Способы саморегуляции эмоционального состояния. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
«Способы саморегуляции эмоционального состояния. Устранение нежелательных эмоциональных состояний»
Подготовила педагог-психолог Радивоник Е.В.
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.
Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния. Поэтому, видимо, одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся потому, что нам весело» и «Нам весело потому, что мы смеемся».
1. Мускулатура
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.
Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их — в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения. В результате многократных повторений этих упражнений постепенно в сознании возникает образ своего лица в виде маски, максимально свободного от мышечного напряжения. После такой тренировки можно легко по мысленному приказу в нужный момент расслабить все мышцы лица.
2. Дыхание
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.
Методика выполнения дыхательных упражнений
-Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи.
-Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосредоточиться
-Сосредоточьтесь только на своем дыхании. При выполнении дыхательного упражнения дышите через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты).В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным.
-Теперь обратите внимание на то, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы —при вдохе плечи должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха, естественно, должен последовать выдох. Однако попытайтесь продлить вдох. Это вам удастся, если, продолжая вдох, вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Думайте о том, что теперь вам предстоит продолжительный выдох. Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.
-Сейчас контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем — пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2—3 минуты. Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна — гораздо важнее правильный ритм. Этот простой способ ритмичного дыхания вы можете в любое время вспомнить и повторить.
3. Визуализация
Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения»,. Если необходимо успокоиться, отдохнуть, необходимо представлять широкое, открытое пространство (морской горизонт, просторное небо, обширный зал театра и др. ) Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают образы тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом (узкая улица с высокими домами, ущелье, тесная комната). Использование данных приемов воедино позволяет вызвать необходимое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное — просторный морской берег, зимний пейзаж в сиреневых сумерках; бодрящее — летний пляж ярким солнечным днем, слепящее солнце, ярко-желтый песок). Следует вжиться в представляемую картину, прочувствовать ее и зафиксировать в сознании. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности. Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее само собой разумеющейся, привычной. «Упражнения «вдохновения» состоят в «репетировании» напряженной ситуации обязательно в условиях успеха, с использованием цветовых и пространственных представлений. Выполнение упражнений сопровождается музыкальным подкреплением: вначале упражнения используется спокойная, плавная музыка, затем постепенно музыкальный темпоритм убыстряется.
Устранение нежелательных эмоциональных состояний
В настоящее время разработано много различных способов-саморегуляции:
Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом:
посредством другой эмоции;
Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.
Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.
Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций.
Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности.
Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.
Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
Физическая разрядка (как говорил И. П. Пaвлoв, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д.
Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»).
Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. З. Фрейд выделил несколько таких защит:
-Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.
-Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.
-Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.
—Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).
—Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.
—Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.
—Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
—Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки.
Источник
А. Н. Лутошкин кандидат психологических наук
Название | А. Н. Лутошкин кандидат психологических наук |
страница | 4/6 |
Дата публикации | 19.06.2013 |
Размер | 0.81 Mb. |
Тип | Документы |
zadocs.ru > Психология > Документы
^ Актуализация эмоциональных состояний |
Существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональные состояния людей. Актуализировать – это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовать на практике заложенные в них потенциальные «исполнительные» возможности.
Не может существовать «эмоциогенной» (т. е. способной вызывать определенные эмоции) ситуации вне человека, вне его потребностей и условий, складывающихся в данный момент. Каждая такая ситуация приобретает различную значимость для каждой личности и каждого коллектива. Известно, что объективная значимость тех или иных явлений окружающей жизни и то значение, которое придают им люди, не всегда совпадают. Сильный эмоциональный отклик, как правило, возникает в том случае, когда происходит слияние в сознании и чувствах людей важности самого явления и оценки, которую они ему дают.
Осознание значимости деятельности, событий и явлений окружающей жизни – процесс чрезвычайно динамичный. То, что значимо для детей одного возраста, может терять свое значение в другом. К тому, что важно для одного коллектива, нередко может отнестись равнодушно другая группа детей. В силу недостаточности знаний, социального опыта дети не всегда могут самостоятельно оценить значимость того или иного дела, в котором они принимают участие.
Сошлемся на эксперимент, проведенный в нашей лаборатории.
В один из зимних дней зашли к октябрятам-третьеклассникам вожатые и сообщили, что после пурги полностью занесены снегом дорожки и игровые площадки соседнего детского сада. И еще вожатые сказали, что те, кто захочет помочь малышам, могут собраться после уроков и поработать на расчистке дорожек; лопаты будут ждать их у дверей классов. Третьеклассники бурно отреагировали на это предложение. Еще бы, их, как взрослых, просят помочь малышам! Целую перемену обсуждали ребята это событие. С нетерпением ждали, когда закончится урок. Вот, наконец, прозвенел долгожданный звонок, дети высыпали в коридор, увидели приготовленные лопаты и. висящее тут же объявление о том, что сейчас в школьном зале будет показан фильм о Карлсоне, который живет на крыше. Сложная задача для ребят. Что окажется для них более значимым и эмоционально привлекательным? Три класса участвовали в этом эксперименте, три возбужденные группы детей горячо обсуждали возникшую ситуацию в коридоре школы. Тем более, что взрослых в этот момент рядом не было. Не будем строго судить третьеклассников: не сразу приняли они решение. Прошло несколько минут. Два класса разобрали лопаты под объявлением и ждали вожатых. Один класс сидел в зале. Он решил, что малышей можно «откопать» и потом, после кино.
Как мы видим, коллективы, оказавшиеся в одинаковых условиях, приняли разные решения. Для двух классов более значимой оказалась возможность помочь другим, самоутвердиться в сознании своей «взрослости» и полезности кому-то. Для одного класса более значимым стало стремление пережить радостные эмоции, увидеть интересное зрелище. Мы не будем в данном случае обсуждать более глубокие причины принятых школьниками решений. Отметим только тот факт, что «эмоциогенность» ситуации может создаваться не только за счет содержательной ценности явления или деятельности, но и за счет так называемой ситуативно-психологической значимости явлений, свидетелями чего мы стали в нашем эксперименте.
Мы остановимся ниже на тех ситуациях, которые способствуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, усиливают, ускоряют или замедляют актуализацию эмоциональных состояний. Это своеобразные ситуации-«катализаторы», спутники содержательной стороны деятельности, которые в условиях детских коллективов иногда могут приобретать и самостоятельное значение.
^ Ситуация совместности переживания
Совместность, коллективность переживания значимых явлений, как уже говорилось, может значительно увеличить силу эмоциональных реакций у каждого члена детской группы.
Нами был проведен такой эксперимент. В демонстрационный зал приглашался один подросток, который в одиночестве просматривал очень веселый киносюжет. Как показывало скрытое наблюдение, реакция его на фильм была в основном сдержанной, мимика и телодвижения – скованными. На следующий просмотр приглашалось четверо подростков, которых рассаживали в разных концах зала таким образом, чтобы они не имели возможности непосредственно контактировать между собой. Особенность поведения ребят в этих условиях заключалась в том, что их общая активность увеличивалась: в наиболее острые моменты фильма они пытались поворотами головы, взглядами установить контакт с товарищами, разделить с другими испытываемые эмоции. Однако каждый школьник получал ограниченную информацию о поведении других: в зале было темно, и видны были лишь силуэты присутствующих. Но и этого было достаточно для возрастания поведенческой активности. На следующем этапе эксперимента четырех новых подростков усаживали на просмотре рядом. Сразу резко возрастали активные реакции: улыбки, смех, движения, восклицания. Просмотр фильма группой в несколько десятков человек давал дальнейшее повышение активности: слышались громкий хохот, отдельные выкрики и т. д. Каждый выражал свое отношение к происходящему значительно ярче, активнее, чем при индивидуальных просмотрах.
Обработка данных свидетельствовала, что «групповая прибавка» в поведенческой активности при совместных эмоциональных переживаниях составляла у отдельных членов групп от двух до пяти баллов по 12-балльной шкале состояний. (Эта шкала была разработана в нашей лаборатории и использовалась условно для определения степени «эмоциогенности» ситуации.)
В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может быстро передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко. Вместе дети переживают события не только ярче, но и глубже, чем в одиночку. Воодушевление, энтузиазм чаще проявляются именно в коллективных действиях.
Обратите внимание на такую деталь: третьеклассники, которые оказались перед альтернативой – «откапывать» детский сад или смотреть мультфильм, принимали решение коллективно. А ведь предполагался вариант, что часть класса может решить смотреть кино, а часть – идти работать. И даже тот класс, который предпочел поработать «потом», оказался в зале в полном составе.
Сам по себе коллективный характер деятельности может быть привлекательным. Коллективизм личности всегда начинается с пробуждения в ней и переживания чувства «мы». Мы – коллектив, мы – друзья, мы – пионерская или комсомольская организация, мы – школа, мы – страна. Случается, что педагоги удивляются – каждый в классе имеет поручение, свой участок работы, никто без внимания не оставлен, а вот общего эмоционального тона как-то не чувствуется. Это нередко происходит от того, что не создаются условия для непосредственного эмоционального общения ребят в каком-то общем деле. Здесь надо прислушаться к мудрому совету Н. К. Крупской, которая рекомендовала «прежде всего дать ребятам ряд переживаний, эмоций, являющихся предпосылкой желания коллективно работать. Такими эмоциями могут явиться участие в праздниках, еще большее участие коллектива на трудовом фронте, участие в какой-нибудь общественной работе».
Соревнование, как уже говорилось, – важный атрибут человеческого общения и мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. Соревнование – явление, по существу, эмоциональное. Понятие «соревнование» в русском языке этимологически связано с понятиями «ревновать», «ревностно», что означает: «иметь горячее рвение, усердие; испытывать чувство зависти к кому-либо или чему-либо, завидовать успеху другого». «Соревную» – значит, испытываю с кем-то другим сходные чувства по отношению к какой-либо ценности, будь то конкретный человек, качественные стороны личности, моральные нормы или другие объективные явления. В этом контексте слово «соревнование» означает не столько форму деятельности, сколько способ актуализации определенных эмоциональных состояний, становящихся источником дополнительных сил человека, его активности. Без переживания не может быть соревнования. Соревновательная активность возможна лишь в коллективе, который действует и живет полнокровной жизнью. Она исчезает там, где потерян интерес друг к другу, где равнодушие захлестнуло людей. Постоянное обновление жизни детского коллектива, выдвижение перспектив, привлечение большого количества ребят к организации разнообразной деятельности периодически оживляет соревновательную активность, обогащает ее возможности. Для дела может стать одинаково вредным как безоглядное эмоциональное единение, приводящее порой к нивелировке личности в коллективе, так и обстановка суперсоревновательности, когда мотив соревнования вносится в жизнь детского коллектива по всякому поводу и без повода. Активность личности при этом может и повышаться, но за счет определенных нравственных издержек.
В арсенале средств воспитательного воздействия педагога, пионерской и комсомольской организаций есть прекрасное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность немногих людей, воспитатель через эмоциональную «цепочку» подключает к ней остальных членов коллектива. Сюда относятся всевозможные конкурсы, турниры, олимпиады, где за общешкольные и классные коллективы выступают их представители: команды, группы, отдельные участники.
Когда же соревнования классных команд по спортивным играм проходят в отсутствие болельщиков, когда «эрудиты» сражаются между собой в пустых аудиториях, когда о победе школьных команд в районных, городских соревнованиях никто, кроме их участников, не знает, – воспитательные потери налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.
Однако следует иметь в виду, что постоянное бесконтрольное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими коллективами таит в себе серьезную опасность: в этих условиях может формироваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки, противопоставление узкогрупповых интересов интересам всего коллектива школы, общему делу.
^ Ситуации успеха – неуспеха
Ситуации успеха–неуспеха постоянно сопутствуют процессу достижения личностью или коллективом поставленных целей. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.
Советский психолог В. К. Вилюнас, описывая функциональное назначение эмоций успеха – неуспеха, рассматривает их как «подсобный» механизм, который подключается по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и служит своего рода «диспетчером», по сигналу которого возникают специфические переживания [*]. Он выделяет констатирующие эмоции фактического успеха – неуспеха, которые окрашивают каждую отдельную попытку приближения к цели, и предвосхищающие эмоции успеха – неуспеха, которые возникают на основе имеющегося опыта переживания подобных ситуаций, сигнализируют о вероятном исходе действий и облегчают поиск пути к цели.
[*] См.: В. К. Вилюнас. Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с. 124.
В социальном контексте деятельности эмоциональные состояния, возникающие при переживании людьми успехов и неуспехов, имеют некоторые специфические особенности. Благодаря действию эффекта соревновательного соучастия успех или неуспех одного человека в коллективе может вызывать сильные эмоциональные реакции у остальных членов коллектива.
На сцену клуба юношеского лагеря один за другим поднимались участники музыкального конкурса «Товарищ песня». В соответствии с условиями конкурса в нем принимало участие по одному исполнителю от каждого отряда. Творческое соревнование проходило на сцене, но каждый отряд находился в предельном напряжении. Тут можно было наблюдать все проявления эмоций: вздохи, подбадривающие возгласы и громкие аплодисменты, скандирование «Молодец!» и выразительное молчание. Закончился конкурс, объявлены победители, вручены подарки. Вечером, как всегда, все старшеклассники лагеря сделали соответствующие отметки в «цветописях» – дневниках настроений. Данные тут же обработали. И что же оказалось? Исследователи увидели различную картину психологической атмосферы в отрядах, представители которых одержали победу, и в тех, где они испытали горечь поражения. Почти у всех юношей и девушек в отрядах-победителях пестрота настроений предыдущего дня сменилась общей радостью (красный, оранжевый, желтый цвета в «цветописях»), а у «неудачников» – унынием (синий, фиолетовый цвета). Еще раз отметим, что отряды фактически участия в конкурсе не принимали, соревновались их представители; однако все отреагировали на успех или неуспех своего товарища и оказались вовлеченными в орбиту связанных с этим переживаний.
Коллективы-«победители» как бы присвоили себе успех своего товарища («мы выступили», «мы победили»). Они гордились победой представителя отряда как своей собственной и, что оказалось очень важным, старались впоследствии сохранить свой престиж победителей и в других делах. А что же в отрядах, участники которых потерпели неудачу? В части коллективов ситуация неуспеха вызвала к жизни резервы активности, желание отличиться в других видах деятельности. Некоторые же коллективы поспешили отгородиться от поражения своего товарища («он выступил неудачно», «он нас подвел»). Обычно такая позиция характерна для малосплоченных групп.
Надо сказать, что ситуация неуспеха служит своеобразной «лакмусовой бумажкой» для определения крепости коллектива. В группах, находящихся на низком уровне развития, ситуация неудачи обычно рождает взаимные обвинения, ссоры, поиск «козлов отпущения» и т. п. Сплоченные коллективы компенсируют снижение настроения мобилизацией волевого единства, собранностью, взаимной поддержкой.
Переживание успеха – неуспеха в определенной степени отражает динамику движения коллектива к поставленной цели и создает эмоциональный ритм жизнедеятельности коллектива.
^ Ситуации эмоциональной привлекательности
Под эмоциональной привлекательностью мы понимаем специфические свойства предметов или явлений в определенных обстоятельствах быть или казаться интересными, располагать к себе и вызывать яркий эмоциональный отклик. Оговоримся сразу, что в оценке эмоциональной привлекательности явлений очень много субъективного, и мы допускаем известную условность при описании соответствующих «эмоциогенных» ситуаций.
^ Психоролевые ситуации. Сюда мы относим такие ситуации, где создаются возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими людьми. Эти ситуации возникают в игре, в игровых формах деятельности, в ритуалах.
Игра и игровые формы в жизни детских коллективов имеют огромный смысл. «В сообществах, где знают о роли. коллективных проявлений, – пишет французский психолог П. Фресс, – придается большое значение церемониям, ритуалам и играм, которые благодаря совпадению одних и тех же эмоциональных реакций способствуют усилению общей сплоченности» [*].
[*] Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975, с. 114.
В советской педагогической науке и практике эти формы работы с детским коллективом расцениваются как важнейший способ активизации деятельности подростков и юношества. Пионерские и комсомольские организации имеют на своем вооружении различные «команды», «патрули», «десанты», «операции», «марши», много интересных ритуалов и символов, которые в каждом конкретном случае помогают увеличивать «эмоциогенность» воспитательной ситуации.
^ Музыкально-психологические ситуации обладают большими возможностями воздействия на коллективные эмоциональные состояния. К сожалению, возможности музыки, в том числе наиболее популярного музыкального жанра – песни, используются в обыденной воспитательной практике чаще всего интуитивно.
В опытной работе с детскими коллективами, которая проводилась в нашей лаборатории, была сделана попытка использования песни как одного из психологических средств решения воспитательных задач. В этих целях отобранные с помощью самих ребят музыкальные произведения песенного жанра распределялись по семи условным эмоциональным зонам в зависимости от способности вызывать определенные настроения. Как это делалось?
«Вы знаете, – говорили исследователи школьникам, – что музыка способна своим языком звуков не только влиять на нас – делать нас веселыми или грустными, бодрыми или задумчивыми, торжественными или печальными, но и отражать те чувства, которые живут в нас в данный момент. Музыка, песня могут быть созвучны нашему настроению. Подумайте, сможете ли вы рассказать товарищам о себе с помощью какой-либо песни, отражающей настроение, с которым вы прожили сегодняшний день. Попытайтесь вначале мысленно определить, что это за песня, попробуйте про себя пропеть часть мелодии. А теперь вложите в общий конверт «Песня сегодняшнего настроения» свою карточку с названием песни. Песня, набравшая большее количество голосов, станет символом сегодняшнего дня, и мы споем ее с вами».
Поскольку исследователи одновременно имели в своем распоряжении и цветосимволы настроения, то они сопоставляли настроение каждого из ребят и всего коллектива с выбором песни. Таким образом определялась эмоциональная характеристика каждой песни: от тех, что вызывают бодрый, жизнерадостный настрой, до песен, располагающих к задушевности, грусти. Так создавался специальный песенник в помощь воспитателю и вожатому. Мы использовали этот «эмоционально-эталонный» песенник, который постоянно пополняли сами ребята, для настройки эмоциональных состояний перед началом того или иного дела (трудовой десант, комсомольское собрание, туристский поход, диспут), в процессе деятельности как побудительный и сплачивающий фактор (строевые песни в походных колоннах), для снятия напряженности в конце дня (на вечерних «огоньках», перед отбоем).
^ Цветопсихологические ситуации создаются исходя из способности различных цветов и цветосочетаний по-разному воздействовать на эмоциональные состояния людей. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от особенностей личности, жизненного опыта человека, тем не менее специалисты выделяют ряд общих свойств цвета в воздействии на человека. При организации различных воспитательных мероприятий мы пользовались цветовым психологическим ключом, предлагаемым специалистами-психологами [*].
[*] См.: Г. Фрилинг и К. Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. М., 1973.
Источник