Методы анализа системы управления
Методика анализа систем управления представляет собой совокупность способов и приемов, выполняемых в определенной последовательности для разрешения конкретных аналитических задач.
Технологияанализа — последовательность этапов и процедур сбора, обработки, упорядочения данных, осознания проблемы, определения по ней ограничений и критериев, поиска вариантов решения и представления результатов. Эти процедуры предваряют этап выбора решения и свойственны всем функциям управления. Если анализ выполняется специалистами предприятия или внешними консультантами, то его итоги выражаются вариантами решения проблемы. Руководитель по результатам анализа выбирает вариант решения, принимаемый к выполнению.
Методы анализасубъекта управления представляют собой способы и приемы, с помощью которых обеспечивается решение аналитических задач.
Большинство задач анализа систем управления имеют высокую степень неопределенности, которая обусловлена также отсутствием практического опыта решения организационных проблем в рамках самостоятельного субъекта хозяйствования. Неопределенность объясняется и недостатком информации, сложностью ее получения в силу высокой стоимости или отсутствия времени.
Особенность организационных задач заключается в неправомерности строгого к ним подхода, основанного на использовании детерминированных приемов. Так, количественная оценка деловой активности предприятия при традиционном подходе осуществляется по двум направлениям: по степени выполнения плана (по основным показателям темпов их роста) и по уровню эффективности использования ресурсов. Однако эти показатели в основном оценивают внутренние факторы, оказывающие влияние на темпы экономического развития системы. При этом качественные составляющие деловой активности, такие как репутация предприятия, стиль управления, остаются вне рассмотрения как неподдающиеся формализации. Однако определить существующий уровень развития организации, объяснить причины удач и промахов, а также спрогнозировать тенденции изменения в ее состоянии можно лишь, опираясь на перечисленные факторы.
Наиболее адекватными таким задачам являются эвристические методы. Под эвристическими методами понимается множество процедур -волевых решений, не подкрепленных объективными моделями, основывающихся в значительной мере на интуиции, опыте специалистов, выводах по аналогии, нечеткой логике, методах качественного анализа систем (на активной и коллективной работе) [27]. Использование эвристических методов объясняется альтернативностью поиска в реальном диапазоне вариантов, отсутствием четкого алгоритма преобразования данных, ориентацией на удовлетворительность приемлемых решений.
Нетрадиционные эвристические методы становятся наиболее актуальными в последнее время, когда для выживания деловых организаций все большее значение приобретают так называемые «мягкие» составляющие конкурентной борьбы. Среди них можно выделить такие, как открытость по отношению к внешней среде, ключевые компетенции, трудовая этика, организационная культура и другие составляющие
Однако при использовании качественного подхода, опирающегося на эвристические методы, следует заботиться о введении измеряемых параметров деятельности. Измерения — это накопитель общефирменных правил, ценностей и взглядов, т.е. культуры организации. Измерения должны стать частью общей культуры, иначе они будут бессмысленны. Организация должна основывать свою деятельность на фактах. Такой подход позволяет выявить ключевые процессы и дает возможность оценить их движущую силу. Следует постоянно заниматься измерениями, выявляя, какие ключевые элементы могут быть определены и с помощью каких параметров.
Проведение аналитического исследования связано с целенаправленным выбором совокупности методов, обеспечивающих функциональную полноту анализа при ограничении затрат времени и средств на его проведение.
На выбор методов, адекватных ситуации, оказывают влияние следующие факторы:
цель и глубина анализа;
существо проблемы, подлежащей решению;
особенности объекта исследования;
динамические характеристики объекта анализа;
вид и характер информации, доступной аналитикам;
требования к результатам анализа;
технические возможности выполнения расчетов;
Для решения конкретных задач расчетные и эвристические методы, как правило, применяются в некотором сочетании и интерпретации.
Выбор методов для решения конкретных аналитических задач упрощается при определенных условиях: во-первых, при тщательной систематизации всего арсенала методов; во-вторых, при четком определении предпосылок использования каждого аналитического приема; в-третьих, при детальном описании технологии реализации наиболее сложных методов.
Классификация методов анализа систем управления представлена на рис. 2.2. Как аргументировано ранее, предлагается все аналитические методы разделить на две группы: расчетные и эвристические.
В первую группу входят расчетные методы, использующие строгие правила логики, которые предназначены для получения числовых значений и опираются на экономико-математическое моделирование и вычислительные операции, осуществляемые над экономическими показателями. Среди них выделяются методы сравнения, упорядочения и моделирования. Большая часть перечисленных расчетных методов входит в традиционный инструментарий технико-экономического анализа, детально демонстрируется на примере решения конкретных задач Расчетные методы хорошо разработаны, вычисления в соответствии с ними включены в методо- и проблемно-ориентированное программное обеспечение.
Эвристические методы, используемые для анализа системы управления, можно подразделить на оценочные и оценочно-поисковые.
Условия, предопределяющие необходимость использования эвристических методов, можно описать следующим образом:
качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров;
отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;
большая неопределенность исходных данных для анализа;
отсутствие четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки;
недостаток времени и средств для исследования с применением формальных моделей;
отсутствие технических средств с соответствующими для аналитического моделирования характеристиками;
экстремальность анализируемой ситуации.
Аналитическая оценка отдельных элементов или системы управления в целом связана с параметрическим сравнением, которое осуществляется на основе определенных критериев или без их обозначения. Бескритериальными являются методы ранжирования, парного сравнения, балльной и экспертной оценки, экспертной комиссии, дельфийский метод, анкетирование и интервьюирование.
|
|
Ранжированиепредставляет собой процедуру, в результате которой аналитик на основе своих знаний и опыта располагает исследуемые объекты в порядке предпочтения. Он выбирает наилучший объект, т.е. превосходящий по некоторому признаку (совокупности признаков) все остальные, и присваивает ему показатель, равный 1 и характеризующий порядковое место (ранг) оцениваемого объекта среди прочих объектов. Из оставшихся вариантов снова выбирается наилучший и получает ранг 2 и т.д. Порядковая шкала по результатам ранжирования должна удовлетворять условию равенства числа рангов числу ранжируемых объектов. В результате ранжирования получается последовательность предпочтений:
Для эквивалентных объектов удобно с точки зрения технологии назначать одинаковые ранги, равные среднеарифметическому значению рангов, присваемых равноценным объектам. Ранги как числа не дают возможность сделать вывод о том, насколько или во сколько раз предпочтительнее объект в сравнении с другим.
Достоинство метода — простота осуществления, недостаток — практическая невозможность упорядочения большого числа объектов. Как показывает опыт, при числе объектов, большем 10-15, возникают затруднения в построении ранжировки. Это объясняется тем, что в процессе ранжирования необходимо устанавливать взаимосвязь между всеми объектами, рассматривая их как единую совокупность. При увеличении числа объектов количество связей между ними растет пропорционально квадрату числа объектов. Сохранение в памяти и анализ большой совокупности взаимосвязей между объектами ограничиваются психологическими возможностями человека, при превышении которых допускаются существенные ошибки.
|
Парное сравнение— метод, позволяющий устанавливать предпочтение объектов анализа при сравнении всех их возможных пар. Парное сравнение объектов может исходить из того, что один из объектов более предпочтителен, чем другой, без учета степени превосходства. В этом случае используются следующие числовые обозначения предпочтений:
Парные предпочтения представляются в виде матрицы (табл. 3.1
|
Шкала относительной важности объектов анализа должна давать возможность улавливать разницу в чувствах экспертов, когда они проводят сравнение, различать как можно больше оттенков этих чувств. Поскольку субъект должен быть уверенным во всех градациях своих суждений, не следует одновременно сравнивать более 7±2 объектов. Исходя из этих условий следует осуществлять оценку относительной важности согласно характеристике, представленной в табл. 3.2.
Промежуточное положение между парными сравнениями и ранжированием занимают множественные сравнения, которые отличаются тем, что сравниваются последовательно не пары объектов, а их тройки, четверки и т.д.
Балльная оценкапредставляет собой процедуру присвоения объектам анализа числовых значений при заданной шкале.
Могут использоваться непрерывные и дискретные шкалы. В первом случае оценки принадлежат любой точке некоторого ограниченного числового отрезка, во втором — оценки соответствуют целым числам. Шкалы характеризуются минимальным и максимальным количеством баллов. Верхняя и нижняя границы шкалы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Наилучшим считается объект с максимальным значением оценки
|
Например, при шкале от 0 до 10 баллов результаты оценки могут иметь вид
|
Метод экспертной оценкиопирается на выявление обобщенной оценки экспертной группой путем статистической обработки индивидуальных (независимых) балльных оценок, вынесенных экспертами. Члены группы в этом случае являются равноценными или имеют разный ранг, учитываемый при выведении результатов экспертизы.
Для первого случая пример оценки при 10-балльной системе представлен в табл. 3.3, для второго — в табл. 3.4
При наборе экспертов следует учитывать следующие требования:
уровень общей эрудиции;
обладание специальными знаниями в анализируемой области;
наличие определенного практического и (или) исследовательского опыта по рассматриваемой проблеме;
способность к адекватной оценке тенденций развития исследуемого объекта;
отсутствие предвзятости, заинтересованности в конкретном результате оценки.
Благоприятные условия для работы экспертов создаются в результате предварительного инструктирования, обучения методике исследования, предоставления дополнительной информации об объекте анализа.
При реализации метода предполагается следующая последовательность действий:
определение балльной шкалы оценок;
проставление экспертами оценок по всем сравниваемым объектам анализа;
расчет групповой оценки по каждому объекту;
Для количественной оценки степени согласованности мнений экспертов применяется коэффициент конкордации (w), который позволяет оценить, насколько согласованы между собой мнения участников экспертизы. Его значение находится в пределах
|
|
|
Метод экспертной комиссииоснован на выявлении единого коллективного мнения специально подобранными экспертами при обсуждении поставленной проблемы и альтернатив ее решения в результате определенных компромиссов.
При использовании метода экспертной комиссии осуществляется не только статистическая обработка результатов индивидуальной балльной оценки всех экспертов, но и обмен мнениями по результатам экспертизы и уточнение оценок. Недостаток такой процедуры состоит в сильном влиянии авторитетов на мнение большинства участников экспертизы.
В дельфийском методе исключается непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Индивидуальный опрос проводится анонимно в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Все эксперты знакомятся с суждениями, существенно отличающимися от общих значений.
Метод позволяет экспертам в каждом туре сопоставлять свое мнение с ответами и доводами коллег. Возможность пересмотра своих прежних оценок на основе соображений коллег стимулирует опрашиваемых к учету факторов, которые изначально были признаны несущественными.
При применении дельфийского метода уменьшается влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению большинства, нежелание публично высказывать свое мнение. Недостаток метода состоит в том, что он требует булыпих затрат времени, чем предыдущие способы оценки. Кроме того, необходимость неоднократного пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию, сказывается на результатах экспертизы.
В процессе использования метода анкетированияэксперты заполняют предварительно составленные специалистами анкеты, которые должны отвечать следующим требованиям:
формулировки исключают смысловую неопределенность;
использованы общепринятые термины;
обеспечено единое и однозначное толкование результатов анкетирования.
По форме ответы бывают открытые и закрытые. В первом случае ответ эксперта не регламентирован, во втором он останавливает свой выбор на одном из указанных вариантов ответа. Предложенные экспертами ответы позволяют аналитикам выявлять не только средние, но и преобладающие оценки.
Интервьюирование предполагает проведение устного диалога между интервьюером и респондентом по обсуждаемому предмету. Заранее составленные программы могут уточняться в процессе диалога. Метод эффективен в задачах выбора для сужения интервала рабочих альтернатив, в оценочных задачах при неоднозначных трактовках, больших разбросах мнений экспертов.
Ценность методов возрастает при регулярном характере их применения. В этом случае результаты приобретают форму традиционных временных рядов.
Анкетирование и интервьюирование позволяют существенно расширить состав данных и улучшить информативность аналитиков. В ходе использования этих методов можно собрать не только количественные, но и качественные сведения (например, о стиле управления, уровне удовлетворенности организацией, целях конкретных руководителей и т.д.).
К группе методов, использующих критерии оценки, относятся целевая оценка, «паутина», контрольные вопросы, метод анализа иерархий, типология и репертуарные решетки.
Сущность целевого метода,называемого также методом суммы
мест,состоит в оценке объектов анализа по определенным критериям (компонентам целевой системы). При использовании метода целевой оценки выполняется следующая последовательность действий:
выбираются критерии (компоненты целевой системы) оценки объектов анализа;
всем объектам по каждому критерию присваивается ранг предпочтения (порядковый номер приемлемости);
по каждому объекту анализа рассчитывается суммарный ранг по всем критериям;
|
ранжирование объектов осуществляется по суммарному рангу (объект, получивший меньший ранг, является более предпочтительным).
Пример реализации метода представлен в табл. 3.5.
Методом многокритериального сравнения является и графический количественно-качественный метод «паутина».Технология его использования, по нашему мнению, включает девять операций:
1) определяются сравниваемые объекты анализа; их количество
на одной диаграмме не должно превышать 5;
2) наносятся две концентрические окружности; для ориентации внутри малой окружности предпочтительно отметить зоны: «хорошо» или «плохо»;
3) определяются критерии оценки объектов; их число может быть от 5 до 12;
4) на окружностях наносятся столько радиусов (сектора окружности должны быть равными), сколько выбрано критериев;
5) каждый радиус закрепляется за определенным критерием; критерии могут быть как количественные, так и качественные;
6) на каждый радиус наносится своя шкала для измерения значений критериев;
7) на радиусах делаются различные пометки, соответствующие оценкам сравниваемых объектов;
8) объединяются одинаковые пометки, соответствующие оценкам критериев по каждому объекту;
9) критерием предпочтения объектов является отведенная им площадь. Лучшим будет объект’ с меньшей площадью, если внутренняя окружность имеет пометку «хорошо», или большей площадью — в противном случае.
|
Исходные данные для анализа трех объектов (А, В, С) по всем критериям и диаграмма «паутина» для них представлены соответственно в табл. 3.6 и на рис. 3.1.
|
Метод «паутина» может использоваться во всех случаях, когда оценку объектов анализа целесообразно осуществлять по разнообразным количественным и качественным признакам. Основное достоинство метода — визуализация результатов анализа, что особо ценно при представлении материалов исследования руководителям.
Метод контрольных вопросовпредполагает использование документа табличной формы, содержащего в каждой строке вопрос (параметр) и варианты ответов (значения параметров) по определенному аспекту анализа.
|
Аналитик, отвечая на поставленные вопросы, должен делать пометку в графе, соответствующей его заключению. Таблица, как правило, строится таким образом, что пометки в колонках слева демонстрируют слабые стороны объекта исследования, а в колонках справа -сильные стороны или особые возможности. Регулярное использование таких таблиц создает базу для определения тенденций изменения предмета анализа во времени, позволяет сравнивать его положение в отношении других объектов анализа. Пример условного документа «Контрольные вопросы» представлен в табл. 3.7.
Ответы в вопросниках представляются в порядковой (низкая, средняя, высокая) или назывной (перечисление факторов) шкалах. Считается, что они «грубее» описывают исследуемые процессы по сравнению с данными, представленными в количественных шкалах. Порядковые данные требуют использования специфических приемов обобщения, которые не так развиты, как методы оценки количественных данных.
Однако благодаря наличию вопросников значительно сокращается время, необходимое для проведения анализа, уменьшается зависимость его результатов от уровня квалификации аналитика. Получение при использовании этого метода более корректных результатов, чем при балльной и экспертной оценке, объясняется следующими обстоятельствами. Эксперт в пределах данного метода вместо назначения баллов выбирает утверждение, наиболее четко характеризующее объект оценки. Ответы могут быть представлены количественными данными (отражающими, например, возраст работника). Они могут характеризовать тенденцию изменения какого-либо параметра (рост, падение) или давать оценку (отлично, удовлетворительно и т.д.).
Выбор путем сравнения, как правило, точнее прямого измерения, когда в конкретной ситуации у каждого эксперта свое понятие оптимального состояния оцениваемых параметров. Играют роль определенные психологические особенности. Например, при оценке работников по экспертному методу коллеги склонны снисходительно относиться к привычным, распространенным недостаткам оцениваемого лица и не принимать их во внимание. Эксперты обязательно учтут таковые при сравнительном подходе, заложенном в методе контрольных вопросов.
По мнению автора, в вопроснике полезно оставлять две свободные клетки. В одной из них, названной «другое», пометки делаются в том случае, когда эксперт считает, что ни одна из формулировок не отражает истинного положения дел. В этой клетке эксперт указывает свое утверждение. Если выраженность какого-то качества эксперт знает нечетко, он делает пометку в другой клетке, имеющей значение «не знаю». Внесение таких позиций позволяет не только сделать более корректной оценку, но и уточнить, и дополнить базовые вопросники.
Основная проблема аналитиков заключается в том, чтобы найти квалифицированно составленные вопросники, при необходимости адаптировать их к конкретным условиям или разработать документ для опроса самостоятельно.
Опыт, приобретенный автором, свидетельствует, что изначально не удастся создать весьма действенные вопросники. Аналитикам нужно быть готовыми к тому, что только после неоднократных опросов с тщательным анализом как результатов оценки, так и аналитических документов удается создать методики, содержащие не только универсальные исходные перечни-словари, но и узкоспециализированные вопросники.
Метод типологииосновывается на теории позиционирования.Основная идея этой теории заключается в существовании стандартных ситуаций и рекомендуемых для них решений. Задача аналитика состоит в выборе позиции, соответствующей объекту анализа по определенным параметрам, и получении стандартного решения, предлагаемого разработчиками метода. Практическими приложениями этой теории являются матрицы БКГ, Мак-Кинси и др. Технология реализации метода включает такие этапы, как:
оценка анализируемого объекта по некоторым заданным параметрам;
позиционирование объекта в типологической схеме в соответствии со значениями параметров;
получение рекомендаций в соответствии с определенным по схеме типом анализируемого объекта.
При построении типологической схемы можно использовать два параметра и получить таблицу, примеры которой даны в разделах 4 и 5 работы. Возможно построение и объемной схемы с тремя параметрами. В обеих ситуациях параметры могут отражать как простые свойства, так и комплексные. Примером комплексного свойства служит перспективность рынка, характеризуемая размерами, темпом роста, уровнем удовлетворения потребностей пользователей, конкуренцией, уровнем цен, доходностью и т.д. В данном случае параметры могут иметь как количественную, так и качественную оценку. Позиционирование анализируемого объекта (объектов) на типологической сетке возможно в виде той или иной отметины (точек, окружностей и т.д.).
При наличии разработок в конкретных областях использование типологических сеток позволяет определить тип анализируемого объекта и воспользоваться готовыми рекомендациями по его совершенствованию. Однако с методом типологии необходимо быть крайне осторожным. Универсальные «рецепты» достаточно соблазнительны своей простотой, контрастирующей с решением творческих задач, но польза от применения полученных рекомендаций весьма ограничена. Лучше знать, как выявить и решить проблемы, чем верить в готовые рецепты успеха. По мнению автора, лишь в сочетании с другими приемами оценки метод типологии позволяет охарактеризовать ситуацию и найти приемлемые варианты прогнозных управленческих решений
Мозговой штурмспособ, позволяющий находить варианты решений в проблемной ситуации. Мозговая атака основывается на разделении во времени процесса поиска идей и их оценки. Для проведения второго этапа анализа может использоваться один или несколько рассмотренных ранее методов оценки и выбора решений.
Особый интерес представляет организация первого этапа — этапа генерации идей. В зависимости от числа участников в этом процессе различают атаку индивидуальную (1 человек), групповую (7±2 человека), массовую (неограниченное число участников). В случае массового штурма все участники разбиваются на группы и работа проводится по группам с последующим ее продолжением с представителями групп. Число участников в каждой группе не более 9 человек.
В зависимости от допустимости критики различают прямой и обратный мозговой штурм. При прямом штурме не допускается критика. При обратной мозговой атаке основное внимание уделяется выявлению и нейтрализации недостатков в предложениях по совершенствованию объекта анализа. Метод обратного мозгового штурма особенно уместен на ранней стадии проведения анализа, когда главная задача -выявить как можно больше потерь, вскрыть максимум имеющихся резервов.
Наряду с открытым (устным) штурмом имеет место закрытый (письменный) мозговой штурм. Он проводится в той ситуации, когда затруднительно собрать вместе всех необходимых субъектов анализа. В этом случае специалистам рассылаются вопросники по проблеме, подлежащей решению.
Наиболее распространенной является прямая групповая открытая мозговая атака. Она основывается на стимулировании творческой деятельности, которая приводит к неожиданным поворотам мысли, нестандартным идеям. Необходимая атмосфера создается за счет со-иместного обсуждения конкретной проблемы, регламентируемого определенными правилами: запрет на критику выдвигаемых предложений, ограничение времени одного выступления, обязательная фиксация всех высказанных идей и т.д.
На первом этапе в мозговом штурме во главу угла ставится не качество, а количество идей. Важен выбор участников, места, времени проведения генерации идей. Желательно привлечение специалистов разной направленности: бухгалтеров, финансистов, маркетологов, конструкторов и т.д. Необходимо, чтобы среди участников мозгового штурма были специалисты с разным опытом. Они должны быть в курсе проблемы, но не слишком детально ее знать. Нежелательно присутствие на сессии начальника и его подчиненных.
При использовании метода многое зависит от руководителя, который должен обеспечить выполнение всех правил и процедур метода. Успешность работы определяется его умением вести штурм в нужном направлении, темпе, не позволять отклоняться от цели, переформулировать исходную постановку проблемы, поощрять выступающих генераторов идей и т.д. Результаты мозгового штурма являются плодом коллективного труда и не персонифицируются.
Установлено, что процесс выдвижения новых идей не является независимым от процесса их оценки. Идеи генерируются тем успешнее, чем менее генерация интегрируется с оценкой идей. Процесс мышления протекает таким образом, что высказываемая одним из членов группы идея порождает у коллег либо творческую, либо критическую реакцию. В силу запрета на критику даже неконструктивные идеи порождают продуктивные реакции и приводят к тому, что процесс выдвижения новых идей в определенном смысле идет лавинообразно.
Наличие указанного эффекта подтверждается не только качественным анализом, но и статистически. Так, исследование эффективности мозговых атак, проведенное в университете Буффало, показало, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов работы равных по численности, но изолированных специалистов [81, с. 108].
Мозговой штурм — относительно быстрый и экономный способ анализа, предназначенный для разрешения трудностей, противоречий, с которыми столкнулся или, вероятно, столкнется управленческий персонал в ближайшей перспективе, «узких мест», сдерживающих развитие системы управления. Метод эффективен при решении нетрадиционных поисковых задач стратегического назначения. Мозговую атаку следует организовывать в той ситуации, когда проблема не поддается традиционному решению. В первую очередь речь идет о структурной политике, совершенствовании существующих способов работы.
Метод комиссий и конференцийявляется наиболее распространенной формой групповой работы, в процессе которой происходит свободное выдвижение идей, осуществляется их критика. Он основывается главным образом на приобретаемой в процессе многочисленных заседаний и дискуссий привычке к критическим оценкам новых и недостаточно обоснованных идей. Недостаток метода состоит в том, что аналитики в своих суждениях изначально ориентированы на принцип компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов анализа. Этот способ поиска и оценки вариантов решений хорошо зарекомендовал себя в цейтноте, особенно при решении задач планового и специального анализа.
Метод коллективного блокнотаобеспечивает выдвижение независимых идей членами коллектива с последующей оценкой предложений. С этой целью каждый член коллектива получает блокнот, в котором в общих чертах излагается существо анализируемого вопроса, приводятся необходимые вспомогательные и справочные материалы, например схемы документооборота, должностные инструкции и т.д.
В течение заранее установленного времени каждый субъект анализа записывает в свой блокнот результаты анализа и предложения, а в заключение дает оценку своих идей, выделяя лучшие. По истечении времени участники работ сдают блокноты координатору для подготовки на основе содержащихся в них материалов обобщающей записки. Оценка групповых аналитических альтернатив осуществляется любым из рассмотренных ранее методов оценки.
Метод коллективного блокнота удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Для использования метода необходимо наличие в коллективе организации творчески мыслящих, опытных специалистов.
Такой метод работы, как банк идей,предполагает обращение к картотеке или автоматизированной базе данных, создаваемой в процессе практической деятельности. В указанных хранилищах собираются и систематизируются наиболее интересные примеры решения задач. Сюда включаются как оригинальные, так и типичные варианты с оценкой их применимости. Метод может быть полезен при решении поисковых задач чаще текущего, реже — стратегического анализа.
Функционально-стоимостный анализ— системное исследование, предусматривающее обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат при выполнении различных про цессов и процедур, в том числе организационных. Описанию данного метода посвящены солидные исследования монографического и практического характера, вузовские учебники и пособия [172, 311]. В общем случае технология реализации этого подхода включает несколько этапов.
Подготовительный этап предполагает формирование целей, задач, исполнителей и объекта анализа. Информационный этап связан с подготовкой, сбором и систематизацией информации по объектам-аналогам. Расчетный этап сводится к формированию функций, определяющих предельно допустимые затраты. Творческий этап предназначен для генерации идей, где могут использоваться все ранее рассмотренные методы поиска решения. Исследовательский этап — оценка вариантов и выбор одного из них по критерию минимизации затрат.
При реализации метода абстрагируются от реальной конструкции анализируемой системы и сосредотачивают внимание на ее функциях. Четко определив функции анализируемого объекта, следует обосновать необходимость реализации каждой из них. Если ответ утвердительный, решается вопрос о том, насколько нужны предусмотренные количественные параметры. Принципиальным является ответ на вопрос о наиболее экономичном способе выполнения конкретной функции. Такая постановка вопросов изменяет сложившийся стереотип мышления и позволяет получить экономический эффект, какого не удается достичь с помощью других методов. Действия, необходимые для получения ответов на эти вопросы, можно свести к трем процедурам: определение функций; оценка функций в денежном выражении; поиск альтернативных вариантов осуществления функций. Поскольку задачи анализа систем управления являются междисциплинарными, при их решении встает проблема координации действий представителей разных профессий. Однако создание работающего коллектива не столь просто: предметно организованное мышление каждого ставит этому трудно преодолимые преграды, высокий профессионализм не столько обеспечивает совместную коллективную работу, сколько мешает ей; предметное мышление каждого замкнуто на свою работу, не стыкуется и не соотносится с предметным мышлением других, не входит в комплекс полипредметного мышления [372]. Выход из этого положения может быть найден за счет использования надпредметного мышления, тех средств, методов и форм организации, которые получили название деловых игр.
Деловые игры— метод имитационного моделирования сложных процессов в различных ситуациях путем совершения деятельности по заданным правилам группой людей [44, 45, 46, 82, 94, 175, 192, 210,255,372].
Основоположником деловых игр признан российский ученый М.М. Бирштейн, в 1932 г. использовавший игровую форму деятельности для решения организационно-производственных задач. Раскрывая возможность деловых игр, автор отмечал, что игры служат в качестве методов экспериментального исследования, выбора важнейших показателей, аттестации, обучения, развития творчества, решения экономических задач [45].
|
Игровой метод анализа, на наш взгляд, можно описать через основные условия использования деловых игр и характеризующие их признаки, отраженные в табл. 3.12.
|
Поскольку для участников игры часто характерна несовместимость высказываний и точек зрения, различия образцов мыследеятельности, то следствием этого являются противоречия, конфликты, разрывы в коллективной работе. В ходе игры происходят выявление и фиксация причин и источников этих явлений, а следовательно, и ситуативный анализ, целеопределение и ситуативная проблематизация осуществляемых работ Параллельно происходит уяснение культурного и социального смысла позиций и точек зрения оппонентов. Появляется интерес к их способам работы, и делаются попытки разобраться в общей структуре и основных составляющих их мыследеятельности. Коллектив ищет новые знаковые формы, новые схематизмы для представления в объектно-ориентированной форме ситуации коллективной мыследеятельности. Участники игры вынуждены соотноситься друг с другом, выбирать допустимые и эффективные в данных условиях комбинации. В такой форме игра используется в качестве средства и метода разрешения конкретных управленческих проблем и задач.
Конкретизация эвристических методов в составе методик решения задач анализа системы управления, приведенные в разделах 5-8 книги, позволяет осуществлять оценку с незначительными затратами, вырабатывая представительное число вариантов решений с последующим получением вероятных сценариев развития систем управления организациями
Метод анализа иерархий (частный случай метод построения дерева целей)
Построение дерева целей (ДЦ) является методом систематизации действий для достижения целей системы управления. Существует главная цель, которая потом разбивается на подцели, а те, в свою очередь, на действия (рис. 36).
Необходимо выбрать критерии, при помощи которых можно произвести перебор стратегий для достижения цели и на их основе выбрать наилучший путь.
Например, рассмотрим задачу выбора пути развития фирмы. Рассмотрим простой пример решения проблемы развития фирмы (рис. 37) на основе метода ПАТТЕРН.
Для выбора пути развития фирмы необходимо ввести критерии оценки. Используем экспертные методы для определения критериев, их весов W и оценок эффектов применения альтернативных действий. Будем рассматривать отдельные альтернативы на двух уровнях разветвлений
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник