- Разбор: что такое фундаментальный анализ
- На чем основан фундаментальный анализ
- Инвестирование и фундаментальный анализ
- Количественный и качественный фундаментальный анализ
- Качественные характеристики
- Количественные основы для анализа
- Балансовый отчет
- Отчет о движении денежных средств
- Заключение
- Фундаментальный анализ фондового рынка — минимум, который должен знать каждый инвестор
- Что такое фундаментальный анализ
- Цели фундаментального анализа
- Методы анализа
- Этапы фундаментального анализа
- Показатели для фундаментального анализа
Разбор: что такое фундаментальный анализ
Фундаментальный анализ (FA) — это метод измерения внутренней стоимости ценной бумаги путем изучения взаимосвязанных экономических и финансовых факторов. При фундаментальном анализе изучается все, что может повлиять на стоимость ценных бумаг: макроэкономические факторы (состояние экономики и состояние конкретной отрасли бизнеса) микроэкономические факторы (эффективность управления компанией).
Конечная цель инвестора в том, чтобы узнать стоимость, которую он сможет сравнить с текущей стоимостью ценной бумаги. Так инвестор увидит, является ли ценная бумага недооцененной или переоцененной. Впоследствии он принимает решение о ее покупке/продаже.
Данный метод противоположен техническому анализу. В техническом анализе прогнозируется вектор цен, исходя из исторических рыночных данных (цена и объем). Недавно портал Investopedia опубликовал интересную статью о том, что такое фундаментальный анализ и как его применять. Мы подготовили для вас адаптированную версию данного материала.
На чем основан фундаментальный анализ
Главная цель фундаментального анализа — определить, правильно ли ценная бумага оценивается на рынке. Фундаментальный анализ проводится, учитывая макро и микро факторы. Так выявляются ценные бумаги, которые были неправильно (несправедливо) оценены на рынке.
Чтобы понять справедливую рыночную стоимость акций, аналитики изучают общее состояние экономики, а затем и конкретную отрасль. Только после этого они переходят к показателям конкретных компаний.
Фундаментальный анализ использует данные для оценки стоимости акций или других ценных бумаг. Например, инвестор может провести фундаментальный анализ стоимости облигаций, рассмотрев экономические факторы: процентные ставки и общее состояние экономики, а затем изучить информацию об эмитенте облигаций (например, о возможных изменениях его кредитного рейтинга).
Для изучения акций в фундаментальном анализе учитываются:
- доходы;
- прибыль;
- потенциальный рост;
- собственный капитал;
- нормы прибыли.
и другие данные для определения базовой стоимости компании и ее потенциала будущего роста. Все эти данные можно найти в финансовой отчетности компании.
Чаще всего, фундаментальный анализ используется для акций. Но он полезен и для других финансовых инструментов: от облигаций до деривативов.
Инвестирование и фундаментальный анализ
Если внутренняя стоимость акции выше текущей рыночной цены, акция считается недооцененной. Ее рекомендуется покупать. Если внутренняя стоимость акции ниже рыночной цены, она считается переоцененной. Ее рекомендуется продавать.
Инвесторы могут играть на повышение (покупка с ожиданием, что акции вырастут в цене у сильных компаний) и на понижение (продажа акций, которые упадут в цене с ожиданием выкупа их по более низкой цене у слабых компаний).
Данный метод противопоставляется техническому анализу, который прогнозирует направление цен посредством анализа исторических рыночных данных (цена и объем).
Количественный и качественный фундаментальный анализ
Данные фундаментального анализа могут охватывать все, что связано с экономическим благополучием компании. Сюда могут относиться выручка, прибыль, а также доля компании на рынке и качество управления.
Фундаментальные факторы делятся на две категории: количественные и качественные. Финансовое значение данных терминов не сильно отличается от их стандартных определений.
- Количественные основы являются жесткими числами. Это измеримые показатели бизнеса. Самый большой источник количественных данных — финансовая отчетность. В ней можно точно узнать о доходе, прибыли, активах и о многом другом.
- Качественные основы включают компетенцию руководителей компании, узнаваемость бренда, запатентованные технологии.
Аналитики рассматривают все эти факторы в совокупности.
Качественные характеристики
При анализе компании всегда учитывается четыре основных показателя:
- Бизнес-модель: чем конкретно занимается компания? Пример: бизнес-модель компании основана на продаже курицы быстрого приготовления. Зарабатывает ли компания деньги именно на этом? Или основная часть дохода все же идет с роялти и франшиз?
- Конкурентоспособность: долгосрочный успех компании означает способность поддерживать и сохранять конкурентное преимущество. В этом случае акционеры компании могут получить приличные дивиденды в течение десятилетий.
- Менеджмент – важный критерий инвестирования. Даже самая лучшая бизнес-модель обречена, если руководители компании не смогут должным образом выполнить план. Розничным инвесторам сложно по-настоящему оценить менеджеров при личной встрече. Но всегда можно взглянуть на корпоративный сайт и проверить резюме высшего руководства и членов совета директоров. Насколько хорошо они справлялись с предыдущими задачами?
- Корпоративное управление – это политика организации; отношения и ответственность между руководством, директорами и заинтересованными сторонами. Политика определяется в уставе компании и ее внутренних актах, а также в корпоративном законодательстве и подзаконных актах. Инвесторы предпочитают иметь дела с компанией, которая управляется этично, справедливо, прозрачно и эффективно. Если такого нет — вероятно, руководство компании этого не хочет.
- Отраслевая принадлежность компании: клиентская база, доля рынка, общепромышленный рост, конкуренция, регулирование и бизнес-циклы. Изучение отрасли компании, даст инвестору более глубокое понимание о ее финансовом здоровье.
Количественные основы для анализа
Финансовая отчетность — это документ, в котором компания раскрывает информацию о своих финансовых результатах. Приверженцы фундаментального анализа используют количественную информацию из финансовой отчетности для принятия инвестиционных решений. Наиболее важные финансовые отчеты: отчет о прибыли и убытках, балансовый отчет, отчет о движении денежных средств.
Балансовый отчет
Балансовый отчет представляет собой отчет об активах, пассивах и собственном капитале компании на определенный момент времени. Балансовый отчет называется тем фактом, что финансовая структура предприятия сбалансирована следующим образом::
Активы = Пассивы + Собственный Капитал
Активы — это ресурсы, которыми компания владеет или которые контролирует в данный момент времени: наличные деньги, инвентарь, машины и здания. С другой стороны уравнения — общая стоимость финансирования для владения данными активами. Финансирование осуществляется из пассивов или из собственного капитала. Пассивы — это долг компании, собственный капитал — это общая стоимость всех активов, которые владельцы внесли в бизнес, включая нераспределенную прибыль (прибыль, полученную в предыдущие годы).
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств — это отчет о движении денежных средств предприятия за определенный период времени. Как правило, отчет о движении денежных средств строится на следующих показателях:
Денежные средства от инвестирования (CFI): денежные средства, используемые для инвестирования в активы, а также доходы от продажи оборудования или долгосрочных активов.
Денежные средства от финансирования( CFF): денежные средства, уплаченные или полученные в результате эмиссии и заимствования средств.
Операционный денежный поток (OCF): денежные средства, полученные от ежедневных деловых операций.
Заключение
Основная задача фундаментального анализа определить, отражает ли цена на фондовом рынке реальную (справедливую) стоимость акций.
Предположим, акции компании торговались на уровне $20. После фундаментального анализа инвестор определил, что акция на самом деле стоит $25.
В этом и заключается суть фундаментального анализа. Сосредоточившись на конкретном бизнесе, инвестор может оценить внутреннюю стоимость фирмы и найти возможности покупки со скидкой. Инвестиции окупятся, когда рынок догонит фундаментальные показатели. К слову, самым известным и успешным фундаментальным аналитиком является Уоррен Баффет, по прозвищу «Оракул из Омахи».
Источник
Фундаментальный анализ фондового рынка — минимум, который должен знать каждый инвестор
Инвесторы и трейдеры на фондовом рынке используют различные методы для прогнозирования движения цен акций, облигаций и других инструментов. Наиболее распространенными стали инструменты технического анализа. В них с помощью математических алгоритмов вычисляют закономерности изменения котировок и с некоторой долей вероятности делают выводы о дальнейшем развитии событий. Другой подход — фундаментальный анализ — хоть и является сложным, но многими инвесторами считается более эффективным. Начинающему участнику рынка следует знать как минимум его общие положения.
Что такое фундаментальный анализ
Фундаментальным анализом называют метод оценки ценных бумаг и их эмитентов с использованием показателей, отражающих деятельность компании, положение дел в отрасли и состояние экономики страны в целом. Получил он свое название благодаря тому, что для прогнозирования учитывает фундаментальные (действующие везде, для всех и в любых обстоятельствах) закономерности.
Так, для оценки перспектив роста той или иной компании учитывают влияние макроэкономических и отраслевых показателей, анализируют финансовую отчетность с целью определения эффективности ведения и рентабельности бизнеса. Многие из этих зависимостей хорошо известны и описаны еще основателями американской школы фундаментального анализа Бенджамином Грэмом и Дэвидом Доддом в 1934 г. в книге «Анализ ценных бумаг».
Интересный факт! Использование Грэмом фундаментального анализа принесло ему лавры успешного инвестора. Но более известен один из его последователей, широко использующий описанные методы для оценки компаний и их акций, — бизнесмен Уоррен Баффетт.
Основу методов фундаментального анализа составляют три положения:
- Между экономическими и финансовыми факторами (показателями) и стоимостью актива существует прямая причинно-следственная связь, и эту зависимость можно найти в числовом выражении.
- Такая связь сохраняется во времени.
- Если текущее положение дел не соответствует выявленной зависимости, оно обязательно будет реализовано с течением времени.
На основании этих трех положений можно сформулировать два наиболее важных для инвестора следствия:
- При помощи методов фундаментального анализа можно прогнозировать целевые уровни движения актива с высокой точностью.
- Лучше всего этот инструмент работает в долгосрочной перспективе, когда выявленные закономерности отфильтровывают рыночные шумы.
Другими словами, фундаментальный анализ эффективен, особенно в долгосрочных инвестициях.
Цели фундаментального анализа
Цель, с которой проводится анализ, зависит прежде всего от целей самого инвестора.
Так, компании, ставящие целью развитие бизнеса, используют его для определения оптимальных кандидатов на покупку (сделки слияния или поглощения). В результате они получают возможность выявить перспективные фирмы и проекты, которые могут принести солидную прибыль в будущем при определенных вложениях.
Большинство же инвесторов — как мелких частных, так и институциональных — вкладывают средства для наращивания капитала. Для них целью анализа становится поиск инструментов финансовых рынков, которые могут обеспечить расчетную доходность при минимизации рисков.
Методы анализа
В литературе описано множество методов фундаментального анализа, которые можно объединить в несколько групп:
- Сравнение. Его прежде всего используют для поиска недооцененных акций и компаний, покупка которых может принести значительный доход. Возможен и вариант сравнения активов или показателей отчетности с эталоном, чтобы определить текущее состояние и прогнозировать развитие событий.
- Учет сезонности. Многие показатели фондового рынка закономерно изменяются в течение года. Так, например, показатели сельскохозяйственных компаний дешевеют зимой, а работающих с энергоресурсами (нефтью, природным газом) прибавляют в цене к отопительному сезону. Аналогичные процессы можно наблюдать и на товарно-сырьевом рынке. Учитывая сезонный фактор, можно определить оптимальный момент для покупки активов и исключения их из портфеля.
- Индукция. Главная идея метода — обобщение. Анализ отдельных показателей формирует общую картину, а аналогичные характеристики компаний могут быть перенесены на отрасль в целом. Именно так, например, вычисляются средние по отрасли мультипликаторы.
- Дедукция. Метод, противоположный индукции, основа которого — переход от целого к частному. Он, например, позволяет рассматривать компании в разрезе среднеотраслевых показателей или устанавливать зависимость отдельных характеристик (например, стоимости ценных бумаг) от общего финансового состояния эмитента.
- Корреляция. Под этим термином понимают установление подобия и взаимосвязи. Его можно рассматривать как в отношении отдельных фирм и активов, отрасли компании, так и менее масштабно — в рамках одной акции. Для первого варианта, например, будет справедливо, что если акции компаний имеют коэффициент корреляции близкий к 1, то при росте котировок одной следует ожидать подорожания и второй. В случае с одной акцией можно рассмотреть ее поведение на истории. Так, если котировки в одних и тех же условиях в разные исторические моменты демонстрировали реакции с высоким коэффициентом корреляции, резонно будет рассчитывать на такое же развитие событий в аналогичных условиях в будущем.
Практическое замечание! Конечно, внутри каждого из методов существует собственный математический аппарат от простейших расчетных соотношений до сложных программ имитационного моделирования. Однако даже освоение инвестором методов на примитивном описательном уровне даст возможность прогнозировать изменение цены активов с достаточно высокой долей вероятности.
Этапы фундаментального анализа
В фундаментальном анализе различают четыре этапа:
- Макроэкономический, на котором анализируют показатели, отражающие состояние экономики страны в целом. При этом делают заключение об общем направлении движения фондового рынка. Большинство активов будет безоговорочно следовать за ним. При общем росте доходность могут обеспечить даже акции слабых компаний.
- Отраслевой. На этом этапе определяют, к какой из категорий относится отрасль: кризисной, депрессионной, стабильной, перспективной или растущей. Естественно, выбирают активы компаний из трех последних. Основание для этого — даже акции слабой компании в растущей отрасли с большей вероятностью дадут прибыль, чем акции сильной в депрессионной.
- Анализ предприятия. На основании финансовой отчетности фирмы определяют ее рентабельность и эффективность ведения бизнеса.
- Анализ акций. Сравнивают акции выбранных компаний между собой и с показателями отрасли, определяют лучшие варианты для покупки, например, недооцененные бумаги.
Важно! В публикациях отдельных экспертов можно встретить мнение, что макроэкономические и отраслевой анализ неважны для портфельного инвестора. Это ошибка: без определения общей тенденции на рынке и категории отрасли в портфель могут попасть бумаги, которые снизят общую доходность и увеличат риск.
Показатели для фундаментального анализа
В идеале фундаментальный анализ должен учитывать все множество факторов, способных оказать влияние на движение цены актива. Однако в реальности для каждого из этапов используют ограниченный набор показателей.
- Для макроэкономического анализа наиболее важными считают ВВП и его динамику, показатели инфляции, занятости и оплаты труда, процентные ставки Центробанка, макроэкономические индексы (например, индекс деловой активности).
- Для отраслевого анализа потребуется более детальное изучение отрасли, поскольку состояние каждой из них характеризует уникальный набор данных.
- Основным источником информации для анализа предприятия является его бухгалтерская и финансовая отчетность. Инвестора интересуют размеры капитала, выручка, EBITDA и чистая прибыль, объемы заимствований, рентабельности и платежеспособность.
- Для сравнения, акций компаний между собой и с показателями отрасли применяют набор мультипликаторов. Он позволяет сравнить стоимость акций и компании со справедливой ценой, определить надежность и платежеспособность эмитента, ликвидность и рентабельность. Такой подход удобен тем, что относительные единицы позволяют производить анализ на единой основе вне зависимости от масштабов бизнеса.
Общее замечание по теме! У фундаментального анализа множество как ярых сторонников, так и ярых противников. Последние утверждают, что он бесполезен вообще, аргументируя это двумя положениями:
- Провести качественный анализ невозможно в принципе, поскольку факторов, оказывающих влияние на движение цены, множество, учесть их все нельзя, а влияние многих из них до сих пор не исследовано, изменчиво или непредсказуемо вообще.
- Результаты самого качественного фундаментального анализа нельзя оценить объективно. Исходя из первого положения, точный прогноз может быть результатом удачного совпадения, а ошибочный — всего лишь неудачным стечением обстоятельств.
Таким образом, заниматься ли изучением методов фундаментального анализа или отдать предпочтение техническому — выбор исключительно самого инвестора. Стоит только помнить, что наличие большего количества рабочих инструментов и подходов существенно снижает вероятность принятия неверных решений.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Источник