- Способы анализа внутренней среды организации
- Оглавление
- 5.1. Общая характеристика внешней среды организации
- 5.2. Методы исследования внешней среды
- 5.3. Методы исследования внутренней среды организации
- Стратегический анализ внутренней и внешней среды компании
- Что такое стратегический анализ и зачем он нужен компании
- Что включает в себя стратегический анализ внутренней среды
- Методы стратегического анализа внутренней среды
- Виды стратегического анализа внутренней среды
- Что включает в себя стратегический анализ внешней среды
- Методы стратегического анализа внешней среды
- Виды стратегического анализа внешней среды
Способы анализа внутренней среды организации
ознакомление с основными направлениями и методами диагностики внешней и внутренней среды организации.
Задачи:
- изучение понятия и структуры внешней и внутренней среды организации;
- ознакомиться с основными направлениями диагностики внешней среды организации;
- изучение методического аппарата диагностики внешней среды организации;
- изучение методического аппарата предварительной диагностики внутренней среды организации;
- ознакомление с методами выявления и анализа проблем, обусловленных внешней средой организации.
Оглавление
5.1. Общая характеристика внешней среды организации
Внешняя среда организации — это совокупность рыночных, социально-экономических, правовых, научно-технических и других факторов, оказывающих влияние на организацию, но не подконтрольных ей.
Внешняя среда организации делится на две части:
- Микросреда («ближнее» окружение, деловая среда) — включает в себя все заинтересованные группы, которые прямо влияют, или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности организации. Как правило она включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации.
- Макросреда («дальнее» окружение) — включает общие факторы, которые могут оказывать опосредованное воздействие на организацию. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие данных факторов на организацию сложнее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение.
Внешняя среда организации может быть классифицирована на различные типы по уровню неопределенности. Под неопределенностью здесь понимается неоднозначность (стохастичность, непредсказуемость) результатов деятельности организации, возникающая из-за воздействия факторов внешней среды.
Уровень неопределенности среды определяется на основе анализа двух характеристик:
- степени простоты или сложности среды;
- степени стабильности или нестабильности (динамичности) среды.
Сложность среды характеризуется количеством и разнообразием факторов, воздействующих на организацию (поставщики, потребители, конкуренты и т. д.). Измерение неопределенности внешней среды по признаку «простая-сложная» имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации: в сложной внешней среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию.
Сложность может возникать из различий в элементах внешней среды, с которыми сталкивается организация (международная организация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммы знаний, необходимых для того, чтобы справиться с воздействием обстановки (например, аэрокосмическая компания).
Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений факторов или их характеристик. Организации могут действовать там, где изменения одного или многих факторов происходят медленно или очень быстро.
Неопределенность внешней среды возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий.
Состояние «простая-стабильная внешняя среда» предполагает наличие у организации небольшого числа относительно постоянных поставщиков, потребителей, конкурентов, не отличающихся разнообразием характеристик (запросов, видов продукции и т. д.). В данной ситуации полностью применим классический аппарат диагностики внешней среды. В среде данного типа функционируют, например, муниципальные организации, школы.
Состояние «сложная-стабильная внешняя среда» представляет более высокий уровень неопределенности. При диагностике необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать и оценить их воздействие на эффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. Примером может быть среда университетов, компаний по производству электрооборудования, страховых компаний.
Состояние «простая—нестабильная». В такой внешней обстановке происходит дальнейшее возрастание уровня неопределенности. Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы и они неожиданно реагируют на деятельность организации. Примером может служить внешняя среда фирм-производителей модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнес. Действующие в этом секторе организации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом. В ходе диагностики особое внимание приобретает фактор времени, так как информация быстро устаревает.
Состояние «сложная—нестабильная». Наиболее высокий уровень неопределенности. На организацию воздействует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резко реагируют на действия организации. Когда одновременно меняются несколько факторов, внешняя среда становится «бурлящей», или, как ее называют, турбулентной. С такой средой сталкиваются, например, электронные фирмы, авиакомпании, аэрокосмические корпорации, компании связи, фармацевтические фирмы и многие другие. Диагностика такой среды представляет значительные сложности.
5.2. Методы исследования внешней среды
Диагностика макросреды направлена на выявление основных показателей и тенденций, которые могут оказать влияние на функционирование и развитие организации. Наиболее известным инструментам исследования макросреды является PEST — анализ.
PEST -анализ предполагает исследование четырех групп факторов:
Экономические (Economical). Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Показатели: изучение ВВП и его динамики, темпы инфляции, уровень безработицы, уровень процентной ставки, уровень производительности труда, существующие нормы налогообложения, состояние платежного баланса, нормы накопления и т. д. Анализ экономического компонента не должен сводиться к анализу отдельных составляющих, а должен быть направлен на комплексную оценку состояния.
Политическая составляющая (Political) изучается прежде всего для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти, о тенденциях развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Изучение социальных компонентов (Co) направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и качество жизни, существующие в обществе обычаи и верования, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и тому подобные вещи.
Анализ технико-технологических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, совершенствования производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
При изучении компонентов макроокружения следует учитывать сильное влияние компонентов макроокружения друг на друга и различие в степени воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации.
На основе выявленных факторов могут быть сформированы сценарии развития внешней среды организации.
Сценарий — упорядоченная во времени и предназначенная для освещения будущей ситуации последовательность событий, логически связанных друг с другом причинно-следственными связями. В ходе формирования сценария устанавливается логическая последовательность событий, для того, чтобы показать, как, исходя из существующей ситуации, может формироваться будущее состояние объекта исследования.
На практике по типу сценариев разрабатываются многовариантные прогнозы в отраслях экономики, в регионах и других сложных системах. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий.
Сценарий обычно имеет многовариантный характер и рассматривает три пути развития событий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Сценарии зачастую предполагают количественную оценку вероятности реализации той или иной последовательности событий.
Основное достоинство сценарного метода в том, что он позволяет построить внутренне согласованную картину будущего развития объекта, не упустив действие многообразных факторов.
Методы построения сценариев:
- экспертные, в частности, метод получения согласованного мнения; процедура объединения независимых сценариев;
- морфологический анализ;
- имитационное моделирование;
- сетевые (в частности, стохастические сетевые методы — «деревья решений»);
- комбинация различных методов.
Остановимся здесь на морфологическом методе. Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем или сама внутренняя структура этих систем. В систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время «морфологический» подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки.
Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Иначе, морфологический анализ — это систематическое выведение всех возможных решений из структуры поставленной проблемы.
Ф. Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования. Наибольшую известность получил метод «морфологического ящика».
Идея морфологического ящика состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представления их в виде матриц-строк, а затем в определении в этой морфологической матрице-«ящике» всех возможных сочетаний параметров по одному из каждой строки. Полученные варианты решений подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего.
Построение и исследование морфологического ящика согласно Ф. Цвикки проводится в пять этапов:
- Формулировка поставленной проблемы.
- Определение параметров (классификационных признаков), от которых зависит решение проблемы.
- Деление параметров на их значения (формирование классификаторов по выбранным признакам) и представление их в виде матриц-строк.
- Оценка всех имеющихся в морфологическом ящике вариантов решений.
- Выбор из морфологического ящика оптимального варианта решения задачи.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Важную роль в анализе непосредственного окружения играет отраслевой анализ.
Задачи анализа отрасли:
- Определение основных экономических показателей, характеризующих отрасль.
- Определение структуры отрасли.
- Выявление движущих сил отрасли (силы, которые оказывают наибольшее влияние и определяют характер перемен отрасли).
- Анализ конкуренции.
- Определение ключевых факторов успеха.
- Оценка общей привлекательности отрасли.
Основные показатели, характеризующие отрасль:
- размер рынка;
- темпы роста рынка и стадии, на которых находится рынок;
- масштабы конкуренции;
- число конкурентов и их относительные размеры;
- количество покупателей и их финансовые возможности;
- уровень вертикальной интеграции;
- направление и темпы технических измерений;
- препятствие для выхода на рынок и ухода с него;
- является ли продукция стандартной или дифференцированной.
5.3. Методы исследования внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый и др.
Исследование внутренней среды направлено на изучение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Для целей диагностики может быть выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации:
- навыки и опыт;
- материальные активы;
- нематериальные активы;
- квалификация кадров;
- организационные ресурсы;
- конкурентные возможности;
- партнерство.
Сильные и слабые стороны организации могут быть сопоставлены с благоприятными возможностями и угрозами, выявленными в ходе диагностики внешней среды. В результате будет сформирована известная матрица SWOT -анализа.
Методология SWOT-анализа (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths — силы; Weaknesses — слабости; Opportunities — возможности; Threats — угрозы) предполагает выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования (диагностики) стратегий организации.
Общий вид матрицы первичного SWOT-анализа приведен на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Матрица первичного стратегического SWOT – анализа
На основе SWOT -матрицы может быть установлена связь между характеристиками. Для этого составляется матрица, которая имеет следующий вид (см. табл. 5.1).
Источник
Стратегический анализ внутренней и внешней среды компании
Зачем компании проводить стратегический анализ среды, какие задачи решает внутренний, а какие — внешний анализ, с помощью каких методов их проводить? Cо всеми этими вопросами разбираемся в статье:
Что такое стратегический анализ и зачем он нужен компании
Стратегический анализ — это изучение деятельности компании (внутренний анализ), а также окружающей среды, условий работы в отрасли и конкурентов (внешний анализ). Основываясь на его данных, определяют сильные и слабые стороны компании и строят стратегию долгосрочного развития.
Аналитика – инструмент, жизненно необходимый любой компании на разных стадиях ее существования. Собственно, внутренняя аналитика и рыночные исследования помогают понять, на каком этапе находится компания. В зависимости от этого, формируется бизнес-стратегия и принимаются важные тактические решения. Аналитические исследования внутренней и внешней среды позволяют понять место компании на рынке, уровень и особенности потребления, действия конкурентов.
На разных этапах развития компании цели и задачи стратегического анализа среды будут отличаться.
1. На этапе выхода на рынок новому оператору важно понимать:
- размер рынка;
- основных конкурентов, их уникальное предложение и способы продвижения на рынке;
- своего потребителя — что его интересует, почему он будет готов выбрать ваш продукт, а не то, что уже есть на рынке;
- какие факторы влияют на рынок, как они проявляли и будут проявлять себя в будущем.
Для этих целей проводят кабинетные исследования, опросы потребителей и рыночных экспертов, фокус-групповые интервью, тестирование продукции. На основании полученных данных формируют выводы, которые становятся основой бизнес-стратегии.
2. На этапе роста бизнеса важно понимать причины этого самого роста и его перспективы.
Для рынков, находящихся на стадии роста, применяют математические прогнозные модели и все виды маркетинговых исследований. После анализа вносят корректировки в стратегию дальнейшего расширения на рынке.
3. На этапе зрелости принимают такие решения:
- как долго продлится этот период;
- есть ли риск конкуренции со стороны новых игроков;
- нужно ли расширяться в том же направлении или необходимо зафиксировать прибыль и осваивать новое направление.
Здесь анализируют удовлетворенность потребителей, сравнивают темпы роста рыночных долей конкурентов, строят прогнозы и исследуют смежные направления, в которые можно инвестировать.
4. Если же бизнес находится на стадии спада, аналитика, как внутренняя, так и внешняя, помогает выявить его причину, устранить ее и перестроить маркетинговую стратегию так, чтобы вернуться на путь роста.
Итогом стратегического анализа становится план усиления позиций и конкурентоспособности компании.
Что включает в себя стратегический анализ внутренней среды
С помощью стратегического анализа внутренней среды определяют сильные и слабые стороны компании, ее активы и ключевые компетенции.
Внутренний анализ среды можно проводить для организации в общем либо же углубляться до подробного изучения отдельных центров ответственности. При этом оценивают несколько основных стратегически значимых факторов.
1. Организационная структура и корпоративная культура:
- соответствует ли штатное расписание оптимальному распределению нагрузки на сотрудников и удовлетворению запросов клиентов;
- как построено взаимодействие между отделами, между менеджерами и подчиненными;
- насколько неформальные коммуникации мотивируют сотрудников на качественную работу.
2. Ресурсы компании:
- какие оборудование и инструменты используются для производства товаров либо методики и программное обеспечение для оказания услуг;
- насколько квалификация сотрудников соответствует требованиям рынка.
Методы стратегического анализа внутренней среды
SWOT-анализ. Он достаточно прост и часто применяется для оценки деятельности компаний. При SWOT-анализе собирают положительные и отрицательные факторы, причем как внутренние, так и внешние.
После того как собраны факторы, участвующие в SWOT-анализе, применяют следующий алгоритм работы с ними.
1. Оценивают влияние каждого фактора, учитывая при этом, на какой срок разрабатывается стратегия. Можно составлять параллельно несколько SWOT-таблиц — отдельно для краткосрочного и долгосрочного планирования. Каждому фактору присваивают баллы. Например, от 1 до 10, где 1 — слишком слабое влияние, 10 — максимальное влияние на деятельность компании.
2. Ранжируют факторы по убыванию степени влияния и решают, с какими из них имеет смысл работать дальше.
3. Для каждого значимого фактора отвечают на вопросы, собранные в таблице выше. Таким образом пытаются понять, как усилить влияние сильных сторон и внешних возможностей, что делать со слабыми сторонами и как снизить внешние риски.
Анализ цепочки ценности. Этот метод компании используют, чтобы разобраться с основными и вспомогательными видами деятельности. При этом определяют, что увеличивает ценность продуктов или услуг и на каких этапах можно уменьшить затраты. То есть анализ ценности помогает регулировать ценообразование и повышать прибыль компании.
Виды стратегического анализа внутренней среды
Анализ результатов деятельности. Его удобно применять, если в компании выстроена работа по KPI. В процессе анализа по достигнутым KPI отмечают, какие цели реализованы. А для остальных целей выясняют причины, по которым не удалось их достичь.
Основные показатели, по которым оценивают деятельность:
- финансовые: рентабельность активов ROA и рентабельность собственного капитала ROE;
- нефинансовые: качество товаров и услуг, результативность менеджеров, удовлетворенность покупателей, лояльность к бренду и т.д.
Анализ товарного портфеля. Здесь разбираются, какие линейки и отдельные товары или услуги приносят прибыль, а какие — убытки. При этом стоит учитывать, что не всегда надо отказываться от убыточных позиций: возможно, они станут приносить прибыль в перспективе либо без них покупатели откажутся от других товаров компании.
Анализ затрат. Их сравнивают со своими же затратами в предыдущих периодах. А также с затратами основных конкурентов, если такие данные возможно найти.
Анализ организации компании. Оценивают структуру взаимодействия отделов, менеджеров разных уровней между собой и с подчиненными, а также уровень корпоративной культуры.
Здесь важно учитывать, что сегодня интеллектуальные активы могут играть более значимую роль, по сравнению с финансовыми. Компании, инвестирующие в повышение квалификации сотрудников, окупают эти вложения в дальнейшем за счет инновационных идей, скорости и качества решения рабочих вопросов.
Что включает в себя стратегический анализ внешней среды
С помощью внешнего стратегического анализа оценивают тенденции развития как всего рынка, так и того рыночного сегмента, в котором работает компания, и проводят подробный разбор конкурентов. В процессе анализа ищут ответы на следующие вопросы:
- какие изменения внешней среды влияют на стратегию компании;
- какие факторы угрожают существующей стратегии компании;
- какие факторы способствуют достижению стратегических целей компании.
По результатам внешнего анализа прогнозируют дальнейшие пути развития компании.
Методы стратегического анализа внешней среды
РЕSТ-анализ. Это аббревиатура исследуемых направлений: политика, экономика, социальные факторы и технология. В последние годы к ним еще добавляют экологические факторы.
Особенность этого анализа в том, что перечень влияющих факторов практически идентичен для любых предприятий: от малого бизнеса до международных корпораций — только влиять на каждую компанию они будут по-разному. Например, пандемия COVID-19 стала катастрофой для туристического и ресторанного бизнеса, но поспособствовала росту компаний, связанных с дистанционным образованием, онлайн-продажами и услугами доставки.
Анализ пяти сил Портера. Майкл Портер разработал эту методику для определения стратегии бизнеса. Анализируемые в ней факторы показаны в таблице ниже.
Фактор
Что исследовать
Сколько у компании сейчас конкурентов на рынке, как их товары отличаются по качеству, какие у них затраты на рекламу, какое ценообразование и так далее — любая информация, которую можно найти
Рыночная власть поставщиков
Какие у компании отношения с нынешними поставщиками и кем их можно заменить в случае разрыва контракта
Рыночная власть потребителей
Как сильно потребители влияют на цену продуктов и услуг в рыночном сегменте работы компании
Угроза появления продуктов-заменителей
Насколько вероятно, что потребители найдут замену продуктам или услугам компании
Угроза появления новых игроков на рынке
Насколько легко новым компаниям войти в нишу, в которой работает компания, и можно ли на это повлиять
Виды стратегического анализа внешней среды
Конкурентный анализ. Здесь сначала изучают активно работающих конкурентов: их количество, сильные и слабые стороны относительно вашей компании и по рынку в целом, качество и жизненный цикл продукции.
На следующем этапе прогнозируют, возможно ли появление новых соперников и повлияет ли это на изменение цен внутри ниши.
Для анализа существующих конкурентов можно использовать алгоритм, похожий на ранжирование важности факторов при SWOT-анализе:
1. Определение основных факторов успеха.
2. Присвоение «весовых» им баллов от 1 до 10.
3. Определение, какие из этих факторов присутствуют у конкурентов.
4. Расчет среднеарифметического влияния всех факторов.
Источник