Способы анализа предметной области

Анализ предметной области

Тема 3.Методы анализа предметных областей информационных систем

Понятие предметной области

Основным назначением информационных систем является обеспечение пользователей информацией о внешнем мире — мире вне информационной системы. При этом получаемая пользователем информация описывает только определенный фрагмент (часть) внешнего мира. Такая часть внешнего мира получила название предметной области информационной системы.

Понятие предметной области ИС предполагает существование устойчивой во времени соотнесенности между именами, понятиями и определенными реалиями внешнего мира, не зависящей от самой ИС и ее круга пользователей. Таким образом, введение в рассмотрение понятия предметной области ограничивает и делает обозримым информационное пространство ИС.

Предметная область ИС – часть реального мира, информация о которой, информация о которой используется в ИС.

К предметной области ИС относятся предметы, объекты, явления реальной действительности, их свойства, функции, отношения между ними.

Например, предметной областью может быть услуга, оказываемая предприятием. Тогда информация, которая будет использоваться в ИС, может содержать следующие сведения об услуге:

пространственные и временные параметры услуги;

цена услуги и др.

Другим примером предметной области могут служить сотрудники предприятия. В этом случае в ИС будет использоваться следующая информация:

фамилия, имя, отчество сотрудника;

дата его рождения;

служебная характеристика и др.

В качестве предметной области может быть выбран какой-либо вид деятельности предприятия, например – складское хранение товаров. Информация об этой предметной области будет значительно больше по объему, так как должна описывать характеристики хранящихся товаров, мест хранения, сотрудников, документов для приема и передачи товаров и др.

Анализ предметной области

Анализ предметной области является первым шагом, с которого начинается разработка ИС.

Анализ предметной области – деятельность, направленная на выявление информационных потребностей пользователей проектируемой ИС.

В ходеанализа предметной области разработчики ИС должны:

научиться понимать язык, на котором говорят заказчики;

выяснить требования заказчика к ИС;

определить набор задач для автоматизации.

Для этого разработчики с участием заказчика решают следующие основные задачи:

изучают миссию предприятия, цели деятельности и стратегии их достижения;

исследуют функции предприятия, их распределение между подразделениями предприятия;

выполняют статическое описание предприятия (объектной, функциональной, организационной структуры, структуры управления);

выполняют динамическое описание предприятия (бизнес-функций и потоков деятельности);

моделируют отдельные бизнес-процессы на предприятии.

Результатом анализа предметной области является детальное описание данных информационных потребностей пользователей ИС.

Источник

Методы исследования предметной области (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Конспект лекций по дисциплине

для направления подготовки

Методы исследования предметной области: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» / сост. канд. экон. наук , ст. преподаватель кафедры общественных и естественных наук . – Мурманск: МАЭУ, 2013. – 58 с.

Ó Мурманская академия

экономики и управления, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 4

Понятие предметной области. 4

Цели и задачи исследования предметной области. 7

Уровни исследования предметной области и их взаимосвязь. 8

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.. 9

Постановка целей и задач исследования предметной области. 10

Определение состава собираемой информации и источников ее получения 11

Виды информации и источники ее получения. 11

Состав собираемой информации и источники ее получения. 12

Исследование организационно-экономических характеристик предметной области 17

Исследование бизнес-процессов и информационных процессов предметной области 25

Понятие бизнес-процесса и информационного процесса. 25

Методы графического отображения бизнес-процессов. 26

Исследование аппаратно-программного обеспечения предметной области 32

Выявление проблем предметной области. 36

Выявление потребностей персонала, работающего с программным обеспечением 38

Формулирование функций разрабатываемого программного обеспечения и требований к нему. 39

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ОБРАБОТКИ ПОЛУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 41

Изучение документации. 41

Читайте также:  Заполните 3 4 примерами таблицу способы образования имен существительных приставочный

Проведение опроса. 44

Наблюдение за работой предприятия. 46

Проведение исследований. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

П1. Функциональная модель процесса взаимодействия с клиентами «как должно быть» 51

П2. Информационная модель процесса взаимодействия с клиентами «как есть» 55

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Понятие предметной области

Интенсивное развитие информационных технологий и систем с каждым годом делает разработку программного обеспечения (ПО), в т. ч. информационных систем (ИС), одним из определяющих факторов успеха во многих областях бизнеса, промышленности, также и в сфере научных исследований. Решение любой задачи в сфере разработки ИС начинается с изучения предметной области. В настоящее время сложно дать единое формализованное понятие предметной области, поэтому приведем несколько общепризнанных.

Предметная область – множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории [2].

Предметная область часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного контекста. Под контекстом может пониматься область исследования или область, которая является объектом некоторой деятельности [6].

Например, предметная область менеджмента – это структурированное функциональное пространство, в котором возникают и развиваются конкретные связи, отношения между субъектами экономики и менеджмента. Неопределенность структуры и механизма ее изменения порождают проблему трансформации.

Предметная область – это мысленно ограниченная область реальной действительности, подлежащая описанию или моделированию и исследованию [3].

Исследование – это процесс познания определенной предметной области, объекта или явления с определенной целью [4].

Процесс исследования заключается в наблюдении свойств объектов с целью выявления и оценки важных, с точки зрения субъекта-исследователя, закономерных отношений между показателями данных свойств.

Предметная область состоит из объектов, различаемых по свойствам и находящихся в определенных отношениях между собой или взаимодействующих каким-либо образом.

Предметная область, как часть реального мира, бесконечна и содержит как существенные, так и не существенные с точки зрения проводимого исследования, данные.

Исследователю в свою очередь необходимо уметь выделять существенные данные. Например, при решении задачи «Выдавать ли кредит?» важными являются все данные про частную жизнь клиента, вплоть до того, имеет ли работу супруг, есть ли у клиента несовершеннолетние дети, каков уровень его образования и т. д. Для решения другой задачи банковской деятельности эти данные будут абсолютно неважны. Существенность данных, таким образом, зависит от выбора предметной области.

Знание предметной области, понимание сути происходящих в ней процессов, законов, правил и ограничений, управляющих ее развитием, является необходимым условием успешного решения задач, стоящих перед исследователем. Более того, наличие таких знаний является необходимым условием постановки и формулировки этих задач [3].

Представление модели предметной области включает две составляющие: понятийную и содержательную. Понятийная часть определяет термины предметной области и отношения между ними. Понятийная модель предметной области является базовым звеном в работе с информацией, поскольку она определяет «каркас», на котором держится содержательная составляющая.

Информационные элементы содержательной модели предметной области соответствует реальным объектам предметной области. Отношения, описываемые терминами понятийной модели предметной области, можно разделить на 2 типа: содержательные и понятийные. Содержательные определяют отношения одного информационного элемента к другому, а понятийные – отношения элемента к термину из понятийной модели предметной области.

При создании ИС в качестве предметной области может выступать:

· организация (предприятие, учреждение, компания, объединение и т. п.);

Взаимосвязь и взаимодействие между предметными областями и связанными с ними ИС в общем случае не носят четко выраженный и однозначно определенный характер. Под последним подразумевается существование процессов, которые с одной стороны по мере углубления содержательных представлений о предметной области и развития их формальной теории, позволяют строить все более совершенные, интеллектуализированные информационные системы, а с другой стороны развитие математической теории информационных систем приводит к созданию совершенно новых поколений методов углубления и расширения знаний о предметных областях. Учитывая вышеизложенное, можно построить модель организации любой информационной системы с учетом влияния на нее предметной области (рис. 1.1.) [5].

Рис.1.1. Модель организации информационной системы с учетом влияния предметной области

Читайте также:  Нетрадиционный способ рисования зимы

Т. е. информационная система состоит из баз данных, информационных хранилищ и баз знаний, которые реализуют функции сбора, обработки, поиска, выдачи и передачи информации. При этом каждый из этих носителей может использоваться как отдельная специфическая модель предметной области (МПО) ИС, так и в совокупности – интегрированная МПО.

В общем случае исследование объекта информатизации производится сверху вниз в соответствии с организационной структурой, начиная от высшего руководства и, заканчивая определением выполняемых операций на конкретных рабочих местах. Такой подход позволяет на ранних этапах определить объём работ, направления детальных исследований, сроки исполнения.

Цели и задачи исследования предметной области

В общем случае, цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, а задачи, в свою очередь, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Например, целями исследования предметной области при разработке ИС может выступать изучение работы предприятия в целом и/или работы его конкретного подразделения; изучение определенного вида деятельности; поиск наиболее эффективных вариантов построения ИС, организации ее функционирования и развития.

Задачи исследования предметной области могут быть проранжированы следующим образом:

1) анализ организационной структуры предприятия/подразделения;

2) анализ бизнес-процессов предприятия/подразделения;

3) анализ технико-экономических показателей предприятия/ подразделения;

4) анализ действующих средств вычислительной техники и средств связи, информационных технологий и систем;

5) выявление «узких мест» в работе предприятия/подразделения;

6) определение путей устранения «узких мест» за счет внедрения ИС;

7) выбор варианта автоматизации предприятия/подразделения;

8) расчет совокупной стоимости владения ИС.

Уровни исследования предметной области и их взаимосвязь

В качестве основных уровней исследования предметной области можно выделить следующие:

1) Исследование организационно-экономических характеристик предметной области

На этому уровне приводится общая характеристика предметной области (объекта информатизации), включая его полное наименование, подчиненность (если она существует), организационную структуру, укрупненные технико-экономические показатели деятельности (число работающих, номенклатура производимой и продаваемой продукции или оказываемых услуг, число поставщиков и потребителей, объемы производства или продажи продукции, общее количество заключаемых за год сделок и т. п.) и иные сведения, необходимые для понимания последующих проектных материалов.

2) Исследование бизнес-процессов и информационных процессов предметной области

Этот уровень предполагает описание и анализ действующих на объекте бизнес-процессов (желательно с формализованным их представлением, использующим метод функционального моделирования SADT (IDEF0), метод моделирования процессов (IDEF3) и прочие методы, которые наилучшим образом соответствуют специфике проекта), а также описание и анализ применяемых информационных технологий, имеющие целью выявление существующих на объекте проблем и недостатков («узких мест») в сфере экономики и управления, включая предварительную оценку экономических потерь, обусловленных этими недостатками.

Источник

Анализ предметной области и требования к ПО

Анализ предметной области

Для того чтобы разработать программную систему, приносящую реальные выгоды определенным пользователям, необходимо сначала выяснить, какие же задачи она должна решать для этих людей и какими свойствами обладать.

Требования к ПО определяют, какие свойства и характеристики оно должно иметь для удовлетворения потребностей пользователей и других заинтересованных лиц. Однако сформулировать требования к сложной системе не так легко. В большинстве случаев будущие пользователи могут перечислить набор свойств, который они хотели бы видеть, но никто не даст гарантий, что это — исчерпывающий список . Кроме того, часто сама формулировка этих свойств будет непонятна большинству программистов: могут прозвучать фразы типа «должно использоваться и частотное, и временное уплотнение каналов», «передача клиента должна быть мягкой», «для обычных швов отмечайте бригаду, а для доверительных — конкретных сварщиков», и это еще не самые тяжелые для понимания примеры.

Чтобы ПО было действительно полезным, важно, чтобы оно удовлетворяло реальные потребности людей и организаций, которые часто отличаются от непосредственно выражаемых пользователями желаний. Для выявления этих потребностей, а также для выяснения смысла высказанных требований приходится проводить достаточно большую дополнительную работу, которая называется анализом предметной области или бизнес-моделированием, если речь идет о потребностях коммерческой организации. В результате этой деятельности разработчики должны научиться понимать язык, на котором говорят пользователи и заказчики, выявить цели их деятельности, определить набор задач, решаемых ими. В дополнение стоит выяснить, какие вообще задачи нужно уметь решать для достижения этих целей, выяснить свойства результатов, которые хотелось бы получить, а также определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач. Кроме того, анализ предметной области позволяет выявить места возможных улучшений и оценить последствия принимаемых решений о реализации тех или иных функций.

Читайте также:  Перевод ширь глушь способ словообразования

После этого можно определять область ответственности будущей программной системы — какие именно из выявленных задач будут ею решаться, при решении каких задач она может оказать существенную помощь и чем именно. Определив эти задачи в рамках общей системы задач и деятельностей пользователей, можно уже более точно сформулировать требования к ПО .

Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики, которые передают полученные ими знания другим членам проектной команды, сформулировав их на более понятном разработчикам языке. Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, в виде графических схем и текстовых документов.

Анализ деятельности крупной организации, такой как банк с сетью региональных отделений, нефтеперерабатывающий завод или компания, производящая автомобили, дает огромные объемы информации. Из этой информации надо уметь отбирать существенную, а также уметь находить в ней пробелы — области деятельности, информации по которым недостаточно для четкого представления о решаемых задачах. Значит, всю получаемую информацию надо каким-то образом систематизировать. Для систематизации сбора информации о больших организациях и дальнейшей разработки систем, поддерживающих их деятельность , применяется схема Захмана ( автор — John Zachman, [1,2]) или архитектурная схема предприятия (enterprise architecture framework).

В основе схемы Захмана лежит следующая идея: деятельность даже очень большой организации можно описать, используя ответы на простые вопросы — зачем, кто, что, как, где и когда — и разные уровни рассмотрения. Обозначенные 6 вопросов определяют 6 аспектов рассмотрения.

  • Цели организации и базовые правила, по которым она работает.
  • Персонал, подразделения и другие элементы организационной структуры, связи между ними.
  • Сущности и данные, с которыми имеет дело организация.
  • Выполняемые организацией и различными ее подразделениями функции и операции над данными.
  • Географическое распределение элементов организации и связи между географически разделенными ее частями.
  • Временные характеристики и ограничения на деятельность организации, значимые для ее деятельности события.

Также выделены несколько уровней рассмотрения, из которых при бизнес-моделировании особенно важны три верхних:

  • Самый крупный — уровень организации в целом, рассматриваемой в ее развитии совместно с окружением, уровень общего планирования ее деятельности. Этот уровень содержит долговременные цели и задачи организации как цельной системы, основные связи организации с внешним миром и основные виды ее деятельности.
  • Уровень бизнеса, на котором организация рассматривается во всех аспектах как отдельная сущность, имеющая определенную структуру, которая соответствует ее основным задачам.
  • Системный уровень, на котором определяются концептуальные модели всех аспектов организации, без привязки к конкретным их воплощениям и реализациям, например, логическая модель данных в виде набора сущностей и связей между ними, логическая архитектура системы автоматизации в виде набора узлов с привязанными к ним функциями и пр.

Наиболее удобной формой представления информации при анализе предметной области являются графические диаграммы различного рода. Они позволяют достаточно быстро зафиксировать полученные знания, быстро восстанавливать их в памяти и успешно объясняться с заказчиками и другими заинтересованными лицами. Набросать рисунок из прямоугольников и связывающих их стрелок обычно можно гораздо быстрее, чем записать соответствующий объем информации, и на рисунке за один взгляд видно гораздо больше, чем в тексте. Изредка встречаются люди, лучше ориентирующиеся в текстах и более адекватно их понимающие, но чаще рисунки все же более удобны для иллюстрации мыслей и объяснения сложных вещей.

Источник

Оцените статью
Разные способы