Анализ литературных источников
К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.
На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.
На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов.
Работа над теоретической частью включает:
I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий
1) хронологический — выяснение того, как развивалось данное явление или понятие;
2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения;
3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концепций).
II. Определение важных для исследования установок:
1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;
2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;
3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;
4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме;
5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо:
— выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях;
— определить, какие признаки в них встречаются чаще других;
— исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор.
В результате анализа выделяются:
1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;
2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;
3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные;
4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.
III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы:
1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания.
Алексеев В.И. дает такое определение.
А Петров С.П. рассматривает это явление как.
В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом.
2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление.
В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление. а вот иное определение. В нем дана иерархия. но. А вот в определении Петрова С.П.
3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций.
В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как. А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем.
4) теоретико-методологический анализ, цель которого — оценить имеющиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей, высказать свое отношение к ним.
Типичные ошибки при анализе литературы:
1. Описательный характер теоретической части (конспект источников).
2. Анализ превращается в самоцель.
3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики.
4. Некритическое использование литературы, неумение определить его научную ценность.
5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала.
6. Прямой перенос текста.
Рекомендации по работе с источниками
1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.
2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется.
3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника).
4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.).
Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.
4.3 Организация опытно-экспериментальной работы
Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.
Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-обоснованную и доказа-
тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:
1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучается уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.
В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.
2. Констатирующий и формирующий эксперимент.
В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшения их учебной деятельности и т.д.
Для проведения эксперимента, как правило, выделяется две группы учащихся (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников этих групп до начала эксперимента. Вместе с тем, возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.
Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:
1) предшествующий эксперименту этап (анализ литературы, практики);
2) подготовка к проведению эксперимента (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);
3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемой системы мер по решению экспериментальных задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);
4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты и т.д.).
Для проведения эксперимента необходимо выполнить ряд условий:
1) Определить задачи эксперимента.
2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.
3) Определить длительность эксперимента.
4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.
5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.
6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.
Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:
— быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;
— валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;
— нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);
— полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.
Для определения уровня сформированности готовности к выбору профессии:
а) — общественная направленность личности;
— интересы и склонности к избирательному виду труда;
— накопленный опыт деятельности в сфере личных профессиональных интересов (С.Н.Чистякова);
б) — информированность о мире профессий;
— знание своих индивидуально-личностных особенностей;
— умение соотнести свои личностные качества с требованиями профессии и специальности (Е.М.Павлютенков)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Конспект «Анализ литературных источников» Выдержка из занятия в «Школе исследователей»
Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,
учителя химии МБОУ Лицей № 41
ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска
Анализ литературных источников
Приемы работы с текстом
— формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;
— овладение современными методами поиска, обработки и использования информации
Культура владения приемами творческой переработки информации
Анализируя исследовательские работы учащихся, можно отметить, что у школьников слабо сформирован навык анализа литературных источников. Для того, чтобы грамотно проводить анализ литературных источников, необходимо:
научиться работать с учебной и научной литературой
знать ориентиры в литературных источниках и иметь о них представление
уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать
Характеристика литературных источников
Монография – это научный труд одного или нескольких авторов, придерживающихся одной точки зрения. Слабые стороны монографий – они быстро устаревают, содержат всестороннее теоретическое исследование одной проблемы.
Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема научно-популярного характера.
Сборник научных статей – издание одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с разных точек зрения.
Журнальная статья – научное произведение, в котором одна проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, с описанием методики и результатов исследования. Слабые стороны – информация рассеяна по разным статьям, поэтому для более полного представления о проблеме необходимо переработать много статей.
Учебно-методическое пособие – рассмотрение проблемы происходит на научной основе, с рекомендацией по выполнению практических заданий.
Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения без фактов и примеров, тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, где излагается основное содержание данной книги и даются сведения о том, для кого оно предназначено.
Рецензия – критический разбор научного произведения, где дается анализ важности, актуальности исследования, оценивается качество изложения, дается отзыв специалистов.
Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.
найти нужную информацию (поиск)
понять (усвоить) ее и логику рассуждения
осмыслить текст (критически проанализировать), определить к нему свое отношение
на основе осмысления прочитанного, дополнить и развить полученную информацию
Методика обработки полученной информации
Для обработки информации ее нужно прежде всего зафиксировать, делая пометки, закладки, подчеркивая ее, составляя тезисы, конспект, аннотацию.
Составить план. План – это «скелет» текста, который отражает последовательность изложения материала, более подробно, чем оглавление книги. Минусы плана: он не дает сведений о том, что и как сказано. Плюсы плана: происходить фильтрация текста, определяется схема его расположения, определяются границы мыслей.
Сделать выписки (выборка текста) – когда требуется собрать материал из разных источников, причем подбор должен вестись по какому либо признаку. Ошибочно выписывать цитаты автоматически (без творческого освоения и анализа). Большие цитаты нужно предельно сокращать, концентрировать их содержание до одной фразы и формулировать ее своими словами. Если цитируете дословно, то цитата заключаются в кавычки, пишется без искажений.
Составить тезисы – сложный план.
Типичные ошибки: попытка сделать «с ходу» — переписать куски текста из одной, двух книг. Это компиляция – списывание, она не дает навыков самостоятельной работы, не происходит критического анализа материала. Здесь главное – анализ и обобщение собранных материалов, составление самого текста.
Работа с источниками завершена. Что дальше?
Систематизация всего материала
Разделение всего материала на главное и второстепенное
Составление плана исследовательской работы
Установление стройных логических связей
Ясное представление последовательности изложения своих мыслей
Оформление чернового варианта композиции
Как составить аннотацию:
Прочитать несколько раз текст
Разбить его по отрывкам
В каждом выделить главную мысль
Сформулировать ее своими словами.
Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Используйте глаголы: «автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.» «уделяет особое внимание, убедительно доказывает, особенно детально анализирует»
Как составить конспект:
Существует 4 типа конспекта:
Плановый – когда каждому вопросу соответствует определенная часть конспекта
Текстуальный – состоит из цитат, учит быстро и правильно цитировать
Свободный – сочетающий выписки, цитаты, тезисы
Тематический – содержит ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам
Каждый конспект содержит основные положения: факты, доказательства, выводы, примеры, схемы.
Паучок» — классифицирует информацию
Источник