- Тема 1.1. Аналитико-синтетическая переработка информации как учебная дисциплина и вид библиотечно-информационной деятельности
- Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
- Тема 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды
- Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки
- Тема 3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической
- Тема 3.4. Научный текст как объект аналитико-
- Тема 3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации
- Тема 3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации
- Тема 3.7. Формализованное аннотирование
- Тема 3.8. Формализованное реферирование
- Тема 3.9. Формализованное составление обзоров
- Тема 3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе аналитико-синтетической переработки информации
Тема 1.1. Аналитико-синтетическая переработка информации как учебная дисциплина и вид библиотечно-информационной деятельности
АСПИ – совокупность процессов преобразования информации, формы и содержания документа, с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения.
Носителем информации является документ. Аналитико-синтетическая переработка информации осуществляется в результате процессов обработки документов.
Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [Идентификация – (лат. identificare – отождествлять) отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо]. Документ закрепляет информацию о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека для ее передачи во времени и пространстве.
Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудиоинформацию, которую можно учитывать, хранить, искать, передавать, получать, собирать и читать.
Объектом обработки является только такой документ, который содержит минимум необходимых библиографических сведений, позволяющих его идентифицировать.
Любой документ еще на стадии рукописи обретает первые библиографические сведения, позволяющие его идентифицировать. Первоначально автор фиксирует на произведении свое имя, присваивает документу название, указывает место и год его написания. Эти сведения в дальнейшем станут элементами библиотечной обработки.
Таким образом, обработка документа начинается задолго до выхода его в свет как издания.
В издательстве рукопись обретает дополнительный набор библиографических сведений: заглавие (название), надзаголовочные и подзаголовочные сведения, имена лиц, ответственных за данное издание, наименование издательства и дата издания, тираж, объем в печатных листах и т.д. Эти сведения, размещаемые в издании, называются выходными, представляющими комплекс элементов для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета.
К выходным сведениям относятся и выпускные данные, формируемые специалистами в области обработки документов: классификационные индексы, аннотация или реферат, макет аннотированной карточки, в основе которой – библиографическое описание.
Выпускные данные содержат отдельные элементы библиографической записи или саму библиографическую запись, составленную по специальным правилам, изложенным в системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).
Названные библиографические сведения способствуют дальнейшему продвижению документов к пользователю. Библиографические сведения – конкретные сведения о документе, используемые при составлении библиографической записи (БЗ).
В результате обработки документов создаются новые сведения, которые на естественном или искусственном языке выражены в элементах БЗ. Эти элементы упорядочивают информацию, зафиксированную в документе, раскрывают его состав и содержание.
Библиографическая запись определяет опознавательные признаки документа, позволяющие идентифицировать его и выделить из множества схожих. К таким признакам относятся:
· Главные внешние опознавательные признаки;
· Отрасль знания, к которой относится содержание документа;
· Ключевые слова текста документа;
· Основной предмет содержания документа и аспекты его рассмотрения;
· Основную тему и проблему произведения;
· Целевое и читательское назначение документа;
· Принадлежность автора художественного произведения к национальной литературе;
· Цель, результаты, область применения результатов, выводы, метод и методологию проведения работы, которой посвящен документ.
Последовательностью и правилами оформления элементов библиографической записи создается алгоритм поиска документов.
Международная федерация библиотечных ассоциаций и организаций (ИФЛА) разрабатывает и рекомендует применять правила обработки документов, созданных на любых материальных носителях. В сферу ее внимания входят рукописные и печатные издания, текстовые, нотные, картографические, изобразительные и аудиовизуальные материалы, электронные и другие документы.
В зависимости от содержания документы принято разделять на первичные и вторичные. Первичные документы включают исходную запись сведений, полученных в процессе исследований, разработок, наблюдений, научно-исследовательского анализа и других видов человеческой деятельности.
Вторичные — документы, полученные в результате аналитико-синтетической обработки одного или нескольких первичных документов с целью их идентификации и использования. Примерами вторичных документов являются реферативные, библиографические, информационные пособия, каталоги, указатели, списки, обзоры, базы данных, и т.п. В их основе – библиографическая запись.
Основной целью АСПИ является предоставление информации о документе в сжатом виде, создание вторичного документа, позволяющего по различным параметрам идентифицировать первичный документ. Вторичный документ – основа формирования информационно-поисковых массивов (ИПМ), благодаря которым хранится, кумулируется, передается информация в любом заданном виде.
В основе АСПИ 2 основных метода исследования документа:
Оба процесса тесно взаимосвязаны. Задача анализа – выявление наиболее ценной информации, отделение от нее устаревших, второстепенных сведений. Синтез – соединение в одно логическое целое всей информации и создание на ее основе нового документа.
Анализ и синтез применяются во всех процессах научной обработки документа:
· Составление библиографического описания;
· Индексирование (систематизация, предметизация, координатное индексирование);
АСПИ – это преобразование документов в процессе их анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и предоставление информации в виде, соответствующем запросу.
АСПИ – основа информационного обеспечения и обслуживания всех потребителей информации. Этот процесс занимает важное место в таких сферах деятельности как:
· Информационная деятельность фирм.
В настоящее время процессы аналитико-синтетической переработки информации в большинстве случаев осуществляются в автоматизированном режиме: создаются электронные каталоги и картотеки, библиографические базы данных. С помощью каналов связи осуществляется передача и обмен библиографических данных, что расширяет возможности информационной деятельности библиотек и других информационных учреждений.
Источник
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
Тема 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды
Представление об анализе и синтезе информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работы с текстами документов. Аналитико-синтетическая переработка и свертывание информации: сходство и различие; назначение и функции. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие требования, предъявляемые ко всем видам аналитико-синтетической переработки информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации, лаконичность.
Вторичные документы как результаты аналитико-синтетической переработки информации.
Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки
Многозначность понятия «текст». Текстологический, семиотический и информационный подходы к определению понятия «текст». Понятие о медиатекстах и гипертекстах. Текст как источник информации и объект свертывания.
Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность.
Представление о структуре текста. Типы структур текста («мягкие» и «жесткие» структуры текста).
Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть, заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски, примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Историческая обусловленность формальной организации текста.
Факторы, определяющие формальную структуру текста: сфера функционирования текста (наука, производство, образование, политика, быт и т. п.); отрасль знания или практической деятельности; жанровая дифференциациия; информационная первичность или вторичность; способы изложения (описание, повествование, рассуждение, доказательство); прагматические целевые установки.
Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего к частному (дедуктивная); от гипотезы к доказательству; хронологическая. Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство, интерпретация, оценочное суждение.
Связь формальной и содержательной структур текста.
Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической переработки.
Тема 3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической
Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения. Специфика учебной литературы в вузе культуры и искусств, отличительные особенности учебно-методических комплексов литературы для различных специальностей и специализаций.
Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации.
Композиционно-смысловая структура учебного текста и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Теоретические и прикладные знания в составе учебного текста.
Компоненты теоретического знания в структуре учебных текстов: понятия, термины и определения; идеи, концепции, гипотезы и теории; закономерности и законы, а также другие общенаучные категории. Компоненты прикладного знания в структуре учебных текстов: факты и события, описания предметов, процессов, явлений, приборов и устройств, опыты и эксперименты; примеры и контрпримеры; алгоритмы, образцы решения задач и проблемных ситуаций и т. п.
Способы изложения сведений в учебных текстах. Определение понятий (введение дефиниций). Правила построения определения. Рассуждение и его типы: объяснение, умозаключение, доказательство. Структура умозаключения: посылки (суждения), аргументы, выводы. Структура доказательства: цель, тезис, антитезис, аргументы, вывод. Правила доказательства. Характеристика, сообщение, описание и повествование как способы изложения учебного материала, их сходство и различие, условия применения.
Роль справочного аппарата в учебной книге. Средства контроля за самостоятельной работой студентов в структуре учебных пособий: практические упражнения и задания, практикумы, тесты, контрольные вопросы и др.
Тема 3.4. Научный текст как объект аналитико-
Место научной литературы в формировании профессиональных качеств вузовского педагога и исследователя. Многообразие научных документов и их взаимосвязь с этапами научного исследования: отчет о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, статья, тезисы, диссертация, монография и др. Разновидности научной литературы: научно-гуманитарная и научно-техническая, учебно-научная, научно-справочная, научно-популярная. Структура и назначение справочного аппарата научных документов.
Зависимость между назначением научной литературы и ее стилистическими особенностями. Основные черты стиля научного изложения.
Особенности научно-гуманитарной литературы, научных документов по культуре и искусству. Соотношение текстовой и нетекстовой информации (графической, знаковой, иллюстративной) в научных документах по культуре и искусству.
Логическая структура текста научного документа. Композиционная структура основных видов научных документов.
Виды информации в тексте научного документа: фактографическая, концептографическая, библиографическая, метаинформация.
Знание логико-лингвистических особенностей научных текстов как основа их эффективной аналитико-синтетической переработки.
Тема 3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации
Определение понятий «формализация», «формализованный анализ» текста. Факторы, обусловливающие необходимость применения формализованных методов аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации.
Наличие «жесткой» структуры как типичное свойство научных и научно-технических текстов. Понятие о семантических блоках научного документа (введение, основная часть, заключение) и аспектах их содержания. Универсальный перечень аспектов содержания научного документа.
Формальные текстовые признаки как проявление высокой степени клишированности и стандартизированности научных текстов. Виды формальных текстовых признаков в научных текстах: маркеры, индикаторы, их роль как средств ориентации в научном тексте.
Формализованный анализ научных документов: сущность, цели, задачи и условия применения. Объекты и цели формализованного свертывания информации. Распознавание аспектов содержания научных документов с помощью формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов).
Методика формализованного анализа научных документов.
Преимущества и недостатки, область применения формализованных методов свертывания информации.
Тема 3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации
Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа.
Определение понятия «библиографическая ссылка». Его отличие от понятий «ссылка», «примечание» и т. п. Библиографические ссылки в структуре учебных и научных документов. Виды библиографических ссылок (внутритекстовые, подстрочные, затекстовые) и правила их оформления.
Библиографические ссылки как средство научной коммуникации и аппарат наукометрического анализа и оценки труда ученых, исследователей, средство для определения рейтинга научных школ и направлений.
Библиографические ссылки как средство поиска информации, обеспечивающее высокую точность выдачи информации и способ преодоления рассеяния информации.
Тема 3.7. Формализованное аннотирование
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации.
Назначение и область применения формализованной методики аннотирования. Методы преобразования информации при формализованном аннотировании. Технология формализованного аннотирования: составление библиографического описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений; запись и оформление аннотации.
Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка и стиля справочной аннотации.
Рекомендательная аннотация: назначение, структура требования. Особенности языка и стиля рекомендательной аннотации.
Требования к оформлению аннотаций.
Тема 3.8. Формализованное реферирование
Реферат как разновидность вторичных документов, сочетающая воспроизведение содержания первичного документа с его логической характеристикой.
Назначение и область применения формализованной методики составления рефератов (дайджестов). Объекты реферирования: научные и научно-технические статьи, разделы монографий. Цель и задачи формализованной методики реферирования.
Методы преобразования информации при реферировании. Сущность формализованного экстрагирования как метода построения реферата.
Технология формализованного реферирования: составление библиографического описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений; запись и оформление реферата.
Структура реферата-экстракта. Правила редактирования и оформления реферата-экстракта.
Автореферат диссертации как типичный пример жестко структурированного вторичного текста. Двойственная природа автореферата диссертации, сочетающего признаки первичного и вторичного документа.
Тема 3.9. Формализованное составление обзоров
Понятия «обзор», «обзорная информация». Виды обзоров. Особенности составления обзоров как продуктов аналитико-синтетической переработки информации.
Определение и основные особенности научно-аналитического обзора. Виды учебно-методической, научно-исследовательской и творческой деятельности, порождающие необходимость подготовки научно-аналитических обзоров. Научно-аналитический обзор как составная часть диссертации. Требования к научно-аналитическому обзору.
Технология и основные этапы формализованного составления научно-аналитического обзора. Структурно-семантический анализ темы исследования. Поиск и отбор источников по теме обзора. Оформление картотеки (списка) литературы по теме исследования. Аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме обзора с использованием формализованных методов анализа. Систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации. Построение плана аналитического обзора. Формирование глав и параграфов обзора. Составление текста научно-аналитического обзора, обеспечение связности и логичности изложения сведений. Работа над структурой и композицией, языком и стилем обзора. Литературное редактирование текста обзора.
Правила оформления научно-аналитического обзора.
Тема 3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе аналитико-синтетической переработки информации
Ограниченность формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации. Слабая структурированность гуманитарных текстов как основная причина невозможности применения формализованных методов их свертывания. Доминирование неформализованных методов свертывания информации при работе с документами по культуре и искусству.
Основные способы интеллектуальной работы с текстом: логические и графические приемы, обеспечивающие понимание текста.
Логические приемы, обеспечивающие понимание текста: семантизация незнакомых слов и терминов; интерпретация заглавия и его связи с содержанием текста; деление текста на части и их самостоятельное озаглавливание; группировка текста по смысловым блокам и выделение в каждой смысловой части тематических и смысловых опор: ключевых слов и фраз; составление различных видов плана как средство фиксации смысловых связей между частями текста; формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация собственной точки зрения на прочитанное.
Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.
Источник