтобы обезопасить себя от подделки своей продукции или постараться минимизировать объемы этих подделок правообладатели пытаются привнести оформление товара нечто такое, что затруднительно воспроизвести.

Читайте также:  Klapp clean active enzyme peeling способ применения

Как правило это выражается в том, что в упаковку товара, в полиграфическое исполнение этикеток, технологию производства вводят элементы защиты, к которым относятся защитные голограммы, водяные знаки, микронадписи, не подлежащие оптическому копированию, скрытые изображения, видимые только с помощью специальных приборов; использование индивидуальных номеров, по которым можно отследить партию товара, страну его назначения, и иные.

Указанные инструменты позволяют правообладателям разделять товар на «свой» / «чужой» и облегчают доказывание факта нарушения в суде.

Вместе с тем, прежде чем начать разделять и идти в суд, для начала необходимо выявить местонахождение контрафактного товара, это можно сделать при помощи следующих инструментов:

  • Мониторинг сети Интернет на предмет выявления фактов предложения к продаже товаров, обладающих признаками контрафактности, в том числе при помощи специального программного обеспечения;
  • Анализ товаров в предприятиях торговли, в том числе с привлечением правоохранительных органов, частных детективов;
  • Включение товарного знака, наименования мест происхождения товаров, объекта авторского права (например, дизайна упаковки товара) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС).

При этом, включив свои объекты интеллектуальной собственности в ТРОИС, правообладатель приобретает ряд инструментов по борьбе с нарушителями, он может:

  • направлять в таможенный орган письменные запреты на ввоз товара;
  • через суд инициировать принятие предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста на контрафактный товар;
  • посредством таможенных органов привлекать нарушителя к ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ (в том случае если не параллельный импорт);
  • материалы, собранные таможенным органом в ходе административного производства можно использовать в качестве доказательств при подаче иска к нарушителю об уничтожении контрафактного товара и взыскании компенсации.

В качестве основных, хорошо изученных и, достаточно предсказуемо работающих способов борьбы с контрафактом, можно назвать следующие:

Таможенный орган. Результат – привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на граждан от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей
  • на юридических лиц от 50 000 до 200 000 рублей

Возможно применение меры ответственности в виде конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Полиция. Результат – привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 10 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 50 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 100 000 рублей.

Возможно привлечение к уголовной ответственности на основании статьи 180 УК РФ, при условии, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (свыше 250 000 рублей).

Антимонопольный орган. Результат Получение решения антимонопольного органа, предписывающего прекратить нарушение. Привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Суд. Привлечение к гражданско-правовой ответственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требований. Результатом рассмотрения судом искового заявления в том числе, но не ограничиваясь может быть решение, предписывающее:

— выплатить компенсацию за нарушение исключительного права. При этом способы расчета компенсации могут варьироваться в зависимости от того, в защиту какого объекта интеллектуальной собственности обратился правообладатель.

— прекратить действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения. Такое решение принимается в отношении лица, совершающего такие действия или осуществляющего необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия,

— изъять из оборота и уничтожить без какой бы то ни было компенсации материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том случае если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение таких материальных носителей приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.

Как вы видите способы выявления и методы борьбы с контрафактной продукцией достаточно различные. Выбор того или иного инструмента в борьбе с нарушителями зависит от различных факторов, таких как вид и особенности товара, способ его ввода в гражданский оборот, уловки и ухищрения нарушителей и иные факторы.

Вместе с тем умелое владение всеми перечисленными способами, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим ввиду развития средств защиты, позволит вести эффективную борьбу с контрафактом и его распространителями.

Источник

Контрафакт в России и борьба с ним

Контрафактной продукцией называется продукция, произведенная с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Контрафакт нарушает исключительные права на товарный знак. Согласно законодательству, импорт считается контрафактом, если на продукции незаконно размещают чужие товарные знаки, или схожие с ними обозначения, что вводи покупателей в заблуждение.

Другой распространенный вид контрафакта, когда подделывается только внешний вид (форма, оформление) известного товара с нанесением не идентичного товарного знака.

Также контрафактная продукция может нарушать авторские права и исключительные права владельцев различных произведений. В этом случае мы имеем дело с «пиратством», незаконным распространением аудиовизуальной продукции, книг, программ для ЭВМ.

Риск появления контрафактной продукции не исключен и для владельцев патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Такой контрафакт появляется значительно реже, так как некоторые устройства воспроизвести достаточно сложно.

Федеральная таможенная служба и правоохранительные органы ведут активное противодействие контрафакту. За 2015 год было выявлено более 18,1 млн единиц такой продукции и предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд рублей.

Читайте также:  Способы построения правильного пятиугольника

В первом квартале 2016 года темпы выявления контрафакта увеличились: было выявлено 13,3 млн единиц продукции, возбуждено 219 дел об административных правонарушениях. Размер предотвращенного ущерба правообладателей составил 1,4 млрд рублей.

Какие товары чаще всего подделывают

По статистике чаще всего как в России, так и во всем мире подделывают алкоголь, косметику, одежду и обувь, продукты питания, а также медицинские препараты.

Контрафактная продукция производится на территории России, а также импортируется из-за рубежа. В зависимости от места производства продукции зависят меры борьбы с контрафактом.

Как бороться с контрафактом

Ситуация №1. Если контрафакт импортируется из-за рубежа

Один из способов защитить свою продукцию от подделок – внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Если Ваш знак включен в ТРОИС, то во время провоза партии контрафактного товара через таможенный пункт, представители таможни, обнаружив признаки контрафакта, уведомляют правообладателя знака о наличии факта нарушения его прав. Владелец товарного знака получает не только возможность предотвращения ввоза контрафактных товаров на российский рынок, но также информацию о нарушителе, а также объеме нарушения. Данная информация поможет взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака.

Ситуация №2. Если контрафакт производится на территории России

Если Вы обнаружили подделку своей продукции, произведенную в России, Вам нужно подать иск в арбитражный суд. Вы сможете добиться запрета незаконного использования Вашего товарного знака и взыскания убытков, либо компенсации ущерба. Также Вы можете подать заявление в УФАС и привлечь нарушителя к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию.

Защита от контрафакта с помощью Федерального Патентного Бюро «Гардиум»

Борьба с контрафактом – одно из направлений практики ФПБ «Гардиум». Бюро регулярно помогает клиентам решать проблемы, связанные с распространением поддельной продукции, как в Москве, так и по всей России.

Пресечение распространения контрафакта состоит из нескольких этапов. При выявлении нарушения проводится экспертиза контрафакта – определяется, нарушаются ли права на товарный знак или патент. Проверкой контрафакта на наличие нарушений занимаются опытные патентные поверенные.

Очень важно правильно определить нарушителя, который будет привлекаться к ответственности. В случае неверного определения нарушителя процесс запрета продажи контрафакта и взыскания компенсации может затянуться

Для взыскания компенсации нужно будет доказать объем проданной продукции. Информация о количестве реализованного товара должна быть подтверждена документально. Чаще всего именно подтверждение объема – одна из самых сложных задач при последующем взыскании компенсации.

Для пресечения нарушения и предотвращения повторения в будущем подается заявление в антимонопольные органы. Для взыскания компенсации за незаконное использование исключительных прав заявление подается в Арбитражный суд по месту регистрации нарушителя.

Судебная практика Патентно-адвокатского бюро «Гардиум» по контрафакту

Если Вы уверены, что Ваши права нарушаются, и на рынок поступает контрафактная продукция, Вы можете подать на нарушителя в суд. ФПБ «Гардиум» имеет большой опыт отстаивания интересов клиентов в судах по делам, связанным с контрафактной продукцией. Вот несколько таких дел.

Примеры дел нашей компании по борьбе с контрафактом Лого
Пример №1. Автоателье «B&M» запатентовало чехлы для сидений автомобилей, оснащенных боковыми подушками безопасности. ООО «Росшвейнгрупп «Автопилот» без разрешения владельца патента начало использование запатентованного технического решения в производстве авточехлов под своим торговым знаком. ФПБ «Гардиум» доказало в Федеральной антимонопольной службе незаконность использования технического решения, чехлы производства «Росшвейнгрупп «Автопилот» были признаны контрафактными. Ей был вынесен запрет на использование патента. Нарушитель подал жалобу, а затем и аппеляцию, которые остались без удовлетворения.
Пример №2. Компания «Продинко», производитель продуктов питания, обратилась в ФПБ «Гардиум» с задачей пресечения незаконного использования товарных знаков клиента компанией «Фабрика Злата». Бюро доказало в суде, что изображения на товарных знаках являются сходными до степени смешения, а сами товары «Фабрики Злата» – контрафактом. Суд запретил компании использовать спорный товарный знак, и взыскал компенсацию.
Пример №3. В ФПБ «Гардиум» обратилась «Фабрика мороженого «Славица», владеющая товарным знаком «Советские» с просьбой подать иск в арбитражный суд, так как компания «Продукт «Чистая линия» нарушает права на этот товарный знак. Ранее клиент уже проиграл в суде дело по этому товарному знаку. Бюро, используя опрос ВЦИОМ, удалось доказать сходство товарных знаков. Суд признал товар компании «Чистая линия» контрафактным, запретил компании использование этого товарного знака и взыскал компенсацию.

Ответственность за распространение контрафакта

Торговля контрафактом в России влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется соответственно Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. К ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица.

Виды ответственности за распространение контрафакта

Административная ответственность за нарушение прав

№ статьи Ответственность
Статья 7.12 КоАП РФ. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными влечет конфискацию контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения, а также наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1 500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.

Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.
Статья 14.10 КоАП РФ. Незаконное использование товарного знака Незаконное использование чужого товарного знака влечет конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, а также наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц от 50 000 до 200 000 рублей.

Производство в целях сбыта, либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, влечет конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, а также материалов и оборудования, используемых для их производства и наложение административного штрафа:

  • на граждан в двукратном размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — в трехкратном размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — в пятикратном размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 100 000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение прав

№ статьи Ответственность
Статья 146 УК РФ. Нарушение авторских и смежных прав Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере* влечет наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на тот же срок. Те же деяния, если они совершены:
  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • в особо крупном размере;
  • лицом с использованием своего служебного положения.

наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового.

*Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 рублей, а в особо крупном размере – 1 000 000 рублей.

Статья 147 УК РФ. Нарушение изобретательских и патентных прав

Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 180 УК РФ. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) Незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб*, наказывается:
  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет,
  • либо обязательными работами на срок до 480 часов,
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет,
  • либо принудительными работами на срок до 2 лет,
  • либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается:

  • штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года,
  • либо обязательными работами на срок до 360 часов,
  • либо исправительными работами на срок до 1 года.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются:

  • штрафом в размере от 200 000 до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет,
  • либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо без такового.

Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет,
  • либо принудительными работами на срок до 5 лет,
  • либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового.

* Крупным ущербом является ущерб, превышающий 250 000 рублей.

Что такое серый импорт?

В дополнение к прямому контрафакту, то есть ввозу реплик (подделок), существует и так называемый «серый импорт». Это ввоз оригинальной продукции от производителя, но не тем импортером, с которым заключено официальное дистрибьютерское соглашение. Такие ситуации части случаются при импорте из Китая, поскольку именно эта страна лидирует в мировом рейтинге нарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Процедура внесения товарного знака в ТРОИС и в этом случае будет эффективной, поскольку важно какой товарный знак указан в накладной, и какое юридическое лицо является импортером.

Кейс из судебной практики Гардиума

Фирма BELIMO Automation предоставила ООО «Сервопривод Белимо Руссия» исключительную лицензию на использование товарных знаков «BELIMO» на территории России. ООО «Сервопривод Белимо Руссия» стало известно, что ООО «О2 Системс» ввозит на территорию России и реализует электроприводы, маркированные товарным знаком «BELIMO». Клиент нёс убытки, поскольку ООО «О2 Системс» осуществляло демпинг цен.

Чтобы узнать как проходит процедура, оставьте заявку на сайте. Эксперт позвонит и расскажет о нюансах регистрации в ТРОИС за 5 минут.

Источник

Читайте также:  Дана система линейных уравнений решить систему тремя способами
Оцените статью
Разные способы