Способы анализа целевой аудитории рекламы

Как определить целевую аудиторию в социальных сетях

Разберём, как анализировать потенциальных покупателей и использовать эту информацию для создания вовлекающего контента и эффективной рекламы.

Что такое целевая аудитория

Целевая аудитория — это люди, которым может быть интересен ваш продукт или услуги и к которым вы будете обращаться в своих рекламных сообщениях. Этих людей объединяют какие-то общие признаки (пол, возраст, образование, место жизни, интересы и так далее).

Например, для курсов по подготовки к ЕГЭ целевой аудиторией будут как школьники-выпускники, так и их родители. У специалиста по грудному вскармливанию из Москвы целевой аудиторией могут быть женщины, живущие в Москве или в Подмосковье, с ребёнком до года.

Автор статей по SMM, практикующий таргетолог, в прошлом — продакт-менеджер диджитал-проектов.

Для чего нужно знать целевую аудиторию

Чем лучше компания знает свою ЦА, тем точнее реклама, тем меньше затрат на продвижение.

Если вы не занимаетесь таргетированной рекламой, а только ведёте социальные сети, вам всё равно нужно знать, что интересно вашим подписчикам, с какими проблемами они сталкиваются и чего хотят.

Нам кажется, что мы знаем своих клиентов, но это не всегда так.

Например, мне казалось очевидным, что на курсы китайского языка должны записываться бизнесмены, которые занимаются экспортом товаров из Китая. Но оказалось, что большая часть целевой аудитории для этих курсов — родители, которые записывают туда своих детей, так как считают, что китайский — язык будущего.

Как анализировать целевую аудиторию

Чтобы проанализировать целевую аудиторию, как можно чаще контактируйте со своими клиентами:

  • Анкетируйте клиентов письменно или опрашивайте лично. При продаже товаров или услуг просите клиентов заполнять небольшую анкету. В ней они могут написать, почему выбрали вашу компанию, на что обращали внимание при покупке, откуда о вас узнали. Также можно ненавязчиво запросить личные данные: возраст, место жительства, образование, наличие детей. Закрывая продажу, менеджер может задать эти вопросы устно.
  • Изучите тематические форумы и паблики с похожими товарами. Например, на сайте https://irecommend.ru/ размещены отзывы реальных людей. Если ваша компания занимается продажей аналогичного товара, зайдите туда, почитайте, что пишут покупатели. Обратите внимание, чем недовольны клиенты, — так вы лучше поймёте, на чём делать акцент при продаже.
  • Опрашивайте подписчиков аккаунта в социальных сетях. Например, в Instagram это удобно делать в сторис, «ВКонтакте» — с помощью инструмента «Опрос».

При анализе целевой аудитории вам нужно ответить и на следующие вопросы:

  • Какие есть боли у ЦА и как ваш продукт поможет их решить. Обычно клиенты покупают не товар или услугу, а решение своих проблем.

Например, мужчина покупает букет для девушки. Для такой целевой аудитории можно выделить следующие боли и решения:

  1. Не может удивить свою любимую — предложите оригинальный букет.
  2. Нет времени искать цветы — предложите доставку на дом.
  3. Подаренные цветы быстро вянут — предложите цветы в горшках.
  • В чём нуждается ваша ЦА и зачем приходит в аккаунт. Если одна из целей — развлечения, не загружайте пользователя одной рекламой или сплошными серьёзными статьями. Хотя бы иногда публикуйте развлекательные посты. Размещайте мемы, смешные видео, интересную информацию.
  • Какие темы интересуют ЦА. Читайте тематические сообщества и форумы, следите за новостями, чтобы понимать, что сейчас интересно аудитории.
  • Какие страхи испытывает ЦА перед покупкой. Например, потенциальные клиенты цветочного интернет-магазина могут опасаться, что цветы окажутся несвежие или не таких размеров, как на фото. Закройте эти страхи отдельными постами.
  • Какие факторы имеют значение при выборе конкретной компании. Например, в отличие от конкурентов вы предлагаете покупку онлайн и простой возврат, если что-то не подошло, бесплатную доставку, подарки.
  • Где и как клиент узнаёт о продукте, насколько удобно ему контактировать с продавцом. Например, вы отвечаете в социальных сетях, по телефону, у вас есть форма на сайте, электронная почта.
Читайте также:  Красивые способы сделать предложение девушке

Составляем портрет целевой аудитории

Портрет целевой аудитории — образ покупателя с определёнными параметрами:

  • Возраст. Даже если товары нацелены на детей, целевая аудитория — родители или люди, оплачивающие покупку (например крёстные или бабушки). Если вы настраиваете рекламу для детей, то в рекламном предложении должны быть аргументы к покупке для взрослых.

Например, вы рекламируете курсы японского языка и настраиваете показ рекламы на подростков, которые смотрят аниме и хотят это делать на языке оригинала. Чтобы привлечь внимание ребёнка, можно указать, через какое время он сможет смотреть аниме на японском. Для родителей стоит написать, что изучение иностранного языка развивает память, внимание и увеличивает шансы на успешную карьеру в будущем.

  • Пол. Не стоит предлагать курсы кройки и шитья мужчинам. Возможно, вы сможете найти таких клиентов, но это обойдётся вам дорого.
  • Семейное положение и наличие детей. Например, товары для детей чаще всего покупают замужние женщины с детьми или бабушки к большим праздникам — Новому году и дню рождения.
  • Сфера занятости и уровень зарплаты. Не стоит проводить кампанию по продаже мерседесов последней модели на аудиторию студентов или женщин в декрете.
  • Место проживания. Если ваш бизнес офлайновый — например, вы проводите компьютерные курсы только очно в Санкт-Петербурге, — то рекламировать их нужно для жителей этого города и желательно недалеко от места, где расположен учебный центр. При настройке таргетированной рекламы я обычно указываю геолокацию показа рекламы 5 км от места проведения занятий.
  • Интересы. По опыту, у молодых мам в интересах помимо детей и семьи обычно покупки, мода, кулинария. Соответственно, в аккаунте вы можете размещать посты на эту тему, а при запуске таргетированной рекламы указывать эти интересы в настройках рекламного кабинета.

При составлении портрета целевой аудитории учитывайте и поведенческие факторы пользователей социальных сетей.

Из показа рекламы дорогих товаров стоит исключать жителей деревень, посёлков, небольших городков с низкой заработной платой. Какого бы высокого качества ни был ваш товар, там его смогут купить единицы.

У каждого продукта может быть несколько целевых аудиторий. Например, у компании, которая продает букеты, могут быть такие целевые аудитории:

  1. Невеста, которая ищет букет на свадьбу.
  2. Мужчина, который заказывает доставку цветов на дом любимой женщине.
  3. Глава родительского комитета, которая заказывает цветы учителям и воспитателям.
  4. Люди, которые собираются на концерт и хотят преподнести букет в качестве презента.
  5. Гости, которые покупают цветы на юбилей именинника.

Для каждой из них нужно составить свой портрет, чтобы в таргетированной рекламе ваше предложение работало на конкретную целевую аудиторию.

Составляем аватар целевой персоны

Аватар целевой персоны — детальное описание идеального клиента на основании собранных вами данных. Это придуманный подробный портрет конкретного человека, который хочет купить ваш товар. Такой аватар поможет лучше строить общение с аудиторией, ведь для вас «аудитория» превратится в почти реального человека. Это поможет писать посты или рекламные тексты в нужном ключе. А понимание того, кому вы продаёте, увеличивает шансы верно настроить рекламу.

Пример аватара ЦА компании, которая занимается продажей индивидуальных книжек для детей:

Алина, 35 лет, мама дочки четырёх лет, замужем.

Состоятельная семья из Москвы, живут с мужем и ребёнком. Дочка единственная и долгожданная.

Занимала высокую должность, но сейчас не работает, так как решила посвятить себя материнству.

Любит сидеть в Instagram, часто покупает там товары, переписывается с продавцами. Размещает фото в своём аккаунте Instagram, завела отдельный для дочки. Хочет сделать из ребёнка модель, подписана на детские модельные агентства, ездит с ней на показы, покупает дорогую модную одежду. Постоянно хвастается дочерью, что она самая умная и красивая.

Любит салоны, дочку оставляет с няней (бабушки/дедушки уже в возрасте) или берёт с собой. Ездит на отдых с мужем или дочкой. Есть помощница по хозяйству.

Для неё важно, чтобы подарок был модным, презентабельным, чтобы им можно было похвастаться окружающим, разместить фотографии в Instagram. При выборе товара обращает внимание на слова «уникальный», «персональный», «качественный». Ведь у её дочери только самые лучшие товары.

Почему заказывает товар: потому что хочет, чтобы у ребенка было всё, о чём она мечтает. Уже не знает, что купить и чем удивить дочку, так как любая игрушка или книжка — на один вечер.

Читайте также:  Крем пайор применение способы

Страхи: боится, что придётся идти на почту, стоять в очереди, с такой доставкой связываться не будет. Заказывает только курьера на дом.

Не забывайте указывать, почему идеальный покупатель заказывает товар и почему боится покупать. Это поможет в рекламном объявлении сделать нужные акценты — рассказать, почему нужно заказать именно у вас, и закрыть страхи.

Откуда привлекать целевую аудиторию

Целевую аудиторию в социальных сетях можно привлекать несколькими способами:

1. Таргетированная реклама — самый быстрый и действенный способ. С её помощью вы сможете указать пол, возраст, интересы, геоположение и другие параметры потенциальных клиентов.

2. Взаимные подписки и лайки. При этом способе найти целевую аудиторию вы сможете в аккаунтах у конкурентов, в тематических пабликах, у блогеров с нужной тематикой и с помощью хештегов.

В сообщества «ВКонтакте» можно приглашать только друзей. Незнакомым людям можно отправлять сообщение только с личного аккаунта с предложением вступить в группу. Писать сообщения от имени сообщества нельзя.

Если вы решили вручную отправлять сообщения с приглашением в сообщество, имейте в виду, что у каждой социальной сети свои лимиты на отправку сообщений и приглашения в сообщества. Но ни одна социальная сеть не разглашает эти лимиты в своих правилах. Они зависят от некоторых факторов: длительности существования аккаунта, количества подписчиков, активности пользователей.

Если вы превысите допустимые значения для своего аккаунта, вам придёт уведомление (в Instagram или Facebook) или сообщение об ошибке («ВКонтакте»).

Не используйте сторонние сервисы и программы для раскрутки социальных сетей, если не хотите, чтобы ваш аккаунт заблокировали.

В Facebook приглашать новых пользователей в сообщество можно с помощью панели «Пригласить участников», которых рекомендует Facebook, или друзей личного аккаунта.

В Facebook и «ВКонтакте» ставить лайки от имени сообщества нельзя, поэтому этот способ актуален только для Instagram. Вы можете подписываться на странички целевой аудитории или ставить ей лайки в надежде на то, что потенциальные клиенты обратят внимание на аккаунт компании и подпишутся на него.

3. Реклама у блогеров с похожей целевой аудиторией (актуально для Instagram). Например, если ваш аккаунт посвящён игрушкам для дошкольников, то ищите блогеров, которые рассказывают о своих детях. При выборе блогера учитывайте не только количество подписчиков, но и охваты (сколько просмотров у каждого поста), вовлечённость (сколько лайков, сохранений, комментариев у каждого поста).

Не стесняйтесь запрашивать у блогеров статистику — это нормальная практика. Проверяйте блогеров на накрутку подписчиков в сервисе Livedune. Если вы увидите, что у блогера за день-два количество подписчиков резко возросло, то, скорее всего, они накручены. Предлагайте блогерам взаимную рекламу или бартер (когда в обмен на рекламу блогеры забирают продукцию аккаунта).

Как узнать целевую аудиторию компании и конкурентов

Основную информацию о вашей целевой аудитории или ЦА конкурентов вы можете узнать с помощью:

  • раздела «Статистика» в любой социальной сети, в которой зарегистрирован аккаунт компании. Здесь доступна информация о поле, возрасте и географии подписчиков;
  • сервисов аналитики Яндекс.Метрика или Google Analytics. Вы сможете узнать пол, возраст, географию посетителей сайта, их интересы, а также устройства и операционные системы, которыми они пользуются. Этот способ хорошо подойдёт компаниям, у которых уже есть сайт с накопившейся статистикой, а социальные сети появились недавно;
  • платных сервисов Pepper.Ninja, «Церебро» или TargetHunter. Они покажут интересы подписчиков сообществ «ВКонтакте», их возраст, пол, географию. С помощью этих сервисов вы сможете:
  1. Анализировать сообщество вашей компании.
  2. Анализировать сообщества конкурентов.
  3. Найти сообщества по заданным параметрам — например, по полу, возрасту пользователей и ключевым словам.

Анализ целевой аудитории чужих аккаунтов в Instagram технически невозможен и запрещён правилами этой социальной сети;

  • бесплатного расширения для браузера Pepper Panel. Оно анализирует пол и возраст подписчиков любого сообщества «ВКонтакте» и показывает эти данные прямо в социальной сети.

Источник

Как провести анализ целевой аудитории: пошаговая инструкция

Назначение анализа ЦА

Одна из основ эффективных продаж — это анализ целевой аудитории. Прежде чем выходить на рынок и предлагать свои товары и услуги, поставщики и производители всегда изучают характеристики тех потребителей, которые станут их клиентами.

Читайте также:  Способы передачи наследственной информации у бактерий

Предварительный анализ целевой аудитории снижает издержки на продвижение продукта. Ведь гораздо дешевле и быстрее добиться расположения тех людей, которые уже готовы сделать покупку и рассмотреть предложение.

Несмотря на то, что клиенты бывают и «холодными», они всё равно могут подходить под параметры целевых. Даже если они не рассматривают заказ или покупку у вас в ближайшей перспективе, им ваше предложение будет интереснее, чем потребителям, не являющимся целевыми.

Распознать потенциальную непроявленную заинтересованность вы можете как раз по специфическим признакам. А чтобы эти признаки установить, нужно провести анализ целевой аудитории. Изучив потребительские предпочтения и профили тех людей, которые уже пользуются вашей услугой, вы сможете выделять потенциальных клиентов из общей массы.

На самом деле внимания заслуживает также непрерывный анализ целевой аудитории, если она у вас уже есть. Процесс оптимизации даже готовой ЦА не прекращается. Вы должны последовательно изучать её предпочтения по конкретным продуктам или эффективность каналов коммуникации. Например, с помощью коллтрекинга определяют, какие источники трафика приносят больше целевых звонков.

Тем не менее, посвятим статью более фундаментальному вопросу первичного анализа аудитории.

Что из себя представляет анализ ЦА

Чтобы приступить к анализу целевой аудитории, необходимо прояснить его основные составляющие:

  • Определение целевого рынка . Сначала надо определить, в какой сфере вы будете предлагать услуги, кто ваши конкуренты, планируются продажи B2B или B2C.
  • Подбор инструментов анализа . Решите, каким способом лучше собрать информацию о целевой аудитории. В зависимости от сферы деятельности, некоторые методы окажутся бесполезными, а другие покажут превосходную эффективность.
  • Определение каналов коммуникации . Определив свою целевую аудиторию, приступайте к активным действиям, то есть, построению воронки продаж . Исходя из площадок, на которых сконцентрированы ваши потенциальные клиенты, для них необходимо выстроить путь из нескольких этапов от первого контакта до закрытия сделки. В разных случаях это могут быть инструменты онлайн-маркетинга, серии мероприятий и другие способы.

Целевой рынок

Рекомендуется начать с основ и дать характеристику рынку, на котором будет вестись деятельность.

Если это сфера B2B — то есть, товары и услуги, предназначенные для организаций, способы сбора данных о целевой аудитории и продаж будут одни. Для частного потребления — сфера B2C — другие.

Каждому рынку присущи специфические каналы продаж. Для одного рынка, например, систем пожарной безопасности, это будут конференции и выставки, посвящённые безопасности помещений и объектов. Рынок веб-аналитики — это история, охватывающая все возможные площадки в интернете, и плюс также тематические мероприятия. Другая сторона — это интернет-магазины. Они сосредоточены почти исключительно на интернете за редким исключением.

Важным пунктом является и конкурентный анализ. Только с ним у вас сложится адекватное понимание рынка, на котором вы работаете. Помимо осведомлённости о влиянии конкурентов и расстановке сил, необходимо уделить пристальное внимание лучшим практикам работы на рынке. Это качество самого предложения, продуктовая линейка, клиентский сервис и другие моменты.

Инструменты анализа

Зная, как устроен рынок — на каких площадках вы встречаете клиентов, партнёров и поставщиков — легче определиться со средствами анализа целевой аудитории.

Лучше начать с теоретических подходов — например, методики 5W Марка Шеррингтона. Обратитесь к общим представлениям и логическим выкладкам о соответствии некоторой аудитории вашему продукту.

Более детальное представление дадут эмпирические техники — самостоятельные исследования целевой аудитории. Их можно проводить в онлайне через инструменты веб-маркетинга, соцсети, опросы, или в оффлайне — исследуя, наблюдая, изучая отчёты и выводы экспертов, посещая отраслевые мероприятия.

Каналы коммуникации

То, для чего в принципе затевается анализ — применение для развития бизнеса.

Определив особенности рынка, аудиторий, можно переходить к созданию воронки продаж.

В зависимости от того, работаете ли вы в B2B или B2C, в интернете или в стрит-ритейле, а также от других факторов, следует выбирать специфические каналы коммуникации. Некоторым необходимо активно прибегать к таргетированной рекламе, кому-то вполне хватит вывесок или стендов на выставках.

Повышайте лояльность целевой аудитории с помощью удобных способов связи с компанией. Попробуйте виджет обратного звонка: это адаптированная для вашего сайта кнопка с формой для номера телефона. Посетитель заказывает звонок в удобное для него время, а вы платите только за состоявшиеся телефонные переговоры с менеджером.

Источник

Оцените статью
Разные способы