- Как сделать мумию
- Знания о анатомии и значение бальзамирования у древних египтян
- Что такое мумия
- Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте
- Зачем это делали в Древнем Египте
- Знания древних египтян об анатомии
- Как проводили мумификацию древние египтяне?
- Процесс бальзамирования и обертывания занимал 70 дней
- Стремление к загробной жизни у бедных египтян
- Сохранившиеся мумии фараонов
Как сделать мумию
Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов
Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танатопрактик, патологоанатом и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почетная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выполнения процедуры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого человека — переход в загробный мир. Успешность этого перехода зависела от многих факторов, но одним из главных считалась правильная сохранность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зависимости от финансового положения усопшего. В «Истории» Геродот описывает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начиналось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и простым способом мумифицирования было влить в брюшную полость умершего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.
Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желудок. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.
Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древнеегипетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструкция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.
1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подмастерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духовную часть ритуала.
2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы исполняете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Осириса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.
Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum
3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарайтесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).
4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не считали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевернуть на живот.
Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вынуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специями. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.
6. Положите извлеченные органы в сосуды из алебастра. Желудок, кишечник, легкие и печень нужно высушить, завернуть в ткань, пропитанную смолами, и сложить в четыре алебастровых сосуда — их называют канопическими Термин «канопические сосуды» ввели в обиход антиквары и ранние египтологи в XIX веке. Греки писали, что в городе Канопус почитали божество в форме вазы с человеческой головой. Так и возникло название для ритуальных сосудов с головами людей и животных. Считается, что первым предназначение сосудов понял один из основателей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году. . Крышка каждой канопы соответствует одному из сыновей бога Гора. Желудок пойдет в вазу бога Дуамутефа с головой шакала, легкие — в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны, для кишечника предусмотрен сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа. Наконец, печень отправится в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Печень пользовалась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию. Потом все четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.
Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art
7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе перехода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладется перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начинает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.
Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.
9. Проведите процедуру обертывания. Для этого вам понадобится много льняной ткани, смола, амулеты и профессиональный чтец заклинаний, ведь каждый круг обертывания сопровождается специальными молитвами. В ткань также нужно будет завернуть амулеты, папирусы с заклинаниями и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками С Тутанхамоном, например, завернули кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита. . Разогрейте смолу: она выполняет функцию клея. Начинайте обертывание с ног, но не по отдельности, а в один бандаж.
Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой версии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.
Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность говорить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.
Источник
Знания о анатомии и значение бальзамирования у древних египтян
Бальзамирование — это практика, обычно использующая химические вещества, особенно смолы или бальзамы, для сохранения целостности трупов от гниения. Самые древние упоминания об этой практике относятся к древнему Египту, но сохранение трупов с помощью бальзамов и физико-химических процессов также было привычным для южноамериканских культур, особенно в Перу и среди инков, хотя и с помощью методов, отличных от египетских. Бальзамирование в древнем Египте было сложным и длительным.
Анубис и мумия
Анубис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации.
Техника бальзамирования достигла наивысшего уровня совершенства в Египте. Разница между древним и современным бальзамированием заключается в ритуальном, священном и магическом характере, который побудил египетский народ, а точнее касту жрецов, применить такой сложный метод.
Что такое мумия
Мумией называют тело, подвергнутое специальной обработке, из-за которой прекращается процесс разложения. Бальзамирование в Древнем Египте практиковалось только для фараонов, жрецов и видных деятелей. С течением времени границы были расширены и стали доступны всем, кто мог позволить себе такую практику. В основном, существовало три вида бальзамирования, в зависимости от категории и материального положения умерших.
Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте
Египетские мумии не самые древние в мире, но они, пожалуй, самые удивительные из-за сказочной техники, которую их бальзамировщики сумели усовершенствовать за тысячелетия, чтобы попытаться реализовать самое большое желание любого гражданина того времени: обрести тело, чтобы провести вечность. Для того чтобы долгое время сохранять ткани и повязки человека, которые бальзамировщики использовали для обертывания трупов, они исследовали и разумно использовали продукты, предлагаемые природой.
Но до бальзамирования, мумификация проводилась естественным путем. Трупы, обычно завернутые в шкуры животных, оставались сухими из-за жары, сухости и песка пустыни. Ученые полагали, что египтяне иногда использовали смолы для фиксации повязок во времена Древнего Королевства (следы хвойной смолы были обнаружены у мумии примерно 2200 года до н.э.), и чаще в период между 2000 и 1600 годами до н.э. Однако химический анализ гораздо более старших мумий показал, что египтяне начали использовать продукты для бальзамирования по меньшей мере за 1500 лет до предполагаемой даты.
Зачем это делали в Древнем Египте
Даже маленького ребенка заинтересует вопрос, для чего древние египтяне бальзамировали и превращали в мумии умерших фараонов. Эта практика возникла из-за веры в бессмертие человеческого духа. Согласно египетской мифологии бальзамирование фараонов сохраняет индивидуальность человека в будущей жизни.
В древнем Египте сперва хоронили умерших в горячем песке пустыни, в контейнерах с травами, что приводило к быстрому высыханию останков, препятствуя тем самым их разложению. Позже египтяне начали разрабатывать сложный процесс мумификации и ритуалы, связанные с погребением, которые послужили основанием для похоронных обрядов. Процесс бальзамирования в Египте достиг своего максимального развития во времена 4-й династии. Почти все внутренности, кроме почек и сердца, удалялись, а полость тела обрабатывалась.
Знания древних египтян об анатомии
Египетские врачи считались наиболее способными в древнем мире, хотя многие из их теорий, рассматриваемых с сегодняшней точки зрения, были очень далеки от реальности. В тексте Эберсова папируса, датируемом 1500 годом до н.э., есть трактат о сердце, которое врачи считали центром тела и сосудистой системы, местом разума и восприятия. Однако египтяне утверждали, что сердце увеличивалось в весе и размере до 50 лет, и с тех пор оно сокращалось до почти полного исчезновения, что приводило к естественной смерти человека. По этой же теме в упомянутом папирусе есть пособие, очевидно адресованное студентам-медикам, о физиологии и анатомии сердца. Бальзамирование умерших людей и животных и знания об анатомии человека в Древнем Египте по меркам того времени граничили с совершенством.
Как проводили мумификацию древние египтяне?
Два папируса описывают египетский ритуал бальзамирования, хотя и неполный. Примечательно, что трупы молодых и красивых женщин отдавались бальзамировщикам через три-четыре дня, чтобы избежать надругания над телом. Труп перевозили; тело помещали на специальный деревянный стол. Там труп тщательно промывали.
В ходе церемонии выбиралось лицо, ответственное за выполнение первоначального пореза тела каменным ножом области живота. Заниматься этим мог далеко не каждый человек. Затем человека подвергали ритуалу преследования, поскольку нанесение повреждения телу фараона даже после его физической смерти являлось преступлением. Мозг из черепа необходимо было удалять через нос, для чего использовался специальный инструмент. Тело покрывалось как внутри, так и снаружи смолой, оборачивалось льняными повязками, обкладывалось скарабеями, амулетами и другими религиозными талисманами. Внутренние органы (кишечник, легкие, печень и желудок) держались отдельно и хранились в навесных сосудах, тем самым защищаясь четырьмя сыновьями Гора. Тело фараона помещалось в каменный саркофаг.
Процесс бальзамирования и обертывания занимал 70 дней
Бальзамирование — это сложная и длительная процедура в Египте. Тело помещали в специальный контейнер, наполненный вязкой жидкостью. Продолжительность этой фазы составляла 70 дней.
Внутренности тщательно промывались пальмовым вином и специями и заполнялись анисом или луком. Надлежащим образом обернутые, они ритуально располагались в навесах из разных материалов: обожженной земли, алебастра или гранита. Затем их накрывали крышками, на которых были выгравированы изображения четырех сыновей Гора. В мифах утверждается, что Анубис научил египтян искусству обертывания своих умерших в бинты, и это было необходимо в процессе мумификации. Мумификация и перевязка в частности проводились по строгим правилам мистического характера. Операция по нанесению повязок была очень сложной и требовала помощи бальзамировщиков и жрецов, которым приходилось читать молитвы. Бинты из нарезанных полос льняной ткани должны были иметь особую форму и покупаться в определенных местах.
Стремление к загробной жизни у бедных египтян
Жизнь в то время была неприятной, жестокой и, кроме того, очень короткой. Взрослые умирали в возрасте около 38 лет; было очень мало людей, которым исполнялось 50 лет, и младенческая смертность была очень высокой. Средний крестьянин того времени был ростом до 1,60 метра, а его фигура была вытянутой и довольно изогнутой из-за объема работы, которую он должен был выполнять ежедневно. Их диета была основана на злаках, винограде и оливках. Не только знатные люди стремились к вечной жизни, к тому же изменения в верованиях привели к тому, что любой человек мог надеяться на загробную жизнь. Естественно, только очень богатые люди могли позволить себе уйти в мир иной по всем правилам, но это не мешало строить маленькие семейные гробницы людям попроще.
Сохранившиеся мумии фараонов
Фараоны первых династий считались бессмертными, и они были единственными существами, которые могли продолжать жить в будущем. Позже вельможи и жрецы сочли себя достойными вечной жизни, приняв аналогичные ритуалы мумификации и захоронения. Сохранилось множество мумий фараонов, но самой известной является мумия Тутанхамона. Её нахождение и презентация когда-то вернули общественности интерес к Древнему Египту и дали толчок к появлению множества приключенческих фильмов об исследовании гробниц.
Что интересно, бальзамировали не только фараонов и прочих вельмож, но и других существ, которые считались живыми воплощениями богов или их проявлениями. В мумифицированном состоянии были найдены быки, ибисы, крокодилы, кошки, бабуины, змеи и др.
Источник