- Способы анализа учебной литературы
- Методика анализа учебной литературы
- Методика анализа учебной литературы
- Способы анализа учебной литературы
- лаба 12,13. Анализ учебной и методической литературы
- РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- Инструкционная карта к лабораторной работе № 12
- Тема: Анализ учебной и методической литературы
- Инструкционная карта к лабораторной работе № 13
- Тема: Методика анализа учебной информации
- Новые понятия
Способы анализа учебной литературы
Методика анализа учебной литературы
Как отмечалось анализ учебной литературы является чрезвычайно важным этапом работы преподавателя при его подготовке к занятиям. Целью такого анализа является выявление опыта преподавания учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его дальнейшего использования. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их компенсации с целью подготовки единой педагогической системы и завершенного учебного процесса.
Продуктом деятельности при анализе учебной литературы является перечень необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка и последовательности их использования.
Для определения алгоритма деятельности преподавателя по анализу источников информации следует обратиться к требованиям, предъявляемым к учебной литературе.
Идеальный учебник или комплект учебной литературы «представляет собой модель педагогической системы» и в соответствии с этим должен включать в себя все элементы педагогического процесса .
Целевой компонент проявляется в том, что при подборе учебника необходимо определить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются обучаемыми при его освоении, на каком уровне они формируются и каковы критерии оценки деятельности обучаемых после освоения им учебного материала. Эти положения должны быть детализированы по каждому из разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к учебнику и его разделам с помощью различных инструкций. В предисловии должна быть указана структура каждого из разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у обучаемого и преподавателя должно сложиться четкое представление о результатах учебной деятельности, осуществляемой с помощью данного учебника, т.е. о том конкретном приращении опыта личности, которое будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель «диагностична». Как правило, такая методика описания цели в большинстве учебников для систем профессионального образования отсутствует. В лучшем случае в предисловиях указывается, для каких специальностей и специализаций, а также уровней квалификации предназначен тот или иной учебник. Отсутствие подробного описания цели учебной литературы затрудняет процесс выбора необходимого учебника, а также дальнейшую работу с ним.
Источник
Методика анализа учебной литературы
Анализ учебной литературы является очень важным этапом работы преподавателя во время его подготовки к|до| занятиям. Целью такого анализа является выявление|обнаружение| опыта преподавания|выкладывание| учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его последующего использования|употребления|. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их устранения.
Продуктом деятельности во время анализа учебной литературы является перечень|перечисление| необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка их использования|употребления|.
Идеальный учебник или комплект учебной литературы «является моделью педагогической системы» и в соответствии с|соответственно| этим должен включать все элементы педагогического процесса (целевой, смысловой, организационно-деятельностный|, аналитико-результативный).
Целевой компонент проявляется в том, что, выбирая учебник, необходимо выяснить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются учениками в ходе работы с ним, на каком уровне формируются умения и какими являются критерии оценивания деятельности учеников после освоения ими учебного материала. Эти положения должны быть детализированы относительно каждого из|с| разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к|до| учебнику с помощью|посредством| разных|различных| инструкций. В нем обязательно отмечается структура каждого из|с| разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у ученика и преподавателя должно сложиться|состоять| четкое представление относительно результатов учебной деятельности, осуществляемой с помощью|посредством| этого учебника, то есть о том конкретном приращении опыта личности, которое|какое| будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель является «диагностической».
Основными требованиями, которые|какие| выдвигаются к|до| содержанию учебной литературы, являются доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала, оптимальность объема учебника, посильность материала для изучения, научность и связь с практикой. Кроме того, определенную роль играет и правильность отражения явлений, соответствие государственным стандартам обозначений, логичность и последовательность изложения учебного материала.
Содержание учебника характеризуется также формой передачи, языком|речью| и стилем, потому что каждая отрасль знания, каждая профессия имеет свой круг идей, свою специфическую лексику, фразеологизмы и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, необходимо придерживаться таких требований:
использование|употребление| официально принятой терминологии;
соответствие терминов обозначениям;
одинаковость написания наименований и тому подобное.
Доступность учебника определяется использованием|употреблением| во время составления|складывания,сдачи| его текста главных|головных| дидактичных законов и принципов, среди которых|каких| важнейшим является принцип «от простого к|до| сложному». Простой учебный материал обязательно должен предшествовать сложному, при изучении учебной дисциплины необходимо идти|уходить| от низшей степени абстракции к|до| более высокой.
Кроме целевого и смыслового компонентов, следует анализировать еще и имеющиеся в учебной литературе организационный и контрольно-корректировочный| компоненты. Это связано|повязано| с тем, что современный учебник должен не только содержать необходимую информацию, но и установку на обучение.
Общая схема деятельности относительно изучения учебного материала может быть проиллюстрирована с помощью|посредством| формулы:
,
где Од – понятие ориентировочной основы|основания| деятельности, представленное в форме содержания учебного материала;
Ид – исполнительные действия относительно|касательно| усвоения материала, выраженные в форме задач и заданий|задач|, которые|какие| развязаны|решены| с примерами|прикладами|;
Кд – контроль действий в виде вопросов и задач для контроля знаний в соответствии с|соответственно| целью функционирования педагогической системы;
Кор – корректировка действий, которая|какая| определяет разногласие|расхождение| между целями и результатом, выраженное в форме консультации по нерешенной или решенной|решенной| с ошибками задаче.
В зависимости от того, какие из компонентов содержит структура учебника, различают разнообразные его организационные формы и назначения. Другими словами, состав формулы определяется типом учебной литературы.
Если формула содержит все составляющие ( ), то учебник предназначен для самостоятельной работы учеников. Если формула имеет вид
, то учебник целесообразно использовать для работы с преподавателем в аудитории. Наконец, если
, то учебник используется для работы в классе, и дома.
Выбор лучшего учебника среди изданных является показателем мастерства преподавателя и его умения охватить весь учебный процесс. Для этого преподаватель должен владеть методами анализа учебной литературы.
В наше время существует более чем 300 методов такого анализа. К ним относятся: экспериментальный, социологический, структурно-функциональный, органометрический и др.
В условиях работы профессионального учебного заведения наиболее целесообразным является органометрический метод, который базируется на использовании|употреблении| личного опыта преподавателя. Суть|сущность| этого метода заключается в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов|балов|. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он выбирает|обирает| наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, потому что, оценивая разные|различные| учебники, преподаватель обычно использует те же критерии.
Сумма баллов|балов|, которой|какой| оценивается качество учебников, подсчитывается с помощью|посредством| формулы:
где – общая сумма баллов|балов|;
– номер показателей качеств;
– число показателей;
– коэффициент значимости показателя;
– оценка степени реализации в учебнике показателя качества.
Результатом анализа может быть констатация того, что ни один|никакой| из учебников не отвечает требованиям преподавателя.
Для наглядности|предметности| и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представлять в виде таблицы-характеристики показателей качества учебной литературы. Наличие такой таблицы поможет преподавателю четко представить|вообразить| всю систему учебной литературы по предмету, а также порядок ее использования|употребления|.
Источник
Способы анализа учебной литературы
Учебная литература в наше время представляет собой одно из самых действенных средств внедрения достижений науки в практическую деятельность. Одной из важных проблем в системе образования является проблема качества учебно-методической литературы.
В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных технологий. На основе мегаинформационного подхода необходимо разработать методологию электронной диагностики качества учебно-методической литературы:
1. Раскрыть концептуальную сущность современной методической системы диагностирования качества учебно-методической литературы.
2. Определить критерии оценки качества учебно-методической литературы.
Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы обучающиеся не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.
Общей целью проведения независимой и технически компетентной экспертизы является установление соответствия показателей качества учебной литературы заранее определенным техническим требованиям международных, государственных и (или) отраслевых стандартов, нормативно-технических документов и др.
Конкретной целью проведения экспертизы учебной литературы являются:
установление показателей качества учебной литературы для получения рекомендации по включению в список рекомендуемых Министерством образования и науки РК;
Конечной целью проведения экспертизы учебной литературы в сфере образования является обеспечение качества и эффективности процесса обучения, разработанных с учетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов.
Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и исследовать факторы, влияющие на его результат – учебные издания. Для этого можно применить наиболее простой и проверенный метод SWOT-анализа:
• определить сильные стороны и возможности, обусловленные ими;
• отразить слабые стороны и выявить возможные угрозы.
Этот универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления и в данном случае при анализе учебной литературы тоже может быть использован. Он наиболее доступен и понятен для большинства учителей, не имеющего опыта анализа и научного обоснования.
Задача SWOT-анализа – дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Источник
лаба 12,13. Анализ учебной и методической литературы
Название | Анализ учебной и методической литературы |
Дата | 21.04.2021 |
Размер | 414.7 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | лаба 12,13.docx |
Тип | Учебник #197092 |
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯИнструкционная карта к лабораторной работе № 12Тема: Анализ учебной и методической литературыЦель лабораторной работы: сформировать умения выбора основной и дополнительной литературы, соответствующей образовательной отрасли будущего педагога профессионального обучения, органолептическим методом. – знать понятие учебной литературы, ее целевое предназначение, методы анализа учебной литературы; – уметь анализировать учебную литературу разными способами, сопоставлять содержание учебника с содержанием учебной программы, составлять аннотации и план учебной информации; – владеть навыками отбора оптимальной основной и дополнительной литературы по предмету. Термины и понятия:
Дидактические средства обучения: 2 учебника или учебных пособия по одной и той же дисциплине, рабочая учебная программа этой же дисциплины, калькулятор. Учебная литература является источником знаний и средством обучения студентов в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия. Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник. Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее государственному стандарту и учебной программе. Учебник должен отвечать требованиям, основанным на принципах дидактики:
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Современному учебнику присущи следующие функции:
Все эти функции определяют наличие в учебнике не только предметного, но и методического содержания. Предметное содержание, являясь источником информации, реализуется в учебнике в виде текстов и иллюстраций. Методическое содержание учебника включает дидактический и справочно-ориентировочный компоненты. К дидактическому компоненту, нацеленному на организацию усвоения материала учебника, относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним. Справочно-ориентировочный компонент, обеспечивающий ориентацию обучающегося в содержании и структуре учебника, реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию. Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:
Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию. К учебникам предъявляются следующие требования: соответствие действующей учебной программе, связь содержания с жизнью, практикой; систематичность и последовательность изложения материала, строгая научность изложения, учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся, оптимальность объема, реализация идеи обучения посредством постановки проблем, простота языка и доступность, достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем, хорошее внешнее оформление. Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя. Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа. Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Органолептический метод – метод определения значений показателей качества на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха. Органолептический метод прост, всегда используется первым и требует малых затрат времени. Целью применения данного метода является установление:
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле: где Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде таблицы (табл. 1). Таблица 1 – Оценка качества учебников
6. Оценить и охарактеризовать качество внешнего оформления учебника. 7. Изучить материал одной темы учебника, составить к ней аннотацию и план, указать ее объем (количество страниц), время, необходимое на ее изучение. 8. Сделать вывод о качестве учебника и внести обоснованные предложения о методике его использования в учебном процессе. Требования к оформлению отчета. Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:
Оценка выполненной работы. Оценка выполненной лабораторной работы проводится по следующим критериям: 1. Правильность выполнения работы и оформления отчета. 2. Наличие и правильность методических рекомендаций по использованию учебников в учебном процессе. 3. Творческий подход к выполнению работы. Инструкционная карта к лабораторной работе № 13Тема: Методика анализа учебной информацииЦель лабораторной работы: сформировать умения анализировать и отбирать учебную информацию для занятия. – знать понятие структурно-логического анализа, спецификацию учебных элементов, граф учебной информации; – уметь выделять учебные элементы темы, проводить спецификацию учебных элементов, строить граф учебной информации; – владеть методикой анализа учебной информации с помощью средств визуализации. Термины и понятия:
Дидактические средства обучения: рабочая учебная программа, 2-3 учебника (учебных пособия). Процесс отбора содержания информации для учебного занятия является сложным и ответственным, так как от этого зависит понимание вопроса обучающимися, их интерес к теме, мотивация к обучению. Поэтому у любого педагога этот вид методической деятельности занимает самое большое время при подготовке к занятию. Каждый педагог стремится иметь в своем арсенале новые учебники и учебно-методические пособия для своевременного обновления информации. Но наличие современной учебно-методической литературы не гарантирует успех в процессе объяснения материала. Каждая аудитория требует своего особого подхода к изучению темы. Поэтому так важно владеть методическими навыками анализа необходимой информации, выделения главного, определения связей между отдельными элементами, чтобы объяснение представляло собой единую взаимосвязанную картину. Одним из важных этапов обработки учебной информации для занятия является структурно-логический анализ. Н.Е. Эрганова дает следующее определение структурно-логического анализа: «Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними». При этом учебным элементом является основное понятие, изучаемое на занятии, техническое устройство, закон и т.п. На занятии могут выделяться несколько учебных элементов, понятий, подлежащих изучению. Понятия, учебные элементы характеризуются:
Выделяются опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности обучающихся. Соответственно, новые понятия формируются на данном занятии на основе опорных. Понятия, формируемые на занятии, отличаются по уровням усвоения. В.П. Беспалько выделяет 4 уровня усвоения учебного материала, которые применимы как для теоретического, так и для практического обучения: I уровень «узнавание» – обучающиеся на этом уровне должны знать понятие, определять его, классифицировать. Действия выполняются несамостоятельно, под руководством педагога или мастера производственного обучения. Как правило, на этом уровне формируются понятия второстепенного характера. II уровень «воспроизведение» – обучающиеся на этом уровне должны воспроизводить понятие по памяти, реализовывать самостоятельную, но репродуктивную деятельность на основе алгоритмов, инструкций, примеров. Здесь формируются понятия для решения задач, объяснения конструкций объектов, опираясь на известные формулы, алгоритмы. III уровень «применение» или «умение» – на этом уровне обучающиеся выполняют самостоятельную, продуктивную деятельность, принимают решения в нетипичных ситуациях. При этом алгоритм действий создает сам обучающийся, опираясь на схожие образцы. Понятия данного уровня используются для решения практических задач, алгоритм которых не дается в готовом виде. IV уровень «трансформация» или «творчество» – на этом уровне обучающиеся выполняют творческую, исследовательскую деятельность, предлагают новые, непохожие на другие алгоритмы действий, новые, более совершенные понятия, оригинальные решения в области техники, технологии, дающие высокие результаты. Понятия данного уровня направлены на решение творческих задач, изучение других смежных дисциплин. Важным элементом структурно-логического анализа является спецификация учебных элементов. Спецификация предполагает выделение учебных элементов, их ранжирование на новые и опорные понятия, а также по уровням усвоения. Между учебными элементами устанавливаются связи. Между опорными и новыми понятиями возможны различные связи, что и определяет структуру учебного материала. 1. Прямые единичные связи. Опорные понятия
Новые понятия2. Опосредованные связи. Новое понятие сформировано путем логических рассуждений. 3. Связь нового понятия с несколькими исходными. Чем больше элементов имеют связь с новым понятием, тем сложнее сделать правильный вывод и больше вероятность ошибок. Таблица – Спецификация учебных элементов темы «Методика анализа учебной информации»
Следующим элементом структурно-логического анализа является построение графа учебной информации. Граф – это схема, показывающая, каким образом множество точек (вершин) соединяется множеством линий (ребер). Граф учебной темы отображает структуру учебной информации. Вершина в графе отображает учебный элемент, а ребро – связь между учебными элементами, которая является существенной с точки зрения преподавателя, разрабатывающего структуру. Поскольку возможны различные структуры учебной информации, могут быть и разные формы графа. Рисунок 1 – Граф учебной информации по теме «Методика анализа учебной информации» Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф – «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изображающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию. Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих определенную общность. Краткое определение этой общности называют понятие комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а понятия (УЭ) – арабскими. При построении графа необходимо иметь в виду следующее: количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы; количество учебных элементов, входящих в один порядок, не ограничено; не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с элементом высшего порядка; ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пересекаться между собой. Последним этапом структурно-логического анализа является построение структурно-логической схемы. Построение графа учебной информации дает лишь наглядную картину логических связей между понятиями. Динамику формирования понятия, последовательность включения понятий в процесс объяснения в наглядной форме он не отражает. Поэтому наиболее приемлемым способом предъявления учебной информации является структурно-логическая схема. Структурно-логической схемой называют граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между понятиями и последовательность введения их в учебный процесс. При построении структурно-логической схемы необходимо соблюдать следующие правила: 1) в каждую вершину схемы следует помещать лишь одно понятие; 2) векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, которое относится к точке пересечения); 3) отношение подчинения между понятиями указывается направлением стрелки вектора, соединяющего понятия; 4) равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные понятия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на ступень ниже. Пример структурно-логической схемы представлен на рисунке 2. Рисунок 2 – Структурно-логическая схема по теме «Методика анализа учебной информации» В структурно-логическую схему включаются не все понятия, выделенные при структурно-логическом анализе и занесенные в спецификацию. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний обучающихся. Если для студентов какие-либо исходные понятия достаточно просты, то их можно не вводить в схему. Построение структурно-логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объемом, структурно-логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин-понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала. С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в нее вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вводят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из которых составляют свою схему. При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий материал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем. Построение структурно-логических схем представляет один из приемов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности. Вопросы для закрепления:
Задание на практическую работу:
Требования к оформлению отчета. Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:
Оценка выполненной работы. Источник |