- 3.1.2. Анализ выполнения плана производства
- Выполнения плана по ассортименту. Формула. Выводы
- Система формирования ассортимента продукции на предприятии
- Анализ выполнения плана по ассортименту продукции (последовательность проведения)
- Выявление недовыполнения плана по каждой позиции ассортимента (формула)
- Расчет недовыполнения плана по всему ассортименту (формула)
- Расчет коэффициента выполнения плана по ассортименту (формула)
- Задачи анализа выполнения плана по ассортименту продукции
- Информационная база оперативного анализа
- Причины невыполнения плана по ассортименту продукции
- Внутренние причины невыполнения плана по ассортименту
- Внешние причины невыполнения плана по ассортименту
- Пример анализа ассортимента и структуры продукции
- Примеры анализа выполнения плана по ассортименту выпуска товарной продукции
- По способу зачета
- По способу уменьшаемого процента
- Заключение
3.1.2. Анализ выполнения плана производства
Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются следующие:
проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;
выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;
установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.
Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана);
по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства;
с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).
При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнения плана по ассортименту.
Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры производственной программы, т.е.
Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.
Тот же результат можно получить более простым способом: взять разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении.
Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана. Коэффициент ритмичности (Кр) рассчитывается по формуле:
где Апi — плановый выпуск продукции за i-й период (i = 1, 2, 3, . n) в натуральном или стоимостном измерении;
АЗi — фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана;
n — длительность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).
Для оценки ритмичности может также рассчитываться коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день, неделю, декаду, месяц и т.д.
Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).
Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности работы можно рассчитать разными методами. Наиболее простой — как разность между плановым (?Апi) и зачтенным (?АЗi) выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.
Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Анализ качества продукции может проводиться по следующей системе показателей:
обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);
единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).
В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).
Для обобщенной оценки качества продукции применяются различные способы. Наиболее часто используются следующие.
Балльный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:
где Аi — товарная продукция i-го сорта (i = 1, 2, 3, . n) в натуральном выражении;
Цi — цена единицы продукции i-го сорта;
А — общий товарный выпуск продукции в натуральном выражении;
Ц1С — цена единицы продукции первого сорта;
n — количество сортов продукции.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу аттестованной (сертифицированной) продукции, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Влияние качества продукции на стоимостные показатели предприятия — выпуск товарной продукции (?Пт),выручку от реализации продукции (?Пр) и прибыль (?ПБ) определяется по следующим формулам:
?Пт = (Ц1i — Ц0i)АКi; (3.3)
?ПР = (Ц1i — Ц0i)АРi; (3.4)
?ПБ = [(Ц1i — Ц0i)АРi] – [(C1i — C0i)АPi], (3.5)
где Ц0i, Ц1i — соответственно цена i-го изделия до и после изменения качества, р.;
C0i, C1i — себестоимость единицы i-го изделия до и после изменения качества, р.;
АКi — количество выпущенной i-й продукции повышенного качества в натуральном выражении;
Арi — количество реализованной i-й продукции повышенного качества;
n — количество наименований изделий.
При изменении сортового состава продукции расчет влияния ведется по вышеприведенным формулам. Только в расчете используются средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость.
Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы:
создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;
внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;
совершенствование управления, планирования и организации производства;
научная организация труда;
капитальный ремонт и модернизация основных фондов;
мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;
технико-экономические результаты внедрения мероприятий.
Источник
Выполнения плана по ассортименту. Формула. Выводы
Выполнить ассортиментный план – значит сохранить в общем объеме выпуска товаров запланированные соотношения между отдельными их видами. Этот момент влияет на все экономические показатели фирмы: прибыль, рентабельность, выручка, объем выпуска, себестоимость продуктов и т.д. А особое значение отслеживание плана по ассортименту приобретает по товарам, употребление которых ограничено, то есть спрос на них точно не окажется выше предполагаемого. Тем более если срок хранения таких изделий небольшой. Например, такие продукты характерны для компаний химической промышленности.
Вот почему так важно оперативно отслеживать исполнение пунктов ассортиментного плана.
Система формирования ассортимента продукции на предприятии
Прежде чем говорить о системе формирования ассортимента, стоит разобраться с самим этим понятием – ассортимент.
Ассортимент – это состав однородных продуктов по их маркам, видам, сортам. Его формирование – планомерный процесс, учитывающий множество самых разных факторов: возможности предприятия, потребительский спрос, конкурентная среда и т.д.
Система создания ассортиментной структуры компании включает такие этапы:
- Выявление потребностей клиентов или конечных потребителей продукта: как настоящих, так и будущих;
- Исследование конкурентных качеств как выпускаемых товаров, так и только планируемых к запуску в производство объектов;
- Посредством изучения жизненного цикла товара принятие своевременных решений о прекращении выпуска неэффективных устаревших и потому мало пользующихся спросом единиц и внедрении в производство прогрессивных современных продуктов;
- Исследование эффективности и выявление возможных рисков перед планируемым внесением изменений в ассортиментную структуру компании.
Анализ выполнения плана по ассортименту продукции (последовательность проведения)
Во время аналитических мероприятий, осуществляемых с целью оценки выполнения плана по ассортименту, выполняется следующая цепочка действий:
- Исчисляется процент исполнения плана по отдельным ассортиментным позициям;
- Рассчитывается объем товаров, выпущенных в плановых рамках;
- Определяется процент выполнения плана по ассортименту.
Если хотя бы по одной ассортиментной позиции фактический уровень оказывается ниже планового, то общий план считается недовыполненным. Даже если по другим пунктам имеет место превышение нормативных величин.
Сами аналитические выкладки оформляются специальными таблицами, в которых все подсчеты ведутся в разрезе ассортиментных позиций. Учитываются плановые и фактические величины, они сравниваются, рассчитывается влияние отклонений на общую товарную выручку.
В ходе этих действий выявляются причины отклонений, которые в каждом конкретном случае могут быть разными – как внешними, так и внутренними (подробнее об этом ниже).
Выявление недовыполнения плана по каждой позиции ассортимента (формула)
Процент недовыполнения установленных нормативов рассчитывается так:
(Qпл – Qф)/Qпл * 100, где
Qпл – плановый выпуск по определённой ассортиментной позиции;
Qф – фактический выпуск по определённой ассортиментной позиции.
Расчет недовыполнения плана по всему ассортименту (формула)
(∑m (Qпл – Qф)/Qпл * 100))/m, где
Qпл – плановый выпуск по определённой ассортиментной позиции;
Qф – фактический выпуск по определённой ассортиментной позиции;
m — количество ассортиментных позиций.
Расчет коэффициента выполнения плана по ассортименту (формула)
В случае, если план выполнен, то рассчитывается процент его исполнения по всему ассортименту по аналогичной же формуле:
(∑m (Qпл – Qф)/Qпл * 100))/m, где
Qпл – плановый выпуск по определённой ассортиментной позиции;
Qф – фактический выпуск по определённой ассортиментной позиции;
m — количество ассортиментных позиций.
Задачи анализа выполнения плана по ассортименту продукции
К задачам анализа реализации ассортиментного плана относят:
- Выявление отклонений в соотношениях между отдельными видами продуктов в общем выпуске в сравнении с запланированными показателями.
- Оценка этих отклонений.
- Выявление причин отклонений.
- Исследование качества выпускаемой продукции в разрезе ассортиментной структуры.
- Выявление обеспеченности производственных участков всеми необходимыми ресурсами: материальными, сырьевыми, трудовыми, энергетическими и т.д.;
- Выявление «узких мест» в работе компании, требующих скорейшей модификации.
- Поиск резервов повышения эффективности функционирования фирмы.
В ходе общего анализа исполнения плана по ассортименту исследуются такие его структурные части, как:
- Исполнение плана по продаже товарных продуктов;
- Выполнение планов по обеспечению производства материальными и технологическими ресурсами;
- Исполнение планов по производительности труда и численности персонала;
- Соблюдение установленных нормативов по прибыли и рентабельности.
Выход за рамки плана в ассортименте может повлечь для компании весьма серьезные последствия: срыв плана поставок, потеря деловой репутации, увеличение себестоимости продуктов и, как следствие, снижение прибыли, невозможность поощрения и стимулирования сотрудников и т.д. Поэтому причины, повлиявшие на невыполнение, выявляются и тщательно изучаются. При этом разрабатываются мероприятия, призванные обеспечить соблюдение производственных нормативов по каждой ассортиментной позиции.
Информационная база оперативного анализа
Оперативный анализ носит такое название из-за того, что исполнение плана по ассортименту отслеживается максимально оперативно: за каждый час, смену, максимум сутки. Это непрерывный процесс. К источникам информации для проведения таких мероприятий относят:
- Оперативные плановые показатели по цехам, участкам и т.д., в которых отражены задания на производство этих структурных подразделений компании;
- Сведения, полученные по результатам оперативно-технического учета;
- Данные из регистров первичного учета;
- Журналы выработки и табуляграммы;
- Рапорты ответственных лиц о результатах работы за сутки.
Причины невыполнения плана по ассортименту продукции
Вне зависимости от того, каков результат отклонений от плана от ассортимента (он может быть расценен как положительно, так и отрицательно), в любом случае выявляются причины, приведшие к их возникновению.
Стоит отметить, что анализ причин отклонений от нормативных уровней позволяет объективно оценить сложившуюся на предприятии обстановку: имеют ли место какие-либо проблемы (с поставкой сырья, квалификацией персонала, техсостоянием оборудования) или всему «виной» планомерные преобразования, происходящие в компании (например, внедрение новых видов товаров всегда сопряжено с увеличением расходов).
Внутренние причины невыполнения плана по ассортименту
Внутренние причины кроются в особенностях функционирования самой компании, потому и носят такое название. К ним, в частности, можно отнести:
- Несовершенства различного характера в организации производственного процесса;
- Несоответствующее заданным стандартам техническое состояние оборудования в цехах;
- Значительный физический и моральный износ основных средств, служащих средствами труда;
- Низкая производственная культура;
- Недостатки и упущения, связанные с управленческой системой и системой материального поощрения сотрудников;
- Дефицит всех видов ресурсов: от материалов до оборудования;
- Недостатки производственного процесса, периодически приводящие к авариям;
- Частые простои.
Внешние причины невыполнения плана по ассортименту
Внешние причины проявляются на рынке в целом и связаны с изменениями в законодательстве и экономике страны (мировой экономике). Руководство компании никак повлиять на такие процессы не может, а вот они прямо воздействуют на все аспекты жизнедеятельности субъекта хозяйствования, в том числе и на процент исполнения плана по ассортименту.
К внешним причинам, например, относят:
- Особенности конъюнктуры рынка и любые сдвиги в ней;
- Рост или падение спроса на выпускаемые компанией виды товаров;
- Уровень развития логистики;
- Уровень развития системы обеспечения участников рынка материально-техническими ресурсами;
- Запаздывание с вводом в эксплуатацию технологических мощностей, причины которого никак не зависят от самой компании.
Пример анализа ассортимента и структуры продукции
Важно! Продукты, которые не предусмотрены в плане, а также сверхплановый выпуск не включается в состав производства при отслеживании исполнения ассортиментного плана.
Лучше всего рассматривать аналитические мероприятия любого характера на конкретных примерах. Только так становится понятен смысл и порядок действий аналитиков.
Пример. Данные по работе ООО «СПЕКТР» приведены в таблицах ниже.
Вид продукции | Объем производства, рубл. | Процент выполнения плана (%) | Производство, засчитанное в выполнение ассортиментного плана | |
A | 29 800 | 26 250 | 88,09 | 26 250 |
B | 34 600 | 34 263 | 99 | 34 263 |
C | 20 200 | 41 900 | 207,42 | 20 200 |
D | 15 400 | 90 | 0,58 | 90 |
ИТОГО | 100 000 | 102 503 | 102,5 | 80 803 |
В целом выполнение плана по ассортименту рассчитывается так:
(80 803/100 000) * 100 = 80,8%
Получается, что план выполнен на 80,8%. Несмотря на то, что по отдельным позициям (по продукции С) наблюдается перевыполнение, в целом план считается не выполненным. Ведь сверхплановый выпуск при оценке соответствия ассортиментным нормативам не берется в зачет.
О том, насколько выполнен план по структуре (сохранены ли запланированные соотношения между товарными позициями в общем объеме выпуска) судят путем анализа показателей, представленных в такой таблице, как приведена ниже. В итоге делается вывод о влиянии произошедших изменений в ассортименте на общую товарную выручку.
Вид продукции | Цена за единицу | Объем выпуска в штуках | Продукты в плановых ценах | Изменение выпуска за счет структуры | |||||||
План | Факт | План | Уд. Вес пл. | Факт | Уд. Вес факт | План | Вып. прод. Усл1 | Вып. прод. Усл2 | Факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 = гр. 4 * гр. 2 | 9 = 16760 * гр. 5 * гр. 2 | 10 = 16760 * гр. 7 * гр. 2 | 11 = гр. 3 * гр. 6 | 12 = гр. 10 – гр. 9 |
1 | 6 | 8,5 | 5 860 | 35,69 | 5 140 | 30,66 | 35 160 | 35 890 | 30 832 | 43 690 | — 5 058 |
2 | 7 | 7 | 5 700 | 34,7 | 5 644 | 33,66 | 39 900 | 40 710 | 39 490 | 39 508 | — 1 220 |
3 | 8 | 4,8 | 2 843 | 17,31 | 5 948 | 35,48 | 22 744 | 23 209 | 47 572 | 28 550 | 24 363 |
4 | 8,5 | 3,5 | 2 020 | 12,3 | 28 | 0,2 | 17170 | 17 523 | 285 | 98 | — 17 238 |
ИТОГО | 16 423 | 100 | 16 760 | 100 | 114 974 | 117 332 | 118 179 | 111 846 | 847 |
Метод анализа, используемый для исчисления представленных в таблице показателей, носит специальное название — способ цепных подстановок.
Изучив величины в таблице, можно сделать важный вывод: изменение структуры производимой продукции привело к тому, что товарная выручка увеличилась на 847 рублей.
Примеры анализа выполнения плана по ассортименту выпуска товарной продукции
Рассмотрим примеры анализа выполнения ассортиментного плана по производству товарных продуктов.
Пример. Итоги деятельности ООО «СФЕРА» представлены в таблице ниже.
Вид продукта | Объем производства в штуках | Цена единицы продукта | Процент выполнения плана | Стоимость произведенных продуктов, рубл. | |||
План | Факт | План | Факт | Зачтено в выполнение ассортиментного плана | |||
A | 350 | — | 25 | — | 8750 | — | — |
B | 260 | 270 | 45 | 103,85 | 11700 | 12150 | 11700 |
C | 3500 | 3500 | 15 | 100 | 52500 | 52500 | 52500 |
D | 470 | 490 | 35 | 104,25 | 16450 | 17150 | 16450 |
E | 1500 | 1300 | 1,5 | 86,67 | 2250 | 1950 | 1950 |
ИТОГО | 6080 | 5560 | 5 | 91650 | 83750 | 82600 |
Процент выполнения плана = (фактические величины/плановые величины) * 100%
По способу зачета
Способ зачета предполагает определение процента выполнения ассортиментного плана путем соотношения выпуска товарной продукции (в эту величину не зачитываются сверхнормативные показатели) к плановым величинам.
В нашем примере в ходе анализа делается следующий расчет:
(82 600/ 91 650) * 100% = 90,13%
Получается, что план недовыполнен или выполнен всего на 90,13 %. Несмотря на то, что по нескольким позициям наблюдается перевыполнение плана, эти «излишки» не включаются в общий зачет при анализе. То есть выпуск ниже нормативного по отдельным номенклатурным единицам не перекрывает сверхплановое производство по другим видам товаров.
По способу уменьшаемого процента
Данный метод предполагает определение величины выполнения плана по наименьшему проценту исполнения (среди всех рассматриваемых ассортиментных позиций). В нашем примере эта цифра – 86,67%, несмотря на то, что по продуктам B и D нормативы выполнены на 103,85% и 104,25% соответственно.
Заключение
Выполнение плана в ассортименте – важное условие эффективного функционирования предприятия. Ведь любые структурные сдвиги чреваты изменением в ключевых финансовых показателях: прибыль, выручка, себестоимость, объемы выпуска и т.д.
Анализ исполнения плана в ассортименте производится путем составления наглядных таблиц, в которых все показатели рассчитываются по отдельным ассортиментным группам. Сначала просто сравниваются фактические и плановые величины, делаются выводы о том, по каким позициям план выполнен, а по каким – нет. Причем в зачет общей товарной выручки сверхплановые величины не включаются – только в пределах нормы.
Затем исследуется то, каким образом структурные сдвиги повлияли на выручку – увеличили либо уменьшили ее. Определяются позиции, оказавшие на изменение ключевых финансовых показателей наибольшее влияние.
Основная цель этих аналитических мероприятий – выявление причин, приведших к неисполнению ассортиментного плана. Они могут оказаться как внутренними, так и внешними.
Затем формулируются выводы и намечается план мероприятий, призванных обеспечить исполнение плановых заданий в будущем. Ищутся резервы повышения эффективности работы организации. Это может быть, например, совершенствование технической оснащенности производства, меры оптимизирующего характера в системе управления персоналом, снижение числа простоев и т.д.
Анализ исполнения ассортиментного плана отличается оперативностью – исследуются данные за каждый час, смену, сутки. Информационными источниками для аналитиков служат рапорты ответственных лиц об итогах работы за день, сведения первичного учета, журналы выработки, данные оперативного технического учета, сводки из цехов и т.д. Сведения должны доходить до управленцев своевременно, ведь последствия не выявленных вовремя отклонений от нормативов по ассортиментным позициям могут привести к весьма неприятным для компании эффектам.
Источник