- Аргументативные высказывания в учебной деятельности школьников (презентация) презентация к уроку по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Аргументация. Способы аргументации и виды аргументов презентация к уроку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аргументативные высказывания в учебной деятельности школьников (презентация)
презентация к уроку по русскому языку на тему
Что такое аргументация? Каким должен быть аргумент?
Особенности аргументативных текстов.
Проблемы обучения аргументации.
Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
argumentativnye_vysazyvaniya_v_uchebnoy_deyatelnosti.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аргументативные высказывания в учебной деятельности школьников Учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Кудрявцева Ольга Вячеславовна 2013 г.
Основные вопросы Что такое аргументация? Каким должен быть аргумент? Особенности аргументативных текстов. Проблемы обучения аргументации. Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе.
Что такое аргументация? Аргументация – это система утверждений, иерархически связанных друг с другом; Аргументация – это процесс , следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «потому что…».
Каким должен быть аргумент? Наилучшие аргументы – те, которые основаны на четких и логичных рассуждениях, на хорошем знании деталей и обстоятельств.
Особенности аргументативных текстов. 1) Категория вида – это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком целостно го действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Русская грамматика 1980 Сравним два текста, в которых анализируется одно и то же понятие. «Под какой картинкой вы подпишите «Дети решали задачу», а под какой «Дети решили задачу»? Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают? Поставьте вопросы к выделенным глаголам. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делают? что будут делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю? Второй текст относится к аргументативным текстам. Для раскрытия понятия глагольного вида учитель использует разные приёмы аргументации: формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение), пояснение примеров, ознакомление с приёмами решения учебной задачи. 2) Первый текст относится к разновидности констатирующих. Информация о видах глагола в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научному стилю речи, изложена здесь полно, логично, объективно. Информация не разъясняется, не подтверждается примерами, не комментируется.
Базовые элементы аргументации Тезис Доводы (факты, явления, теоретические положения), которые подтверждают или опровергают тезис Общий вывод, демонстрирующий связь тезиса и доводов.
Аргументативные тексты Рассуждение Доказательство Объяснение.
Рассуждение Задача рассуждения – показать, как выводится то или иное утверждение. Рассуждая, учащийся строит умозаключение: анализируя признаки тех или иных явлений, формулирует правила, определения, заключения, обобщения. Структура текста –рассуждения : аргумент-аргумент — аргумент -тезис (вывод).
Рассуждение (Приехал) вчера – вчера обозначает признак действия: (приехал) когда? вчера; слово вчера не изменяется (приехала, приехали) вчера; в предложении выполняет функцию обстоятельства; значит, слово вчера – наречие.
Рассуждение Второй пример текста рассуждения взят из учебника «Русский язык. 5 класс», авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов.
Доказательство Предполагает обоснование правильности того или иного утверждения. Структура доказательства такова: тезис — аргумент- аргумент Доказательство используется в таких учебных ситуациях, в которых нужно объяснить выбор написания или постановку знаков препинания; квалифицировать языковое явление (определить часть речи, вид односоставных предложений, стилистическую окраску текста)
Сравните: Например: В слове (на) яблоне (висит на яблоне) в окончании пишем – е , т.к. это существительное первого склонения, употреблено в П.п. Часто слышим: В слове на яблоне пишем –е , потому что это предложный падеж. недостаточность аргументации и небрежность оформления
Объяснение Цель объяснения — подтверждение мысли, всесторонняя её демонстрация, интерпретация. Структура объяснения: тезис – аргумент – аргумент – вывод. В определённой последовательности используются аргументы разного характера: фактологические, экспериментальные, теоретические.
Коммуникативная природа аргументативных высказываний: доказать, обосновать, раскрыть. Процесс обучения школьников созданию аргументативных текстов имеет одну методическую основу – обучение аргументации , то есть обучение формулировке тезиса, подбору аргументов, их расположению, использованию средств языка.
Проблемы обучения аргументации Умение строить логическое рассуждение относится к метапредметным результатам освоения школьной программы . Школьники должны уметь: четко формулировать тезис; приводить аргументы согласно логическим правилам; приводить развернутые и сжатые аргументы; подводить аргументативный текст к заключению; подбирать языковые средства, в том числе речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в соответствии с коммуникативным намерением и индивидуальным стилем говорящего; связывать вывод с основным тезисом.
Затруднения учащихся вызваны тем, что они не умеют: отобрать необходимые аргументы оформить высказывание (правильно расположить аргументы, связать их) проанализировать примеры.
Формы и приёмы обучения подбору аргументов Учитель, объясняя, доказывая, рассуждая должен демонстрировать образцы подобных высказываний Внимательно следите за тем, как я рассуждаю: с чего начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы. Слушая объяснение, выделите в нём доказательство… Сколько аргументов я привела?
Образцом аргументативных высказываний могут быть письменные тексты из учебников, научно-популярной литературы, подобранные учителем.
Чтобы школьники успешно создавали подобные аргументативные тексты, необходимо: обращать внимание на формулировку основного тезиса научить школьников подбирать аргументы для организации высказывания (примеры, факты, теоретические положения) показать, какие средства языка используются для создания рассуждения.
Одна из основных трудностей при создании аргументативных текстов связана с неумением учащихся пользоваться средствами языка. АРГУМЕНТ Рассмотрим (приведём) пример… Возьмём слово… Обратите внимание… ВЫВОД Таким образом Следовательно Итак Из этого следует
Композиционные особенности текста-рассуждения Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доводы, доказательства Аргументами являются пословицы, поговорки; цитаты; факты, события; примеры из личной жизни; примеры из художественной литературы 3. Вывод (общий итог)
Пример Тезис: Относится к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Аргументы (потому что): музыка делает человека лучше музыка приносит утешение, пробуждает эмоции; музыка рождает в человеке добрые чувства. Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения
Задания Продолжите текст так, чтобы у вас получилось: а) повествование; б) рассуждение Похолодало. Земля укрылась снежным одеялом. Птицы зимой нуждаются в человеческой заботе. 2. Докажите, что: а) прыгать – это глагол; б) прилагательные изменяются по числам; в) в слове количество букв и звуков может не совпадать. 3. Запиши сначала слова и предложения, используемые для связи тезиса и доказательства, а затем для связи доказательства и вывода: Докажем это. Это можно доказать так. Обобщим всё сказанное. Таким образом. Это объясняется следующим. Следовательно, … 4. Измени порядок частей, чтобы получилось рассуждение: тезис – доказательство – вывод. 5. Полезны задания, требующие создать новый текст на основе исходного: изложить подробно (сжато) ту или иную часть текста, написать к тексту вводную (заключительную) часть, дополнить текст примерами.
Задания Подберите к тезисам рассуждений доказательства (аргументы), продумайте их последовательность. Природу надо беречь. Книга – источник знаний. Закончи формулировку вывода. Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Почему людям надо помогать?» Докажи справедливость пословицы. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Хлеб – всему голова. Под лежачий камень вода не течёт. 5. Докажи справедливость (или актуальность) морали басни И.А.Крылова.
Задания Соотнеси аргументы и тезисы. Отбери аргументы, которые не доказывают тезис. Придумай к тезису различные виды аргументов: логический, ссылка на авторитет, иллюстративный. К какому тезису данный пример, цитата, факт, пословица могут послужить аргументом? Хороший товар сам себя хвалит. Ученье и труд всё перетрут.
Подберите примеры из читательского опыта к следующим тезисам: “ Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством” (В.Г. Белинский). “ Нравственность – это разум сердца” (Гейне). “ Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком” (И.В. Гёте). “ Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?” (Конфуций)
Задания к текстам найди часть, в которой содержится доказательство, пример и его пояснение определи, какие средства используются для перехода от одной части к другой составь композиционную схему текста
Текст 1 Дадим мир планете Земля! Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, золотом спелых колосьев. Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!
Задания к тексту Определить тип речи. Докажите правильность своего выбора. Измените текст а) так, чтобы он начинался с тезиса; б) используйте вводные слова для последовательного изложения аргументов (во-первых; во-вторых; в-третьих и т. п.) В качестве тезиса учащиеся могут предложить такую фразу: «Главное на планете Земля мир» 3. Можете ли вы привести свои аргументы к данному тезису?
Текст 2 Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к началу текста (зачину). Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…» Другой писатель XX века, М. Осоргин, вспоминал, как мучительно он искал то слово, то предложение, которое помогло бы ему «развязать клубок мыслей и стать началом рассказа» (обратим внимание на точно найденный образ – клубок мыслей). Именно об этом писал и И. А. Бунин: «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет… звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или отбросишь начатое, как негодное».
Задание к тексту. Прочитать текст выразительно. Какова роль цитирования в тексте? Продумайте, как можно этот текст продолжить. Напишите заключительную часть текста (так, чтобы она содержала вывод и соотносилась («перекликалась») с началом текста.
Текст 3 Нетрудно заметить, что художники всех времен и народов, создавая свои пейзажные картины, почти никогда не изображали на холстах природу, лишенную признаков человеческой деятельности. Там мостик, там часовенка, церковь, прясло, замок, деревенька, лодка, всадник, тропинка, дорога, маяк, парусное судно, пасущиеся коровы, вспаханное поле, сад, ветряная мельница, водяная мельница, дымки над крышами… Какие бы то ни было признаки человеческой деятельности. Отчасти это объясняется тем, что землю и правда чаще всего мы видим затронутой человеком. Главное же в том, что человеческая деятельность до определенного рубежа оживляла и облагораживала красоту земли, привносила такие штрихи и детали, которые делали красоту земли одухотвореннее, ближе нашему сердцу и – если не бояться такого вовсе уж не научного слова – милее. (В. Солоухин. Цивилизация и пейзаж)
Задания к тексту. Определите проблему текста. (Учащиеся должны знать, что проблема – вопрос ,который требует исследования.) Прокомментируйте эту проблему (т. е. подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой). Выразите свое согласие или несогласие с автором текста. Аргументы запишите в тетрадь, обсудите их с одноклассниками.
Текст 4 Я ц…ню книгу. Без книги (н…) мыслю н… жизни н… работы. Каждая прочита(н, нн)ая книга (не) пр…енно дает толч…к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком, когда рождаются новые мысли, очень важные, пр…ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш(?)ся и как писатель и как человек. Поэтому чтение для меня (не) обходимо, имеет просто практическое значение. Писатель для меня это собеседник, в споре ли, в согласи… с которым проясняются собстве(н, нн)ые мысли, занов… рождаются и углубляются. (Ф. Абрамов)
Задание к тексту Объяснить орфограммы и пропущенные знаки препинания. Сформулируйте тезис, выделите аргументы, найдите в тексте вывод, который делает Федор Абрамов.
Памятки № 1 Как писать сочинение-рассуждение № 2 Правила хорошей аргументации № 3 Типы аргументов № 4 Ошибки аргументации № 5 Речевое оформление аргументированного высказывания.
№ 5 Речевое оформление аргументированного высказывания. Шаблоны и фразы ТЕЗИС • Автор убежден, что… • Автор считает: «…» • Автор утверждает… • Позиция автора такова… • Автор уверен в том… • По мнению автора… • Автор говорит… • Позиция автора текста такова… • Автор приходит к выводу, что … СВЯЗКА • Я полностью согласен с автором, утверждавшим… • Нельзя не согласиться с автором… • Я полностью разделяю точку зрения автора, утверждающего… • … .. Я согласен (не согласен) с позицией автора … с мнением автора, потому что … • Моя позиция близка авторской. • … ведь… АРГУМЕНТЫ • Во-первых, … • Также… • Мне кажется… • По моему мнению…
Таким образом, обучение школьников созданию аргументативных высказываний при освоении курса русского языка – это трудоёмкий процесс, требующий пристального и каждодневного внимания учителя. Умение создавать аргументативные высказывания – необходимое общеучебное умение, которое является базой для развития мышления и речи школьников. … Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать . Р. Декарт
Источник
Аргументация. Способы аргументации и виды аргументов
презентация к уроку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
argumentatsiya.pptx | 102.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аргументация. Способы аргументации и виды аргументов
В риторике аргументирование рассматривается прежде всего как способ речевого воздействия на сознание человека . Всякая аргументация имеет два аспекта — логический и коммуникативный. Соотношение между логическим и коммуникативным аспектами речи может существенно меняться. При этом случай, когда актуален только логический аспект, называется доказательством , а случай, когда актуален только коммуникативный аспект — внушением.
Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. При построении доказательства оратор использует рациональные (логические) аргументы: научные теории и гипотезы, факты, статистику. Все эти аргументы должны выдерживать проверку на истинность, опираться на знания, состоять из безличных суждений. Внушение — это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание. Задача внушения — создать у адресата ощущение добровольности восприятия чужого мнения, его актуальности, привлекательности. При построении внушения оратор использует эмоциональные (риторические) аргументы: психологические, образные, ссылки на авторитеты и т. п. Очень часто идет апелляция на существующие оценки и нормы.
Логика работает в научной сфере , где доказательство является основной и важнейшей процедурой, а целью — исключительно отыскание истины. Риторика работает в остальных сферах , где логическое доказательство истины не является основной задачей оратора. Однако если логические и психологические элементы в убеждающей речи оказываются в большем равновесии, это дает наиболее сильный эффект. Очень важно знать логические правила доказательства , чтобы не допускать многих грубых логических ошибок.
Требования логики к аргументам: 1. Аргументы должны быть истинными . Только из истинных посылок, как известно, вытекает истинное следствие. Нарушение этого правила приводит к ошибкам в доказательстве. Попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов (посылок) может быть и непреднамеренно й (например, до Коперника ученые считали, что Солнце вращается вокруг Земли и, исходя из этого ложного аргумента, строили свои теории). Ошибка может быть и преднамеренной с целью запутать, ввести в заблуждение других людей (например, дача ложных показаний свидетелями или обвиняемыми в ходе судебного расследования, неправильное опознание вещей или людей и т. п., из чего затем делаются ложные заключения).
Законы логики гарантируют истинное заключение, только когда все принимаемые посылки верны. Если хотя бы одна из них ошибочна, уверенности в истинности выводимого тезиса нет, а значит, нет и доказательства. Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: » как известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п . Слушателю или читателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно. Как может нарушаться это правило?
а) Ложный довод — это употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов. Например, члены религиозной секты призывали срочно покаяться, потому что «в декабре наступит конец света». При этом каждому разумному человеку было ясно, что конец света не наступит по меньшей мере так быстро и так просто. Аналогичный пример довода: «потому что давно найдено универсальное лекарство, помогающее от всех болезней». Если эти мысли используются в качестве доводов, то они должны быть квалифицированы как ложные.
б) Произвольный дово д — это когда приводимое основание никак не доказывает тезис. Например: «Поддержите партию любителей пива! Спрашивают, почему у нас такое название. Тезис: Но ведь употребление пива — это показатель благосостояния государства. Аргумент: Посмотрите, что пьют в благополучных Норвегии и Германии — пиво! А что пьют у нас? Водку и самогон! Это потому, что у нас плохое экономическое состояние. Именно поэтому мы выбрали пиво как символ экономического благополучия, к которому мы и будем стремиться». Довод «в Германии и Норвегии пьют пиво» является произвольным по отношению к тезису «пиво является символом процветания нации».
в) Нелепый дов од — крайняя форма ложного довода, очевидная, а иногда и утрированная ошибка в рассуждениях. Использование этого приема свидетельствует либо о крайней невежественности, либо об очевидной недобросовестности оратора. Например: «Во всех бедах нашего государства виноваты инопланетяне. Именно по их вине развалилась промышленность».
2. Аргументы должны являться достаточными для данного тезиса , т. е. оратор обязан приводить такие доводы, которые подтверждают защищаемый тезис. Это требование касается как качества, так и количества аргументов. С одной стороны, аргументов должно быть достаточно для аргументации, но с другой стороны, излишние доводы затрудняют восприятие доказательства и, следовательно, наносят вред речи. Однако в практике риторики нарушение этого требования чаще всего приводит именно к голословности, бездоказательности утверждений и несравненно реже — к избыточности.
3. Аргументы должны быть суждениями , истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса, т. е. они не могут вытекать из тезиса, а должны быть выведены из других суждений, истинность которых для аудитории очевидна. Нарушение этого правила приводит к таким ошибкам: а) Тождесловие — случай, когда в виде довода приводится для доказательства тезиса тот же тезис, только высказанный другими словами, например: «Это не может не быть правдой, потому что это истина «. Или: «Деловая риторика — это риторика, используемая в деловой сфере».
б) Порочный круг в доказательстве состоит в том, что в одной и той же системе доказательств сначала делают тезисом мысль А и стараются ее доказать с помощью мысли Б, потом доказывают мысль Б с помощью мысли А. Например: «Бог существует, потому что так говорится в Библии, а Библия является словом божьи м». Доказываемая мысль выводится из самой себя и получается не доказательство, а пустое хождение по кругу. Эту ошибку так и называют: порочный круг. Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Учащийся, которого попросили объяснить то, почему данная книга является его любимой, сказал: «Это моя любимая книга, потому что она мне нравится».
4. Аргументы не должны противоречить друг другу и тезису. Не должно содержаться противоречия и в формулировке самого аргумента. Типы логических аргументо в 1. Факты — это предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Например, утверждение «Иванов нанес ущерб нашему предприятию » может быть доказано фактом хищения им материальных ценностей. А утверждение «Химический завод загрязняет атмосферу » подтверждается фактом наличия в его выбросах недопустимого количества вредных веществ.
Факты могут служить самым надежным аргументом доказательства, если они правильно подобраны и объективно отражают картину события . Ср.: «Поскольку установлено, что температура воздуха на Венере более 300 градусов, можно утверждать, что жизнь в известных нам формах там невозможна». Факты существуют независимо от нас. Однако рассуждение, построенное на основе фактов, не всегда объективно, даже если факты сообщаются абсолютно правильные. Чаще всего в риторической практике сам по себе факт , как бы он ни был точен и существен, не оказывает воздействующего влияния на слушателей, если он не обработан специально для убеждающей речи , т. е. если ему не дана оценка и не показана его связь с другими фактами и аргументами.
2. Статистика — совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. Статистика в небольших количествах может использоваться практически в любом виде публичной речи. При этом обязательно указывается источник таких сведений. Если выступление не слишком официальное, можно сказать: «Как сообщили вчера в информационном выпуске новостей… «, или «По данным «Российской газеты ” от 1 октября этого года». Если выступление готовится по официальному поводу и для серьезной аудитории, необходимо ссылаться на статистические сборники, справочники. Нельзя сказать: «По данным надежного источника …», или «По подсчетам одной центральной газеты», так как это считается неуважением к аудитории.
3. Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнение этого смысла и значения. Задача определения — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории (сущностные признаки предмета). В риторических целях не возбраняется определение на основе второстепенных признаков, важных для речи оратора: «Медведь — всем известный зверь, своею неуклюжестью и неповоротливостью вошедший в пословицу». «Дуб — самое красивое дерево нашего климата».
4. Ссылки на законы , документы, постановления и другие нормативные акты, обязательные для выполнения. Логика неохотно признает этот тип аргументов, считая его нормативно-оценочным. Действительно, доказать математическую теорему невозможно ссылкой на некий нормативный документ. Однако в общественной практике такое доказательство вполне объективно, поскольку для законопослушного гражданина необходимость выполнения законов и распоряжений верховной власти является неизбежностью. Например, ссылки на законы весьма важны в судебной речи, где они оказываются обязательным и наиболее значимым аргументом. Важную роль играет этот вид аргумента и в парламентской практике, где применяются ссылки на ранее принятые решения Думы или решения Конституционного суда и т. п.
Виды аргументов. В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: 1. Теоретические обобщения не только служат целям объяснения известных или предсказание новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации. 2. Роль аргументов выполняют утверждения о фактах . Фактами или фактическими данными называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования. 3. Аргументами могут быть аксиомы , т.е. очевидные и потому не доказываемые в данной области положения. 4. Роль аргументов могут выполнять определения основных понятий конкретной области знаний.
Аргументация — это форма мыслительной деятельности, цель которой состоит в обосновании утверждения об истинности или ложности некоторого высказывания и в особых случаях об обосновании принципиальной невозможности оценки некоторого высказывания как истинного или ложного, т. е. бессмысленности данного высказывания. В простейших случаях истинность или ложность некоторого высказывания можно установить путем непосредственного обращения к фактам, однако, как правило, необходимы специальные логические процедуры, которые и объединяются под термином «аргументация».
Правила эффективной аргументации. 1. Доказательство трехчленно : состоит из тезиса(положения, истинность которого доказывается), аргументов и демонстрации (логической связи между ними). Аргументы (доводы, доказательства) – положения, которые приводятся в поддержку тезиса и обладают доказательной силой для тех, кому обращена аргументация. Тезис – положение, которое требует доказательств. К тезису предъявляются следующие требования: точность, ясность, определенность тезиса и его логическая непротиворечивость.
Прежде всего тезис должен быть определенным. Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Прежде чем выдвигать тезис, нужно подумать, что вы хотите доказать и сформулируйте это четко и определенно. Тезис Налоги следует уменьшить вызывает ряд вопросов: что значит уменьшить? Все налоги нужно уменьшить? Тезис: супруги должны разумно делить домашние обязанности , Возражение: Нет. У нас феминизм не пройдет. Здесь не Америка какая-нибудь!. Налицо подмена тезиса (его расширение), т.к. в тезисе вовсе не говорится о феминизме, а выдвигается более частное требование: разумное разделение домашних обязанностей.
Другой способ опровержения того же тезиса: «А чего это я должен мыть посуду и чистить картошку? Это женские обязанности» . Здесь налицо сужение тезиса. Никто не говорил о картошке и посуде. Эти ошибки возможны потому, что сам тезис сформулирован неудачно: неоднозначно и слишком общо . Что значит разумно? Какие обязанности предлагается делить? се это нужно было обдумать и облечь тезис в конкретную форму.
ВАЖНО! На протяжении обсуждения тезис должен оставаться неизменным. При нарушении этого требования возникают ошибки: «подмена тезиса», когда вместо исходного тезиса рассматривается какой-нибудь другой «потеря тезиса» (исходный тезис забыт окончательно).
2. В риторике различают следующие типы аргументов. Аргументы рациональные , или, как говорили древние, «аргументы к делу» ( argumentaadrem ) и иррациональные (психологические, эмоциональные) – «аргументы к человеку» ( argumentaadhominem ), а также «доводы к публике». К рациональным аргументам относятся факты, данные экспериментальных исследований, свидетельские показания, аксиомы (традиционно принятые в обществе суждения), ссылки на авторитеты.
ВИДЫ АРГУМЕНТОВ: 1) исчерпывающие – доводы, которые полностью доказывают правоту мнения; на практике встречаются редко; 2) главные : непосредственно связаны с тезисом, прямо его подтверждают, предъявляются постоянно; 3) вспомогательны е – используются для усиления и подтверждения главных аргументов, а не непосредственно тезиса; 4) спорные : такие, которые можно использовать и «за», и «против» доказываемой позиции; с ними нужно обращаться осторожно; 5) сильные – те, против которых трудно найти возражение; 6) слабые – те, против которых легко найти возражение; 7) произвольные – те, которые сами нуждаются в доказательстве: Нужно жевать жвачку (тезис), потому что это полезно для здоровья десен и зубов (произвольный аргумент); 8) запасные.
Универсальные приемы эффективной аргументации. Для того чтобы усилить эффективность выступления, нужно использовать приемы эффективной аргументации, которые заключаются в следующем: — будьте эмоциональны, — обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам, — старайтесь показать реальную пользу для слушателей ваших предложений, идей, — персонифицируйте свои идеи (называйте имена людей, поддерживающих вашу точку зрения), — будьте лаконичны: краткие выступления лучше оцениваются аудиторией, — ссылайтесь на авторитеты (имена знаменитых и авторитетных в данной аудитории людей),
используйте цифры Но! а) цифр не должно быть много; б) статистические данные давайте в сравнении, сопоставлении; в) цифры лучше округлять; г) точно указывать источник статистических данных; д) подавать цифры в наглядном сравнении, сопоставлении, е) не давайте длинных рядов цифр. Наглядность. Известно, что 80% информации человек получает через зрение, — используйте юмор.
Существуют и некоторые особые «технические» приемы, позволяющие усилить аргументацию : — подача факта как нов ого: Вчера стало известно…; Недавно установили…; Только что стало известно…; — подача факта как установленного в результате экспериментальных данных : Экспериментально установлено…; Эксперименты показали…; — подача факта как установленного психологами ; — подача факта как установленного авторитетными учеными (профессор, академик) и упоминание фамилий этих ученых; — ссылка на то, что идея, метод были известны уже давно, использовались великими людьми прошлого: Еще Екатерина II пользовалась…; Александр Македонский всегда учитывал… «Технические» приемы усиления убедительности речи зависят во многом от характера аудитории. Так, в Европе эффективна ссылка на Библию, в русской аудитории – нет.
Основные формально-логические законы Для того чтобы правильно построить рассуждение, чтобы прийти к истинному выводу из истинных посылок, необходимо знание сформулированных логикой основных законов мышления. Закон тождества: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и тоже время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Закон исключенного третьего: из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими правильными мыслями, истинность которых доказана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа по теме: «Память». Способы аргументации в сочинении-рассуждении
Презентация к сдвоенному уроку подготовки к сочинению по предложенной модели (часть С ЕГЭ по русскому языку). Задания объединены одной темой: «Память», работа идет от анализа слова – к осмыслению текс.
Комплексная работа по теме: «Природа». Способы аргументации в сочинении-рассуждении
Продолжает серию уроков комплексного повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Все материалы объединены одной темой — «Человек и природа», что позволяет решать задачи образования и воспитания в ком.
Комплексная работа по теме: «Природа». Способы аргументации в сочинении-рассуждении
Продолжает серию уроков комплексного повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Все материалы объединены одной темой — «Человек и природа», что позволяет решать задачи образования и воспитания в ком.
Обучение способам аргументации в школе: эволюция методов
Сегодня трудно представить осуществление гуманитарного подхода к обучению без владения речью и, в частности, без понимания необходимости аргументировать, убедительно представлять свою точку зрения, до.
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн.
Способы аргументации
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку-из интернета.
ЕГЭ по русскому языку. Часть С. Виды аргументов
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Подготовка к ЕГЭ.
Источник