Способы анализа социальных групп

Методы исследования больших социальных групп

Тема 7: Психология больших социальных групп

Выделяют следующие общие признаки больших групп.

1. Нравы, обычаи, традиции.

2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»).

Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.

3. Специфический язык.

4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших

групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.

Исследователи выделяют две составные части этой структуры:

1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);

2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение). Психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

• Методы этнографии, культурантропологии:

– анализ продуктов культуры;

– статистический анализ, корреляционные исследования.

– анализ знаковых систем.

• Французская психологическая школа (С. Московичи):

– анализ социальных представлений.

Особенности психологии социальных классов

Для социальной психологии представляют интерес социальные классы. Понятие класс не однозначно. Для европейцев оно имеет политический контекст, американцы, по мнению Г. Линдсей, Э.Аронсона, как правило, используют понятие «социоэкономический статус».

В отечественной социальной психологии классовый подход долгое время был ведущим. Недостаток подхода – он не отражает реальную стратификацию, так как определяет социальную дифференциацию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства.

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. Характеризуя класс как социально-психологическую категорию, выделяют социальные потребности, интересы, качество, образ, стиль жизни, социальные роли.

Социальные потребности определяются объемом и составом материальных и духовных благ, которыми располагает каждый член группы.

Интересы социальных групп – социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества. Каждый представитель класса одновременно является членом нескольких групп. При этом возникает переплетение интересов, значимых для разных социальных групп. Важно определить доминирующие интересы, выявить обстоятельства, при которых второстепенные интересы начинают преобладать.

По определению Е. В. Андриенко, социальная роль – это социальная функция, воплощенная на уровне общественного сознания в нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте конкретного человека.

Характеристики социальной роли выделены Т. Парсонсом. Это – масштаб (диапазон межличностных отношений), способ получения (определяется неизбежностью данной роли для человека), эмоциональность (возможности эмоциональных проявлений субъектом), формализация (специфика межличностных отношений носителя данной роли), мотивация (определяется потребностями и мотивами человека).

Важной характеристикой в классовой психологии является понятие психический склад – психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно восстановить нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Он проявляется в социальном характере, привычках, обычаях, традициях класса, которые регулируют поведение и деятельность членов социальной группы и характеризуют образ жизни.

Социальный характер – типичный образ действий представителей разных классов, который присутствует в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса.

Источник

Социологический анализ группы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальные группы как объект социологического анализа

Социальная группа – это совокупность людей, обладающих одинаковым социальным признаком и выполняющих в структуре общественного разделения труда общественно необходимую функцию. Общие социальные признаки группы: общее пространственное и временное бытие, социально-демографические, экономические и другие характеристики, общая деятельность.

Понятие «социальная группа» указывает на наличие социальных различий между общностями людей на основании их отношения в власти, собственности, характера труда, специализации, половозрастного признака, уровня доходов, национальности, образа жизни, места жительства и т.д.

Для типологизации социальных групп выделяют следующие классификационные признаки: общий социальный признак (непостоянный); общий социальный признак определяет социально значимое отличие данной группы от других; группа осуществляет общественно-полезные действия в обществе.

В социологии анализируются следующие внутригрупповые характеристики:

  1. Социальное взаимодействие в группе, воздействие членов группы друг на друга, превращение общности в социальную систему со стабильной структурой, общими ценностями и нормами, образцами поведения. Показателем группового взаимодействия является структура коммуникаций в группе, отношения между группой и отдельными индивидами.
  2. Групповое сознание, групповые ценности и нормы, санкции. Групповое сознание – совокупность взглядов, идей, представлений, волеизъявлений, настроений, чувств, характерных для данной социальной группы. Групповые нормы отображают правила регуляции поведения индивидов на основе представления об одобряемом, должном, желательном. Нарушение групповых норм ведет к применению групповых санкций. Система групповых ценностей создается на базе общезначимых ценностей, модифицированных в той или иной степени под воздействием групповых интересов. Анализ структуры ценностей и их воздействие на групповое поведение – важнейшее направление социологических исследований.
  3. Статусно-ролевые позиции и поведение членов группы. Поведение индивида в группе обусловлено статусом и ролью, которую он играет в соответствии со своим статусом. Исходя из статусно-ролевой концепции изучают следующие стороны социального взаимодействия: представляемая роль (ожидания по отношению к носителю роли), субъективная роль (представления носителя роли о том, как он должен действовать относительно других лиц в соответствии со своим статусом; играемая роль (реальное поведение индивида, имеющего определенный статус по отношению к людям с иными социальными позициями.
  4. Феномен «референтной группы» — реальная или воображаемая социальная группа, система норм и ценностей которой выступает эталоном для личности.
  5. Групповая интеграция – процесс трансформации группы в единое целое в результате взаимного приспособления членов группы. Процесс интеграции сопровождается сплочением и объединением группы, ростом автономии группы относительно других социальных образований. На интеграцию большое влияние оказывают психологические процессы адаптации, подражания, идентификации.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы социологического анализа группы

К основным методам социологического анализа группы относятся методы:

  • опроса (интервьюирование и анкетирование);
  • наблюдения;
  • социального эксперимента;
  • анализа документов;
  • социометрии и др.

Наиболее распространенным методом социологического анализа группы является опрос. Выделяют множество видов опросов: количественные, или массовые и качественные, или фокус-группы; социологические маркетинговые; опрос по телефону, по почтовой рассылке, личный с интервьюированным; массовые и экспертные; индивидуальные и групповые; опрос на улице, по месту работы, по месту жительства; с закрытыми или открытыми вопросами; стандартизированные или свободные; опрос с тестированием продукта. Каждый практический вопрос является комбинацией вышеперечисленных параметров.

Опросный метод обладает рядом ограничений: проблема валидности – соответствия социологического инструментария и социологической реальности; проблема репрезентативности выборки (соотношение выборки и генеральной совокупности, возможность экстраполировать результаты выборки на всю генеральную совокупность); проблема достоверности информации (сознательные и неосознанные искажения информации респондентами, искажение информации интервьюерами).

Метод наблюдения применяют как: метод сбора первичных данных (является базой для формулирования гипотез и последующего проведения методик); используется на заключительной стадии массовых опросов с целью уточнения основных выводов и для дополнения статистических данных.

Выделяют следующие виды наблюдений: включенное и не включенное; в естественных или лабораторных условиях; стандартизированное или бесструктурное; дневниковое исследование.

Производственная группа как объект социологического анализа

В производственной среде люди объединены в большие и малые группы. Большие группы – коллективы предприятий. В малых производственных группах социальные отношения являются непосредственной формой межличностных контактов, опосредованных процессами труда.

Основой социологического анализа производственных групп является проблема эффективности их деятельности. Это связано с необходимостью рассмотрения прикладных задач управления, что требует знаний закономерностей организации совместной деятельности людей на производстве.

Анализ взаимозависимости участников трудового процесса показывает, что основой ее возникновения выступает технологический процесс, детерминирующий тип деятельности персонала.

Социально-психологическая взаимозависимость работников обеспечивает включение групповых процессов на уровне соблюдения дисциплины, согласования действий, принятия решений, социального контроля и т.д.

На исполнение трудовых действий большое влияние оказывают условия труда, то есть состояние производственной среды, совокупность предметов и орудий труда, оказывающих значительное влияние на работоспособность, настроение и состояние здоровья людей.

Условия труда формируют следующие факторы производственной среды:

  • психофизиологические – предопределены характером труда, содержанием трудовой деятельности (нервно-психическая и физическая нагрузки, темп и ритм работы, монотонность т.д.);
  • санитарно-гигиенические – определяют внешние условия производственной среды (микроклимат, освещение, вибрации, состояние воздуха, излучения, ультразвук, контакт с токсическими веществами и т.д.); санитарно-бытовое обслуживание;
  • социально-психологические – характеризуют межличностные отношения в группе и создают соответствующую психологическую атмосферу;
  • эстетические – способствуют развитию позитивных эмоций (оформление интерьера, рабочих мест, производственного оборудования, использование функциональной музыки и др.).

Важной составляющей условий труда выступают социально-экономические аспекты: продолжительность рабочего дня, оплата труда, использование свободного времени и т.д.

Источник

Анализ социальных групп

Социологическое исследование современной классификации разного вида взаимодействий между индивидами. Обзор комплекса интрагрупповых социально-психологических процессов в обществе. Теории коммуникации и лидерства с точки зрения групповой динамики.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 01.11.2013
Размер файла 33,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди».

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

1. Понятие социальной группы

Социальная общность — это основная категория социологии. Социальная общность — это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает свое социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории «социальная общность» адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии.

Читайте также:  Способы обработки продуктов питания доклад

По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например: планетарная общность людей и их государственные общности, разномасштабные поселенческие общности, социально-демографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например: социально-классовые, социально-профессиональные, национальные и другие общности).

Социальная группа — совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т. п.

Люди живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы.

— постоянные, временные и случайные группы;

— свободные и обязательные группы;

— формальные и неформальные рабочие группы.

Определение социальной группы включает три основных элемента:

— взаимодействие — то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем («языков»);

— членство, то есть совокупность признаков культуры, проявляющиеся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг от друга от представителей других групп;

— идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или в принципе могут это сделать).

Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом, и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей. В этом плане под понятие «социальная группа» попадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.

Но разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам.

Социальные группы отличаются так же большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны без структурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т. д.

2.1 Первичные и вторичные социальные группы

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга, прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты, нося безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависит от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречаются вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собрания для игры в командном турнире, безусловно, относится к вторичным группам.

Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойно место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной вежливой, даже когда клиент не вызывает к ней симпатии. Или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторые числа первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг друга, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитывается первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа группы.

2.2 Внутренние и внешние группы

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим.

Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы».

Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия.

Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс.

Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

2.3 Референтные группы

Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на норы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремится подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Иногда референтные группи могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может референтной, приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы. Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностям ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной». Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Вспомните, что мы говорили, о концепции зеркального Я.Ч. Кули отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

2.4 Формальные и неформальные группы

Нередко группы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы подразумевается существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений.

Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, — внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности — в общении, объединении, привязанности, дружбе. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например, компания друзей или единомышленников.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и способствует образованию неформальных групп.

2.5 Малые группы

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, Которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г., Ф. Оллопорт трактовал малую группы как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании существующих только в этом сознании». Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа — группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы — это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, — это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы — большая группа.

Читайте также:  Tsubaki head spa sparkling serum способ применения

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомасом в 1950 г., и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из характеристик.

Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;

3) конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху в низ;

3) конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле над конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их большого размера таких группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

Формы малой группы.

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований.

Однако исходных норм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводя вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные, прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.

Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т. е., строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен.

Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается. Иное дело триада.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение обо мне.

Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться.

Но когда, то, же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие.

В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в разной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало.

Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует. Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.

В диаде только одна линия взаимодействия, в триаде — четыре. В группе из 6 человек возможны 15 диад, т. е., связей двух индивидов.

4. Основные признаки групповой общности

Способность группы выступать, как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной.

Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:

1. Наличие (помимо совпадающих целей) единой обще-групповой цели. Примеров обще-групповых целей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество — например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-то пожертвовать (покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться от реализации каких-то личных планов и т. д.). Наличие единой обще-групповой цели и принятие ее участниками группы — важнейший признак и условие функционирования групповой общности.

2. Принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование «Мы-сознания». Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем у группы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. Эффект идентификации индивида с общностью, т. е., «Мы-сознание» (иногда говорят «Мы- чувство»), — важнейший признак наличия социальной группы, а причисление менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы. Не случайно у высоко интегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.

3. Устойчивая, самостоятельно возобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы.

Все эти три атрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении. Если один из этих параметров менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.

Не случайно у высоко интегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.

5. Функции групп

В процессе рассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

1. Социализации. Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей;

2. Инструментальную. Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации;

3. Экспрессивную. Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек, получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;

4. Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

6. Групповая динамика

Групповая динамика является одной из важнейших тем для изучения в социологии и психологии управления. Любая организация — это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем, организация это и учреждение, где люди, члены организации, строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом. Жизнь группы не является постоянной, и под влиянием внешних и внутренних воздействий в любой группе постоянно происходят изменения, имеющие либо незначительный характер, и не влияющие на жизнеспособность группы в целом, либо значительные приводящие к распаду группы. С динамической точки зрения, существование любой группы можно рассматривать как чередование состояний равновесия, и состояний его нарушения.

Практически в любой группе действуют одновременно силы сплочения, противодействующие отрицательным воздействиям на группу, и силы распада, толкающие группу к необратимым изменениям и распаду. Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы, нормы группы, структура группы, групповые роли и проблема лидерства, групповая сплоченность, групповое напряжение, фазы развития группы. Существует два основных подхода к описанию групповой динамики.

1. Всякая группа проходит в своем развитии три стадии:

1) стадия первичного синтеза — стадия адаптации или узнавания друг друга;

2) стадия дифференциации, распределения на подгруппы;

3) стадия окончательного синтеза — превращение группы в команду или коллектив.

2. Модель американских психологов Вудокока и Френсиса, которые выделили следующие стадии существования группы:

1) «притирка» — развитие группы — коллективная работа на данной стадии практически отсутствует.

2) «ближний бой» — на этой стадии оценивается лидер, образуются группировки и кланы, выражаются разногласия, отчетливо выявляются сильные и слабые стороны членов группы, происходит борьба за лидерство;

3) экспериментирование — это стадия осознания собственного потенциала и потенциала группы. На этом этапе пересматриваются методы работы, некоторые члены группы уходят;

5) зрелость — группа работает как слаженный коллектив, каждого оценивают по достоинствам, а не по претензиям.

Межгрупповое поведение является основным фактором, от которого зависит действенность организационных структур управления. Группы и подгруппы, существующие в организации, должны сотрудничать для достижения общей цели.

С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество — соперничество — конфликт». Определить, в каком диапазоне проявления отношений находится группа, достаточно просто. Конкуренция может влиять двумя путями на поведение работников:

Читайте также:  Фармацевт фитонефрол урологический сбор способ применения

— во-первых, она может стимулировать к увеличению объема и улучшению результатов работы;

— во-вторых, в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительным.

Сотрудничество может также двояко влиять на работу в группе. В связи с этим возникает основная задача для руководства: определить, какой уровень сотрудничества или конкуренции является наиболее функциональным для данной группы в той или иной обстановке.

6.1 Коммуникация в группах

Одной из важнейших проблем во многих группах является коммуникационные связи между их членами. Коммуникация — это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается, прежде всего, как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все методы получения информации, и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.

Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации.

А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как в данном случае исключается общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятия решений очень хорош способ коммуникации «круг». Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы, кроме того, здесь возможна и обратная связь. «Круг» позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.

Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий. Организация коммуникации, как в школьном классе, так и в рабочем, трудовом коллективе на предприятии может способствовать, с одной стороны, повышению производительности, а с другой — достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. Например, в результате изучения возможностей лекционного метода и метода дискуссий в студенческих группах было установлено, что для заучивания лучше всего использовать чтение лекций для больших групп (по аналогии со способом коммуникации типа «штурвал»), а для стимулирования самодеятельного мышления в большей степени подходит дискуссионный метод (аналогичный способу коммуникации типа «круг»). Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.

6.2 Лидерство в группах

Одной из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному мнению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Такими можно признать роли лидеров. Само по себе лидерство — это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидерства. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижения в лидеры обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

Исследования по проблеме лидерства, производимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается, прежде всего, по роли инструментального (делового) лидера, организующего, т. е., создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи. При этом исполнение роли инструментального лидера зависит от типа группы характера ее деятельности. Так в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает «зараженность» команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является «генератором идей», определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей — тот, кто наиболее квалифицированно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.

Однако очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точкой зрения лидер — авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, групповой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т. е., существующих только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида.

Одно из основных обязанностей лидера в группе — деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия.

Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера.

В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:

— Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

— В социологии выделяют следующие виды групп:

— референтные, большие и малые;

— внутренние и внешние;

— формальные и неформальные;

— первичные и вторичные.

— Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:

— наличие (помимо совпадающих целей) единой обще-групповой цели;

— принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой;

— устойчивая, самостоятельном возобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов групповых взаимоотношений.

Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

«Групповая динамика — весь комплекс социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до «умирания» и окончательного распада как единой, целостной общности».

Практически в каждой группе на всех этапах ее жизненного цикла, действуют факторы, усиливающие как сплоченность, так и напряжение. С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательность ряда универсальных стадий, характеризующихся концентрированностью на определенных динамических процессах. В современной социальной психологии обычно выделяются пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.

«Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не «состоится») и концентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае такая структура будет отличаться определенным своеобразием. Вместе с тем она с достаточным основанием может быть сведена к универсальной трехчленной формуле: «герой» — «антигерой» — «электорат».

Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. Как правило, такое «назначение» в значительной степени является результатом действия механизма проективной идентификации, то есть неформальным лидером оказывается человек, в чем-то отвечающий бессознательным архаичным образам «идеального героя» большинства членов группы.

Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса «сплоченность — напряжение» в сторону последнего и концентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение «фантомов», связанных с распределением базовых ролей на первом этапе.

Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.

Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и концентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основания. При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируется четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.

На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. социологический индивид лидерство

Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.

Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением уровня баланса «сплоченность-напряжение» и концентрированностью на «отделочных работах», связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы».

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Учебник для студентов вузов / Е.М. Бабосов. — Мн.: «ТетраСистемс», 2006. — 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. / Под ред. В.И. Добренькова. — М.: «Даньков и К», Ростов н/Д.: 2007. — 384 с.

3. С.С. Фролов Социология М., 200. — 54 с.

4. Кравченко А.И. Учебное пособие 2003. — 124 с.

5. Социология. Под редакцией проф. А.Н. Елсукова 2003, — 325 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование понятия социальной структуры общества, места социальных общностей в этой структуре. Изучение основных условий возникновения и разновидностей социальной общности. Характеристика социальных групп, их типологии, феноменов групповой динамики.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 09.10.2012

Исследование психологических и культурно-социальных отличий неблагополучных подростков от других социальных групп. Девиантное поведение с точки зрения классического психоанализа. Организация досуга социально-уязвимой категории молодежи в г. Прокопьевске.

курсовая работа [623,2 K], добавлен 31.10.2017

Изучение понятия, признаков и классификации коллективов. Анализ процесса формирования социально-психологического климата в малых социальных группах, методов разрешения конфликтов. Обзор формального и неформального лидерства, групповых норм и ценностей.

реферат [26,1 K], добавлен 08.04.2012

Рассмотрение групповой динамики как социального процесса взаимодействий людей в малых группах. Социально-психологические феномены: группового давления; нормы; сплоченность; процесс принятия решения; лидерство. Организация и этапы групповой работы.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 13.06.2014

Характеристика статуса медицинских работников в современном российском обществе. Исследование преступности, ее устойчивость с точки зрения социологии. Социальный контроль за преступностью, солидарность социальных групп, сознательность отдельных граждан.

контрольная работа [15,6 K], добавлен 07.01.2009

Психологическое исследование социальных стереотипов. Их роль в познании человека человеком. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей. Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп.

курсовая работа [32,5 K], добавлен 19.06.2011

Понятия «группа», «первичная группа» и «малая группа» в социологической теории, их примеры. Критерии типологии социальных групп. Признаки групповых взаимодействий, их институализация. Отличительные черты внутригрупповых взаимодействий в малой группе.

реферат [36,6 K], добавлен 23.07.2015

Источник

Оцените статью
Разные способы