Способы банкротства физического лица пошаговая инструкция

Содержание
  1. Пошаговая инструкция по банкротству физ. лиц в 2021 году. Судебная и внесудебная процедуры
  2. Пошаговая инструкция судебного банкротства
  3. Проверяем признаки банкротства
  4. Подбор финансового управляющего
  5. Готовим документы
  6. Готовим заявление о признании несостоятельности физлица
  7. Процедуры банкротства в суде
  8. Списание долгов
  9. Услуги и стоимость
  10. Как проходит процедура внесудебного банкротства: пошаговая инструкция
  11. Последствия судебного и внесудебного банкротства: как самому признать себя банкротом с минимальными рисками?
  12. Банкротство физических лиц: пошаговая инструкция на 2021 год
  13. Признаки признания физического лица банкротом
  14. Пошаговая инструкция оформления банкротства физических лиц или финансовой несостоятельности граждан
  15. Сбор документов на банкротство физического лица в 2020 году
  16. Составления и подача заявления на банкротство
  17. Назначение финансового управляющего
  18. Варианты завершения или прекращения процедуры банкротства
  19. Реструктуризация долга физического лица
  20. Мировое соглашение в банкротстве физических лиц
  21. Реализация имущества при несостоятельности граждан
  22. Последствия и особенности списания долгов в процедуре банкротства физического лица
  23. Сроки банкротства физического лица
  24. Стоимость банкротства физических лиц

Пошаговая инструкция по банкротству физ. лиц в 2021 году. Судебная и внесудебная процедуры

Банкротство физического лица — это возможность списать долги, если человек оказался не в состоянии их обслуживать. Списать можно, преимущественно, кредитные задолженности — перед банками, МФО, по долговым распискам. В этот перечень входят задолженности за коммунальные услуги и, например, штрафы за нарушения правил дорожного движения.

Банкротство еще часто называют признанием несостоятельности физ. лица. Человек не в состоянии вернуть свои долги, запутался в кредитах, не рассчитал силы, не хватило ему финансовых знаний. Но банкам он не врал, денег не крал, домика на Канарских островах не нажил. То есть вел себя как обычный законопослушный человек.

Или потерял работу, или же — заболел так, что работать в полную силу больше не может.

Если понимаешь, что сколько не экономь, сколько ни возьми подработок, но все равно все долги не погасишь. Тогда самое время готовить документы для банкротства.

Подробно рассказываем, как проходит процедура банкротства физического лица в 2021 году.

Россияне становятся финансово продвинутыми — граждане знают, что кредит можно выгодно рефинансировать, а если денег нет — списать долги по закону. С сентября 2020 года вариантов признания несостоятельности стало 2: внесудебная и судебная процедура банкротства.

Сначала мы расскажем про платную процедуру банкротства граждан через суд. Ее выбирает большинство неплательщиков. А потом расскажем о внесудебном банкротстве, упрощенной процедуре бесплатного списания долгов в МФЦ.

Пошаговая инструкция судебного банкротства

Проверяем признаки банкротства

  • задолженность от 300 000 рублей;
  • имущества для расчета с кредиторами недостаточно;
  • дохода не хватает на оплату кредитов и обеспечение семьи одновременно;
  • просрочки по кредитам уже начались или вы понимаете, что скоро вы начнете их допускать

Если ситуация соответствует этим признакам, вы можете планировать процедуру банкротства.

Подбор финансового управляющего

  • Список финансовых управляющих, которые занимаются ведением банкротства физ. лиц.
  • Картотека арбитражных дел — можно посмотреть дела, которые вел финансовый управляющий.
  • Проверь арбитражного управляющего — сервис ФНС для проверки финуправляющих — штрафы, незаконные действия и дисквалификации.

Нужно связаться с выбранным специалистом, обсудить свою ситуацию и заранее договориться о ведении дела.

Без предварительного выяснения деталей управляющие не берут дело. Если указать произвольное СРО в заявлении на банкротство — дело зависнет на стадии назначения процедуры. Банкротство в суде начинается с назначения управляющего.

Кто может помочь в выборе
и проверке финуправляющего?
Закажите звонок юриста

Готовим документы

  • свидетельства о праве собственности на имущество;
  • данные о счетах и банковских картах;
  • сведения о трудоустройстве и доходах или справку из центра занятости о постановке на учет;
  • личные документы: копии паспорта, СНИЛС, свидетельства о вступлении в брак и о расторжении, свидетельства о рождении детей;
  • другие бумаги, которые имеют отношение к банкротству: например, медицинские справки, выписки, если вы вследствие болезни не могли рассчитаться по кредитам, и другое;
  • документацию о кредитах и других задолженностях, судебные решения и постановления приставов, если были суды.

Готовим заявление о признании несостоятельности физлица

В заявлении необходимо указать:

  • причины банкротства;
  • трудовой статус;
  • семейный статус, наличие иждивенцев;
  • количество и объем задолженностей, их расшифровку;
  • список кредиторов — банков, МФО и частных лиц, с адресами и указанием места регистрации (центрального офиса для юр лиц);
  • опись имущества, которое принадлежит вам;
  • СРО, из которого назначает финансового управляющего.

Заявление на банкротство следует составлять, ориентируясь на ст. 37 № 127-ФЗ. Заявление подается в Арбитражный суд по месту регистрации или проживания.

  • 25 000 рублей на депозит суда — это вознаграждение для финансового управляющего.
  • 300 рублей госпошлины.
  • реквизиты в каждом регионе свои, указаны на официальных сайтах Арбитражных судов.

Вы можете оплатить 25 000 для управляющего не при подаче заявления, а позже. Сумма должна быть внесена не позже первого судебного заседания. Шаблон документа для отсрочки вознаграждения финуправляющего скачайте ниже.

Процедуры банкротства в суде

Через 1-2 месяца после подачи пакета документов будет назначено заседание по банкротству. Сроки зависят от загруженности суда.

На первом заседании суд выясняет финансовое положение должника, обстоятельства банкротства. Также назначает финансового управляющего и определяет, какую процедуру вводить: реструктуризацию долгов или реализацию имущества.

В большинстве случаев вводится реализация имущества. Срок процедуры 6 месяцев, при необходимости она продлевается.

Цель — выявить ценное имущество неплательщика, продать с торгов все, что разрешено, и выплатить деньги кредиторам. Если имущества нет — управляющий докладывает о том, что расчеты не произведены по причине отсутствия конкурсной массы, и долги списываются просто так.

Квартира, дом, или иное жилое помещение, в котором должник постоянно проживает, не продается. Правда, Конституционный суд в апреле 2021 года сделал оговорку, что единственное жилье не должно быть избыточным по площади и не должно приобретаться после того, как человек уже влез в долги.

При сочетании этих двух факторов суд по инициативе кредиторов может вынести решение о продаже единственного жилья. Взамен кредиторы должны купить должнику квартиру с площадью согласно нормам социального найма в данном регионе.

Например, если норма — 18 квадратных метров на человека, то на семью должника из трех человек должна быть приобретена квартира в 54 кв. метра. Отправят на торги: гаражи, дачи, нежилые помещения, автомобили, снегоходы, яхты, вертолеты.

Как организовать выкуп имущества
на торгах родственниками?
Спросите юриста

Родственники и друзья банкрота вправе участвовать в торгах, а супруга может в приоритетном порядке выкупить половину совместно нажитого имущества, и тогда семейные ценности останутся с вами.

Какое имущество заберут, а какое можно сохранить после банкротства, мы рассказали в этой статье.

С момента ввода реализации процессом будет руководить арбитражный управляющий. Должник обязан:

  • обеспечить ему доступ к имуществу;
  • передать документы и информацию по запросу;
  • передать банковские карты и счета в распоряжение управляющего;
  • поддерживать с ним контакт.

Списание долгов

После проведения всех необходимых мероприятий назначается дата последнего заседания. Суд рассматривает отчеты управляющего, распределение средств из конкурсной массы (если она формировалась), и принимает решение списать долги.

В целом на банкротства через суд потребуется 8-9 месяцев. Иногда дела тянутся по 1,5-2 года.

Услуги и стоимость

Что такое упрощенное банкротство?
Закажите звонок юриста

Как проходит процедура внесудебного банкротства: пошаговая инструкция

Определяем признаки банкротства:

  • размеры задолженности составляют 50 000-500 000 рублей (по всем обязательствам вместе);
  • ранее судебный пристав возвратил исполнительный лист взыскателю ввиду отсутствия имущества. То есть приставы подтвердили, что брать с вас нечего.
Читайте также:  Саган дайля для мужчин способ применения

В любой удобный многофункциональный центр по месту прописки или временной регистрации (нужно будет показать штамп в паспорте или бланк с регистрацией).

Составляем список кредиторов самостоятельно. В перечне указываем юридические адреса кредиторов, наименования (банка, МФО, коллекторов, ЖКХ, налоговой и т.д.) либо ФИО граждан (долги по алиментам, по распискам), сумму долга на текущий момент, дату заключения кредитного договора и другие данные по каждому кредитору.

В назначенное время приходим на прием, составляем заявление. Сотрудник МФЦ обязан помочь с составлением документа, подсказать, с чего начать заполнение, какие сведения указать в заявлении.

МФЦ принимает заявление, должник получает расписку и ждет полгода. Ничего предпринимать не нужно, если не поступают возражения и жалобы от кредиторов.

Что происходит вовремя внесудебного банкротства?

В течение 1 рабочего дня МФЦ проводит проверку по базе ФССП на предмет закрытых или открытых исполнительных производств и уточняет, не подал ли гражданин на банкротство в другое МФЦ или в Арбитражный суд.

Если должник соответствует критериям бесплатной процедуры банкротства — его заявление передается в ЕФРСБ для публикации сообщения.

Из ЕФРСБ кредиторы узнают о намерении человека списать долги через МФЦ. В течение 6 месяцев с даты публикации они вправе проверить имущество должника — подать запросы в Росреестр о недвижимости и в МВД об автотранспорте, который зарегистрирован на физлицо.

Также кредиторы указывают, что на момент получения кредита должник указывал в заявлении, что определенное имущество есть у него в собственности. Они вправе задать вопрос о том, куда человек его девал и оспорить сделки по продаже (дарению) этой собственности. Конечно, если эта собственность — не единственное жилье должника. Тогда банкротство переведут из МФЦ в арбитраж.

Если обнаружится имущество — кредиторы вправе подать жалобу в Арбитражный суд и перевести все дело в суд.

Если жалоб нет, через 6 месяцев задолженности списывают.

Существует много мифов о банкротстве физ. лиц. Помните, что их придумывают и распространяют те люди и структуры, которым не выгодно, чтобы вы не вернули им заемные средства — это ваши кредиторы. Конечно, им хотелось бы, чтобы вы до конца своих дней «работали на возврат долга». Да, брать деньги в долг и не возвращать их — по-человечески очень плохой поступок.

Не будем рассматривать моральный аспект долгов перед физическими лицами, которые, как и вы, трудились, чтобы заработать деньги, которые вы сейчас не можете отдать. Но что делать вам, если вы на самом деле не в силах вернуть эти деньги?

Для банков и МФО кредитовать людей — это профессия и бизнес. Есть такая функция в капиталистической экономике — торговать деньгами. А где бизнес — там должна быть выстроена и система риск-менеджмента. Банки и МФО закладывают в свои процентные ставки риск невозврата кредита нерадивыми заемщиками. То есть — вами.

Какие долги списываются
при банкротстве? Закажите звонок юриста

Последствия судебного и внесудебного банкротства: как самому признать себя банкротом с минимальными рисками?

После введения судебной реализации имущества:

  1. Кредиторы и коллекторы не могут требовать возврата кредитов.
  2. Судебные приставы приостанавливают взыскание: заработная плата с карты больше не списывается, имущество освобождается от ареста, запрет на выезд за границу снимается. Но аналогичный запрет может наложить суд.
  3. Просрочки и пени больше не начисляются.
  4. Финансовые дела должника переходят в компетенцию арбитражного управляющего. Доходами руководит он, а не банкрот.
  5. Оформление новых кредитов или поручительство невозможны, пока длится судебное дело.
  6. Заключение сделок на сумму свыше 50 000 рублей под запретом.
  7. Кредиторы могут оспаривать сделки по отчуждению имущества. Например, когда сторонами выступают близкие родственники или стоимость сделки гораздо ниже рыночной цены.
  8. Возможные ограничения: введение судебного запрета на выезд за границу на период банкротства; арест имущества. Но ограничения вводятся по ходатайству кредиторов, если есть опасения, что должник вывезет имущество в другую страну или скроется от ответственности сам.

Больше всего должников заботит, существует ли угроза имуществу, не пострадает ли работа. При банкротстве из конкурсной массы исключается имущество в виде единственной квартиры, профессионального оборудования стоимостью до 10 тыс. рублей и бытовой техники с мебелью.

Также можно подать ходатайство об исключении зарплаты — за счет дохода должник обеспечивает себя и свою семью. Но суд вправе оставить должнику сумму в 1 прожиточный минимум на него и каждого члена семьи.

Пока идет внесудебное банкротство ограничения следующие:

  1. Запрет на оформление новых долговых обязательств: человек не может оформить кредит или выступить поручителем по чужому договору.
  2. Прекращается начисление процентов, штрафов и пеней за неуплату.
  3. Прекращаются требования по возврату задолженностей со стороны банков, коллекторов и микрофинансовых организаций.
  4. Кредиторы могут подавать запросы в МВД, СМЭВ и Росреестр о финансовом положении должника. Если обнаружится скрытое имущество, дело, открытое через МФЦ, может перейти в Арбитражный суд. Тогда кредиторы назначают своего арбитражного управляющего, что гарантированно повлечет осложнения.

По завершении судебной и внесудебной процедуры наступают следующие последствия:

  • человек не сможет повторно объявить банкротство: в течение 5 лет после судебной процедуры, в течение 10 лет после внесудебного списания долгов;
  • оформляя кредит, он в течение 5 лет должен информировать банк о пройденном банкротстве;
  • человек не сможет в течение 3 лет стать генеральным директором, войти в Совет директоров или иным способом управлять юридическим лицом;
  • в течение 10 лет нельзя быть руководителем банка;
  • если банкротство признал ИП, то в течение 5 лет банкрот не сможет снова заниматься такой деятельностью. Если статус ИП был ликвидирован в течение 1 года до внесудебного банкротства, последствия будут те же.

Кроме запрета быть директором предприятия и учредителем юрлица, банкротство не несет ограничений по трудоустройству. Можно работать кем хотите — хоть приставом, хоть депутатом, официально получать зарплату и никого не бояться.

Судебное и внесудебное банкротство можно пройти спокойно и без рисков, обратившись к опытным юристам. Перед тем как оформить заявление, специалисты внимательно проанализируют вашу ситуацию, обстоятельства, предоставят юридические рекомендации.

Мы оказываем услугу комплексного сопровождения процедуры, что гарантирует 100% результат, безопасное избавление от кредитных обязательств и минимальные последствия по завершении.

Источник

Банкротство физических лиц: пошаговая инструкция на 2021 год

Сегодня процедура банкротства применяется не только для юридических, но и для физических лиц. Такая возможность стала следствием поправок в №127-ФЗ от 26.10.2002 г., регламентирующий порядок признания должника несостоятельным. В 2015 году после принятия №154-ФЗ от 29.06.2015 г. в текст базового Федерального закона была внесена глава X, определяющая правила банкротства физических лиц. В течение последующих лет правовой акт неоднократно корректировался, поэтому сегодня действует версия документа, принятая 08.01.2020 года.

Основная суть банкротства – признание гражданина неспособным выполнить финансовые обязательства и рассчитаться с кредиторами. В результате его имущество и денежные средства распределяется между последними, а непокрытые таким образом долги списываются. Инициатором запуска процедуры могут стать:

  • сам должник;
  • налоговая инспекция;
  • один или несколько кредиторов физического лица.

Рассмотрением дела занимается арбитражный суд по месту регистрации должника.

Новые правила банкротства стали широко применяться физическими лицами, что позволило выявить несколько очевидных плюсов и минусов процедуры. Главное достоинство ее практического использования состоит в возможности избавления от бремени долгов.

Читайте также:  Боль это единственный способ

Это в равной степени относится как к текущим обязательствам по кредитам и займам, начисленным неустойкам и пеням, а также исполнительным документам по взысканию имущества должника.

Основной недостаток – риск потери имущества и накоплений, который дополнительно возрастает при неграмотном проведении мероприятия. В статье содержится пошаговая инструкция по банкротству физических лиц в 2020 году, которая поможет понять правовые нюансы процедуры.

Признаки признания физического лица банкротом

Действующее законодательство устанавливает два признака, которые выступают основанием для запуска процедуры банкротства:

  • Общий размер долгов физического лица превышает полмиллиона рублей. При этом учитываются кредиты всех типов – потребительские, ипотечные, микрозаймы, задолженности перед другими гражданами, налоговой инспекцией, ПФ РФ и другими государственными структурами.
  • Просрочка по выплате финансовых обязательств составляет 3 и более месяцев. В данном случае речь идет о периоде между плановым погашением и фактической выплатой по долгу.

Процедура банкротства физлиц в соответствии с правилами №127-ФЗ применяется только по отношению к гражданам РФ. Важным дополнительным основанием для успешного проведения мероприятия выступает наличие объективных причин финансовых проблем должника.

ВАЖНО! Признание банкротом станет особенно полезным, если физическое лицо выполняет три обязательных условия:

  • выступает добросовестным должником, который предпринимал все доступные и возможные попытки урегулировать проблемы с кредиторами (подтверждается перепиской с банками или МФО);
  • не скрывает доходы и имущество;
  • занимается активным поиском работы (состоит на учете в службе занятости и различных биржах трудоустройства).

Пошаговая инструкция оформления банкротства физических лиц или финансовой несостоятельности граждан

Положения главы X №127-ФЗ детально регламентируют все этапы процедуры банкротства физического лица. Четкое и последовательное выполнение каждой стадии является обязательным условием успешной реализации мероприятий и решения стоящих перед его инициатором задач.

Важно понимать, что процедура является продолжительной, требуя серьезных финансовых и временных издержек. Например, получение определения суда о начале мероприятия занимает от полумесяца до трех.

Дальнейшие этапы еще продолжительнее: реструктуризация долгов длится 4 месяца, а реализация имущества 5 месяцев. Указанные сроки, по сути, являются минимальными и не учитывают проведения подготовительных мероприятий. На практике уложиться в них достаточно сложно. Каждый из этапов очень важен и требует подробного описания.

Сбор документов на банкротство физического лица в 2020 году

Первый этап признания гражданина несостоятельным – подготовительный. Он заключается в сборе комплекта документов, в состав которого входят:

  • паспорт и другая документация с личными данными о должнике — свидетельства о браке и рождении детей (если они не достигли совершеннолетия), документы об опеке и т.д.;
  • ИНН и СНИЛС (в суд предоставляются копии), выписка из ЕГРИП об отсутствии статуса ИП;
  • документация об имеющихся доходах, сбережениях и имуществе — выписки со счетов, из реестра акционеров, лицевого счета в ПФ РФ, опись личного имущества и другие подобные документы, список которых определяется характером и видами собственности должника;
  • документация о финансовых обязательствах физического лица – договоры кредитования и микрофинансирования, справки о задолженности из налоговой инспекции и других фискальных государственных органов, другие подтверждающие документы;
  • документы об имущественных сделках должника, совершенных за три последних года;
  • справка о получении статуса безработного;
  • описание финансовой ситуации должника с указанием причины невозможности выплаты долгов и перечня предпринятых гражданином мер по решению возникших проблем.

ВАЖНО! Успешная реализация процедуры банкротства в значительной степени зависит от того, насколько полный и исчерпывающий перечень документов будет приложен к заявлению в суд. Поэтому не стоит экономить силы и время, занимаясь подготовкой к судебному процессу.

В ситуации, когда кредитные договора или документы о других финансовых обязательствах частного лица потеряны, необходимо восстановить их, обратившись в банк, МФО или к другим физлицам, выступившим в качестве кредитора. Все они заинтересованы в разрешении проблемы, поэтому трудностей с получением документации в подавляющем большинстве случаев не возникает.

Срок действия значительной части документов из приведенного выше списка не ограничен. Справка об отсутствии у физического лица статуса ИП действует 5 дней.

ВАЖНО! В дополнение к указанному перечню документов к заявлению на банкротство прилагается квитанция об уплате госпошлины в размере 300 руб. и внесении на депозит судебного органа 25 тыс. руб. на оплату услуг финансового управляющего. Альтернативный вариант – подача ходатайства об отсрочке указанных расходов.

Составления и подача заявления на банкротство

Рассмотрением дел о банкротстве физических лиц занимается арбитражный суд, находящийся по месту фактического проживания должника – постоянной или временной регистрации.

Именно в этот орган необходимо подать заявление о признании гражданина финансово несостоятельным. Документ готовится либо самим должником, либо его кредиторами, в качестве которых могут выступать как государственные органы (ИФНС, ПФ РФ и т.д.), так и частные лица или организации.

В заявлении в арбитраж в обязательном порядке указывается следующая информация:

  • перечень кредиторов с указанием долга перед каждым из них;
  • семейное положение физического лица, наличие иждивенцев на его попечении;
  • список имущества, находящегося у гражданина на праве собственности;
  • размер денежных средств на счетах, банковских картах и вкладах;
  • величина дохода на момент подачи заявления;
  • совершенные за последние три года сделки с имуществом;
  • имя финансового управляющего или название СРО, участник которой должен утверждаться судом в подобном качестве;
  • обстоятельства дела, объясняющие причины неплатежеспособности физического лица.

Перед подачей заявления в суд требуется произвести несколько обязательных действий:

  • оплатить 300 руб. в качестве госпошлины;
  • внести на специальный счет арбитражного суда 25 тыс. руб., предназначенных для выплаты вознаграждения финансовому управляющему;
  • подобрать кандидатуру последнего или СРО, из участников которого требуется выбрать подходящего специалиста;
  • уведомить об обращении в суд кредиторов, направив каждому из них копию заявления (для частных лиц в статусе ИП требуется разместить публикацию на Федресурс за 15 дней до подачи заявления).

Заявление на банкротство физлица подается любым из трех способов по выбору заявителя:

  • При личном визите в канцелярию суда. Подается два экземпляра документа, на одном из которых ставится штамп о приеме.
  • С помощью услуг Почты России. В этом случае требуется отправить письмо с уведомлением.
  • С использованием онлайн-сервиса Мой арбитр. Для этого необходимо предварительно зарегистрироваться на портале Госуслуги.

Назначение финансового управляющего

Функции координатора между всеми участниками процесса о банкротстве физического лица исполняет финансовый управляющий. Это специалист в сфере антикризисного управления, обладающий соответствующим образованием и являющийся членом профильной саморегулируемой организации. Его главной задачей становится соблюдение баланса интересов должника и кредиторов.

Полный перечень действующих в России СРО арбитражных управляющих размещается на специализированном федеральном интернет-ресурсе – ЕФРСБ.

К выбору финансового управляющего следует подходить очень ответственно, так как от него непосредственно зависит оперативность и результаты практической реализации мероприятия. Основные критерии для подбора специалиста состоят в следующем:

  • стаж работы;
  • наличие дисквалификаций;
  • продолжительность осуществленных ранее процедур банкротства.

Выбор непрофессионального финансового управляющего или плохо выстроенные отношения с ним чреваты несколькими негативными последствиями:

  • затягивание сроков признания должника банкротом до полутора-двух лет вместо обычных шести-девяти месяцев;
  • привлечение к делу имущество супруга/супруги физического лица;
  • установление признаков преднамеренной финансовой несостоятельности;
  • выход из процедуры банкротства без объявления причин (такое право предоставляется финансовому управляющему действующим законодательством).

Варианты завершения или прекращения процедуры банкротства

Поданное физическим лицом или кредиторами заявление о банкротстве рассматривается Арбитражным судом. При отсутствии замечаний назначает дата проведения первого заседания — обычно через месяц-полтора после приема документа.

Читайте также:  Способ удаления воздуха системе отопления

В случае выявления ошибок, неточностей или некомплектности полученного пакета документации судья выносит решение об устранении недостатков или возврате заявления при подаче не в тот арбитражный суд.

Первое судебное заседание имеет важное значение, так как на нем происходит рассмотрение дела по существу.

Результатом становится назначение финансового управляющего и переход к одному из следующих этапов процедуры – реструктуризации задолженности физлица, мировому соглашению или реализации имущества после признания гражданина несостоятельным. Каждый из перечисленных вариантов развития событий следует рассмотреть подробнее.

Реструктуризация долга физического лица

Процедура реструктуризации долга при банкротстве сильно отличается от обычной реструктуризации кредита в банке. Главные ее особенности состоят в следующем:

  • должнику или его представителю не нужно договариваться о пересмотре графика погашения долга с каждым кредитором по отдельности;
  • задолженность физического лица фиксируется – перестают начисляться штрафы, пени и проценты;
  • должнику предоставляется 3 года на погашение долгов или возврат к выполнению утвержденного с кредиторами графика выплат.

Основные этапы банкротной реструктуризации долга жестко регламентируются законодательством. В их число входят следующие ключевые стадии процедуры:

  • запуск мероприятия. Происходит фиксация долга, исключаются какие-либо обращения кредиторов и коллекторов к должнику, до утверждения графика платежей прекращаются выплаты по кредитам, не допускаются сделки с имуществом и денежными средствами на сумму от 50 тыс. руб., открывается счет, который используется должником для совершения сделок в пределах указанной суммы;
  • разработка графика выплат. Максимальная продолжительность срока действия документа – 3 года. Допускается частичное погашение долгов за счет их списания. Последний срок отправки проекта документа финансовому управляющему – через два с половиной месяца после введения процедуры реструктуризации. Главное требование к размеру выплат по долгам – он должен быть равен величине дохода за вычетом прожиточного минимума и расходов на иждивенцев;
  • согласование графика собранием кредиторов. График реструктуризации может быть разработан как самим должником, так и любым из кредиторов. Затем документ утверждается общим собранием кредиторов;
  • утверждение проекта реструктуризации арбитражным судом. Завершающая стадия процедуры – утверждение документа судьей. Если срок действия графика выплат не превышает 2-х лет, допускается его согласование без решения собрания кредиторов. При более длительном сроке действия одобрение кредиторов является обязательным.

Если в указанные выше сроки график реструктуризации в суд не предоставлен вводится процедура реализации имущества должника. Добросовестное исполнение утвержденного судьей документа имеет несколько последствий для должника:

  • отсутствует статус банкрота;
  • следующая подобная процедура может быть реализована только по истечении 8 лет;
  • в течение 5 лет при оформлении кредитов и займов требуется в обязательном порядке извещать кредитора о прохождении реструктуризации.

ВАЖНО! Большой плюс такого решения финансовых проблем физического лица – отсутствие каких-либо других ограничений, помимо вышеперечисленных. Например, запрета на зарубежные поездки или организацию собственного бизнеса.

Мировое соглашение в банкротстве физических лиц

Еще один компромиссный вариант прекращения процедуры банкротства физического лица – заключение мирового соглашения между должником и кредиторами. Такой способ урегулирования финансовых проблем фактически выступает разновидностью процедуры реструктуризации задолженности, описанной выше.

Главное и единственное отличие – законодательство жестко не регламентирует требования к содержанию итогового документа. Условия мирового соглашения определяются непосредственными сторонами дела – должником и кредиторами – при участии финансового управляющего.

Предоставление документа в арбитражный суд для последующего утверждения возможно в том случае, если его одобрило больше половины кредиторов. Срок подачи мирового соглашения – 10 суток после подписания на собрании кредиторов.

ВАЖНО! Разработка мирового соглашения допускается на любом этапе процедуры банкротства. Главные достоинства такого способа решения проблем – отсутствие статуса банкротства и ограничений, связанных с ним.

Реализация имущества при несостоятельности граждан

Заключительный этап процедуры банкротства – признание физического лица финансово несостоятельным и распродажа его имущества. Главной задачей финансового управляющего при переходе к этой стадии мероприятия – удовлетворение требований кредиторов.

Законодательство четко определяет основания для запуска реализации собственности должника:

  • отсутствие или недостаточность доходов последнего для возвращения платежеспособности;
  • неоднократные нарушения положений утвержденного судьей мирового соглашения или графика реструктуризации;
  • непредставление в установленные судом сроки графика реструктуризации;
  • отсутствие одобрения документа кредиторами или его не утверждение арбитражным судом.

Основные этапы процедуры реализации имущества должника-банкрота:

  • Инвентаризация. При добровольном банкротстве данные предоставляются должником. Они в обязательном порядке проверяются финансовым управляющим.
  • Формирование конкурсной массы. На этой стадии проводится проверка наличия задекларированного имущества. Из конкурсной массы исключается единственное жилье (кроме заложенного в ипотеку) и земля, предметы личного пользования, вещи стоимостью до 10 тыс. руб., денежные средства в пределах МРОТ и т.д.
  • Анализ сделок, совершенных физлицом в течение последних 3-х лет. Финансовый управляющий изучается операции с недвижимостью и другим имуществом, при необходимости отменяя их и включая собственность в конкурсную массу.
  • Оценка имущества должника. Выполняется профессиональным экспертом-оценщиком. При желании может быть оспорена участниками дела с приглашением независимого специалиста.
  • Официальное извещение о проведение торгов, регистрация участников и проведение аукциона. Торги проводятся в электронном формате на одной из ЭТП.
  • Погашение кредиторских требований. Вырученные от продажи имущества денежные средства распределяются между кредиторами. Часть из них направляется на оплату судебных издержек и вознаграждение управляющему.
  • Отчет финансового управляющего в арбитраже. По итогам мероприятия управляющий отчитывается перед судом. При нехватке денежных средств на погашение обязательств в полном объеме физическое лицо признается банкротом, остаток долгов списывается, а дело прекращается.

ВАЖНО! В большинстве случаев дело о банкротстве завершается реализацией имущества должника и признанием его банкротом. Это вполне объяснимо, так как при наличии активов в достаточном для расчета с долгами объеме, запускать процедуру попросту не имеет смысла. Намного проще погасить задолженность без дополнительных финансовых и временных издержек.

Последствия и особенности списания долгов в процедуре банкротства физического лица

Признание гражданина банкротом имеет несколько последствий:

  • все непогашенные за счет продажи имущества долги списываются, за исключением алиментов, штрафов по уголовным и административным делам, убытков по неосторожности или умышленных, задолженностей за вред здоровью и моральный ущерб;
  • в течение 10 лет банкрот не имеет права управлять банковской организацией;
  • 5 лет после объявления банкротом не допускается руководство МФО или частным пенсионным фондом и повторное банкротство, а также необходимо извещать финансовое учреждение при оформлении кредита или займа;
  • 3 года не допускается работа генеральным директором или вхождение в совет директоров.

ВАЖНО! Если банкротом объявлено физлицо в статусе ИП, в течение 5 лет ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Сроки банкротства физического лица

Продолжительность основных этапов процедуры банкротства указана выше. Минимальная длительность мероприятия составляет 5-6 месяцев, стандартная – 9-12. В некоторых особенно сложных случаях рассчитывать на прекращение дела ранее, чем через полтора-два года, попросту нереально. Серьезное влияние на сроки реализации имеет грамотный выбор финансового управляющего и четкое выполнение требований законодательства.

Стоимость банкротства физических лиц

Проведение процедуры банкротства физического лица сопровождается несколькими обязательными финансовыми расходами. К ним относятся:

  • госпошлина (300 руб.);
  • вознаграждение управляющему (25 тыс. руб.);
  • размещение сведений в ЕФРСБ (430,17 руб.);
  • оплата услуг сторонней юридической компании (по договоренности).

Таким образом, минимальная величина сопутствующих расходов составляет 30-40 тыс. руб. На практике их сумма нередко составляет 150-200 тысяч, что необходимо учитывать при принятии решения о запуске процедуры.

Источник

Оцените статью
Разные способы