Способы аппликации окантовка полумесяцем

Программа «аппликация из бумаги»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Линевский центр детского творчества»

Жирновского муниципального района Волгоградской области.

«Аппликация из бумаги»

Программа дополнительного образования детей 7-12 лет

Срок реализации 3 года

Краснюк Татьяна Ивановна

педагог дополнительного образования

I квалификационная категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С глубокой древности , изготовляя различные изделия, человек стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что из самой природы.

В программе курса « Аппликация из бумаги» особое место занимает аппликация из различных материалов. Занятия аппликацией имеет большое значение для гармонического развития учащихся . Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувства форм, глазомер и цветоощущение.

Образовательная программа «Аппликация из бумаги» относится к художественно-эстетической направленности.

Направленность программы « Аппликация из бумаги» -эффективное средство оформления наглядных пособий. Правильное применение наглядности повышает эффективность усвоение детьми учебного материала создает условия для поиска новых приемов и методов работы. Программа направлена на :

создание условий для развития ребенка;

участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

ознакомление с технологическими операциями;

изучение этикета, этики поведении дарения и принятия подарка;

развития мотиваций к познанию и творчеству;

укрепление психического и физического здоровья

взаимодействие педагога с семьей.

Новизна программы состоит в том, занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который нужно подарить, дополнительно учатся церемонию дарения. В процессе работы над аппликацией из бумаги проявляется эстетический вкус учащихся, от которых нужно добиваться высокого качества изготовляемых предметов. Под этим качеством подразумевается наряду с добротностью, надежностью изделий его привлекательность.

Актуальность выбранной программы определяется тем, что путем аппликации из бумаги и др.материала разработан комплекс занятий, направленный на воспитание , «уточнение» чувств маленького человека,

развитие способности различать оттенки цвета, ощущения единства с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой

информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Программа дополнительного образования направлена на:

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

Педагогическая целесообразность объясняется эффективностью эстетического развития детей, видение нового теоретического материала, которое вызвано требованием творческой практике. На основе умений и знаний приобретаемых в кружке «Аппликация из бумаги», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда. Учатся

работать с инструментами, красками, лаками, изучают различные виды клеев и технологию склеивания.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям –организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда приглашаются и родители воспитанников.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.

Применяются такие формы занятий как занятие-беседа, занятие-игра, групповые, комбинированные. При реализации программы используются различные методы:

словесные – беседы, рассказ, объяснение, диалог, консультация;

Читайте также:  Способы подтянуть кожу после похудения

наглядные- просмотр фотографий, чертежей, рисунков, картин;

практические- изготовление поделок.

Цель – создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания учащихся, всестороннего роста и развития их способностей. Воспитывать интерес к ручному творчеству ,вовлекать детей в активную творческую деятельность. Сформировать навыки и умения работы с различным материалом.

научить детей изготавливать аппликации из цветной бумаги и картона

развивать детскую фантазию

развивать внимание, мускулатуру пальцев рук

воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что все практические работы кружковцев могут быть учебными и творческими, при выполнении творческих работ предусматривает развитие способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

научить детей основным техникам изготовления аппликации

привить интерес к искусству

развивать творческие способности и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности

воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на теоретических занятиях необходимо знакомить кружковцев с общими правилами безопасности труда, объяснять безопасные приемы выполнения каждой технологической операции.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать , а потом наклеить какой-либо предмет, надо предварительно с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятии предметов важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей ( птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.), детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией , дети знакомятся с материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Различают следующие виды аппликаций:

По количеству используемых цветов:

По способу изготовления деталей:

4.По количеству деталей:

раздробленная на части;

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций.

Структура занятий по аппликации представляет собой:

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи. Именно в водной части происходит мотивация детей.

Основная часть.( практическая)

именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти ; развитие творческих способностей воспитанника, развитие мелкой моторики рук, формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

Происходит сравнение работ, похвала.

Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:

разрывание и обрывание;

Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

Читайте также:  Способы образования множественного числа английском языке

В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации- это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.»

Эстетическое чувство связано с нравственными. Любовь к Родине- это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Практические работы кружковцы должны выполнять в специальной одежде (фартук, нарукавники и т.д.), в помещении кружка должна иметься аптечка.

В процессе работы значительную роль играет степень подготовленности детей , знания, умения, навыки. Целесообразно в рабочей комнате иметь постоянно действующую выставку или выставлять выполненные изделия. Дети видят результат своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-12 лет. Срок реализации программы 3 года.

Режим занятий 1года обучения-144часа. Занятия проводятся 2раза в неделю по 2 часа.

Режим занятий 2года обучения –216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Режим занятий 3 года обучения –216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей детей на которые надо опираться в процессе занятий.

Используются следующие группы форм организации обучения:

по количеству детей, участвующих в занятии- коллективная, групповая, индивидуальная.

по особенностям коммуникативного взаимодействия – экскурсия, конкурс, отчетный концерт, беседа.

по дидактической цели- вводное занятие, практическое занятие, по обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы:

воспитанник будет знать, как правильно работать с ножницами, клеем, цветным картоном, бумагой, природным материалом, свойство бумаги, ее особенности в различных изделиях, виды аппликаций, правила

подготовки к работе. Что такое кант, мозаика, сюжет, симметричное строение. Правила засушивания растений, правила разметки, резания и соединения деталей аппликации. Сведения о происхождении мешковины, бисера и др. материала.

Воспитанник будет уметь правильно выполнять аппликацию, выбор сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.

Руководитель кружка в зависимости от местных условий и интересов воспитанников может вносить в программу изменения : сокращать или увеличить объем материала по отдельным темам , включать дополнительные теоретические сведения и практические работы. Последовательность прохождения тем при необходимости можно менять.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжить работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Воспитанники должны знать, что задания надо выполнять по возможности самостоятельно с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.

Наиболее подходящая форма оценки- это организованный просмотр выполненных работ. воспитанники высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Руководитель подводит итоги выполненных работ. При оценке изделий учитываются возраст детей, художественная ценность изделий, качество исполнения. В конце года проводится творческий отчет кружка, выставка работ. За лучшие работы воспитанники награждаются поощрительными призами, грамотами ЦДТ.

Читайте также:  Активтекс салфетки для лечения ран способ применения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)

Тема 1.Понятие об аппликации.

Содержание материала: знакомство с детьми. Режим работы, инструменты, материалы необходимые для занятий. Правила безопасности труда. История аппликации.

Формы занятий: работа в группах.

Методическое обеспечение: инструкции по охране труда , ножницы, бумага, клей, картон, М.А.Гусакова «Аппликация»

Тема 2.Предметная аппликация.

Содержание материала: вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги. Вырезание листьев простой формы, листьев сложной формы, вазы различной формы. Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

Формы занятий : коллективная работа, самостоятельная работа, беседа.

Методическое обеспечение: инструкции по охране труда, ножницы, бумага цветная, клей, картон, наглядное пособие, М.А.Гусакова «Аппликация», приложение № 1.

Тема 3.Декоративная аппликация.

Содержание материала: декоративность- способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Аппликация декоративного цветка из одноцветной и разноцветной бумаги. Порядок наклеивания, высушивания аппликации.

Формы занятий: беседа, объяснение, коллективная работа объяснение.

Методическое обеспечение: наглядный материал, картон, ножницы, цветная бумага, клей, М.А.Гусакова «Аппликация» , приложение № 2.

Тема 4.Декоративная аппликация с подклеиванием канта.

Содержание материала: беседа, что такое кант. Оформление кантом некоторых частей узора. Изготовление канта полумесяцем. Наклеивание, вырезание, высушивание аппликации.

Формы занятий :диалог, беседа, объяснение, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение : наглядный материал, цветная бумага, ножницы, клей, М.А.Гусакова « Аппликация», приложение № 2.

Тема 5.Мозаика из бумаги.

Содержание материала: беседа –что такое мозаика? Выбор сюжетной картинки, предметной и декоративной. Наклеивание мозаики контурной и сплошной. Высушивание аппликации.

Формы занятий : беседа, конкурс стихов, объяснение, коллективная работа.

Методическое обеспечение : наглядный материал, цветная бумага, ножницы , клей, картон, М.А.Гусакова «Аппликация», пособие Л.Г.Суховской и А. А. Грибовской «Аппликация в детском саду», приложение № 4.

Тема 6.Сюжетная аппликация.

Содержание материала: теория –что такое сюжет, как правильно отбирать сюжет. Использование канта и декора в аппликации. Изготовление аппликации.

Формы занятий : беседа, объяснение, диалог, рассказ, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение : наглядный материал, цветная бумага, клей, ножницы, М.А.Гусакова «Аппликация», приложение № 3.

Тема 7.Аппликация из вербы.

Содержание материала: заготовка вербы, высушивание. Правильное наклеивание, выбор сюжета. Подбор фона для аппликации. Сведения о вербе.

Формы занятий : экскурсия, беседа, объяснение, коллективная работа, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение : наглядный материал, природный материал, картон, клей, М.А.Гусакова «Аппликация»

Тема 8.Аппликация из песка.

Содержание материала: сведения о песке. Подготовка песка к работе. Выбор сюжета. Как наклеить песок, высушивание. Раскрашивание песка с помощью гуаши.

Формы занятий : объяснение, коллективная работа.

Методическое обеспечение : песок, клей, картон.

Тема 9.Итоговое занятие.

Содержание материала : подведение итогов работы за год. Что такое декор, кант, аппликация. Выставка работ.

Формы занятий : выставка коллективных работ, коллективные работы.

Методическое обеспечение : коллективные работы.

Источник

Оцените статью
Разные способы