Алгоритм анализа урока по ФГОС в помощь учителю
АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Класс _____________________ Учитель ___________________________________ Предмет _________________________ Дата проведения______________________
-приветствие, фиксация отсутствующих,
— проверка подготовленности классного помещения,
— организация внимания школьников
— последовательность в предъявлении требований,
— спокойная и уверенная манера держаться при появлении класса,
— подготовка рабочих мест
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
— обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
— умение учителя формулировать цели урока в действиях учащихся,
-владение учителем многообразием приемов актуализации личностного опыта учащихся,
— использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей построения учебного предмета,
— умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем,
— отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащихся, а, прежде всего, развитие личностно- смысловой сферы учащихся, их интеллектуальное исследование,
— коммуникативной культуры, а также культуры учения,
— организация при необходимости диалога
Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока, выдвижение версий,
— составление плана и т.п.,
— понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала
1. Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.
2. Сообщение цели в виде проблемного задания.
3.Использование технологической карты.
4. Ассоциативный ряд.
5. Использование результатов предварительного социологического опроса.
6. Постановка целей через показ конечных результатов.
7. Постановка целей посредством опоры на последовательностьизучения материала.
8. «Нарисуй картину»
9. Мозговая атака
10. Постановка привлекательной цели.
11. В начале урока дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ)
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
— правил и построенных на их основе алгоритмов.
2. Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3. Создать организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала
Методы обучения: словесные(объяснение, фронтальный опрос, рассказ и беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы обучения: фронтальная; групповая(в парах); индивидуальная; коллективная.
Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; рабочая тетрадь; ИКТ; наглядность.
Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; проблемный диалог; информационно-коммуникативные; проектная деятельность; технология продуктивного чтения и т.д.
самостоятельный поиск решения с использованием различных источников включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;
Участвует в учебном диалоге.
1. Работа с определением вводимых понятий
2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъективного опыта уч-ся
3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах
4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах
5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).
6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемное обучение, коллективные способы обучения, компьютерное обучение как форма самостоятельной работы уч-ся).
7. Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
способы организации переключения внимания уч-ся
Гимнастика для глаз
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материла
— постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся,- постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика
— использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцуи в измененной ситуации),
— использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся,
— использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности,
— обеспечение дозированной помощи уч-ся
— организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов,
— организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях,
— закрепление методики ответа при очередной проверке знаний,
— отработка логики алгоритма изученных правил,
1. Использование на уроке вопросно-ответного общения
2. «Что было бы, если бы. » (незаконченный ответ)
3. Придумай свои задания
4. Интеллектуальный марафон
5. Разноуровневые задания
6. Проектное обучение
8. Групповая работа
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД
1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Построение структурнологических схем изученной схемы,
— использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов,
— обощение на различных уровнях (понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном).
— активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и ситематизации знаний,
— выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.
1. Мозговая атака в письменной форме.
2. Учебные станции.
3. Пересечение тем.
4. Рефлексивная позиционная дискуссия
1. Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Информация о дз,
— инструктаж по выполнению дз,
— проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения дз
1. Интересная постановка учебной проблемы.
2. Три уровня дз
4. Особое задание.
5. Идеальное задание
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Дать оценку работы класса и отдельных уч-ся
— умение учителя давать качественную характеристику работы класса
— четкость и краткость этапа
— подведение итогов учебного занятия
1. Сообщение учителя
2. Подведение итогов самими учащимися
1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
2. Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
— мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения
— развитие способностей уч-ся к рефлексии,
— стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие знают его и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления,
— реализация рефлексивного алгоритма: «я» как чувствовал себя, с каким настроение работал, доволен ли собой;
«мы» комфортно ли было работать в малой группе, какие были затруднения были в общении,
«дело» достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолели свои учебные проблемы.
Источник
Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения
Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?
Основные характеристики современного урока
- Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
- Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
- Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
- Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
- Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
- Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
- Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
- Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
- Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
- В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.
В связи с этим меняется и анализ урока.
Образец схемы анализа урока по ФГОС
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.
Какие способы мотивации применяет педагог?
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
- Ориентированность на стандарты нового поколения.
- Развитие УУД (универсальных учебных действий).
- Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
- Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
- Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
- Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
- Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
Методика проведения урока
- Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
- Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
- Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
- Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
- Использование диалога в качестве формы общения.
- Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
- Наличие обратной связи между учеником и учителем.
- Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
- Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
- Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
- Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
- Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
Психологические моменты в организации урока
- Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
- Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
- Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
- Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
- Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?
На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
- Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
- Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
- Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
- Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник