- Как создать личный кабинет, который понравится пользователям
- Секреты личных кабинетов для B2B
- Задачи, которые решает ЛК
- Целевая аудитория Личного кабинета
- Уровни доступа в ЛК
- Настройка интеграций
- Этапы создания Личного кабинета
- Безопасность
- Маркетинговые инструменты
- Фишки Личного кабинета
- Личный менеджер
- Запрос отсрочки платежей
- Авторизация по номеру телефона
- У каждого личный аккаунт
- Каталог продукции персонализирован
- Актуальное состояние в корзине
- Эффективный поиск
- Встраивание аналитики в Личном кабинете
- Уведомления
- Доставка
- Заключение
Как создать личный кабинет, который понравится пользователям
Зачем делать личный кабинет
Личный кабинет на сайте — это раздел, доступный пользователю после авторизации.
У пользователя должно быть ощущение «центра управления» сайтом. Когда вы планируете, какие возможности включить в личный кабинет, держите в уме все пользовательские цели, например:
- Посмотреть расписание событий и зарегистрироваться;
- Подключить сервисы и услуги;
- Задать вопрос в чате;
- Проверить баланс счета и бонусов;
- Посмотреть статус и историю заказов.
Чем это удобно компании?
- Собрать данные о пользователе для конкурса;
- Интегрировать внутреннюю CRM, чтобы видеть заказы, оплату, личную информацию;
- Повысить качество обслуживания и лояльность аудитории;
- Общаться с пользователем через еще один канал.
Личный кабинет от Leavingstone https://dribbble.com/Leavingstone для сбора статистики
Баланс удобства и безопасности
Пользователь не понимает, зачем ему регистрация, если не объяснить преимуществ, поэтому регистрацию тоже надо «продать». А также убедить, что его данные в безопасности.
Автор телеграм-канала Про удобство https://t.me/proudobstvo Михаил Греков советует по каждому полю на форме регистрации задавать себе вопрос: нужна ли эта информация именно при регистрации. Кроме того:
- Сделайте все поля обязательными, необязательные все равно никто не заполнит.
- Автоматически логиньте пользователя после завершения регистрации.
- Для рунета: предупредите пользователя, что он указывает пароль кириллицей — наверняка, случайно.
Форма авторизации на сайте журнала Сноб
Пользовательский путь
Google Cloud советуют, как сделать сценарий использования аккаунта привычным и безопасным:
- Оставьте возможность сохранять пароли. Они должны храниться в зашифрованном виде с помощью, например, PBKDF2, Argon2, Scrypt, или Bcrypt. Разрешите пользователям использовать любые символы и длину пароля, ведь они защищены криптографией.
- Разрешите авторизацию через соцсети, так вы избавляете пользователя от необходимости запоминать еще один пароль.
- Используйте двухступенчатую верификацию. У подтверждения по SMS много слабостей, но это удобно пользователю и многократно повысит уровень безопасности.
- Разделите концепт авторизации пользователя и личного кабинета. Ваши пользователи — это не имейлы, номера телефонов или ID. Пользователи на сайте — это уникальный набор персональных данных и опыта использования вашего сервиса.
- Разрешите нескольким ID присоединяться к одному личному кабинету. Пользователь, неделю назад заходивший под логином и паролем, может выбрать авторизацию через Google, не понимая, что он создает второй аккаунт.
- Разрешите удалять аккаунт и сопутствующие данные.
Среди хороших примеров пользователи Quora предсказуемо называют Facebook, Google, LinkedIn, Twitter, Invision, а также отмечают удобство аккаунтов платформы для блогов Medium:
- Вход через Facebook или Google автоматически подтягивает аватар из этих аккаунтов;
- Чтобы добавить персональные данные, нужно просто кликнуть на пустое поле и начать печатать — все интуитивно;
- С первой секунды понятно, что нужно делать на этом сайте: писать текст;
- Чистый UI. Пользовательский контент — это главный элемент на странице.
Функциональности
Личные кабинеты можно разбить на два типа.
- Утилитарные кабинеты с простыми функциями для рекламных компаний и промомеханик. Взаимодействие с интерфейсом минимальное: нужна возможность принять участие и следить за статусами.
Конечная задача одна: пользователь должен получить приз. Внутри такого личного кабинета не должно быть интерфейса, в идеале только регистрация, поле ввода и одна кнопка.
- Сервисные кабинеты для крупных проектов, ecommerce. Это рабочий инструмент решения множества задач. После логина доступно больше опций настройки сервисов, в том числе под конкретного пользователя.
В обоих случаях интерфейс не должен отличаться от сайта, переход должен быть плавным и незаметным. Опыт не должен разделяться на использование личного кабинета и сайта.
Там могут быть функциональности управления услугами, оплаты, бонусной программы. Все функции открываются после регистрации.
Best practice
Личный кабинет как записная книжка, в которой делаются отметки. Фокус в интерфейсе на удобство использования и информационную архитектуру.
Если на продуктовом или промосайте большую роль играет эмоциональное вовлечение, то в персональной зоне этого не бывает. Этот фактор накладывает отпечаток на все: интерфейс, look&feel, структуру меню и страниц кабинета.
Для наших клиентов мы создавали личные кабинеты с разным набором функциональностей: загрузки фото для участия в конкурсе, верификации чеков и промокодов, обмена баллов.
Построение информационной архитектуры начинается с определения аудитории и бизнес-задачи. В результате личный кабинет становится частью будущего продукта.
В отдел сферах бизнеса есть необходимость развития сервисов через личные кабинеты. Так, в банковской сфере бизнес готов вкладывать ресурсы в создание насыщенных интерфейсов и разработку нового функционала, чтобы увеличить время пребывания на сайте и в приложении.
На сайте Alfa Travel пользователь в Личном кабинете узнает баланс накопленных миль и обменивает их на билеты.
Подводим итог
- Личный кабинет пользователя входит в UX-экосистему.
- Интерфейс гораздо более рациональный и менее эмоциональный, чем сайт.
- Акцент на пользовательском взаимодействии и интерфейсных характеристиках продукта.
Источник
Секреты личных кабинетов для B2B
Эра скачивания прайсов по ссылке и оформления заказов по звонку менеджера должна уйти в прошлое. И желательно как можно быстрее. Автоматизация продаж и оптимизация расходования человеко-часов все больше выходят на первый план. Плюс постепенная смена поколений влияет на утверждение новых принципов в работе.
Бэби-бумеры (1946 – 1964) уходят в отставку, поколение X (1965-1979) занимает руководящие места, за которые с ними борются миллениалы (1981 – 1995), но и поколение Z (1996 и позже) уже успело сесть им на хвост. Это значит, что “как раньше”, не работает точно, т.к. у руля те, кто сформирован технологиями и вырос в быстро меняющемся и высококонкурентном мире.
Чтобы ваш бизнес выгодно отличался сервисом и подходом на фоне конкурентов, которые обрабатывают заявки по телефону, требуются современные решения. Именно они, при разумном внедрении, помогут сократить косты и увеличить прибыль вне зависимости от того, в какой сфере вы работаете.
Задачи, которые решает ЛК
Рассмотрим боли, с которыми приходили наши клиенты, когда хотели создать личный кабинет на сайте, чтобы выделить задачи, которые он должен был решить.
- Очень много времени уходило у менеджеров на общение с клиентами, которые хотели оформить заказ — сокращение менеджерских издержек и автоматизация продаж.
- В стране 2 дилера одной марки автомобилей, нужно отстроиться и предложить дополнительные услуги – создание конкурентного преимущества.
- Необходимо увеличить средний чек – маркетинговые персонализированные допродажи.
- Большой документооборот и человеческий фактор, который влиял на ошибки при обработке документов – автоматизация работы, экономия времени.
- Некоторые покупатели “отваливаются” на моменте оформления покупки – получить воронку продаж
Для чего еще нужен Личный кабинет? Например, у вас есть бонусная система, основанная на количестве заказов или общей сумме покупок. Или вы хотите облегчить жизнь постоянным клиентам, которым нужно сохранять подборки товаров для быстрого доступа к ним. А может, вы предлагаете отслеживать статус какого-либо объекта или процесса выполнения заказа. Все эти задачи решаются благодаря созданию Личного кабинета.
Каким должен быть личный кабинет в интернет-магазине, то есть в b2c-сегменте, я рассказывал в статье “Как выглядит идеальный интернет-магазин”. Сегодня разберу этот вопрос для b2b-клиентов.
Целевая аудитория Личного кабинета
У одного из наших заказчиков клиенты делятся на 2 типа – мелкие предприниматели, которые занимают 80% времени работы менеджера, но приносят всего 20% дохода, и крупные бизнесы, на которых уходит оставшиеся 20% времени, зато они составляют 80% от прибыли.
Почему важно их разделить на моменте создания Личного кабинета? Некоторые поля для них будут активны по-разному. Например, способ оплаты: крупным игрокам доступны отсрочка платежа или функция “без предоплаты”, остальным – нет.
В банкинге такие различия в Личных кабинетах выражаются в техподдержке 24/7 или наличии персонального менеджера.
Личные кабинеты будут различаться если вы предоставляете услуги не только юридическим, но и физическим лицам. Одним поиск товаров удобен по артикулу, а крупные и подробные изображения товаров – ни к чему. Другим важно видеть, что ты заказал, чтобы не ошибиться, а поиск настраивать по морфологическим принципам.
Также различаются Личный кабинет клиента и менеджера. У первого – это “магазин с консультантом”, у второго – собственное рабочее место.
Уровни доступа в ЛК
Но разделение Личного кабинета по типам клиентов – это не единственный вариант. Уровни доступа и интерфейс могут различаться по принципам иерархии в компании.
Например, бухгалтеры будут иметь возможности для расширенной интеграции кабинета с 1С (доступ к финансовой отчетности, кредиторской/дебиторской задолженности, кредитным линиям), менеджеры смогут выставлять счета, счета-фактуры, акты, накладные, акты сверки, а у директора будет полный доступ ко всей информации.
Вы сами вольны решать, какие именно процессы и для кого необходимо автоматизировать. Даю подсказку – решать это нужно на моменте составления ТЗ. Конечно, можно дорабатывать что-то и в процессе работы, но лучше иметь представление заранее, сколько времени задача займет, и в какую сумму обойдется.
Настройка интеграций
Настройка интеграций – это сугубо технические вопросы, которые решаются совместно с 1С-разработчиками или теми, кто устанавливал те или иные системы.
Не буду разбирать частные случаи, обращу ваше внимание на интеграцию с 1С. В моей практике, к сожалению, не редкими являются примеры, когда разработчики с той стороны не понимают или не хотят понимать, что от них требуется. Поэтому некоторые настройки могут выполняться неделями. Чтобы обезопасить себя от безалаберности “коллег” мы стараемся иметь дело только с проверенными представителями и часто приводим их на проект.
Со своей стороны, чтобы защитить клиента от любых возможных перебоев и ошибок в работе 1С, интегрированной в Личный кабинет, мы обращаем внимание на следующие пункты:
- При обмене данными с 1С необходимо учитывать, что она может быть недоступна в связи с работами, поэтому вы должны гарантировать доставку данных и работу Личного кабинета после того, как доступ возобновится.
- Когда клиент заходит в историю заказов, нужно учитывать, что 1С может быть недоступна, необходимо показывать самый последний актуальный статус заказа, который сохранен у вас в базе данных.
- Клиенту необходимо гарантировать корректную работу Личного кабинета и обеспечить своевременную доставку данных в 1С. Если она не работает, то заказ должен доставляться до тех пор, пока 1С не даст обратную связь, что информация получена.
- Необходимо сделать раздел с логами, чтобы видеть все ошибки, которые могли произойти во время обмена данными между Личным кабинетом и 1С.
Этапы создания Личного кабинета
Взаимодействие в нашей компании с заказчиками после заключения договора обычно строится так:
- Бизнес-анализ. На этом этапе аналитик прописывает все возможные пути клиента при использовании Личного кабинета, а вместе с ними – как решаются ситуации в случае каких-либо ошибок или отсутствия данных. На основе полученных схем и ТЗ заказчика начинает формироваться наполнение кабинета.
- Проектирование. UX/UI-дизайнер рисует прототип и согласовывает с заказчиком.
- Разработка. Начинается разработка API, на который потом будет надстраиваться сайт, все интеграции, необходимые виджеты и мобильные приложения.
Тут стоит оговориться, что не всегда обязательно делать их сразу. Наш подход позволяет сначала сделать только сайт, а со временем заняться разработкой кроссплатформенного приложения. Оно, кстати, позволяет добиться единообразия и одинаковой логики работы как для юзеров iOS, так и для Android. А благодаря гибкости API, приложения будут полностью синхронизированы с сайтом, когда бы они ни были сделаны.
Безопасность
Есть несколько основных правил, которые гарантируют безопасную работу и вам, и вашим клиентам. Вот они:
- Не давать выставлять акты прямо в системе. Т.к. юридически могут возникнуть несогласованности, когда не буду еще доставлены товары или возникнут прецеденты, которые не позволят подписать акт. Вы можете показывать условный “черновик”, но настоящий акт с подписью должен быть выставлен лично.
- Разделять уровни доступа, чтобы обезопасить себя от недобросовестности менеджеров, которые захотят украсть вашу базу клиентов, или от различных ошибок и путанницы.
- Устанавливать безопасное соединение через VPN для Личного кабинета с 1С, чтобы гарантировать обмен данными по выделенному и защищенному каналу, информацию из которого никто не сможет перехватить.
Маркетинговые инструменты
Вне зависимости от того, продаете вы товары конкретному клиенту или другому бизнесу, стимулирование спроса никто не отменял. И отстроиться от конкурентов можно, используя как классические маркетинговые инструменты, так и современные тренды, присущие e-commerce:
- Туториалы по использованию новых услуг
- Обзоры новинок и маркетинговая информация, которую клиент может использовать в образовательных или коммерческих целях на своих площадках
- Уведомления о поступлениях или акционных предложениях
- Персонализированные предложения и возможность получить обратную связь
- Сбор информации о предпочтениях, планах, уровне дохода клиента
- Допродажи (кросс-сейл и апсейл) по такому же принципу, как в случае с b2c-сегментом
- Системы бонусов, программы лояльности
- Влияние на спрос покупателей с помощью вспомогательных блоков
Фишки Личного кабинета
Каталог, ценообразование, процедура оформления заказа — это ключевые элементы успешного b2b-магазина. Но есть ряд важных мелочей, которые позволяют повысить удобство для покупателей в оптовой компании. Мы со своей колокольни выделяем следующие:
Личный менеджер
Одним из правил хорошего тона при взаимодействии с b2b-клиентом является выделение персонального менеджера. В Личном кабинете необходимо предусмотреть возможность быстрой коммуникации с ним, доступ к его контактам и даже аватарку. Это продемонстрирует индивидуальный подход и открытость.
Запрос отсрочки платежей
Часто постоянным клиентам предоставляют кредитную линию или отсрочку платежа. Это будет отображено в Личном кабинете и может быть настроено, как личным менеджером, так и автоматически (например, по достижению какой-либо суммы заказов).
Возможность оформления нового заказа с отсрочкой также можно настроить автоматически. Если по какой-то причине такой это не возможно, клиент получит уведомление. Дополнительно такое уведомление может получить менеджер.
Авторизация по номеру телефона
Этот шаг упрощает жизнь и вам, и клиенту. Не нужно запоминать пароли, вы всегда будете иметь доступ к кабинету, вне зависимости от устройства, с которого заходите. А еще у вас всегда будет база номеров телефонов всех клиентов. Ну и вишенка на тортике – сохранность вашей базы. Уволившийся из компании менеджер без вашего телефона не сможет иметь доступ к базе.
У каждого личный аккаунт
Часто у одного клиента несколько юридических лиц, а у одного юридического лица несколько контактных лиц. Правильным решением будет создание личных аккаунтов, а не создание одного на всех. Так мы сможем лучше выстраивать и воронку продаж, и аналитика будет точнее.
Каталог продукции персонализирован
Как я уже говорил выше, Личные кабинеты юридического и физического лица отличаются. Соответственно, каталоги в них тоже. Но даже b2b-клиентам имеет смысл предоставлять возможность переключаться между интерфейсами. Например, кроме классической визуализации списка товаров в виде плитки, предложить просмотреть каталог в виде таблицы с большим количеством позиций.
Другой уровень персонализации — это когда у вас цены в каталоге выставляются отдельно под каждого партнера.
Актуальное состояние в корзине
В корзине следует обновлять наличие заказанных позиций (вдруг кто-то успел выкупить все позиции со склада), менять цену в зависимости от количества товаров, а еще позволять сохранять при необходимости всю корзину. Т.к. часто пользователям требуется формировать заказы на одни и те же позиции.
Эта опция может быть сделана в виде списка товаров, благодаря которому можно сделать экспресс-заказ, просто поменяв количество товаров в нужной строке. Цены при этом должны постоянно быть актуализированы, а остатки обновлены. Чтобы не получилось, что вы сработаете в убыток или продадите несуществующие позиции.
Эффективный поиск
На мой взгляд самым удобным является поиск, сделанный с помощью MeiliSearch. Он, как и Elasticsearch, позволяет учитывать морфологию, искать по спискам синонимов, ранжировать результаты поиска, выполнять индексацию и переиндексацию подсказок поиска, но в отличие от него гораздо более быстрый, поворотливый и менее прожорливый. Это открытый исходный код, невероятно быстрая и гипер релевантная поисковая система, которая улучшит ваш поисковый опыт.
В любом случае, если мы говорим про эффективность, значит пользователь может:
- Искать информацию в каталогах, карточках и даже статьях
- При поиске видеть поисковые подсказки
- Не фокусироваться на раскладке клавиатуры
- Не задумываться об орфографических ошибках
- Использовать “умное” автозаполнение на основе частоты запросов
- Видеть количество результатов поиска
- Видеть цену
- Не видеть товаров, которых нет в продаже
Встраивание аналитики в Личном кабинете
Недавно мы выяснили, что в одном из интернет-магазинов, над которым работали, люди не пользуются строкой поиска и ищут товары по категориям. Несмотря на то, что речь о b2c-сегменте, вывод напрашивается один — аналитику необходимо продумывать еще на самом старте проекта. Иначе эта информация не всплыла бы никогда.
Другими преимуществами различных метрик, которые вы продумали заранее станут:
- возможность делать персонализированные предложения
- предсказывать сезонность продаж различных групп товаров и планировать прибыль
- вводить системы бонусов и программы лояльности
Уведомления
Уведомления в Личном кабинете — это, конечно, хорошо. Но давайте будем честны, клиенты не проводят в них 8 часов ежедневно. А значит, могут не узнать, что изменилась стоимость доставки или возникли проблемы с отгрузкой. Поэтому предоставьте им возможность получать пуши там, где это реально удобно, хоть в виде писем на электронную почту.
Такими же возможностями должен обладать и менеджер, поскольку ему необходимо оперативно получать сообщения и изменения статусов заказа от своих клиентов. А также оставаться с ними на связи. Здесь главное — делать не так, как вы привыкли, а как удобнее будет юзерам Личного кабинета.
Доставка
Вопрос доставки для b2b-сегмента – не менее критичный, чем для физлиц. Здесь тоже необходимо учитывать график работы, возможность выбрать подходящую компанию и знать заранее во сколько тебе это обойдется. Поэтому мы обычно настаиваем, чтобы в Личном кабинете отображалась следующая информация:
- Календарь доставок — клиент видит, когда и какой заказ ему будет доставлен, какой из них уже оплачен и обработан, какой еще ожидает своего часа.
- Службы доставки — актуально, если работу на себя берут сторонние организации, и клиенту с ними тоже необходимо будет подписывать какие-то документы.
- Способы оплаты — это не только про наличный/безналичный, это про отсрочки, бонусные системы и предоплату.
- Расчет стоимости доставки — актуально, когда клиенты находятся в разных городах и странах.
Заключение
Эффективность Личного кабинета зависит не только от правильных решений заказчика, принятых до начала проекта, но и от опыта подрядчика. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие моменты перед началом проекта:
- Формулировка задач и ожиданий от внедрения до начала проекта.
- Наличие опытного подрядчика, с релевантным опытом создания личных кабинетов.
- Готовность выделить время для участия в проекте. Как правило, в работе должны принимать участие как сотрудники, которые будут пользоваться кабинетом со стороны заказчика, так и самые давние его клиенты. Не лишним будет привлечение IT-специалистов, которые будут заниматься настройкой типовых и нетиповых интеграций. Ну и нужен отдельный человек, который сможет компетентно принимать решения и согласовывать все этапы работы.
И главное, запомните, что если вы уже приняли решение о создании Личного кабинета для своего бизнеса, не стремитесь его сделать абы как и просто реинкарнировать свой иксель в более современном виде. Реально продумайте, какие процессы вы сможете автоматизировать, какие преимущества в денежном эквиваленте вы получите. Личный кабинет — это возможность усовершенствовать свой бизнес, поэтому не надо ее упускать, доверяя работу подрядчику, который предложит все сделать быстро, дешево и по шаблону.
Источник