- Уход от реальности: как понять, что вы перегибаете с эскапизмом
- Эксперт: Юлия Нечаева
- Что такое эскапизм
- Откуда он берется
- Выход из реальности может принимать любую форму
- Позитивная сторона эскапизма
- Куда приводит чрезмерный эскапизм
- Современная проблема — это создание ложной идентичности в интернете
- Где грань позитивного и негативного эскапизма
- Почему рутина — это хорошо
- ЭСКАПИЗМ
Уход от реальности: как понять, что вы перегибаете с эскапизмом
Эксперт: Юлия Нечаева
практикующий гештальт-терапевт, автор телеграм-канала «Хроники психотерапевта».
Что такое эскапизм
Эскапизм — это подмена реальных отношений миром воображаемых. Бегство от обыденности, рутины и обязательств жизни в фантазии, социальные сети, безграничные возможности интернета, хобби, спорт, любовь и отношения, путешествия и искусство, алкоголь, затворничество.
Откуда он берется
Человеку присуще поддерживать свой привычный уклад жизни — это необходимое условие, чтобы ощущать безопасность и стабильность. Знакомые действия и ритуалы, которые мы повторяем изо дня в день, формируют нашу идентичность.
На другом полюсе от рутины всегда есть желание от нее освободиться, встретиться с чем-то новым — которое устроено по другим правилам и развивает в нас новые грани. Нам хочется избежать скуки, рутины, напряжения, встречи со сложностями и социальной адаптацией, монотонного существования.
Выход из реальности может принимать любую форму
Самый легкий — это фантазии и пространство интернета со всеми его безграничными идеями и образами. Человек может зайти в браузер с прагматичным запросом найти информацию, но через какое-то время обнаружить себя путешествующим по страницам инстаграма, забыв о своей первоначальной цели.
Позитивная сторона эскапизма
Мы все ярко ощутили ее на карантине. Закрытые в четырех стенах, мы могли виртуально гулять по любому музею мира. Смотреть экскурсии или . Заниматься экранным сексом.
Когда ограничения закончились, многие столкнулись со сложностью выхода в реальность людей и коммуникаций. Некоторым пришлось снова учиться взаимодействовать и наблюдать за окружающим миром.
Эскапизм помогает справиться со стрессом монотонии, облегчить и выдержать скуку, дает заряд энергии. Однако можно дойти до точки невозврата, когда нет желания возвращаться обратно, в реальный мир. Например, компьютерная игра, где вы управляете супергероем со способностями, которые невозможны в реальном мире. В реальном мире вы обнаруживаете скудность своих возможностей и декораций окружающей действительности.
Куда приводит чрезмерный эскапизм
Иногда человек полностью уходит в исследование себя и своих возможностей, желая быть свободным от рамок и стереотипов, ограничивающих выбор. Он начинает стирать свою социальную идентичность. Изолируется и отрицает нужду в других, погружает себя в вакуум и одиночество.
Для живого человека это сложный и несвойственный путь, поскольку мы — социальные животные и нуждаемся, чтобы нас отражали другие. Если этого не происходит, стирается ощущение границ себя и реальности своего существования. Человек может сходить с ума или не выдержать депривации, что в исключительных случаях приводит к суициду.
Современная проблема — это создание ложной идентичности в интернете
Двойник, выстроенный фильтрами на любой вкус. Он отвечает всем тайным желаниям человека, которые в реальности он не может реализовать. В интернете он имеет безграничные возможности самопрезентации.
Человек создает новый образ, но при этом в реальности остается собой — например, лежащим лениво на диване в грязном халате. Со временем ему сложно смотреть на себя в зеркало и видеть реальный облик, который менее привлекательный, чем в Сети. Из-за этого часто возникает депрессия.
Где грань позитивного и негативного эскапизма
Грань опасного ухода от реальности — это когда переключение на реальность после мира игры, праздника, фантазий и острых переживаний становится с каждым разом труднее. Когда при встрече со сложностью хочется снова убежать в размышления или посмотреть сериал, но не решать проблему.
Когда вы начинаете пренебрегать своими базовыми или реальными потребностями. Перестаете выдерживать неприятные чувства. Теряете связь с телом и ощущениями. Долго находитесь в одиночестве и совсем не желаете общаться с другими людьми. Вы продолжаете свое физическое существование, но оно становится иллюзией, надоедливой необходимостью, серой скукой в сравнении с переживаниями и яркими красками виртуального мира.
Почему рутина — это хорошо
Игра должна прерваться, а праздники и выходные заканчиваться. Из путешествия человек возвращается в свое комфортное и размеренное существование, возобновляет привычную рутину.
Заход в интернет должен иметь временный характер — а выход возвращать к своим ощущениям и обычной жизни с телесными переживаниями происходящего вокруг. Если выбрать праздник как способ жизни, то он быстро наскучит и превратится в рутину.
Эскапизм необходим для повседневности в тех пределах, где сохраняется связь с миром обыденности и обеспечивается возврат в него. Повседневность необходима, чтобы поддерживать и удовлетворять свои жизненные потребности, сохранять социальные отношения, иметь твердую опору в виде собственных правил и ценностей, соблюдать и понимать социальные. Если эта связь прервана, речь идет о психологических сложностях и нарушенном поведении.
Источник
ЭСКАПИЗМ
Процесс мечты обогащает жизнь, делает ее более интересной, является стимулом к творчеству и помогает человеку стать более счастливым. Однако мечтания могут двойственно влиять на жизнь человека, не все из них полезны.
Эскаписты – люди с богатым воображением, и они живут, скорее, в своем внутреннем мире, а не в мире реальном. Они говорят о себе так:
На сегодняшний день можно наблюдать разные проявления такого ухода: ролевики, геймеры, представители субкультур, к примеру, анимэшники, фандомщики. Дауншифтеры совершают физический уход, отказываясь от карьеры и уезжая куда-то на острова. Есть люди-кидалты (сокращение от англ. kid — ребёнок и adult — взрослый), которые отказываются взрослеть и сохраняют предпочтения, которые были свойственны им в детском или подростковом возрасте.
Раньше эскапизм изучали философы, социологи, филологи и психиатры. В психологии о нем заговорили относительно недавно, особенно в нашей стране. Дарья Кутузова начала изучать эскапизм еще в 2000 годах, сейчас им занимается Институт психологии РАН. В Израиле изучается Maladaptive Daydreaming Disorder (расстройство навязчивых грез), которое тоже можно рассматривать как форму эскапизма.
Существует три подхода к изучению эскапизма:
Как нечто однозначно негативное , к чему пока тяготеет классическая психология.
В этом подходе эскапизм часто связывается с девиантным поведением (например, известный феномен хикикомори, когда люди запираются и никуда не выходят) или с зависимостями – алкогольной, наркотической, когда человек просто выключается из этого мира.
Безусловно положительный подход к изучению. Он обычно свойственен литераторам.
Здесь эскапизм воспринимается как способ восполнить силы с помощью воображения и выразить это в реальном мире.
В последнее время появился амбивалентный подход.
Эскапизм воспринимается как источник энергии и сил, однако есть понимание, что он может привести к «застреванию» в мире фантазий и развитию неблагоприятных форм воображения.
В онтогенезе ребенку свойственны мечты и фантазирование, потому что воображение тесно связано с игрой, а игра с творчеством. Например, у маленьких детей (дошкольников, младших школьников) уровень воображения позитивно связан с социальным статусом, потому что детям, у которых сильнее развито воображение, легче придумать и воплотить более сложные сюжетные ролевые игры. В какой-то момент из игры воображение переходит в творчество, которое активно развивается в подростковом возрасте.
Постепенно ведущая деятельность меняется, у многих эти навыки отходят на второй план и уже не играют такой роли. Но у некоторых людей это остается важной частью жизни. Мы хотели бы обратить внимание именно на них.
Почему воображение в какой-то момент становится эскапизмом:
- Во-первых, это связано с тем, что есть социальный контекст , рассматривающий такие понятия, как взрослость, серьезность.
Существуют дискурсы, например, «к определенному возрасту надо перестать играть, пора повзрослеть и заниматься серьезными вещами». В этот момент способность ребенка играть и творить перестает восприниматься как деятельность, заслуживающая внимания.
- Во-вторых, это связано с проблемой адаптации , что мы рассмотрим чуть ниже.
Тем не менее, иногда это начинает мешать жить, и тогда это уже не продуктивный, а негативный эскапизм, который иногда доходит вплоть до расстройства навязчивых грез ( m aladaptive daydreaming disorder ), когда дримеры мечтают по 5-7 часов в день и не могут остановиться.
Они строят колоссальной сложности сюжеты, выдумывают множество миров и персонажей, это очень красиво, но вызывает проблемы в реальности. В случае негативного эскапизма человек застревает в воображении и не может быть эффективным в реальной жизни.
Также это связано со смежными проблемами внимания и общения – таким людям сложно сконцентрироваться и действовать, им сложно общаться. Людям с высокой чувствительностью, восприимчивостью, бывает сложнее найти друзей, особенно в подростковом возрасте, и тогда они могут дистанцироваться от окружения.
Объективно – друзей нет, общаться не с кем, что остается, кроме ухода? Одиночество и изоляция, как и застенчивость, могут вести к развитию негативной формы эскапизма.
Могут быть более тяжелые проблемы вроде ОКР, депрессии и биполярного расстройства, в некоторых случаях даже шизофрении. Когда мы слышим, что человек проводит часы, мечтая, надо разграничивать эскапизм и такие диагнозы.
Эскапизм может использоваться в качестве копинг-стратегии и иногда связывается с перфекционизмом и прокрастинацией . Когда есть представление об идеале, к которому хотелось бы прийти, но прийти к нему очень сложно, тогда человек или не делает ничего, или с большим трудом выстраивает путь к мечте.
1. Эскапизм как дополнение
Если мир вокруг достаточно хороший, если ты в классных отношениях с ним, тогда эскапизм делает мир только богаче, насыщеннее. С ним интереснее.
2. Эскапизм как компенсация
Если ты уходишь от проблем в реальном мире с помощью воображения.
Тут мы переходим к социальному контексту. Важно сделать явление эскапизма видимым и легитимным. Такие люди – мечтатели, эскаписты – часто не видят бережного отношения к себе, и у них возникают сложности, связанные с социальной стигматизацией.
Мы живем в биполярном обществе. Сегодня считается, что если ты трудоголик и «впахиваешь», то ты успешный человек, иначе ты – мечтатель, оторванный от жизни. Но в каждой из крайностей что-то теряется. Придерживаясь исключительно идеи успешности (трудоголизма), человек теряет способность к фантазии и творчеству, а полностью погружаясь в фантазии он теряет продуктивность.
Проблема, с которой сталкиваются эскаписты, – это легитимность, причем она нужна им с двух сторон:
1. Со стороны окружающих , которые могут разрешить либо запретить мечтать;
2. Со стороны самого себя.
Это «внутренние разрешения»: человек может разрешить себе мечтать, а может считать, что его фантазии – полная ерунда, что он часами занимается тем, что никому не нужно, и ему в том числе. Тогда это теряет смысл, обесценивается, а обесценивание – всегда проблема.
Тут встает вопрос о бережном отношении. Нередко находится тот, кто начинает советовать, влезает в личные переживания. Когда мы раскрываемся, то надеемся, что нас примут такими, какие мы есть, а если это не происходит, то возникает конфликт. Человеку важно признание того, что его мечты значимы и могут быть воплощены, а он имеет право быть таким, какой он есть. Бывает очень важно чувствовать себя и мир вокруг – особенными.
— Привет, меня зовут Анна! Александра считает, что я — пример продуктивного эскаписта. Сегодня расскажу, как это переживается изнутри.
— Расскажи, пожалуйста, как давно это с тобой.
— Честно говоря, не знала, что меня можно называть эскапистом, пока не познакомилась с Александрой, которая назвала меня так. Когда вы погружаетесь в мечты, скорее всего, вам не придет в голову, что вы – эскапист. Если только вы не размышляли именно над этим, понимая, что нужно уже как-то назвать ваши мечтания, обозначить это состояние для других людей – особенно если мечты занимают полезное время. Или назвать, например, «Мама, я занимаюсь творчеством», или скрывать: «Я пойду к себе спать, да, хотя еще девяти нет».
Уход в фантазии, более или менее насыщенные, мне привычен давно. Для детей, вроде меня и моих сверстников, здорово, когда рядом был кто-то, кто мог сказать: «Ага, у нас здесь лес, здесь поляна, и мы сейчас будем теми-то». С возрастом, однако, способность преображаться и претворять окружение притупляется. Когда начинается школа, ты занят другим. Переезд тоже влияет на сложившиеся связи, где кто-то мог поддерживать игру – дополненную реальность. Но с возрастом способность воображать не обязательно притупляется, она может измениться.
Например, я начала писать истории, чертить карты, создавать алфавиты, рисовать растения и животных. Не считала, что я эскапист, просто это было хобби, любимое занятие. Отчасти на это мог повлиять переезд, когда знакомых рядом не оказалось, где-то в очень-очень раннем подростковом возрасте. Ребята из нового круга общения, впрочем, тоже не возражали заняться чем-то из этого — эпоха до расцвета интернета и компьютерных развлечений.
Возвращаясь к роли воображения, оно помогало при учебе тоже. Например, одно дело, когда преподаватель в школе говорит: «История такая-то, учите, читайте параграф такой-то». История вообще интересный предмет, но когда говоришь себе: «Хорошо, а вот если бы я попала в эти события – ничего же себе!» Тогда ты чувствуешь, что хочешь узнать, что там дальше. И больше – как жили тогда люди, каким был их досуг, их уровень жизни?
Кроме того, топливо воображения полезно, когда ты хочешь написать какую-то книгу. Например, твой герой должен добраться до какого-то города на лошади. Сидишь и думаешь – сколько времени займет эта поездка? А если дорога разбитая и через лес? И ты идешь и ищешь, сколько люди путешествовали в Средние века, что влияло на их путешествия – все такие мелочи. Эскапизм дает топливо для того, чтобы глубоко копать в поисках нужных сведений. Как правило, этого достаточно, чтобы запоем читать серьезные научные труды. Моя домашняя библиотека заметно расширялась за счет моих пристрастий. Чтобы углубиться в свой мир, мне надо было знать очень много о том, как устроена жизнь вокруг – и сейчас, и когда-то.
Сейчас я уже отучилась в институте, работаю. Вы можете спросить – что сейчас мне дает эскапизм? Для меня он полезен в работе. Например, он отличается от погружения в творчество. Например, моя подруга, когда ее заваливают работой, жалуется: «Все, у меня голова кипит, жду не дождусь, когда пойду расписывать свой платок, но у меня нет на это времени». Я думаю – да, но мне-то как повезло! Мне-то надо просто представить себя одним из персонажей, который, на мое счастье, чувствует себя несгибаемым, разбираясь с горами работы, — и я спокойно делаю свое дело и чувствую себя даже увлеченно. В этом разница. На тебя смотрят и думают: «Бедная, у нее столько работы! Какой трудоголик!», но в этот момент я ас в своей деятельности, мне хорошо!
Или на тебя «накидывается» домашняя работа – посуда, уборка. Еще недавно ты был тем, кто повелевает бумажками, а тут грязная раковина! Сидишь и думаешь – я не могу, я на это уже не способен! Но появляется еще один твой персонаж, который говорит: «Знаешь, со мной в жизни столько всего было, твоя посуда – это ерунда», он засучивает рукава и моет посуду, пока ты размышляешь о его тяжелой судьбе, треплешься с ним в удовольствие, и дело делается!
Когда у тебя есть мир и продуманные персонажи, с ними хорошо о чем-то болтать. Предмет уже зависит от характеров. Например, один может быть полнейшим мерзавцем, который отрицает современные нормы морали, но с ним здорово спорить, обсуждая обстановку где-нибудь на Ближнем Востоке.
Это со мной до сих пор, и оно не уходит.
— А сколько примерно по времени ты погружаешься в эти мечты?
Думаю, что целый день так или иначе. Это может быть не очень глубокое или долгое погружение, но они случаются более-менее постоянно. Самое худшее, когда это состояние наступает ночью, когда ты уже готовишься спать. Если у вас бывает бессонница, наверное, вы очень не любите это осознание: когда только недавно вы хотели спать, а сейчас вам грозит ночь наедине с собой. Я тоже не люблю. Бывает «плохая бессонница», когда просто не спишь, но бывает «продуктивная», когда персонажи неожиданно начинают болтать друг с другом, и ты понимаешь, что надо срочно достать планшет и это записать, потому что утром будет интересно прочесть, но если не записать, то не запомнишь. Так что, к сожалению, иногда уже час ночи. Два, три, четыре. Ты не спишь, и только в пять утра они, наконец, заканчивают свои очень важные беседы. Ты кладешь планшет и выдыхаешь. Спишь сладко после этого, только вот недолго.
— Скажи, персонажи, с которыми ты беседуешь, которые тебе помогают, имеют реальную основу или ты сама их полностью придумываешь?
Как правило, я придумываю их сама, полностью. Но иногда встречаю интересный мир, о котором думаю: похоже создатели не проработали его обстановку и условия так хорошо, как он того заслуживает, можно продумать еще глубже! Тогда мне хочется создать своих персонажей если не в этом мире, то в похожем. Но тех персонажей, кто уже существует, уже был кем-то прописан, я обычно не использую. К тому же, в принципе мне важно, чтобы мои персонажи не особенно бравировали какими-то сверхспособностями. Наверное, предпочитай я себя вообразить каким-нибудь суперчеловеком, появились бы проблемы. Как это было бы? Например, стою над раковиной, а какой-нибудь такой персонаж говорит: «Я Флэш-молния, поэтому я сейчас… смотаюсь подальше от посуды!» или «Я – «Железный человек». Хм, пожалуй, я бы просто нанял помощника на кухню!» И вот ты – выворачиваешь карманы наизнанку и видишь, что это не самый рабочий вариант.
— Можешь рассказать про сюжеты?
Входить в сюжеты очень весело, но ресурсоемко. Интересным сюжет делает и атмосфера. Например, известно, что в китайском зодиаке 12 животных, определяющих год, и 5 стихий, кодирующихся цветом, но кроме года эта система затрагивает месяцы, часы и минуты, плюс все сопрягается со сторонами света и звездами. Вокруг этого мне довелось выстроить целое сообщество.
Исторический и культурный материал подсказывает, где хотелось бы побывать и кем. У героев разные характеры, цели, ценности. Они вступают во множество конфликтов, и прожить эти конфликты самому – ценно в эмоциональном плане и в аналитическом. В сюжете действуют барьеры, которые трудно воссоздать в жизни. Социальные различия, экономические, культурные, политические или религиозные. Эти дает попробовать столкновения на вкус, и выстроить очень заряжающий сюжет!
В нашей повседневной жизни мы не так уж часто можем позволить себе спорить с родными, близкими или кем-то, кто нам не нравится. Но если есть персонажи, то можно попробовать разные позиции конфликта с ними. Какой бы спор не был, это не вы ссоритесь, а они. Этот опыт обогащает. В какой-то мере, не прожив это, не проиграв в себе – трудно понять ценности, идеи других людей. Или стать устойчивее к тем чувствам, которые мы встречаем к себе в реальном мире. Например, коллега – вредный редиска, его привычки и поведение раздражают, но если проиграть такой характер, способы давления, появится закалка.
— Как окружающие тебя люди относятся к твоей особенности?
Кто как. Родители, как правило, занимаются своими родительскими делами, они не особенно сюда лезут. Думаю, пока мы не разъехались, они могли просто радоваться, что их ребенок сидит с какой-нибудь книжкой и иногда выскакивает с чем-то вроде: «А ты знал, что…». Папа, например, сам любил рассказать что-нибудь из истории или философии. Друзья говорят – давай во что-нибудь сыграем. Для них это возможность расслабиться и отдохнуть. Даже если у них идея появилась пять минут назад, это облегчение для них, что есть человек, который может подхватить идею и развить ее сразу. Это помогает. Близкие друзья стараются поддерживать это, им тоже интересно.
Но понятное дело, что эскапизм требует времени. Мне не раз приходилось слышать, мол, как хорошо было, когда мы могли этим заниматься, а теперь нет времени и сил. Надо признать, что эскапизм – это очень емкая вещь. Если есть время и силы войти в историю, героя – да, это выигрышно как сиюминутно, и долговременно. Если нет сил и времени, то приходится чем-то жертвовать. Иногда слышу: «Тебе везет, ты меньше работаешь, чем мы, поэтому можешь этим заниматься». Да, это правда – я могу, но они, к сожалению, нет.
В принципе, я бы сказала, что большинство людей из знающих относится положительно. Хотя были те, кто говорил: «А ты в курсе, что за то время, пока ты занималась этим, ты могла бы заработать вот сколько?». Или: «Раз ты эскапист, у тебя одно полушарие может следить, как пробивается чек на гамбургер на дополнительной работе, а другое полушарие – что-то придумывать».
— Что дает тебе эскапизм?
Я бы сказала, что эскапизм дает мне чувство дополненной реальности. Можно иметь несколько точек зрения на происходящее. Можно выбрать из них ту «точку сборки», ту систему ценностей, которая дает ресурс чем-то заниматься (или не заниматься).
Если пошутить, то есть вещи, которые не просто решить с помощью эскапизма или персонажей – например, устойчивые занятия физическими упражнениями. Персонажи могут поддерживать, например, 3 недели, но потом у них «пробный период заканчивается». Они умеют подпитывать, но им тоже нужно топливо, чтобы давать поддержку.
Так что, пожалуй, чувство дополненной реальности, и еще чувство юмора. Кстати говоря, мне не всегда свойственно чувство юмора, а персонажам зачастую еще как! Поэтому, когда они приходят, то могут подсластить почти любую пилюлю порцией шуток.
Хотелось бы сказать, что в отношениях с действительностью и эскапизмом бывает прогрессия и регрессия. Если я сталкиваюсь с чем-то серьезным, важным, например, ссора с близким человеком или ответственное задание, в этот момент эскапизм уходит на задний план. Персонажи отодвигаются, расчищается место и ты сам у руля. Пока ты лично не разберешься, героев, «профанов» ты к рулю не допустишь. Продуктивный эскапизм ведет в ресурсное место, из которого ты выходишь лучше готовым к самоотдаче во внешнем мире.
Отношения эскаписта с действительностью могут выглядеть не так, как в моем случае. Например, если человек ищет восполнение в героях и мире любимой киновселенной, то есть – в образе из массовой культуры, то может покупать предметы, связанные с ним. Некоторые назвали бы трату денег на подпитку любимых образов признаком опасно прогрессии в эскапизме. Мне доводилось читать статью про японца, который приобрел дорогую голографическую статуэтку своей любимой героини и оформил даже брачные отношения с ней, очень сильно привязался к этому источнику.
— Что обозначает сеттинг в данном контексте?
Сеттинг – это окружение для персонажей, мир и время действия сюжета. Проще говоря, когда ты прописываешь условия – есть там магия или нет, пустыня это или лес. Всю совокупность данных можно назвать сеттингом или сценой.
— Как часто надо менять сеттинги? В единицу времени ты существуешь в одном сеттинге или в нескольких сразу, по каким критериям их выбираешь?
У сеттинга как ресурсного места, действительно, есть предел, после которого он может истощиться. Иногда можно заметить, что спустя несколько дней он поддерживает не так хорошо. В общем же сеттинг может давать силы несколько месяцев, иногда даже – несколько лет. Когда он восполняет чуть хуже, можно переключиться ненадолго на другой. Затем снова вернуться. Таким образом, поддерживать удобно два – ведущий и дополнительный. Мне удобнее поддерживать один сеттинг в глубоком вовлечении несколько дней. Однако бывает, что какие-то события в жизни требуют присутствия другого персонажа, из другого сеттинга, но лучше приспособленного. Тогда для этого требуется его вызвать.
Когда поддерживаешь сеттинги, появляются бытовые мелочи, относящиеся к нему. Например, если сеттинг имеет отношение к Азии, скорее всего однажды захочется поставить недалеко китайские чашечки для чая. Такие мелочи помогают легче настроиться на нужную волну. Допустим, один персонаж любит запах курительных палочек или четки, или броши с ювелирными камнями. Его будет легче вызвать, если взять связанную с ним бирюльку.
И сеттинг, и героя выбираешь интуитивно, исходя из жизненных обстоятельств и настроения, исходя из качеств, которые нужны. Как правило, внешний мир подсказывает, что будет ближе.
— То есть внешний мир вызывает персонажей, а не сеттинг?
Происходящее в нашей жизни влияет на то, какой сеттинг мы хотели бы видеть своим ресурсным местом, а еще на то, персонаж с какими качествами может стать нашим дополнением. Сам по себе сеттинг питает образ персонажа, а детали сеттинга в повседневной жизни могут помочь вызывать нужное настроение и нужного героя. Но запрос на сеттинг и на персонажа исходит из нашего самоощущения, а это, в свою очередь, часто зависит от внешнего мира, от нашей потребности в том или ином ответе на вызов.
В конце концов, мы всегда взаимодействуем с реальностью, и хорошо, когда можно сделать ее интереснее или удобнее. Реальность и фантазия сцепляются благодаря событиям.
— Уход в свои истории не мешает взаимодействовать с людьми? Допустим, на работе кто-то обращается, а ты в своем мире: «… А? … Что?»
Не мешает, нет. Я воспринимаю обстановку дополнено, будучи и там, и там. Я не «превращаюсь» полностью в кого-то другого. Не становлюсь полностью персонажем, который будет гаркать на босса, например. Однако, да, есть вещи, которые могут помешать взаимодействию. Например, если у героя эмоциональная травма из-за последствий его сюжетной линии, из-за тяжелой ситуации, которую за него проигрывал, то бывает трудно радоваться во внешнем мире, пока не залечишь его душевную рану, не найдешь для него самого способ найти внутреннюю опору.
— А ты видишь мир или ты его конструируешь? Персонажи на тебя выходят или ты на них?
Мне кажется, что сначала во внешнем мире встречается что-то, оставляющее впечатление. Своего рода семечко, которое может со временем «вырасти» во внутренний мир, его героев, его истории. Особенно если «полить» такое семечко впечатления образами, которые дополнят картинку. Тогда сеттинг, мир достраивается и оживает – тем глубже, чем больше информации ты привлекаешь. Тогда его персонажи растут и делаются тем сильнее и ресурснее, чем больше ситуаций пережить с ними. Герой, обычно, появляется раньше всего. Сначала это впечатление от него, неуловимый слепок, манеры, привычки. Тогда начинается интуитивный поиск его имени. Потом углубляются интересы персонажей и окружение. Это взаимное движение навстречу в темноте. Если кто-то из героев «активен», тогда обращаешь больше внимания на вещи, которые привлекают этого персонажа. Более художественная личность побуждает любоваться, например, тем, как солнце или фонари просвечивают сквозь листву, или какие точные дизайнерские линии у проезжающих дорогих автомобилей. Мир играет разными оттенками в зависимости от того, какой ты, и можно быть другим, если смотреть на вещи глазами персонажа не очень на тебя похожего.
— Как ты себя сейчас ощущаешь при таком публичном внимании? Присутствует ли здесь кто-то из твоих персонажей сейчас?
Сейчас с вами просто я. Конечно, было бы естественно предположить, что я, например, сейчас в чьей-нибудь шкурке. Например, если бы я боялась выступать перед публикой, и сейчас кто-то спасал меня из этого положения. Однако это просто я. Дело в том, что владение разными характерами и героями дает накопительный эффект, выправляя проблемные черты и позволяя быть собой с не меньшим удовольствием и спокойствием. Как я себя ощущаю сейчас? Дружелюбно и очень хорошо. Я не стесняюсь, когда вижу много людей. Мне очень приятно с вами общаться, и для этого не требуется вызывать кого-то, кто бы помог мне преодолеть страх общения с публикой. Но я даже сейчас чувствую, что да, неподалеку есть один персонаж. То есть он не принимает никакого участия, просто выжидает, поскольку я собираюсь скоро вернуться к его истории.
Источник