Способы активизации внимания младших школьников

Приемы и способы активизации внимания.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В материалае рассматриваются основные приемы и способы активизации внимания.

Скачать:

Вложение Размер
defektolog.pdf 51.91 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности детей

В данной статье мы поговорим о нетрадиционных (альтернативных) уроках как возможности активизации познавательного интереса младших школьников. Также мы рассмотрим многообразие видов альтернативн.

Интерактивная литературная игра, как способ активизации читательской деятельности.

Материал рассказывает о положительных результатах использования интерактивных литературных игр в рамках проекта «Успешное чтение».

Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.

Психология внимания. Основные понятия. Свойства внимания. Спсобы привлечения внимания детей на занятиях. Материал предназначался для педагогов дополнительного образования.

доклад по теме «свойства, особенности и активизация внимания младших школьников»

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудност.

Открытое психологическое занятие: Мастер-класс «Развитие и активизация внимания у обучающихся с ОВЗ»

На занятии раскрываются приемы активизации внимания у обучающихся с ОВЗ&quot.

Статья на тему «Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника».

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще.

Внимание, «Внимание»! (7 способов улучшить внимание ребенка)

Несколько упражнений, которые помогут развить внимание детей. Упражнения даны в игровой форме, не требуют от родителей больших материальных и временных затрат. Зато приносят огромную пользу, помогают .

Источник

Внимание младших школьников
материал на тему

Попытаемся разобраться, почему ребенок невнимателен?

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_vnimanie_mladshih_shkolnikov.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Учебная деятельность — это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Деятельность, направленная на воспитание и развитие младшего школьника в процессе обучения, требует овладения не только частными, но и общими методическими умениями. Их можно назвать дидактическими, так как они могут быть использованы учителем при обучении математике, русскому языку, чтению, природоведению и т.д. Например, умение целенаправленно применять различные способы организации внимания детей также является компонентом методической деятельности учителя. Основу этих умений составляют его психолого-педагогические знания. Так, отсутствие у учителя психологических знаний об особенностях внимания младших школьников приводит к тому, что, организуя их внимание, он пользуется, как правило, только приемом установки, то есть говорит: «Будьте внимательны». Если же эта установка не действует, он использует различные меры наказания. Но достаточно разобраться в психологической сути его действий, чтобы понять их ошибочность. А именно: установка «Будьте внимательны» рассчитана, в основном, на произвольное внимание детей. Этот вид внимания требует волевых усилий и быстро их утомляет. Поэтому действенность данной установки очень кратковременна. Пытаясь усилить ее, некоторые учителя, задавая вопрос всему классу, спрашивают именно того ученика, который в данный момент отвлекся. Естественно, он не может ответить. Учитель начинает стыдить его, читать нотацию, наказывать. Но это только увеличивает психическую нагрузку и вызывает у ребенка отрицательные эмоции: чувство страха, неуверенности, тревожности. Знание психологических закономерностей поможет учителю ответить на этот вопрос. В психологии, например, установлена такая закономерность: внимание учеников активизируется, если:

а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;

б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно. Помимо закономерностей, в психологической науке выделены условия, под влиянием которых поддерживается внимание. К ним относятся:

а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;

б) ожидание конкретного события;

в) положительные эмоции.

Методические приемы призваны реализовывать эти закономерности и условия при обучении конкретному содержанию. Проводя, например, устный счет на уроках математики, учителя используют карточки с записанными на них математическими выражениями, «светофоры» для контроля, математические диктанты, всевозможные игровые ситуации. Применение различных методических приемов позволяет организовать деятельность учащихся на основе послепроизвольного внимания, т. е. в соответствии с поставленной целью, но без волевых усилий. Это играет большую роль в построении обучения, так как открывает перед учителем перспективу целенаправленного управления вниманием детей. Но вполне возможно, что могут быть и такие ситуации, когда даже проверенные методические приемы оказываются недостаточными. В этом случае необходимы меры педагогического воздействия. Например, можно обратиться к невнимательному ученику с таким предложением: «А теперь задания для устного счета, которые выписаны на карточках, вам предложит Коля. Он будет контролировать и правильность их решения». В результате Коля включается в работу, испытывая положительные эмоции, вызванные тем доверием, которое оказал ему учитель. Приёмы для привлечения и удержания внимания младших школьников, а также приёмы, позволяющие управлять процессами внимания в учебной деятельности, представлены в таблице № 2 и 3.

Источник

«Приемы активизации внимания детей младшего школьного возраста»

МКОУ «Листвянская СОШ»

« Приемы активизации внимания детей младшего школьного возраста»

Индивидуальная образовательная программа

учителя начальных классов

2015-2016 уч. год

МКОУ «Листвянская СОШ»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов – 10.11.2015 года.

Учитель начальных классов Язвенко Е.А.

Приемы активизации внимания детей младшего школьного возраста

Одной из наиболее распространенных проблем современного обучения является активизация внимания учащихся при объяснении нового материала. Преподаватель берет на себя огромную ответственность, стараясь научить детей, развить у них какие-либо способности. Ведь в большинстве случаев качества умения, воспитания, развития и результат полученных знаний у ученика зависят от учителя.

Важную роль в обучении играет познавательная деятельность. Она представляет собой сознательную деятельность субъекта, которая в свою очередь направлена на поиск информации реальной действительности об объектах, явлениях и конкретных знаниях.

Неотъемлемым компонентом познавательной деятельности является внимание – психический процесс, состоящий в том, что человек направляет и сосредотачивает свое сознание на каком-то определенном объекте. С одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой — сам объект привлекает внимание. Внимание повышает интеллектуальный уровень, сенсорную и двигательную активность человека.

Внимание играет огромную роль в обучении. Ведь, чтобы получить хорошие знания, уметь владеть ими, применять, нужно много упорства, сосредоточенности. Но существует множество факторов, которые мешают обучению, их, следует преодолевать и находить выход из сложившихся ситуаций.

Причины отвлечения ученика от учебной деятельности могут быть внешними и внутренними. Внешние причины – это неблагоприятная окружающая среда, а внутренние – это отвлечение внимания из-за состояния нервной системы. В основу методики формирования внимания учащихся, разработанной в 1979-е гг. под руководством П.Я. Гальперина, была положена теория поэтапного формирования умственных действий. В контексте этой теории внимание представляет собой особое умственное действие контроля .

Иногда просто сами учителя не могут правильно построить план урока, он становится скучным, однообразным и неинтересным детям. Они начинают отвлекаться, находить более интересное занятие. В этом случает, преподавателю следует более рационально составлять план урока, переключать внимание и деятельность учащихся на более интересные задания. Это может быть выступления учеников по заранее заданным темам, проведение самостоятельных работ по пройденному материалу или же выполнения упражнений.

Преподаватель должен наблюдать за каждым учеником, не оставлять кого-либо в стороне, не заинтересованным в деле, помогать при выполнении заданий, объяснять все четко и доступно. Если каждый будет работать на уроке, занят нужным делом, тогда будет существовать дисциплина в классах.

Сами же учащиеся могут объяснять свою невнимательность тем, что у них нет интереса к предмету, они не могут его понять и тем более запомнить. Учитель в первую очередь должен обратить внимание, как упоминалось выше, на свою работу. Затем объяснить ученику, что интерес может появиться только со знанием, и ради этого необходимо постараться и проявить внимание. Пройдет немного времени, и все станет понятно и появится и интерес к предмету.

Невнимательность детей на уроке может быть результатом социальных факторов, в том числе, связанных с отношениями в ученическом коллективе. В предупреждении негативного влияния этих факторов не утратил актуальности тезис А. С. Макаренко о том, что самым лучшим воздействием учителя на ученика является не личное, а влияние через коллектив класса .

Урок представляет собой основную форму организации учебно-воспитательного процесса. На каждом уроке учитель стремится совершенствовать личность ученика, давать такие знания, которые помогут ему в дальнейшем не только в плане обучения, но и жизни, развить творческие способности, задатки каждого ученика. Учитель сам должен проникнуться в содержание своих слов, в смысл выполнения тех или иных заданий.

Необходимо уметь распределять внимание между материалом, который рассказывает учитель и наблюдением за учениками. Вначале, конечно, у любого учителя будут возникать трудности в работе с детьми, с правильным распределением материала. Сложно добиться такого результата чтобы, каждый ученик внимательно слушал, воспринимал, осмысливал и понимал необходимую информацию. Но с опытом это входит в привычку, и тогда затрачивается меньше усилий для контроля над своим сознанием, преподаватель проще относится к эмоциональной нагрузке, но это не говорит о его снижении ответственности, а совсем, наоборот, о наработанности и профессионализме.

Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации.

3) контроль и регуляция деятельности;

4) интеллектуальное внимание;

Учитель в своей работе для привлечения внимания часто применяет разнообразные приемы и средства: словесные указания, жесты, мимика, интонация.

Для управления вниманием учеников следует…

— контролировать каждого ученика и его заинтересованность учащихся класса в целом;

— не допускать возникновение ситуаций, когда снижается внимание учащихся;

— стараться поддерживать внимание;

— формировать внимание учеников.

Для того чтобы анализировать внимание ученика, существуют поведенческие критерии. На уроках могут возникнуть явления, которые следует предотвращать. Это и шум в классе, и постоянные разговоры, и звонки на телефон, и вечные просьбы выйти. Поддержание непроизвольного внимания возникает в силу свойств самого слушающего, и зависит от особенностей выступающего.

Существует следующее деление приемов активизации внимания на уроке, используемых при объяснении нового материала .

1. Связанные с характером раздражителя. Раздражитель должен быть достаточно сильным, чтобы привлечь внимание, обладать определённой новизной, необычностью. Простой: изменение учителем интонации, громкости и темпа речи.

2. Обусловленные интересами школьников: они внимательней слушают и больше понимают ту информацию, которая их привлекает. Интерес могут вызвать содержание излагаемого материала, методы работы с ним, использование технических средств и т.д. При заинтересованности возникают положительные эмоции, энтузиазм, желание воспринимать учебный материала, выполнять учебные действия, эмоционально реагировать, восхищаться, наслаждаться, сопереживать.

3. Обусловленные организацией деятельности. Существует зависимость внимания человека от того, как организована его деятельность. Человек более внимателен, если ему ясна цель деятельности и понятны шаги на пути к этой цели, если он чётко представляет, что уже готов сделать, а чему ещё надо будет научиться. Используя эту особенность, учитель активизирует волевые усилия учащихся для концентрации внимания на цели, способе, средстве.

Инструментами, которые всегда привлекали внимание детей являются:

1) яркие, красочные наглядные пособия (демонстрационные и индивидуальные);

2) в современном образовательном процессе школьники быстро откликаются на применение разных технических средств: компьютер, микроскоп, документ-камера и т.п. Мультимедийные презентации, электронные тренажеры, видео-материалы уже прочно вошли в практику работы учителя и они не только привлекают внимание, но и помогают вести урок чётко, доказательно.

Другим способом мобилизации внимания на уроках может стать технология активных методов обучения. Сегодня существуют различные классификации активных методов, но все они связаны с деятельностью. К активным методам обучения относят различные формы организации обучения, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

На каждом этапе занятия в данной технологии, могут быть применены ряд методов, которые очень хорошо описаны в «Копилочке активных методов обучения», созданной в рамках проекта «Образовательный портал «Мой университет». Данная программа содержит описание 140 активных методов и дает возможность для каждого этапа выбрать необходимый.

Суть данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря активным методам обучения, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, при чем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить или получить оценку учителя или сверстников, а собственным интересом к деятельности.

По структуре, в соответствии с технологией, всё мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

• Инициация (приветствие, знакомство).

• Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия).

• Определение ожиданий школьников (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды).

Фаза 2. Работа над темой

• Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания).

• Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).

• Проработка содержания темы (групповая, парная работа)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

• Эмоциональная разрядка (разминка).

• Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Для каждого этапа используются соответствующие активные методы.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен применять разнообразные средства и приемы воздействия на детей разного возраста. На уроках следует использовать красочные презентации, интересные, познавательные фильмы. Для младшего школьного возраста используется чередование умственной и практической деятельности. Подростки же сами сосредотачиваются ради достижения результата, и нужно вести урок опираясь не только на произвольное, но и на после произвольное внимание. Внимание старших школьников более управляемое, в работе с ними необходимо опираться на умственную деятельность ребенка в целом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Контрольная работа способы выражения концентрации растворов
Оцените статью
Разные способы