Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по математике на тему
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_matematiki_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
Класс, учитель: Гуриева Фатима Махарбековна
Количество учащихся в классе: 18
Присутствовали на уроке: 16
Тема урока: Внетабличное умножение и деление
Тип урока: урок применения знаний и умений ;
Дидактическая задача : закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках ;развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся; воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, а также чувство взаимопомощи.
–повторить таблицу умножения и деления;
-закрепить умение выполнять внетабличное умножение и деление чисел;
-совершенствовать вычислительные навыки.
– развивать у детей логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес к предмету; навыки речевой культуры.
— воспитывать умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь, стимулировать к поиску новых знаний .
Ведущие аспекты анализа урока
Дидактическая задача урока
Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию, данный урок результативен в решении дидактической задачи
Содержание теоретического материала соответствует программе;
Пояснение учителя проходят в доступной форме, чётко выделяются основные моменты опорных знаний, проговариваются этапы решения заданий. Учителем создан благоприятный психологический настрой детей на работу. Учащиеся настроены на выполнение большого объёма работы.
Учитель анализирует предложенные ответы, помогает в выборе наиболее удачного, создаёт проблемную ситуацию. Использованы следующие методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.
Присутствуют различные формы опроса;
Организация работы по группам позволяет выявить недостатки в умениях и навыках и устранить их с помощью своих товарищей.
Время рассчитано на каждый этап урока рационально, подведены итоги урока, выставлены оценки учащимся.
Фронтальная, индивидуальная, групповая обучения соответствует решению основной дидактической задачи урока. Использования предложенных учителем заданий целесообразно на данном уроке
Цель урока достигнута, пути достижения выбраны эффективно; на уроке достигнуто единство усвоения знаний с выработкой умений.
Прослеживается систематичность подготовки учащихся к урокам, хорошее качество знаний учащихся, интерес к предмету.
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам соответствуют различному уровню подготовки учащегося согласно системно-деятельностному подходу.
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
Наблюдается различный уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
Характер самостоятельной учебной деятельности является репродуктивным, присутствует взаимопомощь при работе в группах
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
В течении урока наблюдалось соответствие УУД на каждом этапе урока
Использование презентации «Вне табличное умножение и деление »
Структура урока соответствует основной дидактической задачи данного урока
Во время проведения урока поведение учителя соответствовало нормам педагогической этики
требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета
Цель применения образовательной технологии совершенствование навыков актуализация знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные, высказывать своё мнение по проблеме;
обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Применение здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
Смена деятельности учащихся во время урока.
Источник
Примерная схема полного анализа урока по математике
статья по алгебре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_shema_polnogo_analiza_uroka_po_matematike.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная схема полного анализа урока по математике
I. Анализ цели урока.
1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;
г) места урока в системе уроков по данной теме;
д) подготовленности класса;
е) возможности самого учителя;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока.
1.Соответствие структуры урока его цели и типу.
2.Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3.Целесообразность распределения времени по этапам урока.
4.Рациональность использования оборудования кабинета.
5.Научная организация труда учителя и учащихся.
6.Организация начала и конца урока.
7.Оптимальный темп ведения урока.
8.Наличие плана и степень его выполнения
3. Анализ содержания урока.
1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма-териала учителем уровню понимания содержания учениками).
4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
5.Выделение ведущих идей по данной теме.
6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен-ность материала.
7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами са¬мого материала урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
1.Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче-том:
в) возможностей класса;
г) возможностей самого учителя;
д) учебно-материальной базы.
2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан¬ные понятия для учащихся действительно новыми).
4.Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообраз¬ными точками зрения по теме урока).
5.Качественное освоение нового материала (как определяется учите¬лем качество освоения).
6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, лич-ностных особенностей учащихся).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (харак-тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за-даниям, инструктаж и пр.).
8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ-ность изложения, точность использования специальной термино-логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
5. Анализ работы учащихся на уроке.
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме или к уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5.Наличие навыков самоконтроля.
6.Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7.Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.
6. Анализ домашнего задания.
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз¬нание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется).
3.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп-ляющий, развивающий, дифференцированный).
4.Посильность домашнего задания для всех учащихся.
5.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
6.Методика задания на дом, инструктаж.
7.Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
2.Соответствие мебели возрасту учащихся.
3.Уровень освещенности, чистота помещения.
4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).
7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).
1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо¬де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
3.Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4.Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.
5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материал;
6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения
8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.
9.Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.
Источник
Анализ современного урока по математике
«Об основных подходах к анализу современного урока»
Филиппова Н.В., учитель математики МБОУ «СОШ№9»,г. Абакан, РХ.
Выступление на МО математиков школы
ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗ УРОКА?
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное разбиение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы выделяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.
ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?
Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики», обусловленные спецификой учебного предмета.
1. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма — урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта — из разряда «вечных»: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы. Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
2. Возможность установить персональную ответственность учителя (и школы в целом) за качество процесса обучения. В ходе анализа урока проверяется соответствие достигнутых результатов обучения планируемым (установленным стандартом).
КАКУЮ СХЕМУ АНАЛИЗА УРОКА ВЫБРАТЬ?
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.
Мы проанализировали многообразные известные и не очень известные схемы анализа урока (см. сайт ИПК) и пришли к мнению, что их можно использовать для анализа современного урока при соблюдении 2-х важных условий:
1. При выборе схемы анализа урока необходимо отталкиваться от цели анализа.
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется
с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),
с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока.
2. Все имеющиеся схемы анализа урока необходимо рассматривать через призму новых целей, принципов, средств образования, т.е. в контексте происходящих системных обновлений.
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.
Системно —деятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют («открывают») сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы)
Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели)
Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
Изучение нового учебного материала
«Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета
Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)
Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)
Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося
Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся
Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник