Способы артикуляции при ринолалии
Нарушение дыхания с самого рождения. Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим особенностям физиологического дыхания. При врожденной расщелине неба физиологическое дыхание чаще всего оказывается поверхностным — грудным или ключичным, когда во время вдоха напрягаются грудные мышцы, в движение приходят ключицы и грудная клетка, а диафрагмальные мышцы не принимают необходимого участия в процессе речеобразования. Нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка. Страдает направленность и плавность выдоха (при попытке подуть ребенок с шумом дует носом).
Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к нарушению фонационного дыхания. Специфические особенности фонационного, или речевого, дыхания обусловлены также нарушением взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами.
Нарушение питания (сосания, глотания) с самого рождения.
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. Отмечается отставание в физическом развитии ребенка с врожденной небной патологией с самого рождения (позднее начинают держать голову, сидеть, ходить, позднее появляются первые молочные зубы, отмечается дефицит массы тела и роста).
Неполноценность и ослабленность физического развития резко ослабляют жизненные силы ребенка, иммунитет. Отмечается повышенный уровень заболеваемости. Дети с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области страдают разнообразной сопутствующей патологией (функциональные кардиопатии, пороки сердца, заболевания почек, нарушения иммунной системы, болезни легких, патология ЦНС, патология внутренних органов, инфекционные заболевания, рахит, анемия).
Соматическое состояние детей с врожденными расщелинами губы и неба усугубляется необходимостью неоднократного оперативного вмешательства. Лечение начинается с первых часов жизни ребенка и нередко заканчивается к 16-18 годам. Повторное использование наркоза и влияние операционной травмы при коррекции врожденной расщелины является дополнительной стрессовой ситуацией.
Предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов. Переход воспалительного процесса со слизистой оболочки носа и глотки на слизистую евстахиевых труб приводит к воспалению среднего уха, что в свою очередь является причиной стойкого снижения слуха. Вследствие болезненных процессов в звукопроводящем и звуковоспринимающем отделах речевого аппарата возникают нарушения слуха. Учитывая это, необходимо помнить, что при коррекционном воздействии на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба необходима совместная работа врача-отоларинголога и логопеда.
Неврологические нарушения, разнообразная рассеянная неврологическая микросимптоматика. Часто наблюдается микроорганическое поражение головного мозга (ММД), признаки раннего поражения и дисфункции ЦНС и вегетативной нервной системы: головные боли, снижение памяти, нарушение сна, нарушения глубокой чувствительности, слабо выраженные гемипарезы преимущественно органов речевого аппарата и отделов правой руки, оральная и артикуляторная апраксия, нарушение мелкой моторики, общемоторная неловкость (недостаточность координации, точности движений и т.п.), повышенная возбудимость, гиперактивность, гиперкинетический, гипердинамический синдромы, повышение сухожильных рефлексов, нервные тики, не резко выраженные вегетативные нарушения, депрессивные типы настроения, страхи, плаксивость, снижение мотивации. Большинство детей не имеют грубой органической симптоматики, но у них отмечается лабильность настроения, слабость активного торможения.
Целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи. Нарушения зубо-челюстной системы: сужение верхней челюсти, недоразвитие альвеолярных отростков, изменение твердого неба, деформация верхних резцов, изменение наклона нижних резцов, изменение соотношения базиса челюстей. От 80 до 90% детей с челюстно-лицевой патологией имеют аномалии зубного ряда. Укорочение заднего края скелета твердого неба, увеличение поперечного расстояния между мягким небом и задней стенкой глотки.
Нарушение артикуляции: ослабление развития всей лицевой мускулатуры, аномалии в строении и подвижности губ, своеобразное расположение языка в полости рта, чрезмерное поднятие корня языка, его гипертрофия, истонченный вялый кончик языка, не принимающий участия в звукообразовании, нарушение оральной чувствительности ротовой полости, менее широкое открывание рта при произнесении звуков, расстройство работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба.
Мягкое небо пассивно, малоподвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата, изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.
Характерным является нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в патологической активности лицевой мускулатуры в процессе артикуляции. Основную компенсаторную нагрузку в связи с недостаточным функционирование небно-глоточного затвора берут на себя мимические мышцы. Анатомический дефект восполняется включением компенсаторных реакций.
Исследования последних лет свидетельствуют, что структура речевого дефекта при ринолалии может осложняться моторной недостаточностью мышц артикуляционного аппарата, обусловленной нарушением их иннервации по типу спастичности, гипотонии или дистонии. Таким образом, можно говорить о наличии либо собственно дизартрии, либо ее стертой формы, в зависимости от степени выраженности расстройств мышечного тонуса.
8. Своеобразие голосовой функции. Голос слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком (назализация), снижена разборчивость речи. Характерным является зажатое, сдавленное звучание, иногда сиплое и хриплое. Тусклый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи. Это создает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми.
Основной голосовой характеристикой, наиболее страдающей при врожденных расщелинах неба, является тембр. Часто голос бывает охриплым, а при ларингоскопии выявляется гиперемия и гипертрофия голосовых складок. Приблизительно у 20% детей с расщелиной неба имеются узелки голосовых складок. Это является компенсаторным следствием повышения активности гортани в случае потери силы голоса.
По данным И.И.Ермаковой, примерно до семи лет у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба из всех голосовых характеристик страдает только тембр голоса в виде присутствия гиперназализации. По остальным качествам голос не отличается от нормального. После семи лет голос начинает ухудшаться: снижается сила, появляется истощаемость, осиплость. Прекращается расширение диапазона.
9. Особенности звукопроизношения при ринолалии. Страдает произношение как гласных, так и согласных звуков.
Неправильное функционирование небно-глоточного аппарата, приподнятый корень языка делают произношение гласных гиперназализованным. Согласные звуки произносятся искаженно, появляются призвуки, напоминающие храп. Произношение согласных звуков при ринолалии характеризуется наиболее выраженными отклонениями: дети пропускают звуки, заменяют их другими или образуют дефектным способом. В ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для правильного произнесения звуков. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое и называется ринолалией. Это очень характерный дефект, легко опознаваемый на слух. Общая характеристика — это храпящие звуки с носовым оттенком.
Связь вида расщелины с тяжестью нарушения звукопроизношения не является прямой. Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.
Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных Чаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют ее усиленным выдохом из глотки. Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки на пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фарингеальным. При ринолалии им произносятся почти все глухие согласные фонемы. Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки и щели создаются на уровне гортани. Воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным.
Произношение носовых звуков при ринолалии также может нарушаться из-за того, что органы артикуляции не могут принять правильную артикуляционную позу.
У детей с расщелинами неба наблюдается снижение кинестезий и расстройство фонематического слуха за счет понижения тактильной чувствительности языка. Пониженное давление воздуха в полости рта притупляет тактильное восприятие «взрывов» и потоков воздуха. Ортодонтические аппараты и съемные зубные протезы, прикрывая слизистую оболочку неба и альвеолярного отростка, еще больше затрудняют ощущение отдельных артикуляций. С возрастом кинестетические ощущения понижаются все больше. Это вызывает еще большие затруднения при постановке и автоматизации звуков.
В речевом развитии детей данной группы были отмечены следующие особенности:
— расхождение между умением произносить звуки изолированно и в потоке речи: изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи — нечетко;
— при произнесении гласных звуков отмечается недифференцированность артикуляции, а при произнесении согласных выявлена тенденция сближения артикуляционных укладов большинства звуков;
— нарушенными оказываются не только артикуляционные, но и другие фонетические компоненты: темп речи, плавность, модулированность и тембр голоса, все звуки произносятся с сильно назализованным оттенком.
Из-за тяжести нарушения звукопроизношения и расстройства голосообразования речь таких детей в целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности, немодулированной. В качестве сопутствующей речевой патологии у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба может выступать заикание. Коррекция специфический отклонений речи, обусловленных врожденным анатомическим дефектом, сопровождается значительной нормализацией темпо-ритмической организации речи.
Логопедическая работа с детьми с сочетанной речевой патологией, то есть имеющими два речевых расстройства, требует использования дополнительных специальных приемов, направленных на устранение сопутствующих нарушений.
По тяжести нарушения звукопроизношения и степени назализации речи всех детей с расщелинами неба можно разделить на три группы: 1) с носовым оттенком речи, но согласные при этом образуются при правильных артикуляциях. Такое расстройство называют открытой ринофонией ; 2) дети с выраженным носовым оттенком речи и искаженной артикуляцией согласных звуков (основная масса детей); 3) дети с выраженным носовым оттенком речи и почти полным отсутствием артикуляции согласных.
Источник
Ринолалия
Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.
Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.
Одним из речевых нарушений, требующих коррекции, является ринолалия (от греческого rhinos — «нос» и lalia — «речь»). Для этого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения и анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Данное нарушение отличается патологическими модификациями резонирования носовой полости при произношении звуков, в результате чего создается назальность речи. Иными словами, при звукопроизношении появляется характерная «гнусавость» (в народном обиходе это состояние называется именно так).
Характерные особенности ринолалии
При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.
Закрытая ринолалия
Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.
Для этого нарушения характерно:
- Неправильное произношение гласных (они приобретают неестественный оттенок звучания).
- Дефектность произношения носовых согласных звуков ([м], [м’], [н], [н’] звучат как ротовые [б], [б’], [д], [д’].
Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:
- Передняя. Для этого нарушения характерна непроходимость носовых полостей (возникает на фоне искривления носовой перегородки, полипов, хронического насморка).
- Задняя. Носоглоточная полость уменьшена вследствие фибром, разрастания аденоидов или других носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.
Открытая ринолалия
Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.
Она бывает нескольких видов:
Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).
Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.
Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.
Функциональная открытая ринолалия может быть:
- обусловлена гипокинезом мягкого неба
- вследствие частых заболеваний носоглотки
- вследствие слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости
- обусловлена нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе
- обусловлена подражанием назальной речи.
При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.
Основные симптомы
У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.
К другим характерным признакам относятся:
- Недоразвитие грудной клетки, а также поверхностное физиологическое дыхание с выраженным дисбалансом. Дети с подобными нарушениями предрасположены к возникновению бронхита, отита, пневмонии и других похожих заболеваний (объясняется тем, что при этом дефекте отсутствует возможность очищения и согревания выдыхаемого воздуха).
- Состояние интеллекта может быть разным – от нормального состояния до задержки психического развития.
- Недоразвитие зубочелюстного аппарата (сужение верхней челюсти, патологии зубного ряда и т.д.).
- Запаздывание речевого развития – первые слова дети начинают произносить только после двух лет. Сама речь маловыразительна, невнятна, поэтому окружающие практически не понимают ее.
- Наблюдается выраженное нарушение артикуляции и звукопроизношения. Корень языка постоянно приподнят, а кончик находится в опущенном состоянии. Это приводит к тому, что большинство согласных звуков приобретает заднеязычный оттенок, напоминая [Х]. Ребенок старается произносить звуки более внятно, напрягая мышцы губ, языка, мимическую мускулатуру, что приводит к образованию гримас.
- Осознание того, что он разговаривает неправильно, может развить в ребенке ряд дополнительных признаков, вроде повышенной раздражительности, он старается вообще не разговаривать, становится замкнутым.
- У большинства детей встречается неврологическая симптоматика (боли в голове, депрессии, тики, нарушения сна).
У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:
- Гнусавость, охриплость и другие нарушения тембра голоса.
- Нарушение произношения носовых звуков М и Н, а также их замена (М на Б, Н на Д).
- Звуки Д и Т заменяются на похожие, но сильно искаженные звуки – Г и К.
- Звук Р отсутствует. Звук Л может пропадать, либо заменяться на краткое У.
Основные причины возникновения ринолалии
Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.
Факторы окружающей среды:
- Внутриутробные инфекции. Особенно опасны: грипп, сифилис, токсоплазмоз, хламидиоз, а также другие инфекции, которые передаются половым путем.
- Контакт с вредными химическими веществами.
- Воздействие лекарственных препаратов (цитостатики, барбитураты, различные гормоны, психотропные и другие вещества).
- Употребление алкоголя и курение во время беременности. Доказано, что вероятность рождения детей с расщелиной верхней губы и нёба у курящей матери больше на 25%, чем у некурящей.
- Множественные аборты.
- Пожилой возраст родителей. Риск повышается, если родителям больше 40 лет.
Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.
Диагностика
Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.
Среди инструментальных исследований проводятся:
- Назометр. Он представляет собой компьютерный прибор, который собирает акустические данные из носовой и ротовой полости во время речи.
- Видеофлюороскопия. Это рентгенографический метод, который позволяет увидеть движение и длину мягкого нёба, а также стенки глотки во время речи.
- МРТ. Данный метод обладает высокой степенью информативности, позволяя визуализировать область носоглотки для точной диагностики.
- Риноскопия. Малоинвазивная процедура, которая предусматривает визуальный осмотр внутренней назальной поверхности, околоносовых пазух, носоглотки.
- Фарингоскопия, в ходе которой врач осматривает корень языка, боковые и заднюю стенки глотки, нёбные миндалины, мягкое нёбо и т.д.
В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.
Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.
Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.
Коррекция ринолалии
При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:
- Уранопластика. С помощью этой операции сужается средний отдел глоточного кольца, устраняется расщелина, удлиняется мягкое нёбо. Лучше всего делать в дошкольный период, чтобы оставалось время для постановки правильной речи перед поступлением в школу.
- Хейлопластика верхней губы. Может проводиться сразу после рождения, либо по показаниям после 6 месяцев.
При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.
Логопедическая работа при ринолалии
Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.
В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.
Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.
Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.
- Стимулирование гуления и лепета, а также взаимное подражание.
- Нужно уделять максимальное внимание моторике правой руки. Нужно проводить пальчиковую гимнастику, вкладывать в руку погремушки, сжимать и разжимать пальцы.
- Обеспечивать правильное речевое окружение.
- Развитие ротового дыхания (надувание шариков, дуть на бумажный кораблик, который находится в воде и т.д.).
С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).
- массаж твердого нёба по краям расщелины;
- массаж на границе твердого и мягкого нёба (пассивный и активный);
- гимнастика задней стенки глотки и мягкого нёба;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и речевого);
- дифференциация носового и ротового дыхания;
- мимическая гимнастика;
- развитие артикуляционной моторики;
- работа над голосом, интонацией.
После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).
Проводится следующая коррекционная работа:
- Продольный массаж, разглаживание рубца.
- Ребенок должен носить спецпластинку, которая регулирует рост твердого нёба и верхней челюсти.
- Гимнастика и массаж задней стенки глотки и мягкого нёба.
- Занятия с физической нагрузкой.
- Проведение артикуляционных упражнений для изучаемого звука.
- Постановка нижнедиафрагмального дыхания.
- Формирование речевого дыхания с помощью придыхания.
- Дифференциация ротового и носового дыхания.
- Массаж, развитие мимики.
После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.
Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).
Источник