Способы борьбы государства с монополией

Какие способы использует государство для борьбы с монополией

С момента перехода нашей страны на рыночную модель экономики прошло около 30 лет, однако многие ее аспекты находятся в стадии формирования и развития. Основой рыночной экономики, обеспечивающей ее полноценное функционирование, является здоровая конкуренция между ее субъектами.

Ее наличие позволяет поддерживать хрупкий баланс между интересами производителей товаров и услуг и конечными потребителями. Задачей же государства, вмешательство в экономику которого, по возможности, должно быть ограничено, является регулирование отношений между различными ее субъектами и поддержание условий для развития добросовестной конкуренции.

Однако в экономических реалиях как России, так и многих других стран мира имеет место быть монополизация того или иного сегмента рынка. Это явление крайне пагубно сказывается на положении дел как в определенной отрасли, так и в экономике страны в целом. В этой связи государство борется с монополией, используя доступные ему методы правового и экономического регулирования.

Что такое монополизация

Если придерживаться классической экономической теории и попытаться объяснить, что собой представляет монополия, то начать следует с тех признаков, которые ее характеризуют:

  • Наличие одного продавца или производителя на рынке. Абсолютной монополией является ситуация, когда тот или иной продукт предлагает лишь один продавец или производитель. Подобное положение дел позволяет ему доминировать на рынке, самостоятельно определяя условия и стоимость его уникального товара или услуги. В принципе, единственным сдерживающим цену фактором является предел покупательской способности потребителей.
  • Отсутствие заменителей или близких по свойству товаров и услуг. Монополист должен обладать товаром или предоставлять услугу, которая является единственной в своем числе. Это позволяет ему удерживать свою позицию на рынке, не опасаясь возможной конкурентной борьбы.

Следует отметить, что существуют и иные признаки монополий, являющиеся довольно специфичными и, соответственно, не требующими рассмотрения в рамках данной статьи.

Таким образом, используя для формирования определения рассматриваемого понятия его признаки, монополию можно понимать как определенную рыночную структуру, которая выражается в наличии лишь одного продавца товара или производителя услуг при ограниченном их количестве продукции и с отсутствием значимого заменителя. Последнее обстоятельство препятствует вхождению на рынок конкурентов.

Далее вкратце следует разобрать отдельные частные случаи монополий в зависимости от их происхождения:

  • Естественная монополия.Естественные монополии формируются сами по себе вне зависимости от действий субъектов экономики. Они появляются в тех отраслях, где функционирование нескольких игроков не является целесообразным в силу особенностей самой отрасли. Так, примерами естественных монополий в РФ выступают «Российские железные дороги», «Роскосмос» и некоторые иные организации.
  • Искусственная монополия. Искусственная монополия возникает там, где имеется лишь один игрок в среде, в которой может присутствовать конкуренция. Такая монополия является «рукотворной» и именно на ее сдерживание и направлены усилия антимонопольного законодательства.

Борьба со злоупотреблениями со стороны искусственных монополий является принципиально важной, поэтому соответствующее положение имеется даже в Основном законе страны. Так, статья 34 Конституции гласит, что в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию.

При рассмотрении антимонопольного законодательства следует особо выделить Федеральный закон от 26. 07. 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Статья 4 данного нормативно-правового акта рассматривает монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.

Читайте также:  Понятие завещания его формы условия действительности способы ограничения римское право

Наиболее часто нарушения антимонопольного законодательства приходится на сферу коммунального обслуживания, электроэнергетики, транспорта и пассажирских перевозок.

Цели борьбы с монополизацией

Основной характерной чертой рассматриваемого явления является возможность монополиста контролировать рынок и отрасль. В силу того, что конкуренция в данном случае не является сдерживающим фактором, у монополиста нет необходимости заботиться о качестве предоставляемых товаров и услуг. Кроме этого, он может устанавливать выгодную для себя ценовую политику.

Все эти обстоятельства приводят к застою в отрасли, снижению предпринимательской активности, налоговых поступлений и негативно сказывается на конечном потребителе, который получает заведомо худшие по качеству товары и услуги за необоснованную, как правило, завышенную стоимость.

В этой связи государство вырабатывает способы и комплекс мер, предполагающих борьбу с монополизацией. Они направлены на следующее:

  • создание благоприятных условий для развития конкуренции;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • развитие товарного рынка;
  • рыночное регулирование цен на товары и услуги как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом.

В целях реализации антимонопольной политики государством разрабатываются соответствующие законодательные акты, а также формируются специализированные государственные структуры.

Методы

Выделяют две формы методов борьбы с монополией. Условно их можно разделить на 2 группы – экономические и административные.

Экономические методы, по сути, сводятся к созданию условий для развития конкуренции в той или иной отрасли:

  • поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в форме налоговых льгот, предоставления субсидий, условий льготного кредитования и так далее;
  • стимулирование производства товаров-заменителей;
  • организация и развитие особых экономических зон для производителей дефицитных товаров;
  • привлечение иностранных инвесторов.

К административным мерам относятся методы жесткого правового регулирования, направленные на борьбу с монополизацией того или иного сектора экономики.

Они установлены законодательно и, кроме прочего, включают в себя следующее:

  • установление мер ответственности за несоблюдение действующего антимонопольного законодательства;
  • прямой запрет на картельный сговор;
  • запрет на слияния крупных игроков рынка, ведущие к установлению полного контроля над отраслью.

За исполнением действующего антимонопольного законодательства следит Федеральная антимонопольная служба и органы прокуратуры.

Трудности в борьбе

Россия, как бывшая часть СССР с его плановой экономикой, сталкивается с определенными трудностями при борьбе с монополизацией. В первую очередь, это заключается в наличии крупных производственных предприятий, которые еще с советского времени были единственными представителями отрасли.

Налаженное производство и экономические связи не позволяют дробить предприятия без потери их рентабельности и экономической эффективности. Характерным примером в данном случае выступают производства автомобилестроительной отрасли.

Заключение

Монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда в отдельном секторе экономики ведущие позиции занимает лишь один производитель, что выражается в практически полном отсутствии конкуренции и злоупотреблениях им своим положением. С точки зрения российского законодательства именно последнее является неправомерным и недопустимым.

Источник

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

  • производит и продает продукты или услуги, которые не имеют аналогов;
  • устанавливает собственные цены;
  • регулирует объем продукции на рынке;
  • не нуждается в рекламе и продвижении товаров или услуг;
  • диктует свои правила в конкретном секторе экономики.
Читайте также:  Эффективный способ откорм бычков

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

  1. Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
  2. Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству. Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
  3. Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Читайте также:  Как зашнуровать кроссовки обычным способом

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

  1. Картель. Участники картеля — самостоятельные организации, которые занимаются одинаковой деятельностью. Они договариваются о разделе рынка между собой и уровне цен, которого будут придерживаться.
  2. Синдикат. Это тоже объединение производителей однородной продукции, которые устанавливают доли на рынке и цены. Отличие такого объединения от картеля заключается в том, что участники синдиката организуют совместную закупку сырья и общую сбытовую сеть.
  3. Трест. Участники трестов объединяют под общим управлением не только закупки и сбыт, но и производство, поэтому полностью теряют независимость.
  4. Конгломерат. Это объединение компаний из любых сферы деятельности, не обязательно одинаковых. Конгломератом управляет холдинг: он держит акции компаний-участников.

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Оцените статью
Разные способы