- Задачи и методы анализа музыкальных произведений
- Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа
- Значение термина
- Теоретические основы
- Русское музыковедение
- А. Д. Улыбышев
- В. Ф. Одоевский
- А. Н. Серов
- Виды анализа
- Зачем нужен музыкальный анализ?
- Гармонический анализ музыкального произведения
- Исполнительный анализ
- Вокальная музыка
Задачи и методы анализа музыкальных произведений
(от греч. analysis — разложение, расчленение) — научное исследование муз. произв.: их стиля, формы, муз. языка, а также роли каждого из компонентов и их взаимодействия в воплощении содержания. Анализ понимается как метод исследования, осн. на расчленении целого на части, составные элементы. Анализу противостоит синтез — метод исследования, заключающийся в соединении отд. элементов в единое целое. Анализ и синтез находятся в тесном единстве. Ф. Энгельс отмечал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» (Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 20, М., 1961, стр. 41). Лишь соединение анализа с синтезом ведёт к глубокому пониманию явления. Это относится и к А. м., к-рый, в конечном итоге, всегда должен приводить к обобщению, синтезу. Такой двусторонний процесс ведёт к углублению понимания объектов, подлежащих изучению. Термин «А. м.» понимают и употребляют в широком и узком смысле. Так, под А. м. понимают аналитич. рассмотрение любой муз. закономерности как таковой (напр., можно подвергнуть анализу структуру мажора и минора, принципы действия гармонич. функции, нормы метра в пределах определённого стиля, законы композиции целого муз. произведения и т.д.). В этом понимании термин «А. м.» смыкается с термином «теоретическое музыкознание». А. м. трактуют и как аналитич. рассмотрение любого элемента муз. языка в пределах конкретного муз. произведения. Это более узкое понимание термина «А. м.» является ведущим. Музыка — искусство временнуе, она отражает явления действительности в процессе их развития, поэтому самое существенное значение при анализе муз. произв. и отдельных его элементов имеет установление закономерностей развития.
Одной из осн. форм воплощения художеств. образа в музыке является муз. тема. Изучение тем и их сопоставлений, всего тематич. развития служит важнейшим моментом анализа произведения. Тематич. анализ предполагает также выяснение жанровых истоков тем. Поскольку жанр связан с определённым типом содержания и кругом выразительных средств, выяснение жанровой природы темы помогает раскрытию её содержания. Возможен анализ отд. элементов муз. произв., использованных в них выразит. средств: метра, ритма (как в их самостоятельном значении, так и в их совместном действии), лада, тембра, динамики и т.д. Чрезвычайно важен анализ гармонический (см. Гармония) и полифонический (см. Полифония), при к-рых рассмотрению подвергается и фактура как определённый способ изложения, а также анализ мелодии как простейшей целостной категории, заключающей в себе первичное единство выразит. средств. Следующая разновидность А. м.- анализ композиц. формы произв. (т.е. самого плана тематич. сопоставлений и развития, см. Форма музыкальная) — заключается в определении типа и вида форм, в выяснении принципов тематич. развития. Во всех этих разновидностях А. м. связан с большей или меньшей степенью врйменного, искусственного, но необходимого абстрагирования, отделения данного элемента от других. Напр., при гармоническом анализе иногда необходимо рассмотреть соотношение отдельных аккордов независимо от роли метра, ритма, мелодии. Особый тип анализа — «комплексный» или «целостный» — анализ муз. сочинения, производимый на основе разбора композиц. формы, однако сочетаемый с изучением всех компонентов целого в их взаимодействии и развитии. Выяснение историко-стилистич. и жанровых предпосылок необходимо в А. м. всех видов, но особенно важно при комплексном (целостном) анализе, высшая цель к-рого — исследование муз. произв. как общественно-идеологич. явления во всей полноте его историч. связей. Этот вид анализа находится на грани собственно-теоретич. и историч. музыкознания. Сов. музыковеды обобщают данные А. м. на основе методологии марксистско-ленинской эстетики А. м. могут служить разл. целям. Анализ отдельных компонентов муз. произведения (элементов муз. языка) применяется в учебно-педагогич. курсах, учебниках, учебных пособиях и в тооретич. исследованиях. В науч. исследованиях в соответствии с их видом и конкретной направленностью всестороннему анализу подвергаются отд. выразит. элементы, закономерности композиц. формы муз. произведений. Во мн. случаях при изложении общей теоретич. проблемы в качестве доказательства выдвинутого положения анализируются соответств. образцы — отрывки из муз. произведений или целые произв. Это — дедуктивный метод. В др. случаях такого рода аналитические образцы даются, чтобы подвести читателя к выводам обобщающего характера. Это — индуктивный метод. Оба метода одинаково правомерны и могут сочетаться. Комплексный (целостный) анализ отд. произведений — неотъемлемая часть историко-стилистич. исследования, раскрытия постоянно развивающихся стилистич. закономерностей, особенностей той или иной нац. культуры, а также один из методов установления существенно-важных общих закономерностей муз. иск-ва. В более сжатой форме он становится частью монографич. исследования, посвященного одному композитору. Существует особая разновидность комплексного (целостного) анализа, к-рая даёт общую эстетич. оценку произв. без углубления в анализ выразит. средств, особенностей формы и т.п. Такой анализ можно назвать критико-эстетич. разбором произведения. При подобном рассмотрении муз. произв. собственно анализ и критика тесно соприкасаются и порой взаимопроникают.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа
Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально — теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:
- Исследование стиля и формы.
- Определение музыкального языка.
- Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.
Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.
Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.
Значение термина
Существует широкое и узкое употребление данного термина.
1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:
- структура мажора или минора;
- принцип действия гармонической функции;
- нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
- законы композиции музыкального произведения в целом.
В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».
2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.
Теоретические основы
В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:
1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.
2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.
3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.
4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:
- теоретическом;
- исполнительском;
- эстетическом.
5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.
6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.
7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.
8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.
Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.
Русское музыковедение
В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.
Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.
А. Д. Улыбышев
Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.
Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.
В. Ф. Одоевский
Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений — в основном опер, написанных М. И. Глинкой.
А. Н. Серов
Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.
Статья «Тематизм увертюры «Леонора»» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.
Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.
Виды анализа
Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.
Виды анализа музыкального произведения:
Музыкальная тема — это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.
Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.
2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:
3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).
Этот вид подразумевает:
- рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
- анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.
6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.
7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа — изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.
Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.
Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.
Зачем нужен музыкальный анализ?
Он может служить разным целям. Например:
- Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
- Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
- Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.
1. Предварительный общий осмотр. В него входят:
а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т. п.) ;
б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;
в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;
г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т. д.) ;
д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т. п.) ;
е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;
ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;
з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;
и) определение типа изложения;
к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.
2. Сопоставление главных частей конкретно в:
- темповой однородности или контрастности;
- высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
- характеристике общих пропорций;
- тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
- тональных соподчинениях;
- характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.
Гармонический анализ музыкального произведения
Как говорилось выше, этот вид анализа — один из наиболее важных.
Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:
- понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
- способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
- правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.
Исполнительный анализ
К данному виду анализа относится:
- Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
- Стилевые представления.
- Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.
Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.
Вокальная музыка
Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.
- Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
- Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
- Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
- Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
- Сделать выводы.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник