Табличный метод
Физико-математические науки
- Курбанова Чулпан Насимовна , студент
- Башкирский Государственный Аграрный Университет
- КОМБИНАЦОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
- ГРУППОВЫЕ ТАБЛИЦЫ
- ПРОСТЫЕ ТАБЛИЦЫ
- СКАЗУЕМОЕ
- ТАБЛИЦЫ
- ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Похожие материалы
Статистические данные обязательно должны быть представлены так, чтобы удобно было ими пользоваться. Существует три базовых формы представления статистических данных: текстовая – включение данных в текст; табличная – представление данных в таблицах; графическая – выражение данных в виде графиков.
Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Показатели в таблице располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Таблицы — ϶ᴛᴏ наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр.
Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживать связи между изучаемыми показателями.
Составление аналитических таблиц — ϶ᴛᴏ важный элемент в методике анализа хозяйственной деятельности. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц.
Аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Заголовок таблицы кратко выражает ее содержание. Он должен быть точным, кратким и выразительным.
Как известно, основными элементами таблицы является подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы отражает явление, о котором говорится в нем. Он может быть представлен в виде единиц совокупности, групп и подгрупп, которые характеризуются показателями.
Сказуемое таблицы выступает в виде показателей, с помощью которых анализируется исследуемый объект, то есть подлежащее таблицы. При этом разработка сказуемого таблицы, может быть, простой (последовательный перечень показателей подлежащего) и сложной (предполагает наличие дополнительной единицы изучения).
В зависимости от построения подлежащего таблицы делятся на три группы: простые, групповые, комбинационные.
1. Таблица простая — таблица, подлежащее которой содержит сводные показатели в виде перечня составляющих элементов исследуемого объекта (предприятия, производственные подразделения, виды продукции и т.п.) или хронологических периодов (года, месяца, квартала и т.д.), дат, административно-территориальных единиц (страны, области, районы, города и т.д.). Исходя из характера материала, подаваемого в таблицах, они могут быть хронологические и территориальные.
Простые таблицы наиболее распространены в экономических разработках благодаря своему легкому построению, наглядности, доступности данных для восприятия и понимания, а также достаточным информационным возможностям. Однако этот вид таблиц имеет, в основном, описательный характер, поэтому в сложных аналитических исследованиях реже используется.
2. Таблица групповая включает в подлежащем сведения о совокупности, разделенные на отдельные группы по одному установленному признаку. При этом каждая группа может быть охарактеризована несколькими показателями.
Групповые таблицы, в отличие от простых содержат больше информации для экономического анализа благодаря образованным в подлежащем группам по существенным признаком и обнаруженной связи между показателями. Однако парная взаимосвязь между одним фактором и результативным признаком не решают в полной мере вопросы всестороннего анализа явлений. Для этого составляются комбинационные таблицы, которые позволяют использовать факторные признаки в определенном сочетании, комбинации.
3. Таблица комбинационная — подлежащее такой таблицы представлено в виде групп, образованных по двум и более признакам.
Комбинационные таблицы помогают установить взаимное действие факторов, положенных в основу группировки, на результативные показатели и связь между ними. При построении комбинационных таблиц в основном следует использовать комбинационные группировки по двум — трем признакам. При большем количестве групп и подгрупп группировки будет слишком громоздким. По мере применения каждой дополнительной группы признаки количество строк увеличивается в несколько раз. Например, в случае выделения двух групп по первому признаку, по 3 второй и по третьей признакам, в подлежащем насчитываться 18 строк и плюс итоговые строки по группам и общий итог.
Одним из требований, к котором следует придерживаться аналитикам при составлении комбинационных таблиц, есть достаточный объем изучаемой совокупности. Это объясняется тем, что при комбинационной группировке по нескольким признакам совокупность сильно измельчается на группы и подгруппы, в результате чего в подгруппах может оказаться малое количество единиц наблюдения, что не позволит выявить типичные свойства изучаемой совокупности.
Для того, чтобы не затруднять восприятие данных и не потерять их наглядность, комбинационные таблицы лучше составлять не более по трем признакам и количеством интервалов не более четырех.
Итак, табличный метод изображения статистических данных имеет универсальное значение, его используют во всех сферах деятельности. Представить массивы данных об изучаемом объекте удобнее всего в виде сводной таблицы. С помощью статистических таблиц осуществляется представление данных результатов статистического наблюдения (опросов, исследований и т.д.), сводки и группировки данных. Статистическая таблица – это форма компактного и наглядного представления информации.
Использование сводных таблиц для представления данных позволяет сократить в разы время на обработку данных и подготовку аналитических отчетов социологических, маркетинговых, клинических и других исследований.
Список литературы
- Аблеева, А. М. Формирование фонда оценочных средств в условиях ФГОС [Текст] / А. М. Аблеева, Г. А. Салимова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно — научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. — Уфа, 2014. — С. 11-14.
- Ганиева, А.М. Статистический анализ занятости и безработицы [Текст] / А.М. Ганиева, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 315-316.
- Исмагилов, Р.Р. Творческая группа — эффективная форма организации научных исследований в высшей школе [Текст] / Р. Р. Исмагилов, М. Х. Уразлин, Д. Р. Исламгулов // Научно-технический и научно-образовательный комплексы региона : проблемы и перспективы развития : материалы научно-практической конференции / Академия наук РБ, УГАТУ. — Уфа, 1999. — С. 105-106.
- Исламгулов, Д.Р. Компетентностный подход в обучении: оценка качества образования [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 62-69.
- Исламгулов, Д. Р. Научно-исследовательская работа студентов — важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения : сб. материалов науч.-метод. конф., 24 апреля 2007 года / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2007. — С. 20-22.
- Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// БЪДЕЩИТЕ ИЗСЛЕДОВАНИЯ – 2016: Материали за XII Международна научна практична конференция, 15-22 февруари 2016. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2016. – Том 4 Педагогически науки. – C. 80-85.
- Лубова, Т.Н. Новые образовательные стандарты: особенности реализации [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 79-84.
- Лубова, Т.Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО: материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2016. — С. 214-219.
- Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 85-93.
- Саубанова, Л.М. Уровень демографической нагрузки [Текст] / Л.М. Саубанова, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 321-322.
- Фахруллина, А.Р. Статистический анализ инфляции в России [Текст] / А.Р. Фахруллина, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 323-324.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Вопрос 3 Табличный и графический способы анализа
Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа. Аналитическая таблица — форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и получения результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называются макетом таблицы.
Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения экономического анализа:
· на этапе подготовки исходных данных в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показатели;
· на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться конкретные вычисления, включая факторный анализ
· на этапе представления результатов анализа в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в процессе анализа.
Таким образом, таблицы, используемые в анализе, применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов и оформления результатов анализа.
Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает:
· уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;
· систематизацию данных и выявление закономерностей;
· уменьшение объема аналитических записок.
Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа. Поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо, по возможности, разобрать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.
Существуют три вида таблиц:
Простая таблица ставит задачу дать только перечень информации об изучаемом явлении, а групповые и комбинированные служат целям установления связей между изучаемыми явлениями.
Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Как известно, каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее.
Заголовок каждой таблицы должен кратко выражать ее содержание. Он должен быть точным и выразительным. Графы, содержащие подлежащее, нумеруются, как правило, заглавными буквами алфавита, а графы, содержащие сказуемое, арабскими цифрами. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого должны писаться полностью. В заголовках граф при необходимости указывают единицы измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу можно внести в заголовок таблицы, Для удобства пользования таблицами с абсолютными и относительными показателями следует сначала приводить в таблицах абсолютные, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей данные нужно располагать в хронологическом порядке.
При заполнении клеток таблицы нужно придерживаться следующих требований:
«-» — означает, что явление отсутствует
«…» — означает, что нет сведений
0.0 – означает, что число данной клетки находится за пределами точности, принятой в таблице;
«Х» означает, что клетка не подлежит заполнению.
Если таблица основана на заимствованных данных, обязательно указывается источник.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя, методику расчета резервов, сводные результаты анализа.
Графически представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заменить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Основные формы графиков, которые используются в анализе – диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.
По содержанию различают диаграммы:
· Графики контроля и тд.
Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-нибудь показателю. Наиболее простым и наглядным графиком для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы, Иногда как разновидность используются фигурные диаграммы (в которых соотношение объектов показывается в виде условно-художественных фигур).
Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей удельный вес отдельных частей в общей величине показателя, удельный «динамики предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. С этой целью могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие графики.
Линейные графики очень широко используются также при изучении связей между показателями (графиков связи). Они в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи.
Графики контроля находят широкое применение в анализе при изучении сведений о ходе выполнения плана. В этом случае на графике строят две линии: плановый и фактический показатели.
Графические способы могут использоваться и при решении методических задач анализа, в первую очередь при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т.д.
При построении графиков должно соблюдаться выразительность, наглядность, простота и красота.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник