Способы борьбы с идеологией

Борьба с идеологией терроризма

Как известно к родоначальникам терроризма в его современном понимании обычно относят итальянских карбонариев ХIХ века. Именно у них заимствовали русские боевики из «Народной воли», а позже и эсеры организационную структуру построения тайной организации и методы борьбы с властью. В свою очередь «Народная воля» стала прообразом для последующих террористических организаций, причем не только российских. На смену террористам-одиночкам выдвинулись организации, сплоченные общей идеей, дисциплиной и религией, действующие на конспиративной основе, использующие широкий арсенал террористических методов, передовые достижения науки.

С течением времени акции террористов становились все более жестокими, менялась их направленность. Так, если в 70-х годах 80% акций было направлено против собственности и только 20% — против людей, то в 1986 году соотношение существенно изменилось — 50% против граждан и 50% — против собственности. С начала 80-х годов боевиками многочисленных террористических организаций активно используется тактика взрывов в людных местах, авторство которой приписывается алжирским исламским фундаменталистам.

Чтобы успешно бороться с явлением, следует разобраться, что лежит в его основе, чтобы попытаться устранить не следствие, а причину явления. Анализ причин терроризма показывает, что они кроются в возрастании кризисных явлений, неспособности общества регулировать сложные социально-политические процессы, быстрой смене систем человеческих и политических идеалов и ценностей, в подключении к активной политической деятельности широких масс населения, лишенных политического опыта. В результате активизируются стремления использовать слабости общественной и государственной системы и проложить кратчайший путь к поставленной цели, каким представляется путь насилия, путь террора.

Таким образом, в большинстве случаев, причиной террористических актов является неспособность государства или международного сообщества создать условия для реализации надежды того или иного народа на обретение государственности, разрешить давно существующие или возникающие общинные, национальные, расовые, социально-экономические, религиозные и др. проблемы.

Нездоровые, несправедливые политические, экономические, социальные, этнические, конфессиальные и другие отношения между личностью и обществом, личностью и личностью, личностью и международным сообществом могут порождать у лица или группы лиц желание с помощью насилия восстановить справедливость, право, веру. Следует отметить, что если государственные институты наработали определенный опыт борьбы с экстремистской и террористической деятельностью, обусловленной факторами политического, экономического, этнического и др. характера, то определение роли и места «религиозного фактора» в идеологическом обосновании политических и сепаратистских движений радикальной направленности представляет в теоретическом плане значительную сложность.

Анализ основных положений мировых религий показывает, что все они призывают к миру, справедливости, милосердию. Результаты социологических исследований также показывают, что верующие представляют собой более толерантную часть населения, чем неверующие: в представителе другой национальности видят «своего ближнего» 48,2% верующих и лишь 12% неверующих.

Установившиеся взаимоотношения конфессий и государства оцениваются гражданами тоже достаточно терпимо. Так, отделение церкви от государства одобряют 68,6% неверующих и 44,4% верующих (из которых 42,8% православных и 32% мусульман). Не вызывают тревоги и результаты опросов по проблеме взаимоотношения конфессий. Так, положительно относятся к православию 60,4% мусульман и лишь 2,8 % испытывают отрицательное отношение. Положительно относятся к исламу 29,8% русских (отрицательно -13,7%) и 31,7% православных (при отрицательном отношении 17,6%). Иными словами по результатам опросов мусульмане оказываются в среднем вдвое толерантнее православных. По данным Центра социологических исследований МГУ, религиозность ни к какой определенной политической ориентации, тем более радикальной, среднего гражданина не приводит.

Изложенное, несомненно, верно, если рассматривать данную проблему лишь через призму нравственной парадигмы мировых религий безотносительно к конкретным политическим ситуациям, движениям, конфликтам. В то же время в реальном мире политические, экономические, территориальные и другие конфликты приобретают особую остроту, если в них проявляется религиозная составляющая, наиболее часто возникающая в поликонфессиальных государствах. Политические интересы начинают определять формы религиозных движений, характер истолкования тех или иных религиозных установок. Политические нормы в свою очередь получают религиозное обоснование, своеобразное «божественное» санкционирование. Особо наглядно это прослеживается в деятельности радикальных религиозных движений, в которых религиозная жизнь начинает рассматриваться как политическая деятельность, а политическое движение — как религиозно-доктринальное.

Наиболее рельефно идеологическая роль религии прослеживается в различных исламских экстремистских движениях, сторонников которых часто называют «фундаменталистами» или «ваххабитами». Следует отметить, что исламские теологи выражают несогласие с использованием понятия «фундаментализм» при характеристике радикальных течений в исламе, ибо идеологи фундаментализма, по собственному убеждению преследуют «священную цель» — возвращение к регулятивным нормам раннего классического ислама, причем в системе «политика — ислам» сакральное начало берет на себя роль источника человеческих законов, выражения духовных и политических ценностей, следовательно, понятия «экстремизм», «терроризм» и др., не вписывающиеся в данный механизм, просто теряют смысл.

Употребление понятия «ваххабиты» в широком смысле слова представляется не совсем корректным, так как на Северном Кавказе ваххабитами называют все группы мусульман, выступающие с критикой региональных особенностей ислама, обычно дополняемого местными обычаями и светскими ритуалами. Как следствие, в ваххабиты зачисляют всех, исповедующих ислам и выступающих с критикой официального духовенства. Более правильно называть северокавказских ваххабитов салафитами (мусульманские религиозные деятели, которые в различные периоды истории выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины) или как указано выше — фундаменталистами.

Исламские экстремисты при обосновании своей радикальной позиции исходят из формулы, что сопротивление несправедливости — обязанность мусульманина и игнорирование этой обязанности — грех. Высшая справедливость наступит в обществе лишь тогда, когда мусульмане будут строго следовать шариату и эта принципиальная позиция принесет людям благоденствие и процветание.

При реализации своих идеологических установок исламские экстремисты игнорируют существующие политические и социально-экономические условия жизни общества, считая их производными от ислама. По их мнению, лишь религиозные идеалы определяют весь спектр социальных взаимоотношений людей. Отсюда следует вывод: позитивное развитие общества возможно исключительно на основе законов шариата. Чтобы обеспечить торжество законов шариата, необходимо призывать и выводить людей из неисламского общества (джахилийи), что возможно лишь при условии, если движение возрождения общества возглавят «истинные мусульмане».

Под последними понимаются верующие в Аллаха, отказавшиеся от всех привязанностей, в том числе близких и родственников, не разделяющих их идеологических установок. По существу это фанатики, воспринимающие нераздельность политических и религиозных ориентиров, опирающиеся как в вере, так и в реальной жизни на раннюю исламскую идеологию, стремящиеся к установлению на земле власти Аллаха на основе шариата, убежденные в необходимости джихада, позволяющего применять насилие до полной победы ислама. Религиозные экстремисты отличаются исключительной преданностью своим руководителям, готовы выполнить их любой приказ, в том числе пожертвовать собственной жизнью во имя религиозных идеалов, не говоря уже о жизни так называемых «неверных».

Борьба с терроризмом на религиозной основе сложнейшая, многоплановая и актуальная для Российской Федерации задача общегосударственного масштаба. Силовой вариант решения проблемы способен дать лишь кратковременные позитивные результаты. Для кардинального оздоровления ситуации нужна кропотливая и прицельная работа по выявлению и ликвидации факторов, детерминирующих терроризм на религиозной основе, а также той питательной среды, на которой он произрастает. Для уничтожения этого социального зла необходимо взаимодействие государственных институтов, общественных объединений, партий, исламских организаций и движений, средств массовой информации, всех законопослушных граждан.

Источник

К вопросу о противодействии идеологии экстремизма

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются теоретические и практические вопросы противодействия идеологии экстремизма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм, противодействие экстремизму, противодействие идеологии экстремизма, профилактика экстремизма.

SUMMARY. Theoretical and practical questions of counteraction against ideology of extremism are considered.

KEYWORDS: extremism, counteraction against extremism, counteraction against ideology of extremism, preventive maintenance of extremism.

В НАШИ дни термин «экстремизм» является, к сожалению, одним из наиболее часто звучащих. В большинстве случаев экстремизм воспринимается и определяется как приверженность в политике крайним взглядам и действиям, что обусловлено звучанием латинской транскрипции этого понятия (extremus — крайний).

Читайте также:  Способы соединения колеса с осью

Представляет научный интерес появление термина «экстремизм». Как показал анализ литературных источников, термин «экстремизм» начинает употребляться сначала в высказываниях о теории государства. С середины XIX века стали использоваться термины extremism и extremist сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (1861–1865), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремисты обеих частей страны» (extremists of both parts of the country). Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914–1918), т. е. после противостояния друг другу на протяжении нескольких десятилетий крайних левых и крайних правых политических сил.

В начале XX века французский юрист М. Лерой считал экстремистами сторонников политических течений, требовавших «от своих приверженцев абсолютной веры в исповедуемые политические идеалы» 1 , т. е. безоговорочной, фанатичной веры в свои политические идеи. Из действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил М. Лерой назвал «красным экстремизмом» большевиков и «белым экстремизмом» монархистов. Таким образом, экстремизм в то время связывали прежде всего с политической деятельностью.

В «кратком политическом словаре» под экстремизмом понимается «приверженность к крайним взглядам и мерам, что в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» 2 .

С точки зрения политологии, важнейшей характеристикой экстремизма является неприятие существующего политического порядка и постановка политических целей изменения этого порядка. В связи с этим любое политическое течение вне зависимости от «справедливости», «оправданности» и т. п. его стремлений следует определить как экстремистское, если его стремления направлены против существующего политического порядка 3 .

Рассматриваемое негативное социальное явление, требующее эффективных мер противодействия не только в России, но и за рубежом, стало интересовать сначала политологов, философов, социологов 4 , и только в конце XX века оно привлекло внимание правоведов.

Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В.Ю. Голубовский определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп) 5 .

А.Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм — это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений 6 .

Н.Н. Афанасьев определяет экстремизм как «приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве. «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере, в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию» 7 .

Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Ростокинский. Он предлагает различать экстремизм в широком и узком понимании. В первом значении, по его мнению, экстремизм обозначает приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам. В узком понимании «экстремизм — проявление отрицания существующих политических и правовых норм, ценностей, процедур, основных принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти, существующего правопорядка» 8 .

В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой обеспечения защиты граждан и общества в целом от самых различных проявлений экстремизма, до недавнего времени отсутствовали. И только с принятием 25 июля 2002 г. Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» 9 было дано законодательное определение экстремизма. Позже, в новой редакции указанного закона от 27 июля 2006 г., понятие экстремизма претерпело незначительные изменения 10 . Как нам представляется, данное определение достаточно полно раскрывает содержание экстремистской деятельности, однако в нем не нашли отражения основные виды экстремизма. В указанном законе осуществляется лишь простое перечисление деяний, относящихся к экстремистской деятельности, при этом о видах экстремизма не говорится ни слова. По нашему мнению, это обстоятельство затрудняет осуществление правоохранительными органами противодействия различным проявлениям экстремизма.

Проанализировав имеющиеся в научной литературе определения экстремизма, выделив его основные черты, мы пришли к выводу о том, что под экстремизмом необходимо понимать насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям.

Проявления экстремизма разнообразны. Однако мы считаем оправданным изменить существующие представления о видах и формах экстремизма. Например, Р. Тамаев ошибочно указывает на то, что существуют три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный 11 . На наш взгляд, здесь налицо подмена категорий «форма» и «вид».

Неточность в классификации экстремизма допускают и другие ученые.

Так, например, в своем диссертационном исследовании, посвященном криминологическому анализу экстремистской деятельности, А.Г. Хлебушкин указывает: «преступный экстремизм — это вид экстремизма, представляющий собой комплекс деяний, из числа альтернативно указанных в ст. 1 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”, за осуществление которых предусмотрена уголовная ответственность» 12 . Нам представляется, что преступный экстремизм является все же одной из форм экстремизма.

Аналогичную ошибку, как нам кажется, допускают и правоприменители, говоря, например, о религиозном экстремизме как о форме экстремистской деятельности 13 .

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под видом понимается видимый облик или состояние чего-либо, а под формой — «способ существования; совокупность приемов» 14 и действий. Именно поэтому, говоря о том или ином виде экстремизма, необходимо исходить из конкретной сферы социальных отношений, в которой он проявляется, будь то политика, экономика, экология, религия и т. д.

Форма экстремизма, по нашему мнению, это его внешнее выражение, то есть то, из каких деяний он складывается, совокупностью каких действий и процессов характеризуется. Следовательно, под формами экстремизма следует понимать способы осуществления экстремистской деятельности.

Исходя из смысла ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», экстремизм может проявляться в двух формах: в форме административного правонарушения и в форме преступления. При этом стоит отметить, что в большей массе экстремистские деяния преследуются в уголовно-правовом порядке. Административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения 15 .

Экстремизм как социально-политическое явление может проявляться в форме терроризма. По нашему мнению, терроризм является методом достижения целей экстремистов, то есть выступает как совокупность специфических противоправных насильственных приемов и способов воздействия на охраняемые законом общественные отношения. При помощи террористических приемов и методов экстремисты хотят достичь (а иногда и достигают) желаемых целей. Стоит отметить, что данная позиция также находит свое подтверждение и у других ученых 16 .

Говоря об идеологических корнях экстремизма, С.Н. Фридинский отмечает: «любая идеология, в том числе и религиозная, изначально (прямо или косвенно) лежит в основе любого политического движения. Вместе с тем каждая из них может быть трансформирована в экстремистскую. Например, нетерпимость к инакомыслию изначально может нести в себе предрасположенность к насильственному распространению только собственного учения» 17 .

На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, базирующуюся на идеологической основе — отрицания всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам.

Читайте также:  Как ребенку нарисовать лошадь простой способ

Сегодня в мире быстро распространяется экстремизм и совершенствуется его базовый элемент — экстремистская идеология. Обращение к известным религиозным и иным учениям служит мощным фактором воздействия на массы и привлечения их на свою сторону, особенно если эти учения являются традиционными для социума или отвечают потребностям некоторой его части.

Зародившись на определенной почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской преступности.

Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но которые совершаются на основании и во имя определенной экстремистской идеологии. Действительным экстремизмом является мотивированная экстремистской идеологией деструктивная деятельность. Каковы идейные основы, какова идеологическая мотивация экстремистского действия? Что является критерием экстремистской идеологии? Вот главные вопросы при определении сущности экстремизма. Эти вопросы требуют специального анализа сущности экстремистской идеологии, на чем и остановимся далее.

Базовым элементом экстремизма является экстремистская идеология, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. Для определения сущности экстремистской идеологии недостаточно простого указания на некоторые идеи, которые можно представить в качестве общих черт и характеристик экстремизма. Вместе с тем именно этим довольно часто и ограничиваются. В качестве характеристик экстремизма обычно предлагаются такие идеи, как идея социального, расового, национального неравенства, идея физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов.

Для того чтобы ярче высветить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть ее характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также (в связи с ее содержанием) проблему превращения определенной идеологии в экстремистскую.

В общем, экстремистская идеология представляет собой извращенную фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определенной социальной группы.

Эти черты мы можем найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определенной социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода.

Чем более антигуманно содержание определенной идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определенной социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма. Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму.

Без наличия идеологии и без превращения ее в личные убеждения экстремизма не может быть. Но не всякая идеология может быть названа экстремистской, то есть стать предметом личных убеждений и направленности личности экстремиста. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии.

Подводя итог наших рассуждений, мы можем сформулировать следующие выводы.

Первое. Экстремизм имеет следующие составные элементы, а именно: экстремистскую деятельность и экстремистскую идеологию.

Экстремистская деятельность (экстремизм) включает:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Под идеологией экстремизма (экстремистской идеологией) понимается совокупность идей социального, расового или национального неравенства, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, доведенных до крайней степени, обосновывающих необходимость экстремистской деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в этой деятельности.

Наибольшую угрозу представляет идеология религиозно-политического экстремизма, составляющая основу деятельности международной террористической организации «Аль-Каида» и ее филиалов, включая «Имарат Кавказ», а также других структур, внесенных в Единый федеральный список организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими и экстремистскими.

Второе. Экстремизм проявляется в различных формах противоправных деяний, которые могут быть отнесены либо к административному правонарушению, либо к уголовно наказуемому деянию.

Третье. Экстремизм классифицируется по следующим видам:

Политический экстремизм — крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм — жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.

Экологический экстремизм — радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.

Антиглобалистский экстремизм — радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве; непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

Читайте также:  Правила наложения повязок способы остановки кровотечений

Моральный экстремизм — крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Подростково-молодежный экстремизм — взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Исходя из предыдущих рассуждений, необходимо констатировать, чтоэкстремистской идеологией можно назвать такую форму идеологииопределенной социальной группы, в которой:

на уровне представлений об обществе содержатся идеи социального, расового или национального неравенства, доведенные до крайней степени, выражающейся в том, что только высшие социальные группы имеют право на достойное существование, а низшие группы подлежат безграничной эксплуатации и даже геноциду;

на уровне оценки существующей социальной реальности преобладает примитивная биполярная безосновательная система оценки, предполагающая деление на своих и чужих, на друзей и врагов, причем воплощением зла здесь оказывается существующая социальная система, в которой критически ущемлены права и интересы данной социальной группы, а воплощением добра оказываются любые формы борьбы с существующей социальной системой;

выраженная критическая, негативная оценка существующей социальной реальности, ее противопоставление социальному идеалу, т. е. такой форме общественного устройства, в которой за счет и в ущерб интересам всех других социальных групп наиболее полно реализованы интересы данной социальной группы; фантастический характер содержания идеала, его авторитарное обновление от лица вождя, пророка, Бога и других авторитетных сил;

на уровне программы социальной деятельности экстремистская идеология предлагает обычно не такое радикальное преобразование общества, которое привело бы к исчезновению вместе с существующей системой и данной социальной группы, а такое, которое так бы модифицировало существующее общество, чтобы в нем сохранялась данная социальная группа и наиболее полно реализовались ее социальные интересы, что повторяет программу утопического социального фундаментализма или консерватизма;

упрощенная форма изложения идей, целей и задач, где отсутствуют логика и развернутое теоретическое обоснование, которое заменяет легко усваиваемый набор догм;

на уровне поведенческих норм и установок наблюдаются ориентации на действия прямого физического насилия, разрушения, физического уничтожения политических противников и институтов существующей социальной системы, доминирование нормы вседозволенности по отношению к политическим врагам.

Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии.

Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос дает анализ ее отношения к социальной действительности.

К. Мангейм определяет идеологию как «трансцендентные бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания». При этом он уточняет: «трансцендентными бытию, нереальными являются все те представления, которые не согласуются с существующим жизненным устройством» 18 . Однако сам же К. Мангейм признает, что если идеология сумеет изменить социальную реальность, то она превращается в утопию.

Необходимо подчеркнуть, что для эффективного противодействия экстремистской деятельности и ее идеологии надо определить цели, содержание и средства борьбы с этой угрозой и содействовать поиску рациональных принципов и подходов путем проведения научно-исследовательской деятельности, совершенствования законотворческого процесса в рассматриваемой сфере, практики применения законов. И, конечно, нужна государственная программа противодействия экстремистской деятельности и ее идеологии, основными задачами которой, по нашему мнению, могут быть:

выявление факторов, детерминирующих осуществление экстремистской деятельности, порождающих экстремизм; определение его устойчивости в обществе на современном этапе, а также масштабности связанных с ним угроз для государства;

совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности;

проведение широкой культурно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма;

реализация комплекса организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных и политических структур.

1 Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002. С. 47–48.

2 Краткий политический словарь. М., 1978. Т. 30. С. 19.

3 Устинов В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2002. С. 7, 30–45; Явчуновская Р. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 490–496.

4 См., например: Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987; Романов Н.А. Сущность и содержание политического экстремизма. М., 1991; Кононов А.И., Романов Н.А. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. М., 1994; Верховский А., Паин А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996; Соловьев А.Б. Политический экстремизм в современной России: середина 1980-х — 1990-е годы: автореф. дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 1998; Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. М., 1999; Добаев И.П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа): автореф. дис. … канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2000; Волков В.В. Политический радикализм в исламе и национальная безопасность России: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2002; Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003; Ковалев В.С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003.

5 Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы Международной научно-практической конференции (26–27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. С. 6.

6 Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 14.

7 Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 230—234.

8 Ростокинский А.В. Современный экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы квалификации и противодействия. М.: Наука, 2007. С. 7.

9 ФЗ РФ. 2002. № 30. С. 3031.

10 См. подробнее: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”»// Российская газета. 2006. 29 июля.

11 Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. № 6. С. 57.

12 Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации. С. 14.

14 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 78, 843–844.

15 См.: ст. 20.3 КоАП Российской Федерации.

16 Амирокова Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: автореф. дис. … канд. полит. наук. Черкесск, 2006. С. 18–19 и др.

17 Фридинский С.Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением // Юристъ-Правовед. 2006. № 4 (19). С. 45; Он же. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. 2008. № 12. С. 25.

18 Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Источник

Оцените статью
Разные способы