Способы аудита основных средств

Аудит основных средств

Особая роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия принадлежит основным фондам или основным средствам (ОС). Проверка основных средств — один из самых обширных и трудоемких разделов аудита. Она проводится с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности относительно данных об основных фондах организации. В этой публикации рассмотрим самые популярные ошибки, которые находят аудиторы при проверке этого раздела учета.

В ходе проверки выполняются такие аудиторские процедуры как запрос, наблюдение, инспектирование, подтверждение, пересчет и т.д.

Решение о выборе конкретных процедур основывается на его профессиональном суждении.

В настоящее время при ведении бухгалтерского учета операций с основными средствами необходимо руководствоваться следующими документами:

• Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;

• Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н;

• Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15.

Указанные документы утрачивают силу с 2022 года в связи с изданием новых стандартов:

— ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н;

— ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н;

— ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н.

В ходе аудита ОС уделяется внимание следующим моментам:

• проверка учета поступления и выбытия основных средств;

• анализ и оценка правильности квалификации имущества как основных средств;

• проверка правильности оценки/переоценки ОС;

• правильности отражения расходов на восстановление основных средств;

• анализ правильности начисления амортизации;

• оценка достоверности предоставления информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ошибки, встречаемые в учете основных средств:

1. Неправильная классификация объектов ОС, либо имущество не относится к основным средствам.

• Критерии признания объекта как основного средства не выполняются, но он отнесен к основному средству.

• Активы стоимостью менее 40000,00 руб. (в бухгалтерском учете), менее 100000,00 руб. (в налоговом) отражено в составе основных средств.

Или обратная ситуация, если на счете 10 «Материалы» учтены активы, со сроком полезного использования дольше 12 месяцев и стоимостью более 40000,00 руб. (основные средства).

• Отражение на счете 01 «Основные средства» имущества, приобретенного с целью сдачи в аренду. В таких случаях следует применять счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

2. Нарушен порядок документального оформления и своевременности отражения операций.

Распространенная ситуация, когда первичные документы по учету ОС не оформлены, или в них заполнены не все обязательные реквизиты.

Кроме того, дата первичных документов может не соответствовать дате отражения в учете.

3. Нарушен порядок формирования первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость основного средства формируется из всех фактических затрат на его приобретение, расходов на доставку, госпошлин и иных расходов, непосредственно связанных с поступлением объекта ОС.

Часто встречаемая ошибка, когда услуги по доставке, установке (монтажу) в стоимость актива не включены, а отражены единовременно в составе затрат.

4. Учет переоценки основных средств

Проведя переоценку однажды, далее организации должны проводить ее регулярно (касается только бухгалтерского учета).

• Бывают случаи, когда неверно учитывают результаты переоценки, неправильно отражается дооценка или уценка объектов ОС на счетах бухгалтерского учета.

• По переоцененным объектам амортизация начисляется без учета переоцененной стоимости.

• На счете учета добавочного капитала числится сумма переоценки по выбывшим объектам.

Сумма дооценки объекта ОС при его выбытии включается в нераспределенную прибыль организации.

Читайте также:  Способ формирования корпоративных норм

Обращаем ваше внимание, что в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0 в инвентарной карточке ОС-6 не заполняется раздел 3 «Переоценка» и раздел 5 «Изменение стоимости». Почему?

Потому что переоценка ОС отражается в программе документами «Операцией, введенной вручную» и «Изменение параметров амортизации ОС». Соответственно, все расчеты по переоценке вы делаете вне 1С. Поэтому данные в автоматическом режиме и не попадают в карточку ОС-6 раздел 3 «Переоценка». Поэтому либо заполняете карточку в ручном режиме или обращаетесь к программистам за написанием доработки.

5. Неправильное исчисление амортизации

Относительно амортизации ошибки могут состоять в следующем:

• начисляется амортизация по имуществу, которое не является амортизируемым;

• неверное определение срока полезного использования объектов ОС,

• несоблюдение требований учетной политики по способам начисления амортизации;

Почему амортизация может не начисляться мы писали ранее, а также приводили лайфхак, благодаря которому можно быстро понять по какому ОС есть амортизация, а по какому нет.

6. Неправильное отражение в учете расходов на ремонт основных средств, модернизацию или реконструкцию.

Сложность заключается в неверной трактовке произведенных расходов.

Для достоверного отражения хозяйственных операций следует в первичной документации и договорах, подтверждающих расходы по восстановлению ОС, более четко и детально квалифицировать проведенные работы как ремонт (текущий или капитальный), реконструкция и модернизация.

По итогам проведения ремонтных работ происходит восстановление основных средств, благодаря чему они становятся пригодными к дальнейшей эксплуатации.

При проведении модернизации, реконструкции ОС целью является расширение или изменение их возможностей, результатом — новые качества и улучшенные характеристики основных средств.

Затраты на модернизацию любого объекта ОС увеличивают первоначальную стоимость, а ремонт относится на текущие затраты организации.

7. При выбытии основных средств в следствие физического износа не оприходованы какие-либо материалы, в частности металлолом

Материальные ценности, оставшиеся от списания основного средства, приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов ОС.

8. В составе внеоборотных активов (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы») числятся объекты основных средств, уже используемые в хозяйственной деятельности.

9. Не проведена инвентаризация основных средств, либо нарушен порядок документального оформления результатов инвентаризации ОС.

10. Иные ошибки в методологии отражения операций по учету основных средств

Такие нарушения проявляются в неверно выбранном счете или, наоборот, отражение операций происходит, минуя некоторые счета.

Данные ошибки встречаются часто, но, как правило, они влекут искажение в большей степени по экономическому содержанию и существенных последствий не несут.

Последствия нарушений в учете основных средств

Перечисленные в статье нарушения могут свидетельствовать о недостаточном уровне внутреннего контроля за совершением операций по учету основных средств.

Недостоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета основных средств, неверное исчисление амортизации влияют на искажение данных бухгалтерской отчетности и финансового результата. Существует вероятность искажения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на имущество.

Во избежание нарушений следует соблюдать требования законодательства, нормативных актов РФ, а также достоверно отражать хозяйственные операции на счетах учета.

Важное внимание стоит уделить контролю за информацией, отраженной в программах 1С. Поскольку правильное внесение в базу данных по учету основных средств в дальнейшем позволит максимально автоматизировать учет — от начисления амортизации до подготовки регламентированных отчетов.

По результатам аудита рекомендуем:

• Провести мероприятия по усилению системы внутреннего контроля в области учета внеоборотных активов,

• Внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность на основе нарушений неправильного отражения хозяйственных операций;

• При необходимости уточнить расчеты с бюджетом по налогам и сборам;

• Привести учетную политику в соответствие нормам действующего законодательства РФ.

Коллеги, мы привели вам укороченный вариант аудита основных средств. Хотите больше информации? Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram и пишите в директ «Хочу статью по аудиту ОС», мы обязательный пришлем полный, так сказать режиссерский вариант.

Читайте также:  Способ расчета кадастровой стоимости

Автор статьи: Евгения Тарасова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Порядок работ при проведении аудита ОС (нюансы)

Обязанность по проведению аудиторской проверки основных средств

Согласно п. 1 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит должен осуществляться 1 раз в год организациями:

  1. Относящимися к акционерным обществам.
  2. Выпускающими ценные бумаги для их организованного обращения.
  3. Относящимися к кредитным, страховым, клиринговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, внебюджетным фондам.
  4. Получившими за прошлый год выручку от основной деятельности свыше 400 000 000 руб. или обладавшими на конец прошлого года активами на сумму более 60 000 000 руб.
  5. Публикующими сводную бухгалтерскую отчетность.

Обязательный аудит осуществляется сторонними фирмами или квалифицированными аудиторами (п. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

В целях повышения уверенности в достоверности предоставляемой отчетности организация вправе проводить внутренний аудит штатными аудиторами (правило № 29 постановления Правительства РФ «О федеральных правилах аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696).

Узнайте, как составить программу аудита основных средств, с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

По ОС, учет которых связан с большим количеством особенностей и нюансов, аудит проводится в несколько этапов. Рассмотрим этапы аудиторской проверки более подробно.

Этап 1: проверка организации учета ОС

Проверяется учетная политика в части:

  1. Наличия стоимостного признака признания объектов в составе ОС. Имущество, соответствующее обязательным правилам признания ОС (п. 4 ПБУ 6/01) и стоимостью до 40 000 руб., разрешено либо списывать на МПЗ, либо признавать ОС (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
  2. Метода амортизационных списаний по ОС. Выбирается из закрытого перечня, представленного в п. 18 ПБУ 6/01.
  3. Переоценки ОС. Все организации, за исключением некоммерческих, вправе в конце каждого года пересчитывать стоимость ОС в сторону увеличения или уменьшения (п. 15 ПБУ 6/01).
  4. Периодичности инвентаризаций ОС. Обязательная инвентаризация ОС проводится не менее 1 раза в 3 года (п. 27 Положения по ведению бухучета (отчетности) в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
  5. Разработанных организацией первичных и сводных документов по учету ОС. Должны соответствовать требованиям, представленным в ст. 9 и 10 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О том, как грамотно сформировать учетную политику, читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Проверяется наличие приказов по утверждению:

  • лиц, ответственных за сохранность ОС;
  • инвентаризационных проверок ОС;
  • самостоятельно разработанных бланков по учету ОС;
  • ремонтных (модернизирующих) работ, списания ОС.

Этап 2: проверка показателей бухгалтерской отчетности и регистров в части ОС

Проверяется корректность отражения информации в бухгалтерской отчетности в части операций с основными средствами на основании сводных регистров по учету ОС:

Источник

Внутренний аудит основных средств компании

Автор: Мустафин Артур, магистрант РЭУ им Г.В. Плеханова

Для эффективного осуществления своей деятельности, привлечения инвестирования, объективного и корректного управления финансами, необходимо корректное отражение информации в бухгалтерском балансе и управленческой отчетности. Это в свою очередь достигается системами внутреннего контроля и аудитом.

В данной статье рассматривается аудит основных средств в компании. Данная статья активов зачастую существенная у многих компаний.

Аудит основных средств можно подразделить на несколько направлений проверки, визуально это представлено на рисунке 1.

Признание актива – основным средством

Отражение информации об активе в первичной документации

Расчет фактической стоимости и начисление амортизации

Реализация, модернизация и переоценка объекта основных средств

На первом этапе аудита основных средств необходимо проверить соответствуют ли отраженные на балансе компании основные средства критериям основных средств:

Объект предназначен для использования в производстве продукции или при выполнении работ или услуг;

Данный объект не предполагают продавать;

Читайте также:  Способы вызвать рвоту без пальцев

Объект приносит компании экономические выгоды

Объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев).

В случае, если компания в перспективе решила продать объект основных средств, при этом продавать объект основных средств компания будет спустя продолжительное количество времени. Правильным будет отразить данные объекты в качестве оборотных активов – товаров для продажи. [1,2,3].

Необходимо проверить надлежащее оформление документов, подтверждающих права на основные средства. Проверить корректно ли отражен ОКОФ, срок полезного использование в инвентарной карточке и в ОС-1. Убедиться, что основное средство принято на учет в том же отчетном периоде, что и по первичным документам [4].

Дополнительно на основании первичных документов (ТОРГ, актов приема-сдачи и др.) проверить корректность отражения, формирования фактической стоимости основного средства.

Необходимо отметить влияние договора купли-продажи основного средства, а именно пункта права перехода собственности, на стоимость объекта основных средств. Например, по договору право перехода собственности на актив – основное средство производится на складе покупателя. В приложениях и в самом договоре не прописано, что в стоимости актива входит доставка до склада покупателя. В результате, в случае если продавец откажется платить за доставку до склада и это обязательство возьмет на себя покупатель, у него могут возникнуть вопросы с налоговой. Ведь в данном случае получается, что компания за свой счет доставила чужой актив до своего склада. Таким образом данные расходы рискованно принимать в стоимость основного средства или в качестве операционных расходов. Для того чтобы избежать данную ситуацию, будет достаточным указать, что право перехода собственности происходит на складе продавца.

В случае покупки основного средства в кредит, необходимо проверить, чтобы проценты по данному кредиту учитывались на 91.2 счету («прочие расходы»), а не в стоимости актива. За исключением случаев признания основного средства – инвестиционным активом: в данном случае проценты будут учитываться в стоимости основного средства.

Способ начисления амортизации по объектам основных средств должен быть прописан в учетной политике и фактически соответствовать, т.е. если в учетной политике предусмотрено начисление амортизации линейным способом, а по факту компания начисляет пропорционально объему продукции, это будет считаться искажением.

Следует проверить корректность расчета амортизации по основным средствам и убедиться, что по всем объектам основных средств, по которым предусмотрен расчет амортизации, он производится.

Исключением в данном случае являются некоммерческие компании. Для них не предусмотрено начисление амортизации по 02 счету. По ним на забалансовом счете отражается суммы износа, начисляемые линейным способом.

Для наиболее эффективного и точного отражения амортизации необходимо отражать срок полезного использования в соответствии с ожидаемым сроком, т.е. если известно, что объект основных средств в течении 3-12 месяцев полностью самортизируется, а компания уверена, что объект будет служить больше 12 месяцев, то необходимо пересмотреть срок полезного использования на ожидаемый. Изменение срока полезного использования объекта основных средств необходимо документально оформить. Ожидаемый срок полезного использования можно уточнить у специалистов в компании.

В случае наличия на балансе компании законсервированных основных средств необходимо подтвердить, что фактически проведены мероприятия для обеспечения их сохранности, а не просто временно их приостановили.

Возникают обстоятельства, при которых компании решают продать или ликвидировать объекты основных средств. Два данных процесса предполагают документальное оформление:

При продаже необходимо оформить договор реализации объекта и акт приемки-передачи, а также отразить в учете в том отчетном периоде, в котором происходила реализации;

При ликвидации (выбытии) основного средства предполагается, что после объекта основного средства останутся товарно-материальные ценности (например, лом). Данные товарные ценности необходимо отразить в учете, на дату их фактического получения.

Список использованных источников

1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

3. IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

Источник

Оцените статью
Разные способы