- Методические приемы, способствующие приобретению литературоведческих знаний в процессе изучения народных сказок
- «Инновационные технологии и приемы анализа художественного текста русских народных сказок» (из опыта работы воспитателя Корневой Е.А.) методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Методические приемы, способствующие приобретению литературоведческих знаний в процессе изучения народных сказок
Автор: Чачина Елена Сергеевна
Методические приемы, способствующие приобретению литературоведческих знаний в процессе изучения народных сказок
Методика чтения сказок специфична, потому что с помощью слова отображена совершенно иная культурно-историческая реальность, по сравнению с той, в которой живет младший школьник. Было отмечено, учащиеся должны знать основные жанровые, языковые и композиционные признаки волшебных, бытовых и сказок о животных. Мы предлагаем некоторые приемы работы на уроках литературного чтения, способствующие эффективному усвоению литературоведческих знаний о народных сказках.
Одним из приемов работы над текстом сказки в процессе ее анализа является стилистический анализ. Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении сказки оказывается достаточно продуктивным. Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа, разнообразны.
1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лексический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и соотнести оттенок значения с ситуацией, созданной традиционным текстом.
2. Нахождение сравнений, эпитетов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с обоснования слова-образа. Они приучаются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует соотнесения точек зрения «создателя»-рассказчика фольклорного произведения с читательской. Ребенок учиться наблюдательности, видеть связи между предметами и явлениями окружающего мира, причем не только очевидные, но и периферийные, далекие.
3. Нахождение глаголов действия. Эта работа близка уже названным. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается, и как совершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоциональной окрашенности лексики.
Например, при чтении сказки «Морозко» учащиеся 3 класса узнают, что Мороз – Красный нос опытен и мудр, наделен чувством сострадания: он не прочь не только «позабавиться, людей поморозить», но готов помочь красной девушке: «Он принес красной девице сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом». Анализируя язык сказки, учащиеся убеждаются, что обилие динамичных глаголов во всей ткани сказки придает ей удивительно живой характер, наполняет ее непрерывным движением: «Опять пришел Мороз – Красный нос, попрыгивает –поскакивает, на красную девушку поглядывает». Этому впечатлению способствует и характерное для синтаксического строя сказки акцентирование всей фразы, зачастую без подлежащего, на сказуемом: «Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!».
4. Стилистический эксперимент (термин А.А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выразительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем сравнивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадобилось именно это слово-образ. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть внимательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении [Пешковский, с. 198-199].
Приведем фрагмент урока русской народной сказки сказке «У страха глаза велики» во 2 классе, иллюстрирующий использование приема «стилистический эксперимент».
Этап перечитывания и анализа текста
– Можем ли мы по первой части сказки представить себе бабушку и внучку, курочку и мышку?
– Вы правы. Наше воображение поможет нам представить персонажей сказки. А можем ли понять, как сказитель относится к своим героям?
– Что нам помогает это понять?– Давайте проведем эксперимент. Заменим некоторые слова в первой части. Теперь она будет такой: Жили-были старая бабка, внучка-насмешница, квохтующая курица и запечная мышь.
– Как теперь сказитель относится к ним?
– Верно. Мы можем сделать вывод о том, что уже по первым словам можно сказать, что сказителю нравятся его герои, потому что он ласково их называет, использует уменьшительные и ласкательные значения (курочка, мышка, старушка), он подчеркивает их единство.
– Что еще в сказке говорит о дружбе персонажей? Почему вы улыбались?
– А почему и здесь сказитель использует уменьшительные слова, почему он не говорит «с огурец», «с наперсток» – ведь огурец и наперсток и так маленькие по сравнению с человеком?
– Подробно не представить, их внешность не описывается.
– Но можно все-таки: как бабушки выглядят мы знаем, внучку тоже можно представить: девочка маленькая, курочку и мышку мы тоже видели.
– Они ему нравятся!
–По-другому назвали персонажей.
– Они ему не нравятся. И нам не нравятся.
Для ответа перечитывают второй абзац.
– Смешно называются ведра – «с огурчик», «с наперсточек».
– А по сравнению с курочкой и мышкой они не маленькие: нужно показать, что они совсем маленькие, если поставить рядом с человеческими ведрами.
Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения, жанровые и композиционные признаки традиционного текста. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образы произведения.
Рассмотрим сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Учащимся 1 класса нужно найти в тексте, какими словами, выражениями описаны герои сказки: «Аленушка – дочка, сестрица, красна девица; ожила и стала краше, чем была». «Иванушка – сынок, братец, козленочек».
Мы видим, что большинство слов имеют уменьшительно-ласкательный суффикс, да и названы герои ласково: Аленушка и Иванушка. Следовательно, мы можем сделать вывод, что герои эти положительные, только вот несчастье случилось с Иванушкой, так как он не послушался сестру.
При стилистическом анализе можно использовать прием стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений и т.д.
Например, заменим название сказки: «Сестра Алена и брат Иван». Звучит? Нет! Сравним с настоящим названием: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
— Какое из названий точнее и выразительнее? Почему?
Или: «- Не пей, брат, козленочком станешь!»
— Можем ли мы сказать, что Аленушка с любовью относится к Иванушке, заменив слово братец на слово брат? Нет, так как теряется уменьшительно-ласкательный смысл.
Поступки главного героя сказки и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:
Аленушка: залилась слезами, села под стожок – плачет…
ведьма: привязала на шею камень, бросила ее в воду; стала просить мужа — зарежь да зарежь козленка.
Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Аленушки и уважительное – к героине, любящей своего брата.
Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:
начала: Жили-были. В некотором царстве, в некотором государстве. ;
продолжения: Долго ли, коротко ли. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. ; конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вот вам сказка, а мне кринка масла.
Большинству сказок присуща такая особенность, как троекратность (троекратное повторение действий, три задания должен выполнить герой, три брата и др.). Видимо, здесь отразилось верование людей в магическое число три.
Часто характеристика времени и места действия может быть передана при помощи выражения: «Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли. », которое в повествование вводят сказочники для того, чтобы сохранить «временное пространство» сказки и не загромождать сюжет (т.е. указывается конкретное время и место, где происходят события).
Приведенные упражнения способствуют развитию творческого воображения, логики, мышления и речи детей. Если решены задачи обучения, осознаны школьниками способы и приёмы образования переносных значений слов, дети понимают выразительно-изобразительные средства и используют их в устной и письменной речи, в этом случае они приобрели элементарные знания о построении яркой образной речи, что способствует решению главной задачи — повышению речевой культуры младших школьников.
Одним из приемов работы над языком сказки является творческая работа учащихся по созданию сказки. Эта работа – «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета (по В.Я. Проппу – функции), а затем придумывали свои сюжеты.
Приведем пример творческой работы «устное сочинение — обработка народной сказки».
1. Прочитайте русскую народную сказку «Медведь и лиса».
2. Найдите в тексте предложение, в котором напрямую, с издёвкой высмеивается глупость медведя. Подчеркните его. Это предложение надо сохранить почти дословно.
Словесно нарисуй образ медведя: внешность, повадки, черты характера.
3. Подумайте, где можно с помощью дополнительных слов выразить мысль более точно. Вставь эти слова.
Например: Идёт, идёт и вдруг \/ летит тетерев.
4. Найди в тексте просторечные слова и их формы, замени их на общелитературные (вместо рот-то – рот и т.д.).
5. С помощью каких сравнений, определений можно оживить сказку, не меняя её смысл? Как по-другому называют лису? Медведя? Как идёт лиса? А как медведь?
Сравни: Медведь скорей схватил его.
Косолапый недолго думал – схватил его.
6. Выбери 2-3 подходящие к сказке пословицы и поговорки. Найди им место в тексте.
Глядит лисой, а пахнет волком.
В родню толст, да не в родню прост.
На иную мудрость хватает и простоты.
Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.
Сам себя наказал.
7. Представь, как звучит сказка, если надо — измени порядок слов, обыграй рифмы.
Сравни: 1) Однажды медведь прогуливался по лесу.
Прогуливался однажды медведь, до еды жадный, по лесу.
2) И прямо медведю в рот и влетел.
И прямо медведю в рот залетел да там и засел.
3) Чтобы этот тетерев у него вылетел изо рта-то
Чтобы этот тетерев у него вылетел изо рта.
А теперь попробуй сам (записывай готовые варианты).
8. Расскажи сказку.
Обучение творчеству – процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения, но его необязательно вести сразу и до конца. Процесс обучения составлению сказок можно включить как элемент не только в уроки чтения, но и русского языка, применять больше наглядности, элементы драматизации сказок, используя просмотр театральных спектаклей.
1. Выделение речевых характеристик героя, словесное рисование – приемы работы, которые способствуют формированию умения выявлять и осмысливать параметры сказочного мира, мотивы сказочного повествования, устанавливать несоответствия между точкой зрения рассказчика и своей читательской.
2. Прием стилистического анализа (подбор синонимов; нахождение зачинов, концовок; выявление глаголов действия) помогает соотносить форму и содержание, определять способы формальной организации традиционного текста.
3. Литературоведческие знания, которые приобретают младшие школьники в процессе чтения народных сказок, используются в творческой работе – стилизации народной сказки (написание детьми собственной сказки, построенной по законам народной) или обработке какой-то сказки и создание авторской.
Источник
«Инновационные технологии и приемы анализа художественного текста русских народных сказок» (из опыта работы воспитателя Корневой Е.А.)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В методической разработке подробно описаны методы и приемы работы со старшими дошкольниками при анализе художественного текста русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_i_tehnologicheskie_priemy_.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии и приемы
анализа художественного текста русских народных сказок»
(из опыта работы воспитателя Корневой Е.А.)
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.
Как никакой другой литературный материал, русские народные сказки дают богатый потенциал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самовыражения личности. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и, счастливый конец. Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о героях, о системе событий, о роли персонажей в сказке, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии, словесного творчества детей.
За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит своё решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки. Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принципа целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в методиках.
В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов её изучения.
Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не обеспечивают продуктивное развитие детей к постижению глубокого метафорического смысла изучаемого текста. Только целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и, тем самым, будет способствовать более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.
Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:
- содержательный анализ сказки: выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
- определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);
- обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
- определение специфики сказки через особенности ее системы образов.
При верном, профессионально грамотном руководстве этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка, что в свою очередь развивает творческое мышление, а, следовательно, словесное творчество.
Взрослым, которые возьмутся за реализацию данной разработки, необходимо владеть достаточным запасом знаний сказок, творчески подходить к организации занятий, чтобы достичь применения детьми полученных знаний в словесном творчестве. Все виды работы осуществлять с опорой на текстовой и наглядный материал. Особое внимание уделять методическим приемам, облегчающим детям составление связного последовательного сообщения на основе выделения существенных смысловых звеньев сюжета (воспроизведение текста по опорно-графическим схемам с изображением персонажей и главных моментов сюжета, по развернутому словесному плану). Подвести детей к пониманию, что такое видимые результаты коллективного творчества. Показать детям, каких успехов они достигли за время обучения, дать им возможность оценить результаты коллективного труда (спектакль или инсценировка, сборник сказок и сборник рассказов, рисунки и т.п.).
Технология анализа художественного текста
русских народных сказок
- Знакомство со сказками о животных.
В этих сказках в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках они обладают присущими только человеку качествами и живут человеческой жизнью. Они так же разумны, как и люди, и разговаривают, как люди. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса и волк» лиса крадёт рыбу из саней), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Мужик и медведь»). Существует около 50 видов разновидностей сюжетов сказок о животных. Идейный смысл данного типа – ум всегда побеждает силу.
- Знакомство с кумулятивными сказками.
Кумуляция – увеличение, скопление, цепная композиция, когда эпизод цепляется за эпизод, пока не наступит развязка. При изучении кумулятивных сказок необходимо помнить, что кумуляция как явление свойственна не только этому жанру. Нередко используют кумуляцию сказки о животных, а в волшебных сказках, будучи редуцирована до цепочки в три эпизода, выступает обязательным композиционным приёмом – приёмом троекратных повторов, «троичности». Также необходимо помнить, что кумулятивные сказки часто используют не одну, а две или даже несколько цепочек, которые могут строиться по разным принципам. В результате в тексте одной сказки взаимодействуют разные типы кумуляции. Например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зёрнышко» и др.
- Типы персонажей в кумулятивной сказке.
Типы персонажей выделяются в зависимости от того, какой принцип лежит в основе кумуляции, и какую роль играет персонаж в цепочке сказочных событий. Существует прямая связь между типом персонажа и цепочкой событий кумулятивной сказки. Выделяют четыре основных типа персонажей: тупой болван (прожорливое чудище) – связан, прежде всего, с цепочкой пожираний, разрушений; дурачок (глупый путаник, глупец, чудак) — организует сюжеты, построенные на рядах отсылок, действий невпопад; хитрый обманщик (плут, хитрец) — реализуется в сюжетах, основанных на ряде мен, честных и нечестных обменов, коварных советов; хранитель дома, семейного очага — выступает организующим началом в сказках с разными цепочками, среди которых «непрошеные гости», «приобретения и награды» и др.
- Знакомство с социально-бытовыми сказками.
Социально-бытовая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости. Ему противостоят царь, поп, барин, помещик и т.п. «Что общего в этих сказках?» (Состязание умов и победителем всегда выходит человек из народа. Например, «Как мужик гусей делил», «Как мужик генерала кормил», «Каша из топора» и др.).
- Знакомство с волшебными сказками.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В волшебных сказках заложена мечта человечества о безграничных возможностях покорения природы человеком. Существенными отличиями волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно-временное построение и др.
- Знакомство с зачином сказки.
Чтение разных вариантов зачина сказки. Проговаривание зачина сказки вслух.
(«Жил да был…», «жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.п.) и сравнение с началом рассказа («Однажды…», «Как-то раз …», «Вдруг…» и т.п.).
Объяснение способов создания сказочного героя разными приемами:
- Гипербола – преувеличение (парадоксальные увеличения персонажа: «Гулливер», великан, богатырь);
- Лилота – преуменьшение (парадоксальные уменьшения персонажа: Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);
- Комбинация – соединение в создаваемом образе героя двух и более частей тела («Русалка»: женщина + рыба, «Кентавр»: мужчина + лошадь, «Феникс»: женщина + птица);
- Схема – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это может быть любой схематический рисунок);
- Типизация – характерное выделение существенных, повторяющихся, однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, образ врача («Доктор Айболит», «Дядя Стёпа – милиционер»).
- Акцентирование — в создаваемом образе выделяется какая-то часть, деталь, особо подчёркивается («Карлик Нос», карикатура, шарж).
- Жилище любимого героя
Рассматривание репродукций, фотографий необычных строений, пейзажей в разных точках земного шара, в разное время года. Беседа о домиках сказочных героев (Дюймовочки, Чебурашки, Снегурочки, и др.) Задание детям придумать жилище для своего героя или героини. Помощь детям – наводящие вопросы:
а) может ли «Огневушка – поскакушка» жить в воде?
б) удобно ли Гулливеру жить у лилипутов?
Рисование или составление с детьми конструкций, макетов игрушечных домов из бросового материала для своих героев.
1. Обращение к детям с вопросом, кого из злых героев сказок они знают и как их можно сгруппировать:
а) чудовища – люди: ведьмы, колдуны, лешие, водяные;
б) чудовища – животные: звери, птицы, змеи;
в) злые силы в обычном облике – мачеха, отчим.
2. Обсуждение того, надо ли бояться чудовищ. (Нет, их просто придумали люди, боясь темноты, леса, грозы…). «Вот посмотрите, обыкновенный ком бумаги. А теперь (выключить свет), как он выглядит?»
3. Дидактическая игра «Придумай необычное существо». Обращение к детям с просьбой сесть поудобнее, и попытаться придумать («Можно нарисовать») для своей сказки злое чудовище по плану:
Напомнить о приемах создания сказочных образов: преуменьшение, преувеличение, комбинирование и т.п.
10. Место обитания злых героев.
1. Обсуждение с детьми, что такое свет и тьма (день и ночь), почему злые герои живут в чащобе, на болоте, в развалинах и т.п. (Потому что жадность, зависть, злоба омерзительны, противны, они это знают и прячутся от людей).
2. Задание детям придумать и описать место, где живет злой герой. Рассказы детей. «Не забудьте, каким должен быть голос, когда вы рассказываете о темных и мрачных местах». Обсуждение.
11. Завязка сказки или начинающееся противодействие.
1. Знакомство с завязкой – основными 3 функциями сказки: посредничество, начинающееся противодействие, отправка героя в путь-дорогу.
2. Чтение и обсуждение некоторых отрывков из сказок. Например, посредничество («Иди, Марьюшка, братца искать…»), начинающееся противодействие («Позволь и мне, царь, попытать счастья…»), отправка героя в путь – дорогу («Отправился царевич в дальнюю дорогу за своим счастьем… »).
12. Запрет или предписание, нарушение запрета или предписания
Чтение и обсуждение отрывков из 2 – 3 сказок. «Не пей из копытца…», «Не заходи только в десятую комнату…», «Не оставляй братца одного…» и др.
Задание детям придумать, кто или что может заставить доброго героя нарушить запрет. Очевидно – персонажи сказок и со двора отлучаются, и водицу из лужи пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – Антагонист, вредитель.
13. Отъезд героя.
Объяснение того, что может случиться в пути:
в) природные преграды (буря, камнепад, разливается море, дремучий лес, непроходимое болото, исчезает дорога и т.п.).
Дети вспоминают знакомые сказки, в которых с героями в пути происходят разные происшествия.
14. Подвох, вредительство.
Чтение и обсуждение некоторых отрывков из сказок. Например, волк подражает голосу козы; Царевна ест предложенное Чернавкой яблоко; схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжёлой болезнью и др.
15. Путешествие сказочного героя.
1. Беседа о природных явлениях, во время которых путешествует герой сказки, рассматривание иллюстраций.
— В какое время года происходят события в этих сказках?
— Посмотрите, какой пейзаж на картинах художников – иллюстраторов.
2. Дидактическая игра «Волшебные очки». «Придумайте, по какой дороге пойдет, полетит, поплывет ваш герой, в какое время года. Можно нарисовать».
16. Волшебные дары.
1. Подборка книг-сказок с красочными иллюстрациями, в которых есть волшебные предметы (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы и др.). Рассматривание иллюстраций и обсуждение.
2. Беседа «Зачем нужны волшебные предметы?» (Чтобы с их помощью герою справиться с предстоящими трудностями, найти спасительную ситуацию).
3. Знакомство с действием волшебного средства. (Это может быть полёт на ковре-самолёте, использование меча-кладенца и т.п.).
4. Рассказ детей о действии своего волшебного предмета. «Например, предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои качества наоборот».
17. Встреча с дарителем.
1. Рассматривание портрета дарителя и обсуждение. «Кто их дарит герою и при каких условиях».
2. Игра-задание «Придумай необычное существо». Придумать свой портрет дарителя.
3. Знакомство с условиями получения волшебного средства. (Волшебное средство может передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, выступать в лице разных персонажей, представляющих себя в распоряжение героя (н-р, «Двое из ларца») и т.п.).
4. Задание детям, при каких условиях произойдёт встреча дарителя с героем. Дети предлагают свои портреты дарителя, и при каких условиях происходит получение волшебного средства.
18. Сверхъестественные свойства антигероя.
1. Дается задание детям вспомнить сказки, где злые герои превращаются в добрых людей (зверей). «Для чего они это делали? Как им это удалось?»
Герои меняли обличье, т.е. внешний вид: голос, лицо, прическу, одежду.
2. Дидактическая игра «Превращение на фланелеграфе чудовища в человека (животное)».
«Мы изменили облик, внешность чудовища, но сделали ли его добрым?
Помните в «Аленьком цветочке» чудище внешне страшное, а внутри, в душе какое? Обличье, облик могут обмануть, поэтому злые герои и притворяются».
3. Детям дается задание нарисовать любое чудище, а потом убрать из его внешности все противное, страшное.
19. Трудные испытания в пути.
1. Демонстрация обложек известных сказок. «Как эти сказки называются? Я прочитаю маленькие отрывки из сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка». А вы ответьте на вопросы. Назовите героев сказки. (Не только Аленушка, но и яблонька, реченька, печка.) Природа помогает герою, и она же отказывает в помощи. Почему?
2. Задание детям придумать, как растения, камни, реки и др. будут помогать в дороге выбранному герою. Напомнить способы, которыми природа помогает человеку. «Не забудьте посмотреть на пейзажи (иллюстрации) на столах».
а) соответствует ли природа внешнему облику героя (великана, гномика);
б) или несоответствие выбрано специально;
в) какой вариант самый интересный.
20. Борьба добра и зла.
1. Беседа о героях сказок, которые победили чудовищ, колдунов, злодеев.
2. Знакомство с функцией борьбы — клеймение антагонистом главного героя сказки. («Расцарапал ему Змей всю щеку», «Воткнула Финисту-Ясну Соколу в волосы гребень»).
3. Рассматривание иллюстраций, зачитывание отрывков с описанием эпизодов, как добро побеждает зло.
21. Победа. Возвращение домой.
1. Задание детям: выбрать оружие для своего героя, как главный герой одерживает победу над антигероем. («Можно нарисовать»).
2. Знакомство с основными функциями сказок: достижение цели, ликвидация недостачи и преследование (вышла к Ивану из подземелья Царь-девица; героев могут преследовать гуси-лебеди; Змей-Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и прочие не менее симпатичные персонажи).
3. Задание детям: «Будет замечательно, если вы придумаете свой вариант борьбы, как главный герой побеждает злодея и пути возвращения домой».
22. Изобличение и наказание ложного героя.
1. Знакомство с развязкой сказки – основными функциями: необоснованные притязания, обличение и трансфигурация.
2. Чтение и обсуждение некоторых отрывков из сказок. Например, необоснованные притязания («Генерал заявляет царю: Я – змеев победитель …»), обличение («Рассказала тогда всё царевна, как было…»), трансфигурация («Искупался Иван в горячем молоке, вышел молодцем, лучше прежнего… »).
23. Чем заканчиваются сказки.
1. Беседа о том, как заканчиваются сказки, зачитывание концовок различных сказок:
а) типичные для народных сказок;
б) типичные для волшебных сказок;
— Чем похожи концовки всех этих сказок? (Хорошо заканчиваются).
— Сказки всегда хорошо заканчиваются, потому что люди всегда мечтают о победе добра над злом.
2. Чтение нетипичных концовок (двух – трех), где добро не всегда побеждает зло. «Почему лиса съела колобок?»
3. Дидактическая игра «Старая сказка на новый лад». Задание детям придумать, чем закончится их сказка.
24. Сочиняем сказку.
1.«Мы учились придумывать героев, добрых и злых, действия волшебных предметов и превращения с героями, происшествия. Сегодня попробуем придумать сказку. Итак…»
2. Ребёнок сочиняет сказку. Взрослый играет направляющую роль, удачные варианты записывает на кассету.
3. «Послушаем, что получилось». После рассказа ребёнка задаются вопросы: похоже на настоящую сказку? (есть волшебство); какая интонация? (сказочная).
4. «Как много мы всего сделали, чтобы научиться сочинять целую сказку».
Источник