Способы активизации творческого поиска

Способы активизации творческого поиска

Методы активизации творческого поиска [c.127]

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ -способ, заключающийся в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна содержать «подсказку», что и как следует делать для решения задачи. [c.164]

При поиске вариантов технических решений ФСА в отличие от традиционных подходов требует применения методов активизации творческого мышления с целью получения большего числа оригинальных идей, из которых можно выбрать наилучшую. Среди современных методов поиска и формирования решений (их насчитывается несколько десятков) наибольшее применение при проведении ФСА получили мозговой штурм [12], морфологический анализ [4, 5], теория решения изобретательских задач [1 1]. [c.62]

Достаточно эффективным методом выработки новых технических (организационных и пр.) решений является применение системы контрольных вопросов, учитывающей основные этапы и моменты процессов разработки, изготовления и эксплуатации (функционирования) объектов ФСА. Использование заранее подготовленных наводящих вопросов способствует активизации творческого поиска. [c.130]

На различных этапах прогнозирования, особенно при анализе объекта прогнозирования, его классификации и моделировании, а также при выявлении функций объекта может применяться метод аналогий и ассоциаций. Он предназначен для активизации творческого мышления и получения дополнительной информации об исследуемом объекте при поиске новых идей и решений. Метод включает в себя два типа приемов активизации творческого мышления и получения информации об исследуемом объекте, т.е. средств анализа и синтеза информации при поиске идей для решения поставленных задач. [c.116]

Творческий поиск приемов и методов активизации разработки управленческих решений по ОУ поиск альтернативных решений по объединению, разделению, изменению функций ОУ для улучшения набора потребительских свойств отбор наиболее приемлемых вариантов. [c.146]

На творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации этого процесса, выдвигаются идеи способов выполнения функций управления, формулируются на основании предложенных идей варианты осуществления функций, дается оценка и отбираются наиболее целесообразные и реальные варианты выполнения функций управления. [c.88]

Среди методов поиска и формирования решений при проведении ФСА широко используются методы активизации творческого мышления ( мозговая атака , морфологический анализ, ТРИЗ и т. д.). [c.93]

Метод изобретен американцем Ч. Вайтингом и 50-с п. и относится к эвристическим приемам активизации творческого мышления. Сущность способа состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на исследуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса (так называемый фокальный объект). Метод соответствует стратегии ненаправленного случайного поиска. Данный прием использует не только принцип отыскания подсказок (от случайных объектов) и свободных ассоциаций для их развития, но и принципы постоянного поддержания в мозгу творческой личности очага возбуждения, высокого уровня воображения и фантазии, концентрации внимания на фокальном объекте, к которому поочередно примеряются признаки случайных объектов и свободные ассоциации. [c.117]

Данный метод предполагает активизацию творческой работы по поиску идей решения той или иной задачи с помощью специально подготовленных организаторами вопросов наводящего характера, способствующих появлению у участников рациональных идей. Роль вопросов здесь исключительно велика, так как они выступают своего родаподсказками для решения поставленной перед участниками задачи. [c.192]

Семнадцатилетний опыт последовательного развития НТТМ в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности свидетельствует о том, что за эти годы сложилась достаточно эффективная система форм и методов привлечения молодых работников отрасли к научному поиску, активизации рационализаторской и изобретательской деятельности молодежи по разработке и внедрению новой техники и технологии, модернизации оборудования, творческого участия в реконструкции и расширении действующих производств, изысканию резервов на различных участках производства и т.д. [c.16]

Источник

Методы активизации творческого поиска

Как уже отмечалось, в ФСА используются методы коллективного творчества, направленные на генерирование новых идей и предложений. Мы приведем наиболее распространенные из них.

Метод «мозговой атаки» или мозгового штурмапредусматривает генерирование идей членами экспертной группы в творческом споре при личном контакте специалистов. Его изобретатель — американский физик А.Осборн (тридцатые годы XX в). Разновидностью этого метода является «мозговой штурм», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует. Мозговая атака проводится в несколько этапов:

· его проведение (сессии);

· оценка и отбор идей;

· проработка и развитие наиболее ценных из них.

Читайте также:  Булочки дрожжевые способы формовки

Участникам сессии предлагают решить какую-либо задачу, не требуя доказательств выдвигаемых предложений и не критикуя их. Принимаются любые идеи, даже шуточные или явно нелепые, поскольку они могут натолкнуть на оригинальное решение. В группу должны входить специалисты примерно равной квалификации или независимые друг от друга по своему служебному положению, что способствует установлению непринужденной атмосферы при выдвижении идей. Все предложения, выдвинутые в процессе проведения штурма, зафиксированные с помощью магнитофонов, стенограмм, рисунков, передают экспертам для оценки и отбора. Продолжительность каждого заседания не более 45 мин., длительность генерирования 1-2 мин.

Основным преимуществом данного метода является возможность быстрого генерирования новых разнообразных идей, которые могут послужить основой для выработки эффективных технических решений.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма — обратный, двойной и т.д. Задача обратного мозгового штурма состоит в выявлении противоречий, недостатков и недоработок в конструкциях, системах, идеях и т.д. В отличие от прямого мозгового штурма, не допускающего критики при выдвижении идей, данный метод придает критике первостепенное значение. На сессиях обратного мозгового штурма также поощряется свобода высказываний и суждений, однако основное внимание уделяется выявлению недостатков анализируемого объекта. Результатом обратного мозгового штурма и должен явиться перечень недостатков объекта.

Синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знании и фантастики. Синектика — соединение разнородных элементов. Этот метод разработал в пятидесятые годы XX в У. Гордон (США). Его принцип основан на методе мозгового штурма с тем отличием, что команда, выполняющая процесс генерирования идей, имеет специальную подготовку. Поэтому при синекторной атаке члены команды используют приемы, основанные на различных видах аналогий, допуская конструктивную критику выдвигаемых идей.

Заседание ведет специально обученный руководитель, задача которого — уменьшить психологическую инерцию членов группы. Обсуждаются отдельные аспекты проблемы или аналогичные ей, что наталкивает на вариант решения.

Например, предлагается найти способ сверления отверстий в условиях невесомости. Для того чтобы дать участникам сессии представление о поставленной перед ними задаче, руководитель подвешивает на нитке кусок пенопласта и предлагает кому-нибудь из присутствующих, не придерживая пенопласт, просверлить в нем отверстие обычной дрелью. Все убеждаются, что это невозможно, и вместе с тем получают импульс для поиска нового необычного способа сверления отверстий.

Характерной чертой синектики, как метода стимулирования творческого мышления, является генерирование аналогий. Различаются аналогии четырех типов:

1) личная (эмпатия) — идентификация себя с объектом;

2) прямая — поиск похожего в других областях науки, техники и т.д.;

3) символическая — передача сути объекта посредством художественных образов, в которых признаки одного предмета отождествляются с признаками другого;

4) фантастическая — представление объекта таким, каким его хотелось бы видеть.

Аналогии в синектике помогают увидеть в знакомом незнакомое, а в незнакомом — знакомое. При этом появляется возможность в первом случае взглянуть на проблему с другой стороны, во втором — решить ее известными способами.

Морфологический метод позволяет изучить все многообразие вариантов решений, являясь эффективным средством упорядочения предложений по реализации отдельных функций объекта. Морфологический анализ разработан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-е годы XX века для решения астрофизических проблем. С помощью морфологического анализа Ф. Цвикки предсказал существование нейтронных звезд. Сущность метода заключается:

1) в стремлении систематически охватывать основные варианты структуры совершенствуемого объекта, исключив влияние случайности;

2) в расчленении сложной задачи на более простые, т. е. подзадачи, легче решаемые по отдельности.

Этот подход имеет существенный недостаток, так как не учитывается должным образом проблема синтеза частных решений. В результате может оказаться, что рациональные с точки зрения отдельных функций решения либо не согласуются, либо составляют неудачную техническую систему. Тем не менее, анализ допустимых комбинаций может оказаться стимулятором выдвижения новых идей.

Технология морфологического анализа состоит из двух этапов:

1 этап — составляются отдельные списки возможных изменений свойств рассматриваемого объекта;

2 этап — составляются все возможные варианты исполнения объекта, путем сочетания свойств из составленных на первом этапе списков и анализа полученных идей.

Анализ обычно ведется при помощи многомерной таблицы, получившей название морфологического ящика или морфологической матрицы.

Морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой ее части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой — всевозможные способы их осуществления.

Читайте также:  Веррукацид от мозолей со стержнем способ применения

Метод «Дельфы» предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материала. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам. В результате обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным. Для этого метода характерна изолированность в работе и независимость суждений каждого члена экспертной группы. Здесь полностью исключается влияние психологических факторов, таких, как внушение, мнение большинства или авторитетных лиц и т.п.

Метод ПАТТЕРН. Название метода ПАТТЕРН состоит из первых букв английских слов, означающих помощь планированию посредством количественной оценки технических данных. Сущность его состоит в том, что изучаемая проблема расчленяется на ряд подпроблем, отдельных задач и элементов, которые выстраиваются в «дерево решений». Определяются коэффициенты важности каждого элемента, подлежащих экспертной оценке. Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению.

Метод контрольных вопросов. Достаточно эффективным методом выработки новых технических (организационных и пр.) решений является применение системы контрольных вопросов, учитывающей основные этапы и моменты процессов разработки, изготовления и эксплуатации (функционирования) объектов ФСА. Метод контрольных вопросов А.Осборна и Т. Эйлоарта (США), заключается в постановке заранее подготовленного списка вопросов к рассматриваемому объекту. Ответы на эти вопросы могут дать необходимое решение. Использование заранее подготовленных наводящих вопросов способствует активизации творческого поиска.

В условиях рынка в снижении затрат на продукцию предприятия заинтересованы и производители, и покупатели. Система контрольных вопросов, разработанная с учетом отраслевых и других особенностей предприятия и стоящих перед ним задач, может быть предложена не только специалистам предприятия, но и представителям фирм-потребителей, союзов потребителей и т.д. Так, хорошо показала себя разработанная с участием М.Л. Слуцкина система контрольных вопросов, предназначенная для анализа изделий машиностроения. Данная система представляет собой совокупность форм, каждая из которых содержит вопросы, позволяющие анализировать объект по трем уровням:

1) по изделию в целом;

2) по сборочным единицам (узлам);

Метод фокальных объектов, предложенный в 1926 г. профессором Берлинского университета Э. Кунце и усовершенствованный в 1953 г. американским специалистом Ч. Вайтингом, заключается в переносе свойств других объектов, не имеющих к совершенствуемой технической системе никакого отношения. При этом могут возникать необходимые сочетания, которые развивают дальше путем свободных ассоциаций.

«Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ). Автором ТРИЗ является инженер Г. Альтшуллер (СССР 70-е годы XX в). Принцип ТРИЗ заключается в целенаправленном поиске решения изобретательской проблемы по алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ является одним из методов, рекомендуемых в ряде публикаций по ФСА и ориентируется на идеальный конечный результат, выявляя и устраняя при этом технические противоречия.

Основные положения АРИЗ следующие:

1. Задачи высшего уровня сводятся к задачам низшего уровня, для чего с помощью специальных операторов в исследуемом объекте необходимо выявить физические противоречия.

2. Для преодоления физических противоречий следует создать фонд изобретательских приемов, представленный в виде таблиц использования приемов в зависимости от типа задачи или содержащегося в ней противоречия.

3. Составляются таблицы применения физических эффектов (фонд изобретательских приемов и таблицы физических эффектов образуют информационный фонд АРИЗ).

4. На каждом шаге АРИЗ следует применять все средства активизации воображения и преодоления психологической инерции.

Решение технических задач с помощью АРИЗ производится на шести этапах. Если на первом этапе определяется конечная цель решаемой задачи, а на последующих происходит уточнение цели и поиск вариантов ее достижения, то на шестом, синтезирующем, этапе дается оценка найденному решению.

Недостатками ТРИЗ являются:

— признание диалектического развития технических систем;

— знание и умение применять законы и эффекты точных наук;

— необходим тренинг по решению изобретательских проблем с помощью АРИЗ;

с помощью ТРИЗ, как правило, решают технические проблемы.

Источник

Приемы, методы и средства активизации поиска решения творческих задач

Агеенкова , методы и средства активизации поиска решения творческих задач. /Психология и социология в бизнесе: Общество, бизнес и личность в инновационной экономике: Материалы третьего Международного конгресса, Минск, 10-11 октября 2008 г. –Минск: Бестпринт. – 2008. – С. 70-71.

, канд. психол. наук, доцент,

Белорусский государственный университет, г. Минск

Приемы, методы и средства активизации поиска решения творческих задач

Современные прикладные направления психология творчества к настоящему времени накопили достаточно большой арсенал приемов и средств активизации поиска решения задач любого характера: научных, технических, социальных, экономических и др., т. к. их принципы достаточно универсальны. В настоящее время они недостаточно используются, Однако в 80-годы они активно развивались в рамках Высших государственных курсов повышения квалификации руководящих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства и проводились по линии Всесоюзного государственного института повышения квалификации в области изобретательства и рационализации Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. Группа исследователей, в которую входила автор данной статьи а также специалисты по методам поиска решений творческих задач и , подготовили курс лекций и тренинговых занятий, который назывался «Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технических решений», в который вошли все имеющиеся наработки в области теории и практики неординарных решений. Целью курса было формирование у специалистов различных областей знаний и навыков по использованию средств, активизирующих их творческую деятельность.

Читайте также:  Решение систем уравнений графическим способом excel

Творчеством называется деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Античный философ Платон отождествлял творчество с богом Эросом и понимал его как своеобразную устремленность или одержимости человека к достижению высшего или «умного» созерцания мира. В средние века понятие творчества связывалось с представлением о Боге как о личности, свободно творящей мир, вызывая бытие из небытия. В эпоху Возрождения возникает культ гения, объектом познания становится сам творческий акт. Однако, в тот же период Джордано Бруно, провозгласивший идею о новом творческом или «страстном» человеке, поплатился за это своей жизнью на костре инквизиции. Однако, несмотря на периоды застоя и тоталитаризма в человеческой истории, творчество продолжает рассматриваться как высшая форма человеческой деятельности. Ж. Адамар, один из известных исследователей творческого процесса писал, что изобретательское усилие, проявляющееся во всех областях жизни в создании нового, имеется только у человеческих индивидов, которым вместе с умом дана способность инициативы, независимости, свободы.

Анализ исследовательских работ в области психологии творчества позволяет выделить следующие значимые ее направления: 1) механизмы творческого процесса; 2) творческая способность или креативность; 3) приемы, методы и средства, способствующие активизации мышления и решению творческих задач.

Естественно, в прикладном отношении большую значимость имеет последнее направление. Условно все имеющиеся методы активизации поиска решения задач можно разделить на две группы: эвристические и формализованные.

Основой эвристических методов является интуитивно-ассоциативный подход. Они используются как средства спонтанной подготовки психики к внезапному «озарению», возникающего на почве осознанной необходимости решения поставленной задачи. Эти приемы направляют психические процессы на поиск нужных ассоциаций.

К эвристическим приемам относят: метод фокальных объектов; метод гирлянд случайностей и ассоциаций; метод мозгового штурма; метод синектики; метод обратной мозговой атаки; метод двойной мозговой атаки; ТРИЗ (АРИЗ); метод конференции идей; метод анализа сновидений, метод формирование творческих коллективов, деловая игра, метод анализа содержания бессознательного. Последний метод, в разработке которого участвовала автор данной статьи совместно с , опирается на принцип неслучайности процессов ассоциирования у лиц, занятых поиском решения задач.

Часть данных методов можно использовать как индивидуально, так и в группе. Другая их часть является чисто групповыми приемами. Причем, некоторые групповые методы (мозговой штурм; синектика; обратная мозговая атака; двойная мозговая атака; конференция идей) могут быть использованы в группах с любой социально-психологической структурированностью. Методы же деловая игра и формирование творческих коллективов изобретателей (или иных лиц. принимающих решения) основаны на принципе оптимальной организации творческой группы и разделении творческого труда.

Формализованные методы активизации поиска решения задач опираются на способности к логическому мышлению. В этих методах задается определенный алгоритм поиска решений творческой задачи. На их основе, благодаря формализации и наличию алгоритма созданы компьютеризированные программы по поиску решений.

К формализованным методам поиска решения задач можно отнести морфологический анализ; функционально-стоимостный анализ; список контрольных вопросов.

Необходимо также указать, что, несмотря на достаточно большой арсенал методов, способствующих нахождению эффективного решения творческих задач, современные теоретические наработки психологии творчества позволяют их совершенствовать, а также создавать новые приемы, ориентированные на запросы лиц и организаций, решающих конкретные проблемы и принимающих решения.

В современных условиях решение различных задач научного, технического, социального и экономического характера требует нового нестандартного подхода с учетом множества параметров и условий. Простое же копирование известных наработок обычно приводит к застою и вынуждает плестись в хвосте экономического и технического прогресса.

Источник

Оцените статью
Разные способы