Два способа анализа философских проблем. меняем курс!
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот способ философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноменологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевтики как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый действует по-своему, на свой страх и риск.
Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон — и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксизма. Анализ становится более всесторонним, приходится синтезировать различные точки зрения. Например, если мы обратимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограничивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ интерпретации проблем основан на первом.
Итак, мы достигли такой точки философствования, когда назрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассматривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит анализ определенной последовательности проблем. Нам предстоит совершить обход философских владений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа «Систематический курс философии».
Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении различных философских направлений. Самый обстоятельный ответ на поставленный вопрос состоит в перечислении основных положений различных философских систем. В результате можно получить довольно большой список проблем. Разумеется, можно попытаться обобщить их. Займемся этим.
Уже на максимально простом уровне понимания ясно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение между человеком и природой занимает мир символов. Речь идет о продуктах деятельности человека. Мы назвали их символами, поскольку символ по определению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, конечно же, не буквально, физически зримо, а символически. Например, в продуктах труда узнаются их создатели.
Таким образом, мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в виде схемы, где двусторонние стрелки выражают многообразие связей:
Мир человека Мир символов Мир природы.
Каждый из этих миров в свою очередь каким-то образом структурирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, биологические явления.
В тройке человек — его творения — природа главным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, например, его сознания позволит понять, каким образом человек познает природу, как он обнаруживает ее законы.
Началом систематического философствования может быть и природа (так поступают многие натурфилософы), и мир символов, но избранный нами путь представляется предпочтительным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интересует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому лучше с самого начала иметь перед глазами философский образ человека, его прошлое, настоящее и будущее.
Источник
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ.
МЕНЯЕМ КУРС!
В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот способ философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноменологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевтики как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый действует по-своему, на свой страх и риск.
Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон – и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксизма. Анализ становится более всесторонним, приходится синтезировать различные точки зрения. Например, если мы обратимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограничивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ интерпретации проблем основан на первом.
Итак, мы достигли такой точки философствования, когда назрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассматривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит анализ определенной последовательности проблем. Нам предстоит совершить обход философских владений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа «Систематический курс философии».
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ
Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении различных философских направлений. Самый обстоятельный ответ на поставленный вопрос состоит в перечислении основных положений различных философских систем. В результате можно получить довольно большой список проблем. Разумеется, можно попытаться обобщить их. Займемся этим.
Уже на максимально простом уровне понимания ясно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение между человеком и природой занимает мир символов. Речь идет о продуктах деятельности человека. Мы назвали их символами, поскольку символ по определению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, конечно же, не буквально, физически зримо, а символически. Например, в продуктах труда узнаются их создатели.
Таким образом, мир философии – это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в виде схемы, где двусторонние стрелки выражают многообразие связей:
Мир человека Мир символов Мир природы.
Каждый из этих миров в свою очередь каким-то образом структурирован. Мир человека – это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов – это труд, язык, культура; мир природы – физические, химические, биологические явления.
ВЫБОР НАЧАЛА СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
В тройке человек – его творения – природа главным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, например, его сознания позволит понять, каким образом человек познает природу, как он обнаруживает ее законы.
Началом систематического философствования может быть и природа (так поступают многие натурфилософы), и мир символов, но избранный нами путь представляется предпочтительным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интересует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому лучше с самого начала иметь перед глазами философский образ человека, его прошлое, настоящее и будущее.
Источник
Тема 2. Философские проблемы и способы их решения
Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особенность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:
• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?
• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?
• Добро и зло относительны или абсолютны?
• Откуда появился человек?
• Почему возможен язык человеческого общения?
• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопределение?
• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?
• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?
Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.
Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии проблемы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким образом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.
Раздел I. Предмет философии
Философия, как правило, не предлагает способов и решений конкретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих суждений можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.
Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются методы, применяемые в частных науках:
1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фактов к общим выводам и законам;
2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к частным заключениям;
3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим признакам;
4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для философии:
1) философское сомнение, когда для достижения безусловно достоверного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);
2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и другого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);
3) интеллектуальная интуиция. Охарактеризуем ее словами Рене Декарта: «Понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим. порождаемое лишь естественным светом разума, и,благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция».
Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от посредственного произведения.
Практическое значение философии. Люди всегда живут в рамках той или иной культуры, в условиях господства тех или иных ценностей» испытывая при этом влияние соответствующих философских идей. Например, целая страна (Россия) прошла через эксперимент по установ-
лению «рая на земле» — коммунизма. Но если заглянуть в глубь истории, то окажется, что коммунизм ведет свою «родословную» от идей философа IV в. до н.э. Платона об идеальном государстве.
Философия имеет значение не только для политического устройства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не подозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные этические проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.
Изучение философии помогает выйти за рамки повседневного жизненного опыта, учит многовариантному, объемному видению проблем. Философская культура тем самым может способствовать жизненному преуспеванию конкретного человека. Философские идеи незримо присутствуют в творческом акте изобретения новых устройств, помогают ученым познавать свойства объективной реальности, художникам — находить новые формы и средства выражения своих мыслей. Роль философии, по мнению профессора А.А. Гусейнова, состоит в том, что она «дополняет ц завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом».
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается особенность философских проблем?
2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.
3. Приведите собственные примеры философских проблем.
4. В диалоге Платона «Гиппий Больший» Сократ задает своему собеседнику вопрос о том, что такое прекрасное само по себе, вне «привязки» к конкретным вещам, которые мы Считаем прекрасными. Каков будет ваш ответ знаменитому мыслителю?
5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно подтвердить или опровергнуть опытным путем?
6. Почему философ во всем должен сомневаться?
7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к окончательным решениям?
8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их интересует не обладание мудростью, а стремление к ней.
9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?
10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.
Литература
1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Раздел I. Предмет философии
5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.
6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.
Источник