Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников»
Елизарова Оксана Юрьевна
Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников»
Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников«.
• Психологические основы учения по П. П. Блонскому.
Учение – работа, требующая концентрации сил как физических, так и интеллектуальных, иначе говоря, мобилизации движения и внимания. В результате слишком долгого занятия для ребенка внимание ослабевает настолько, что он становится неработоспособным, и, с другой стороны, его моторика становится сначала все более расторможенной, а затем «выдыхается», делается вялой, сонной.Наиболее утомительны для детей: решение задач по математике, письмо. Словесные занятия занимают промежуточное место. Опыты, ручной труд, физкультура являются легкими.
При рациональном составлении расписания принимают в расчет «кривую работы».
1. вначале происходит «вхождение в работу» — работоспособность невелика, но она постепенно растет.
2. работоспособность идет к максимуму.
3. падение работоспособности
4. перед концом работы немного повышается работоспособность.
5. и снова резко падает.
Такова «кривая работы» как в пределах сравнительно крупного времени (учебного года, так и в пределах небольшого периода (день, занятие)
Например: если занятие длится 20 минут, то первые 5 минут дается задание средней трудности, следующие 5 минут дается самое трудное задание, далее – отдых, физминутка. После отдыха дается снова задание средней трудности, примерно на 5 минут, заканчивается занятие легким заданием. Вместо физминутки можно провести самомассаж, подвижную игру. Занятие можно начать с проведения игры на внимание, пальчиковой гимнастики. Закончить занятие можно упражнением на дыхание, спокойной игрой, релаксацией. Первыми признаками, что работоспособность начала падать, является частое отвлечение, вялость, ребенок начинает зевать, потягивается, трет глаза.
Если рассматривать работоспособность в течение года, то самыми продуктивными месяцами являются октябрь – декабрь. В феврале – марте идет спад.В течение недели: вторник, среда – высокая работоспособность, в четверг – можно сходить с детьми на экскурсию в парк.В течение дня: после 2 занятия идет спад. Самое продуктивное время для работы – с 9 до 11 часов утром, и с 16 до 17 часов вечером.При составлении расписания: 1е занятие средней трудности, небольшой перерыв, 2е занятие трудное, большой перерыв, 3е занятие легкое (физкультурное, прогулка.
В учение огромную роль играют повторения и упражнения.
Эбингхауз, Уорден установили, что целесообразней данное количество упражнений или повторений растягивать во времени,нежели концентрировать в небольшом промежутке времени: в первом случае усвоение будет лучше. То, что быстро усваивается, дольше сохраняется. Те слова, которые заучиваются сразу, в одно чтение, сохраняется в памяти на 73% а из тех слов, которые были заучены после 6 – 7 повторений, сохраняется в памяти лишь на 27%.Самый лучший способ заучивания: не чтение по несколько раз, а чтение с последующим рассказом себе.
Как ребенок запоминает?По мнению психолога Риты Данн: 10% — запоминается через чтение, 75% — через зрение (визуально, в начальной школе, 75% — через слух (аудиально, в среднее звено, 80% — когда может объяснить другим, 90% — когда делает сам. Помогает запомнить схема, рисунок, ассоциация.
• Фландерс «Речевое общение», статья Э. Стоунса.
Анализ урока. В системе Фландерса разговор, происходящий на занятие,длится на 10 категорий: 1к. – 7к. речь воспитателя; 8к. – 9к. речь детей; 10к. – молчание, шум, замешательство.
Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми:
Реакция воспитателя на действия детей, опосредованное обращение.
1к. – высказывание,направленные на создание определенного настроя: рабочей обстановки, тишины, внимания. Доброжелательность, спокойный тон, нет приказа, порицания.
2к. – похвала, одобрение действий, ответов. Восхищение.
3к. – принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение, дополнение.
Собственная инициатива воспитателя,прямое обращение:
4к. – вопросы педагога. Вопросы методически целесообразные, нецелесообразные (в которых есть неодобрение «долго тебя ждать?»).
5к. – рассказ, сообщение информации.
6к. – распоряжение, указание.
7к. – критическое замечание.Цель: пресечь, изменить действия ребенка. Отрицательная оценка его ответов, язвительные замечания, недовольный жест, гневный взгляд.
8к. – ответ ребенка учителю.
9к. – высказывание по собственной инициативе детей. Ребенок задает вопросы, подводит к новой теме разговора. Происходит выход за рамки ситуации, идет развитие творчества.
10к. – молчание, шум, замешательство, паузы.
В зарубежной психопедагогикеоптимально для школьного урока считается соотношение 2:3 (2 – речевая активность учителя, 3 – речевая активность ребенка).
Показательным для проявления познавательной активности детей является 9к. если во время занятия, оно имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условие для детской инициативы, любознательности, заинтересованности.
Принятие настроя детей, одобрение их высказываний, использование представлений детей в ходе занятия, формирует у детей положительное отношение к учебным занятиям, комфортное эмоциональное состояние, желание проявлять свои способности – 2,3,9.
6 – 7к. требует исполнительности. Создает напряжение, страх, неуверенность, ожидание порицания. Появляется дискомфорт, снижается мотивация.
В постоянной похвале (2к.) таится большая опасность развития зависимости ребенка от взрослого. Во первых, похвала – это позиция «сверху», во вторых, она создает зависимость. Не получив однажды одобрения, человек испытывает чувство неудовлетворения. Получить похвалу, во что – либо, ведет к аномальному поведению.
Категория 6 используется на физкультурном занятие, а также при счете.
Авторитарный стиль: 4,5,6,7 в речи детей – 8.
Демократический стиль: 1,2,3,4,5 дети – 8,9.
Либерально –попустительский: неустойчивое использование всех категорий. Частое проявление 10 категории, часто используется 7 то 2-я категории.
При соотношение 6:1,3,9 — нет творческой активности.
У демократического воспитателя 9:3,2
При соотношение 9:7,6 – порицание активности и инициативы.
Формальность занятия 5:4,8.
Поддержка педагогом детской речевой познавательной активности, проявление детьми инициативы на занятие — 1,5,4,8,9,3,9,2.
Мы рассмотрели причины снижения внимания из-за неправильного построения расписания и содержания занятия, а также неправильного речевого взаимодействия воспитателя с детьми.
«Дефицит внимания» может быть у детей,которые имеют диагноз: гиперактивность. У таких детей незрелая лобная часть головного мозга, отвечающая за внимание. Повышена истощаемость. При утомление нарушается работа мелкой моторики, и ребенок испытывает трудность в проговаривание сложных слов, у 66% детей плохой почерк.
Вот некоторые рекомендации по работе с такими детьми.
1. Целесообразно работать с гиперактивным ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить работу на занятие, делать перерыв каждые 15-20 минут. Ребенку необходимо подвигаться, можно провести с ним дыхательную гимнастику.
3. Чаще поощрять, давать небольшие призы.
4. Инструкция должна быть четкая и простая (не более 10 слов). Ребенок просто выключится, не услышит.
5. Когда взрослый дает инструкцию, ребенок должен ее повторить, только потом делать.
6. Не давать несколько заданий сразу. Сначала он должен выполнить одно полностью до конца и уложится по времени. Только после этого давать следующее. Выполнение задания нужно проконтролировать.
7. Взрослый должен быть сдержанным. Нельзя кричать и приказывать. Такие дети очень чувствительны и быстро присоединяются к настроению взрослого. Эмоции взрослого могут захлестнуть и станут препятствием для дальнейших действий.
8. Такому ребенку нужно избегать большого скопления народа.
9. Материял для заучивания должен быть небольшим. Добиваться не дословного запоминания, а понимания. Если нужно выучить текст, то заучивание проводить маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой порции, прежде чем переходить к следующей. Стихотворение учить по одному четверостишью, не пытаясь повторить целиком. Простая тренировка практически не помогает улучшить память.
Для того чтобы ребенку было интересно, и он сохранял способность продуктивно работать, в старшем дошкольном возрасте необходима частая смена впечатлений.
Ребенка надо постоянно удивлять, всегда что-то менять в его окружении (зоны меняются 1раз в 2 недели, перекрашиваются стены 3 раза в год). Форма организации занятий должна быть разной. Столы на занятие должны расставляться всегда по-разному. Чаще проводить занятия в разных помещениях. Все это раскачивает мозг, происходит развитие нервных окончаний.
Доклад на семинар «Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» Доклад на семинар «Методы и приемы активизации.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ». МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни — одна из главных.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Большое значение для развития и воспитания.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) СДВГ Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Консультация для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования» Приложение 12 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мы взрослые порой этого счастья не разделяем,.
Приемы привлечения и удержания внимания МБДОУ «Детский сад № 4 «Алёнушка» города Новочебоксарска Чувашской Республики ДОКЛАД на тему: «Приёмы привлечения и удержания внимания.
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.
Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на.
Источник
Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей
Валентина Кожевникова
Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей
Нетрадиционные формы занятий.
Приемы удержания внимания детей.
Есть такая профессия — воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть, именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идет вперед.
Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.
Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребенка.
Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе.
Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться ошибиться.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ
Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Педагог разбивает педагогическую проблему на задачи и принимает решение.На принятие его решения влияют:
— знания педагога о природе педагогической действительности;
— знания педагогических теорий и концепций, а также способов решения педагогических задач;
— знания психологии человека, его психических особенностей и путей их развития;
— установки и позиции педагога;
Существует взаимосвязь профессиональной компетентности и творчества в деятельности педагога. И чем выше компетентность, тем ярче проявление творчества.
Сегодня мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения и воспитания. Но уже любое занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, нестандартно и в определенной мере является результатом творчества.
Создание новой системы из известных элементов, например системы индивидуально-дифференцированной работы с детьми на занятии, уже проявление творчества.
Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Так, например, любое занятие включает в себя не только устоявшуюся, сложившуюся или новую структуру его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы.
Проявление индивидуальности каждого участника занятия -это не всегда спланированный ход взаимодействия педагога с детьми, что серьезно влияет на проведение занятия.
Именно поэтому выделяют два вида результатов педагогической деятельности:
1) то новое, что связано с организацией педагогического процесса, его внешней формой, технологией, методикой (в том числе нетрадиционные формы работы);
2) другой (очень значимый аспект) предполагает психологические продукты деятельности (психологические новообразования личности).
Если следовать точке зрения Э. Фромма о том, что «каждый человек неповторим и уникален», то с позиции психологического результата «педагогическая деятельность является непременно творческой» (А. А. Реан).
Виды педагогического творчества.
Комбинированное –создание нового с использование старого
Инновационное – внесение совершенно нового
Исследовательское – создание нового, качественно меняющего деятельность педагога.
Виды нетрадиционных занятий:
— занятия-соревнования;
— занятия-КВН;
— театрализованные занятия;
— занятия-сюжетно-ролевые игры;
— занятия-консультации;
— занятия-взаимообучения;
— занятия-аукционы;
— занятия-сомнения (поиска истины);
— занятия-формулы;
— занятия-путешествия;
— бинарные занятия (авт. Дж. Родари);
— занятия-фантазии;
— занятия-концерты;
— занятия-диалоги;
— занятия типа «Следствие ведут знатоки»;
— занятия типа «Поле чудес»;
— занятия типа «Интеллектуальное казино».
Нетрадиционные формы занятий сложно анализировать, но можно идти от дидактических принципов и требований к занятию.
Требования к занятию:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий для развития познавательной деятельности (учет интересов, наклонностей и потребностей ребенка).
4. Установление интегративных связей (взаимосвязь видов деятельности).
5. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
6. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.
7. Логика построения занятия.
8. Эмоциональный компонент занятия.
9. Связь с жизнью и личным опытом ребенка.
10. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Принципы, срабатывающие в нетрадиционных занятиях:
— постоянная обратная связь; диалогизация образовательного пространства;
— оптимизация развития (активная стимуляция развития);
— добровольное участие (свобода выбора);
— погружение в проблему;
Параметры оценки занятия:
1. Педагогическая ценность занятия (воспитательная, развивающая).
2. Структура занятия (зависит от индивидуального плана воспитателя).
3. Использование различных вариантов активизации деятельности ребенка (активное участие каждого ребенка; мотивационный и эмоциональный компоненты; развитие воображения, логики мышления и фантазии; успешность деятельности каждого ребенка).
4. Педагогическое мастерство воспитателя и культура преподнесения материала (спокойный и доброжелательный тон педагога;коммуникативная культура: умение выслушать, установить контакт, понять и ориентироваться в ситуации общения; умение видеть и понимать реакции детей — эмпатия; умение заинтересовать и увлечь; передавать свое душевное и эмоциональное состояние и заряжать им — харизматизм; свободное изложение материала занятия).
5. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды (костюмы, декорации, атрибуты, выставки, призы, особенности их использования на занятии).
Приемы привлечения и удержания внимания детей.
Название приема Описание приема
1. «Голосовая и эмоциональная модуляция» Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
2. «Изменение темпа речи» Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
3. «Прерывание речи, использование антиципации» (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4. «Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.
5. «Жестикуляция» Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
6. «Риторические вопросы» Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.
7. «Контрольные вопросы» Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.
8. «Активное ассистирование» Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
9. «Экстрараздражители» Как бы случайно, но главное -внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.
10. «Ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили,то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»
Что значит быть воспитателем детского сада? Эссе на тему «Что значит быть воспитателем детского сада?» Воспитатель — что это за слово, Почему так названо оно На устах кажется такое.
Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм» «Воспитание интереса к физкультурным занятиям через нетрадиционные формы физкультурных занятий» В нашем районе каждый год проходит конкурс.
Источник