Способы борьбы с детскими страхами

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними

Фролова Ирина Юрьевна
Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. дети боятся уколов и врачей, драконов и чудовищ, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков, темноты и высоты. Причин детских страхов много: травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т. д. О том, что ребенок испытывает страх,свидетельствует следующее:

— не засыпает один, не разрешает выключать свет;

— часто закрывает уши ладонями;

— прячется в угол, за шкаф;

— отказывается от участия в подвижных играх;

— не отпускает маму от себя;

— беспокойно спит, кричит во сне; часто просится на руки;

не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Психолог в ДОУ может помочь детям справиться со страхами, проводя коррекционно-развивающие занятия. Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.

Вербальные и художественные упражнения

1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов,спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом

2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это Может быть? Попросите детей нарисовать это.

З. Придумываем и рисуем друга.Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,предложите: «давай попробуем его (ее) нарисовать»

4. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки,повторяя вслух: «Я смелый, «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» размазывая пластилин левой рукой.

5. Где живет страх? Предложите ребенку несколько коробок разного размера,скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

6. Напугаем страх.Дети слушают и повторяют за психологом стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит

дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши.

7. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик,приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

8. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

9. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, раздайте детям. Отпуская шары в небо,повторять: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

10. Угощу свой страх.дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке:

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест — и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.

11. Волшебная палочка. На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» З раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

12. Пальчиковый кукольный театр. Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

13. Затопчем страх. На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте пальчиковые краски.Предложите детям наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»

14. Вместе не боимся! дети держат друг друга за руки. Один правой рукой, другой — левой рисуют круги на листе,приговаривая: «Мы сильные и смелые». Рисуют по двое.

15. Напугаем страх.Упражнение кричалка:

Я хлопаю (хлопать В ладоши,

Топаю (топать ногами,

Громко рычу (Произносить «р-р-р»,

Страх прогоняю (махать руками,

И хохочу (произнести громко (ха-ха-ха).

16. Я на страх пожалуюсь. Предложите детям пожаловаться на свой страх,например: «Мой страх зеленый, с хвостом, большими зубами, приходит ночью и кусает меня за живот». Задайте наводящие вопросы, если ребенок не может рассказать самостоятельно.

17. Глиняные узоры. Развести глину в пластиковых тарелках. дети закрывают глаза, опускают пальцы в глину и рисуют узоры на листе бумаги.

18. У страха глаза велики. Предложите детям показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.

19. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети прибавляют по предложению.Например: «Была ужасная ночь. На прогулку вышла большая собака. Она хотела кого-то укусить.» и т. д. Психолог должен закончить страшилку смешно: «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».

20. Я не боюсь. Поставьте перед каждым ребенком два стакана — один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например,такие фразы:

«Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т. д.

21. Пишем волшебнику Добросилу. Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в. (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Письма запечатать в конверты. Принести детям ответ.

22. Большой подсолнух. На листе акварельной бумаги АЗ нарисовать контур подсолнуха. Из бархатной бумаги желтого цвета вырезать круги разного размера, черную нарезать на мелкие ромбики. дети наклеивают элементы на цветок по очереди. Наклеивая,ребенок произносит: «Я смелый, Я умный, Я добрый. Я веселый» и т. д.

23. Замок трех смельчаков. Предложите детям нарисовать трех смельчаков.Спросите: «Почему вы считаете, что этот человек смелый». Когда дети ответят, предложите им всем вместе нарисовать для смельчаков замок на листе ватмана.

24. Любимый цвет героев.Спросите детей: «Кто такой настоящий герой?» дети отвечают по очереди. Выслушав ответ,психолог предлагает представить себя настоящим героем и представить: «Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?» Пальчиковыми красками нарисовать узор этого цвета.

25. Мы смелые и дружные. дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.

Мне ничего не страшно с другом — Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Творческие (музыкальные и пластические) задания

1. Кто и как боится? Психолог предлагает детям без слов изобразить человека, который боится врача. дети показывают по очереди.Спросите: «Почему некоторые дети боятся врачей?»

2. Звучит музыка. Закрыв глаза, дети слушают отрывки джазовой музыки в обработке для детей.После прослушивания спросите:

«Как ты думаешь, эта музыка веселая или грустная? Почему?»

З. Сильные и слабые. дети сидят на подушках. По сигналу психолога «Слабые!» дети ложатся на подушки, по сигналу «Сильные!» — встают. Повторить З раза.

4. Набираюсь храбрости. дети стоят, носки вместе, пятки врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец!» дети подбрасывают мяч вверх.

5. Кулачки. Упражнение выполняется под музыку. Дети стоят по кругу, по сигналу психолога «Кулачки!» сжимают кисти в кулачок и поднимают руки вверх, по сигналу «Ладошки!» разжимают кулачки и опускают руки вниз. Повторить З раза.

6. Сильный, смелый, добрый. Упражнение выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный!» — поднимают вверх левую руку. По сигналу «Смелый!» — поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «добрый!» — хлопают рукой по колену. То же упражнение делают правой рукой и ногой. Повторить 4 раза.

7. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх.Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» — и делают глубокий вдох.Психолог говорит: «Выдыхаем страх» — дети сильно выдыхают. Повторить З раза.

8. Нос — ухо— локоть. дети сидят на подушках, закрыв глаза. По сигналу психолога «Нос!» дотрагиваются указательным пальцем левой руки до кончика носа, по сигналу «Ухо!» — до мочки правого уха, по сигналу «Локоть!» — до правого локтя. Упражнение повторить правой рукой.

Фобия — навязчивое состояние, при психических заболеваниях — болезненные, навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями — сердцебиением, обильным потоотделением и др. Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга. В условиях ДОУ психолог может диагностировать невротические реакции ребенка, предположить и диагностировать фобию какого- либо рода, но заниматься коррекцией только в тесном взаимодействии с врачами-специалистами.

Что такое детские страхи и как с ними бороться Детские страхи проблема или нет? Часто можно услышать – «Что такое детские страхи – ерунда, вот подрастет ребенок и все страхи пройдут».

Детские страхи КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх Первым делом выяснить причину страха. При выборе.

Детские страхи Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства,.

Детские страхи «Детские страхи.» Составили воспитатели МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. Агеева Г. В. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться» Цель занятия: оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои.

Занятие педагога-психолога в подготовительной группе «Жители волшебной страны чувств. Детские страхи и пути их преодоления» Конспект занятия педагога-психолог в подготовительной к школе группе — детские страхи и пути их преодоления. «Жители волшебной страны чувств».

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Источник

Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога

Морарь Майя
Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога

Не каждый взрослый может разобраться в своих эмоциях. Для маленького ребёнка эта задача ещё сложнее.

От осознания эмоций в раннем детстве зависит умение принимать их или справляться с ними в будущем. Как помочь детям осознать, принять или побороть эмоции, мы расскажем в серии статей об эмоциональном интеллекте.

Эмоция страха в психологии отнесена к базовым. Благодаря ей человек мобилизуется и убегает при надвигающейся опасности.

Но детские страхи порой иррациональны и мешают спокойно жить и детям и родителям. Поэтому мы предпочитаем, чтобы боязней не было, а если они есть, активно боремся с ними. Родители часто спрашивают, как помочь ребёнку побороть страх. Однако прежде чем сражаться с ним, его нужно принять и осознать.

Как родителям принять эмоцию страх.

Работая психологом в школе, я занималась с маленькой девочкой, которая ужасно боялась вампиров. Когда мы разговаривали в первый раз, я спросила, как относится к ним мама.На что девочка ответила: «Ой, она тоже их сильно боится!»

Я обратилась к маме. Она ответила, что понятия не имеет, где дочка узнала о вампирах — дома взрослые запрещают ей страшные фильмы и сказки, всегда обходя эту тему стороной. Из-за запретов и «обхода темы стороной» девочка решила, что мама настолько боится этих существ, что даже не может поговорить о них.

Первое, что нужно сделать родителям в борьбе с детскими страхами — принять их существование. И разрешить сыну или дочери пугаться. Первые страхи обычно появляются в возрасте четырёх лет. Это совершенно нормальный этап детского развития. Скорее вас должно насторожить, если дети вообще не боятся.

Говорите малышу, что эта эмоция нормальна, расскажите о своих боязнях, даже нерациональных. Например, вы с детства опасаетесь незнакомых собак или неприятно чувствуете себя, летая на самолёте.

Соблюдая возрастные ограничения, не отказывайтесь от страшных мультфильмов или книг. Всё равно дети узнают нечто пугающее от друзей в саду, школе или дворе, в отрывке телевизионной передачи, от других взрослых. Домысливание сюжета всегда создаёт больше страхов, чем сам сюжет.

Осознание и проговаривание.

Как только вы узнали и приняли, что ребёнок боится, поговорите об этом.

Будучи маленькой, в одном журнале по медицине я наткнулась на рисунок эмбриона. Красный цвет и человекоподобные формы произвели на меня неизгладимое впечатление. Много месяцев я видела во сне эмбрионы и просыпалась в слезах. Когда я рассказала маме, что именно меня пугает, она объяснила, что так выглядит малыш в животике и я сама была такой. Мы посмотрели много фотографий и рисунков, после чего боязнь исчезла.

Даже если дети не вызывают вас на беседу, постарайтесь завести разговор о страхах. Объясните всё как можно подробнее. Посмотрите вместе картинки и найдите информацию. Например, расскажите, откуда взялась легенда о вампирах или почему, с точки зрения науки, полезнее спать с выключенным светом (ни в коем случае не отрицая, что темнота действительно пугает). Чем более научными будут ваши рассказы, тем лучше.

Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит

Часто после проговаривания и просто со временем дети перестают бояться. Если страх недолгий и не мешает жизни, дайте малышу немного времени, чтобы боязнь прошла сама.

Если вы приняли детский страхи отказались от формулировки: «Ничего пугающего тут нет!», обговорили его, но он не проходит, перейдите к упражнениям. Одним из методов является вживание в страшный образ.

Маскарады — прекрасное терапевтическое упражнение. Можно устроить специальный костюмированный праздник с жуткими персонажами. Сделайте ситуацию немного комичной, используйте чувство юмора, предложите сыну или дочке перевоплотиться в вампира и пугать всех вокруг. Задача гостей — не засмеяться. Такая игра вызовет много смеха и положительных эмоций.

Если детей пугают абстрактные вещи — темнота, смерть, потеряться — проигрывайте их сценками. После обсудите, что было особенно жутким. Старайтесь слушать и не навязывать своё мнение.

Другой способ преодолеть детские страхи — рисунки.

Обычно дети с удовольствием изображают то, что их пугает. Сделайте выставку страшных рисунков, в создании которой поучаствует не только ребёнок, но и другие члены семьи и друзья. Таким образом, вы покажите, что каждый чего-то боится, а малыш вряд ли будет опасаться нарисованного собственноручно.

Если боится кто-то другой.

После того как вы признали и поработали со страхами детей, обратите внимание, что другие тоже испытывают эту эмоцию. Вот маленький мальчик на площадке плачет, потому что не видит маму. Подойдите вместе со своим ребёнком к нему и спросите, что произошло.Проговорите и обозначьте эмоцию: «Ты не видишь маму и поэтому испугался». Предложите варианты,как решить проблему: побыть вместе, пока мама не придёт, или пойти поискать её в пределах площадки. После обговорите с вашим ребёнком, что мальчик испугался, а вы пытались помочь по мере возможностей. Скоро вы увидите, как ваш сын или дочь вместо «Не бойся, собаки нестрашные»скажет другу: «Я вижу, что тебе страшно быть рядом с этой собакой. Хочешь, мы пойдём в другое место или я спрошу хозяина, кусается ли она?»

Осознание этой эмоции помогает не только в избавлении от страхов, но и в развитии эмпатии, что поможет в жизни.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы — переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии «кризис трёх лет», а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку проснуться в хорошем настроении?» Родителям очень нравится наблюдать за своим ребёнком, когда он спит. Сон ребёнка обычно беззаботный и безмятежный. Часто про спящего ребёнка.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку спокойно заснуть?» Если ваш ребёнок плохо спит, если его мучают ночные страхи или же ему страшно засыпать одному, посидите с ним, но не ложитесь рядом. Предложите.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Советы родителям «Как понять, что нужно ребёнку?» Если спросить любого родителя, что они хотели бы пожелать своим детям, то их ответы будут приблизительно одинаковыми: — чтобы ребёнок был.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Источник

Читайте также:  Способы очистки кедровых орешков
Оцените статью
Разные способы