Способы активизации зрительской аудитории

Способы активации зрительской аудитории

Способы активации зрительской аудитории

Наша задача – превратить зрителей в участников действа, в участников театра масс. Не хватать людей за руку для того, чтобы насильно вытащить их на сцену, но создать такие условия, когда зритель сам с удовольствием включится в действие. Через сопереживание, соучастие – к сотворчеству!

2 известных приема – прием заманивания и прием провокации. Сначала мы создаем условия, чтобы зритель втянулся в действие – заманиваем его.(Пример: Копорье – сувениры, копорские деньги, копорский чай, загадки для получения апельсина с гербового дерева). По ходу представления провоцировать зрителей, давая различные задания. (Копорье – все становятся музыкальным коллективом). Необходимо учитывать психологию человека – несложные задания; не ставить человека в неловкое положение.

Способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Мейерхольд использовал для этой цели прием «ПОДСАДКИ». Многие режиссеры стали размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрит. Зал. Охлопков стремился к непосредственному контакту с аудиторией. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют все, демонстрируя публично свои дарования и возможности. Такими праздниками были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры. Форму совместного театрального действия, игры использовали деятели западного поп-арта. Введя в моду ХЕППЕНИНГ,

коллаж ситуаций. Суть: все зрители, они же участники, вовлекались в серию спонтанных поступков (драка). Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – запланирование и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды. К концу 60-х гг. ажиотаж, поднятый вокруг хеппенинга начал утихать и тут обнаружили, что здесь было рациональное зерно – тенденция стирания граней между театром и жизнью.

спонтанная (волна на стадионе) спланированная (гимн) овация в ритм.

«Подсадка». Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и действ. лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.(КВН — домашнее задание, финальная песня)

Коллективное пение. Усиливает ощущение общности, стимулятор активности аудитории.

Шествия и коллективные выходы. Они могут быть как прологом (Олимпийские игры — выход команд — представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника.

Коллективные выступление, рапорты, переклички. Выступления очевидцев того или иного события. Выступление своих, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны).

Ритуальные или церемониальные действия. Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.

Игровое действие. С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие. Необходимо исходить из конкретной аудитории.

Источник

Основные приёмы активизации аудитории.

Как известно самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Необходимо, чтобы посетители учреждений культуры чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д. Ведь в массовой аудитории могут быть люди с разным образованием, возрастом, социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции. Таким образом организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.

Понять эти мотивы, помогает изучение посетителей учреждения культуры или участников мероприятия. На основе этого получаются данные об общей ориентации людей в сфере досуга и отдыха, предоставляется динамика случайного и закономерного в поведении их, и на этой основе строится перспектива перехода посетителей от пассивного восприятия материала – к более активному – в форме обмена по интересующему вопросу. Затем даётся возможность приобретения соответствующих практических умений и навыков, связанных с развитием способностей, потребности углубления интересов, меняющих в определенной степени даже общую направленность личности.

Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Активизация аудитории — стремление организаторов театрализованной игровой программы к вовлечению людей в активное личностное участие в действии.

Одной из специфических черт драматургии досуговой программы (ДП) является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сцен, действия.

Основными приемами активизации аудитории в процессе театрализованного действия являются : вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников.

Живое слово несет большую эмоциональную информацию, создает словесные образы, которые могут передавать действия, чувства, настроения и переживания человека. Оно создает атмосферу общения между массовой аудиторией и сценической площадкой. Такого рода приёмом является приём «длинные шнуры» — (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью. В театрализованных формах аудитория воспринимает актера не только на слух, но и визуально. Отсюда важен не только голос, но и поза, движение, жест. Слово должно быть ярким, четким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.

Читайте также:  Рестилайн маска способ применения

Здесь очень важен диалог персонажей с аудиторией, актеры могут задавать провокационные вопросы, спрашивать совета, искать подсказку, вместе думать, как найти выход из трудной ситуации и т.д. Человеку присуща потребность не только сопереживаться, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.

Праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности. Такими подлинными праздниками, когда все участники действовали, были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Активизация публики, вовлечение ее в коллективное действие, творчество масс – эти задачи ставит и выполняет сценарист и режиссер ДП. Иными словами мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры.

Вербальные контакты детей ярко проявляются в этом ведущем виде деятельности младших школьников. Во время игровой ситуации персонажи в качестве поддержки просят поддержать игроков, скандируя имя играющего. В действие могут быть включены загадки, буриме, загадки-розыгрыши и т.д.

Необходимость использования в театрализованной игровой программе активных видов деятельности не вызывает сомнения. Одна из главных задач театрализованной игровой программы – включение детей в действие. Это успешно решается при помощи игры, при помощи которой достигается физическая активизация.

В театрализованной программе широко применяются командные и соревновательные игры ,так называемый «приём заманивания»– одним из основных приемов вовлечения зрителя в действо является традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту театральную игру всех зрителей. (эстафета – выполнение одинаковых заданий двумя командами) : «собиралки» — собрать, донести, сложить, вернуться обратно; «рисовалки» — добежать, нарисовать одну деталь, передать маркер следующему участнику; «обгонялки» — добежать, преодолеть препятствия, вернуться обратно и др. Могут быть использованы следующие игры с залом: передача мяча от первых рядов к последним и обратно, бросание мяча в различных вариантах герою (в сачок, ведро, обруч…).Так же используется метод «игровое действие» – это игровая ситуация, возникшая в празднике, где надо совершить действие за определенное время. Во время проведения игры нельзя забывать о похвале, словах поддержки и поощрении.

Режиссёр-постановщик, Всеволод Мейерхольд, использовал в своей работе прием «подсадки». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал, стремясь к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сцен, площадки и выносу ее в зрительный зал продолжали другие режиссеры. Цельность программы, ее зрелищность достигаются не только соблюдением вышеизложенных условий, но и логически оправданным, органичным введением выразительных средств: декораций, игрового реквизита, светотехнических эффектов и музыкального оформления, которые составляют художественное оформление программы и обеспечивают художественную активизацию .У художественного оформления программы две задачи: создание определенной зрительной среды и организация сценического пространства.

Оформление игрового пространства – это первое, что видит участник программы, входя в зал. Именно от этого складывается первое впечатление. Реквизит — это все то, что используется организаторами для проведения игр и конкурсов. Чтобы игра была интересной, игровой реквизит должен привлекать к себе внимание, быть ярким, увлекательным и вызывать желание поучаствовать в игре. Визуальное декоративное оформление (декорации и реквизит) – один из ключей успеха вашей программы.

Костюмы, грим, оформление должны сочетаться друг с другом, все детали должны быть продуманы до мелочей, никакой небрежности, неудобства и неаккуратности.

Основой содержания музыкальных образов является, прежде всего, чувства и эмоции, переживания. Музыка должна сопровождать аудиторию на протяжении всей программы, держать темпоритм программы.

Таким образом , можно смело говорить о том ,что активизации аудитории в культурно-досуговых мероприятиях является не только неотъемлемой частью программы ,но и залогом успеха всего мероприятия.

Источник

Способы активизации зрительской аудитории.

Для того чтобы зритель стал участником представления его нужно вовлечь в действие, т.е. сделать его исполнителем. Для вовлечения зрителей в действие существуют приемы (способы) активизации аудитории:

Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.

(КВН «Уральские пельмени» — домашнее задание, финальная песня)

Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.

Усиливает ощущение общности, является стимулятором активности аудитории.

— Позаботится о том, чтобы текст песен был доступен всем (текст можно напечатать, написать, выставить на сцену плакаты с текстами песен).

— Роль запевал выполняют участники хорового коллектива.

— Обязательно продумывать сюжетную линию, которая позволит сидящим в зале, участвовать в действиях происходящих на сцене.

Четвертый. Шествия и коллективные выходы (виды реального действия).

— Важно, чтобы коллективные выходы и шествия были органичны в режиссерском замысле праздника.

— Они могут быть как прологом (Олимпийские игры- выход команд- представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника.

Пятый. Коллективные выступление, рапорты, переклички.

— Выступления очевидцев того или иного события (дает возможность рассматривать любое событие не в общем плане а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих выступающих).

Читайте также:  Кодирование данных способы кодирования

— Выступление свих, местных, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны и т.д.). Придает празднованиям особую эмоциональность и теплоту.

Шестой. Ритуальные или церемониальные действия.

Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.

— С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие.

— Следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения (состязание и подражание).

— При подборе и включении игр в канву праздника необходимо исходить из конкретной аудитории.

— Игра какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.

Активность аудитории так же повышают:

· Формы массового действа, которые готовятся и проводятся самими людьми, — будущими участниками этих зрелищ.

· Деловые игры, митинги, слеты, КВНы, аукционы, викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.

· Знание режиссером степени эмоционального восприятия, уровня знаний, интересов, потребностей, ориентационных установок аудитории все это необходимо, для того чтобы сделать зрительскую аудиторию активным участником в празднике.

Планируя введение приемов вовлечения зрителя в действие, надо уметь прогнозировать реакцию аудитории, прогнозировать включение зрителя в действие (Будут ли петь? Что нужно сделать, чтобы участвовало как можно больше людей?).

Заключение. Грамотное использование режиссером приемов активизации в празднике представлении придает ему дополнительный эмоциональный заряд, содействует более прочному усвоению и запоминанию информации, заложенной в содержание праздника и представления.

билет № 13 2. Режиссура театрал-го концерта (Орлов)

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены) создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль.

Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим) количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы.

Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.

Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:

1. Разнообразие номеров.

2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.

3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.

Принципы составления номеров КП:

1. Нарастание зрелищности.

2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).

3. Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице.

4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий)

5. Техническая совместимость.

6. Принцип непрерывности концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности концертного действия:

1. Занавес и система суперзанавеса.

2. Использование сценического круга, бегущей дорожки, движущейся конструкции.

3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)

4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.

5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене

Помещениями для концертов могут быть: театр, гостиница, казино, органный зал.

Виды концертных программ: концертные, придворные, частные, публичные.

ТК имеет смешанный сборный тип, концерт – солянка. Эстрадный концерт – легкий. Симфонический – масштабный.

В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.

Режиссура эстрадного концерта

О мизансцене, темпоритме и другом в эстрадном концерте, эстрадном представлении.

Мизансцена в сценическом искусстве – это динамически развивающаяся во времени пластическая композиция.

Возникновение мизансцены это результат поиска режиссером пластического выражения сквозного действия концерта, представления, его темпоритма.

Темпоритм концерта, представления напрямую зависит от стилистики и пластического характера мизансцен.

Мизансцена должна отвечать стилю и жанру эстрадного концерта, представления, выражать мысль режиссера, быть психологически оправдана исполнителями и возникать естественно, органически.

В эстрадном концерте, представлении мизансцены массовых сцен строятся по законам многофигурной композиции, т.е. исполнители располагаются по нескольким планам сцены, как по горизонтали, так и по вертикали (такое построение придает мизансценам предельную выразительность).

Темпоритм театрализованного представления – сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание номеров и эпизодов.

Приемы смены номеров:

1 Открытие и закрытие основного занавеса. Частое применение приводит к дробности концерта, представления. Лучше когда основной занавес работает дважды – в начале, открывая концерт, представление, и в конце – его закрывая.

2 Опускание и поднимание супер-занавеса. Частое применение приводит к дробности концерта, представления.

3 «Чистая перемена», погружение всей сцены во время смены номеров в темноту.

4 Использование поворотного круга, «подавая» при его повороте, заранее установленный на нем каждый последующий номер.

5 «Живой занавес». Прием в котором для смены номеров используются:

а) Сами исполнители этих номеров.

Читайте также:  Способы ингаляции для детей

Когда во время специально поставленного режиссером поклона и ухода, закончивших номер исполнителей, за их спиной готовится («заряжается») следующий номер; Или когда во время специально поставленного режиссером выхода участников следующего номера, в момент перекрытия ими переднего плана сцены с нее уходят участники предыдущего.

б) Специально созданая для этого группа.

в) «Слуги просцениума». «Слуги просцениума» – это не технический персонал, а своеобразные действующие лица, которые по ходу концерта, представления исполняют вспомогательные, подсобные функции: выносят и уносят детали оформления, игровые детали, убирают лишние предметы, на глазах у зрителей (если так задуманно режиссером), помогают актерам передеваться, иногда превращаются в «живые» элементы оформления.

В роли «слуг просцениума» могут выступать и участники какого-либо номера, после своего выступления.

3 Уходы со сцены.

Все уходы должны быть организованы режиссером, поставлены таким образом, чтобы не нарушался ритм концерта и тщательно отрепетированы.

4 Объявление номеров.

а) Сообщить всю необходимую информацию о номере.

б) Выразить свое собственное отношение к тому что и кого он объявляет.

в) Не только не «уронить» набранный концертом, представлением темпоритм, а и «подстегнуть» его.

Приемы объявления номера:

1 наступающий, когда ведущий объявляет следующий номер, «наступая» на аплодисменты.

2 накладывающий, когда ведущий объявляет следующий номер, «накладывая» весь текст объявления на музыкальном вступлении, или на музыкальной концовке номера.

билет № 14 2. Мизансцена — выразит. средство режиссера в воплощении худож. замысла. Виды мизансцены. (Захаров)

Мизансцена — расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических от­ношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде.

Мизансцена — это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссерской идеи. Мизансцена строится вокруг события; до события мизансцена одна, после — другая.

Назначение мизансцены — через внешние, физические взаи­моотношения между действующими лицами выражать их внут­ренние (психологические) отношения и действия

Такое выразительное средство режиссуры, как темпоритм, вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени.. «Ритм — огромнейшая сила, которая обуславливает организацию действия, он не есть что-то отвлеченное. Каждый эпизод должен строиться на собственной ритмике, но необходимо, чтобы она логично влилась в общий ритм зрелища. Ритм — мера, течение жизненных явлений во времени, ощущение времени.

Характеристиками темпоритмического рисунка любого театрализованного представления являются продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество действий в единицу времени.

Из всего вышесказанного следует вывод, что мизансцена, атмосфера и темпоритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и находятся в полной зависимости друг от друга.

Виды мизансцен. Их характеристика и назначение.

В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Так, например, классическая трагедия подразумевает строгие и монументальные мизансцены, водевиль – легкие и подвижные, бытовая драма – реалистические и убедительные.

Мизансцена – перемещение действующих лиц в пространстве сцены.

Мизансцены делятся на 2 категории: основные и переходные.

Переходные мизансцены – не имеют смыслового значения, они оформляют движение актера и обеспечивают непрерывность логики действия.

Основные мизансцены служат для раскрытия главной мысли сцены и имеют различие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.

К основным мизансценам относятся: симметричные и ассиметричные.

В основе принципа симметричных мизансцен лежит равновесие, имеющее центральную точку, по сторонам которой симметрично располагаются остальные части композиции. Ограниченность симметричных мизансцен в их статичности.

Принцип ассиметричных мизансцен. Построение состоит в разрушении равновесия.

Фронтальная мизансцена (вдоль рампы) создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Самая выигрышная в композиционном построении — диагональная мизансцена. Она подчеркивает перспективу и благодаря этому создает впечатление большой объемности фигур. Артист, находящийся в диагональном положении по отношению к рампе, хорошо виден и слышен из зрительного зала.

Построение хаотических мизансцен подчеркивает беспорядочность, смятение масс. В основе этих мизансцен лежит принцип от малого круга к большому, т.е нарастание динамики действия.

Принцип барельефного построения заключается в размещении действующих лиц в определенном плане сцены, в направлении к рампе. Позволяет показать зрителю крупным планом большое число действующих лиц, а также, если необходимо, создать впечатление дистанции между партнерами.

Принцип монументального построения – зафиксированная неподвижность действующих лиц в определенный момент для выявления внутренней напряженности момента (стоп-кадр).

Круговые, полуциркульные, спиральные мизансцены используются в танцах, хороводах.

Шахматная мизансцена. Актеры выстраиваются в шахматном порядке, создающим иллюзию большого кол-ва людей. Иллюзию активной жизни толпы при точном сохранении заданного композиционного рисунка сценической группировки можно достичь и другим способом. Большая группа разбивается на ряд малых, по три, четыре и более человек. От каждой группы отделяется по одному актеру, который переходит или перебегает к другой группе, между тем как все остальные действуют, не сходя с места Финальная мизансцена. Предусматривает включение в композицию всех или нескольких видов мизансцен. Этот вид статичен, может быть масштабен и по внутреннему наполнению эмоционален.

Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность разводить в разных направлениях массы людей.

Группировкой называется взаимное расположение действующих лиц на сценической площадке. Группировка предполагает статический момент мизансцены, подобно отдельному кадру из кинофильма.

Источник

Оцените статью
Разные способы