Способы блокирования транспортных коммуникаций

Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций

Тема 47 Д

Организация действий ОВД и ВВ по пресечению

Блокирования транспортных коммуникаций

Переход к новым общественно-экономическим отношениям в конце XX в. вызвал обострение социальных конфликтов и привел к новым способам их разрешения. В этих условиях правоохранительные органы столкнулись с проблемой групповых нарушений общественного порядка, наиболее опасным из которых является блокирование транспортных коммуникаций.

В основе блокирования транспортных коммуникаций лежит комплекс причин и условий, и прежде всего кризисное состояние экономики, противоречия в развивающихся социально-экономических, общественно-политических институтах. Задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий стали катализатором митингов, забастовок, групповых голодовок и других акций гражданского протеста, которые все чаще и чаще стали перерастать в массовые противоправные действия, переходящие в блокирование транспортных коммуникаций.

Усиление напряженности в российском обществе в период спадов в экономике вызывает рост акций протеста, нередко в форме блокирования транспортных коммуникаций. Это в свою очередь приводит к усложнению задач, стоящих перед всей системой органов исполнительной власти, и в особенности перед органами внутренних дел.

1. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций

2. Функциональные группы, создаваемые для пресечения блокирования транспортных коммуникаций

3. Управление и организация действий по пресечению блокирования

Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению блокирования транспортных коммуникаций

Под блокированием понимают действия, направленные на то, чтобы преградить путь, воспрепятствовать движению чего-либо. Слово это происходит от английского “block”, что означает блокировать, то есть заграждать путь, препятствовать движению.

«Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации» (ст.ст. 35, 49, 83, 118) и Федеральный закон «О Федеральном железнодорожном транспорте» (п. 5 ст. 15; п. 5 ст. 21) также оперируют понятием «блокада».

Таким образом, термин «блокада» означает изоляцию (в рас­сматриваемом случае — транспортных коммуникаций). В результате таких блокад (изоляции) на конкретном участке транспортных путей появляется реальная угроза возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, из-за чего на этом участке существенно ограничивается или полностью прекращается движение транспорта.

В УК РФ, вступившем в силу 1 января 1997 года, ответственность за блокирование транспортных коммуникаций предусмотрена в ст. 267.

Предметами преступления,предусмотренного ст. 267 УК РФ, яв­ляются:

При уголовно-правовой квалификации блокирования транспортных коммуникаций наибольшую сложность представляет вопрос о материальном ущербе.

Например, при блокировании движения поездов по станции Анжеро-Судженской Западно-Сибирской железной дороги был задержан 21 пассажирский поезд, в том числе 4 — международного сообщения, а также 35 грузовых поездов. Общие потери железнодорожного транспорта составили 4,8 млрд. руб.

В соответствии со статьей 20.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций.

Данная статья направлена на защиту административными мерами основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Блокирование (перекрытие) транспортных коммуникаций, совершаемое в интересах одного человека или группы людей, нарушает права остальных граждан на оказание скорой медицинской помощи, на защиту их от пожаров и противоправных посягательств, на пользование объектами жизнеобеспечения.

К административной ответственности, предусмотренной статьей 20.18 КоАП РФ, могут быть привлечены физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Под блокированием транспортных коммуникаций понимают любые деяния, направленные на недопущение использования транспортных коммуникаций по назначению. Это может выражаться не только в физическом присутствии лиц на месте блокирования, но и в совершении ими действий. Например, на железнодорожном транспорте это наложение посторонних предметов на железнодорожное полотно, вывод из строя средств сигнализации, связи, приводящих к материальным потерям. В некоторых случаях, если об этом своевременно не узнают работники железной дороги, отвечающие за безопасность движения, это может привести к тяжелым последствиям (крушению поездов). На воздушном транспорте, при блокировании взлетно-рулежной полосы, пикетирующие могут прибегнуть к повреждению полосы, что в свою очередь может привести к большим материальным затратам. На водном транспорте результаты блокирования сходны с вышеперечисленными.

Особое внимание следует уделить рассмотрению блокирования железнодорожного транспорта.

Например, первыми перекрывать федеральные магистрали додумались горняки 11 лет назад. 13 мая шахтеры города Инты перекрыли железнодорожную магистраль Москва — Воркута. Через два дня их коллеги заблокировали Транссибирскую магистраль. К 22 мая были перекрыты все крупные магистрали страны. В России фактически были остановлены грузовые железнодорожные перевозки. Восточная часть страны была отрезана от западной. 11 июня 180 шахтеров из Воркуты приехали к Белому дому. Горняки требовали погашения долгов по зарплате, которые на тот момент достигли 60 млн. деноминированных рублей. Звучали политические требования: горняки настаивали на отставке правительства. Шахтеры понемногу стали получать задержанную зарплату, но 17 августа в России грянул экономический кризис, и всей стране стало не до горняков. Без лишнего шума они уехали с Горбатого моста в Воркуту, разблокировали железные дороги.

Читайте также:  Каким способом можно измерить массу небесного тела ответ

Во-первых, железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, что нашло свое нормативное закрепление в статье 1 Федерального закона «О Федеральном железнодорожном транспорте». В отношении автомобильных дорог дело обстоит иначе. Например, сеть автомобильных коммуникаций такова, что позволяет пустить транспортные средства в объезд тех дорог, где есть заблокированные участки. На воздушном транспорте произошло несколько случаев блокирования коммуникаций, но материальные потери были незначительны. К тому же эти случаи блокады имели кратковременный характер. На водном транспорте такой случай был только один.

В случае блокирования транспортных коммуникаций на органы внутренних дел возлагается обязанность принять все необходимые меры по предотвращению и, если возникнет необходимость, меры по пресечению блокирования транспортных коммуникаций, вплоть до применения специальных средств, но только в случаях, когда все меры профилактических мероприятий исчерпаны и не дали положительного результата в разрешении данной обстановки мирным (не силовым) путем.

При проведении мероприятий по разблокированию транспортной коммуникации участвуют подразделения ОВД воинские части ВВ МВД России, военизированная охрана на железнодорожном транспорте.

При предотвращении и пресечении блокирования транспортных коммуникаций взаимодействие между территориальными и транспортными ОВД осуществляется в следующих формах:

— взаимный обмен оперативной и другой информацией о подго­тавливаемых акциях блокирования транспортных коммуникаций, со­вместный ее анализ и прогнозирование развития событий;

— совместная разработка и принятие решений, направленных на предотвращение и пресечение указанных акций;

— проведение совместных профилактических мероприятий среди работников, пассажиров транспортных коммуникаций, среди населения, а также в трудовых коллективах предприятий, организаций и учреждений, расположенных в городах и других населенных пунктах, обслуживаемых конкретными территориальными ОВД;

— подготовка планов специальных операций с расчетами сил и средств, их расстановкой на случай блокирования транспортных коммуникаций, в том числе создание объединенного оперативного штаба и других специальных группировок;

— проведение совместных занятий, учений, тренировок, деловых игр с личным составом указанных ОВД;

— организация и поддержание взаимодействия с другими государственными и общественными органами, участвующими в предотвращении и пресечении акций блокирования транспортных коммуникаций.

Главные направления совершенствования взаимодействия территориальных и транспортных ОВД по предотвращению и пресечению акций блокирования транспортных коммуникаций целесообразно объединить в следующие блоки:

— постоянное совершенствование профессионального уровня и мастерства всего личного состава, участвующего в предотвращении и пресечении акций блокирования транспортных коммуникаций;

— оказание взаимной помощи в поиске и внедрении в практику эффективных технических и специальных средств, для применения в профилактической деятельности при блокировании транспортных ком­муникаций. В указанном направлении должно осуществляться взаимо­действие с администрацией транспортных коммуникаций, которая рас­полагает необходимыми материальными и финансовыми средствами для приобретения технических и специальных средств;

— научная организация управленческого труда, совместное ис­пользование методических, научно-аналитических, прикладных материалов по вопросам разблокирования транспортных коммуникаций;

— совершенствование тактики совместной деятельности при раз­блокировании транспортных коммуникаций, в том числе тактической подготовки личного состава, участвующего в этой работе.

Источник

Пресечения блокирования транспортных коммуникаций

Совершение таких акций протеста, как блокирование транспортных коммуникаций, возможно и в будущем, так как среди населения уже сложилось мнение, что только такие действия в современных условиях могут привести к желаемым результатам при разрешении конфликтных ситуаций, а требования участников акции будут выполнены.

Обязанности по обеспечению взаимодействия между территориальными и транспортными ОВД в повседневной деятельности, а также в особых условиях, возложены на руководителей указанных органов и оперативного штаба. В пределах компетенции и полномочий такие же обязанности возложены на других членов оперативного штаба, осуществляющих руководство и управление конкретными группами оперативно служебного применения, участвующими в пресечении блокирования транспортных коммуникаций.

Читайте также:  Эффективный способ улучшить отношения

При разблокировании транспортных коммуникаций создаются следующие группы:

Оперативная группапредназначена для организации работы и управления силами и средствами непосредственно в районе возникновения ЧО (ЧС) на первоначальном этапе действий территориальных органов и внутренних войск;

Группа организации оперативно-розыскных мероприятии предназначена для организации необходимых оперативно-розыскных мероприятий, обеспечения ОШ информацией в отношении лиц, представляющих оперативный интерес. Группа формируется из наиболее опытных сотрудников оперативных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации;

Группа проведения радиоконтрразведывательных и оперативно-технических мероприятий предназначена для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение контроля за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, раскрытие их планов, выявление возможных сообщников на территории (объектах), в пределах которой (на которых) проводятся специальные мероприятия, и за ее (их) пределами;

Группа оцепления предназначена для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа на территорию (объекты), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, посторонних лиц и транспортных средств, задержания и направления на пункт проверки граждан и лиц, пытающихся несанкционированно проникнуть на указанную территорию (указанные объекты) или покинуть ее (их);

Группа блокирования предназначена для блокирования района проведения специального мероприятия, пресечения возможных попыток прорыва правонарушителей, исключения доступа к объекту возможных сообщников, посторонних лиц, а также транспортных средств;

Группа рассредоточения предназначена для разделения участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков на части, с одного или нескольких направлений и вытеснения их с занимаемой территории. При проведении специальной операции в учреждениях исполнения наказания группа рассредоточения создается для рассечения территории объекта на участки, отсечения осужденных от помещений и объектов, подвергшихся погрому (поджогу);

Группа разграждения предназначена для разграждения завалов и других заграждений, препятствующих выполнению задач;

Группа изъятия предназначена для задержания во взаимодействии с группами рассредоточения и блокирования участников беспорядков (правонарушителей) и передаче их группе конвоирования;

Группа конвоирования предназначена для сопровождения (конвоирования) лиц, задержанных по подозрению в совершении или совершивших противоправные деяния, активных участников массовых беспорядков на пункт проверки граждан;

Группа патрулирования предназначена для обеспечения общественного порядка и безопасности на маршруте патрулирования и территории, прилегающей к району проведения специальных мероприятий, выявления граждан, причастных к совершению преступления в данном районе, поиска и задержания разыскиваемых лиц, пресечения попыток прохода через контролируемую зону при выполнении функций перекрытия направлений и рубежей;

Группа наблюдения предназначена для наблюдения за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, сбора информации об их местонахождении, вооружении и характере действий, осуществления контроля за развитием ситуации на объекте совершения преступления (правонарушения) и прилегающей к району проведения специальных мероприятий территории;

Группа организации дорожного движения предназначена для организации и обеспечения беспрепятственного выдвижения в район проведения специальных мероприятий оперативной группы и подразделений группировки сил и средств, организации объездных маршрутов движения транспорта, а также эвакуации транспортных средств, находящихся на территории, в пределах которой проводится специальное мероприятие;

Группа охраны предназначена для охраны оперативного штаба (оперативной группы) в районе проведения специальных мероприятий в целях обеспечения безопасности, недопущения вооруженного нападения и прохода посторонних лиц, а также обеспечения сохранности эвакуированного имущества, материальных средств, охраны важных объектов и обеспечения режимных мероприятий, сборных и эвакуационных пунктов;

Группа эвакуации предназначена для эвакуации посторонних лиц и отбуксировки транспортных средств с территории (объектов), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, в целях обеспечения их безопасности;

Маневренная группа предназначена для контроля за складывающейся обстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленном районе (на участке), маршруте, оперативного решения внезапно возникающих задач;

Группа применения специальных средств предназначена для воздействия на правонарушителей специальными средствами, прикрытия действий функциональных групп при проведении специальных мероприятий;

Контрольно-пропускной пункт специально оборудованное место (помещение) предназначенное для проведения организованного прохода людей, проезда автотранспорта, осуществления досмотра имущества, грузов, автотранспорта в порядке, установленном на территории проведения специальных мероприятий, в районе расположения критически важных и других объектов;

Наблюдательный пост предназначен для наблюдения за определенным участком местности, населенным пунктом, объектом, отдельным строением;

Читайте также:  Холодный способ приготовления кофе

Группа ликвидации угрозы взрыва предназначена для анализа информации о наличии у правонарушителей взрывоопасных предметов, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ; оценки состояния места совершения преступления на предмет взрыво- и пожароопасности; проведения осмотра лиц, помещений, транспортных средств на предмет наличия взрывных устройств и взрывчатых веществ; установления принадлежности обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным; организации работы по обезвреживанию взрывных устройств и взрывоопасных предметов;

Группа морально-психологического обеспечения предназначена для проведения работы по формированию и поддержанию морально-психологической готовности личного состава к эффективным действиям в кризисных ситуациях, достижению высокой степени морально-психологической устойчивости сотрудников к влиянию негативных факторов складывающейся обстановки, мониторинга морально-психологического состояния личного состава, сформированного в функциональные группы, выявления лиц с нарушениями психической адаптации в кризисных ситуациях и оказания им психологической помощи;

Группа ведения переговоров предназначена для оценки полученной информации о личностях, планах, намерениях, поведении правонарушителей, разъяснения уголовно-правовых последствий их действий; использования средств морально-психологического воздействия на волю и сознание с целью склонения их к отказу от дальнейших преступных действий, получения необходимых данных для осуществления оперативно-розыскных, оперативно-технических и других специальных мероприятий; выявления состояния заложников и принятия мер по их освобождению;

Группа связи предназначена для обеспечения связи руководителя ОШ с вышестоящим штабом, привлекаемыми к решению задач в районе ЧО и кризисной ситуации силами и средствами территориальных органов и внутренних войск и взаимодействующими органами;

Группа взаимодействия со средствами массовой информации предназначена для информирования общественности через СМИ о результатах проведения специальных мероприятий; подготовки в интересах ОШ официальных информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев); создания условий по недопущению огласки и распространения в СМИ информации, способной негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий; участия в специальных информационных мероприятиях; оказания содействия представителям СМИ в подготовке публикаций, видео- и аудиосюжетов;

Группа пункта проверки граждан при выходе из зоны проведения специальных мероприятий предназначена для осуществления мероприятий по установлению личности задержанных лиц и их роли в совершении правонарушения; процессуального оформления полученных сведений; принятия решений в отношении задержанных лиц (о задержании, освобождении, проведении дознания, передаче материалов в следственную группу); направления задержанных лиц в места содержания для проведения дальнейшего расследования;

Группа документирования предназначена для фиксации с использованием технических средств, включая средства аудио, фото и видеофиксации проведения специальных операций, обстоятельств совершения преступления, административных правонарушений, в том числе в общественных местах, а так же действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности;

Следственно-оперативная группа предназначена для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; осмотра места совершения преступления;

Группа медицинского обеспечения (медицинский пункт) – предназначена для оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, пострадавшим в результате совершения преступления (правонарушения) и в ходе проведения специального мероприятия;

Группа материально-технического обеспечения предназначена для снабжения участников специальных мероприятий необходимым материально-техническим имуществом, горюче-смазочными материалами, питанием; поддержания уровня оснащенности вооружением, транспортными средствами, специальной техникой и другими техническими средствами, обеспечения их постоянной готовности к применению; развертывания и оборудования пунктов проверки граждан, питания и оказания медицинской помощи;

Резерв предназначен для усиления других функциональных групп и решения внезапно возникающих задач. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.

Расчет сил и средств указанных групп, разработка принципиальной схемы построения и действий сил и средств, системы организации управления и связи производится согласно инструкции по планированию действий МВД при чрезвычайных обстоятельствах. При разработке принципиальной схемы построения и действий сил и средств выбираются места, где, по оценке оперативного штаба, есть реальная возможность для сбора (митинга), выдвижения и осуществления блокирования транспортной магистрали.

Если имеющихся сил и средств в МВД недостаточно для создания групп оперативного построения, необходимо привлечь нужное количество сил и средств, предусмотренных в расчете федерального округа, после предварительного согласования.

Порядок взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск МВД России определен в межведомственных приказах МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минобороны России, Федеральной службы охраны, Министерства транспорта и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы