Способы активизации познавательной деятельности студентов

Приёмы активизации студентов на лекции

Идея активного и интерактивного обучения заключается в активизации внимания, учебно-познавательной мыслительной и практической деятельности студента. Поэтому использование приёмов активизации позволит лекцию традиционного типа приблизить к интерактивному варианту. Для мобилизации студентов на активную познавательную деятельность в процессе лекции следует начинать лекцию с интересной вводной части: привести пример значимости темы лекции для практики, будущей профессиональной деятельности студентов; показать взаимосвязь темы лекции с предыдущим и последующим материалом; провести захватывающий исторический экскурс; погрузить студентов в мир творческой деятельности преподавателя, выявить противоречия, предложить гипотезу, сделать акцент на том, какой аспект проблемы будет рассматриваться на данной лекции; назвать вопросы, традиционно вызывающие затруднения у студентов, поставить необычный вопрос или задачу для решения. Задача или вопрос в начале лекции могут быть заданы с использованием видеоматериалов, например, на экране — кадры иллюстрирующие применение теоретического положения на практике, а лектором задаётся вопрос о сущности теории, ей особенностях.

Активность студентов, возникшая как следствие интересного начала, должна быть поддержана на протяжении всей лекции. Для этого в основной части лекции рекомендуется использовать следующие приёмы.

1. Обсуждение одного вопроса с позиций разных исследователей, с изложением их разных точек зрения, с пояснением, что сейчас принято в науке, и какой точки зрения придерживается лектор.

2. Подведение итогов не завершается выводом, а студентам предоставляется возможность самостоятельно сделать обобщение, вывод.

3. Постоянное поддерживание контакта с аудиторией путём применения элементов обратной связи, беседы, использовать приёмы «освежающего отступления» (шутки, прибаутки и т.д.)

4. Повышение эмоционального фона и качества запоминания за счёт использования примеров из жизни великих учёных, медиков или привлечения исторических образов, образов художественной литературы, искусства, то есть привлечение фактов вызывающих эмоции и сопереживания студентов.

5. Представление научной значимости темы лекции через взаимосвязь её с работами конференции или конгресса, участником которых был сам преподаватель, его участие в мастер-классах за рубежом и в России.

6. Подтверждение основных положений лекции фактами из жизни, практики и их анализом с обучением методологии решения кейса.

7. Выделение базовых положений лекции, акцентирование наиболее существенных вопросов: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос…», « Сложность и особенность данного вопроса…».

8. Создание «ситуации затруднения», в которой преподаватель «не знает», как действовать и обращается за помощью к студентам. Совместный поиск решения – интерактивный приём, который выражает идеологию сотрудничества и ведёт к развитию научного мышления и творческого потенциала.

9. Использовать на лекции демонстрации.

10. Поскольку чтение лекций не только наука, но и искусство, то создание творческой рабочей атмосферы на лекции за счёт изменения темпа, перемены интонации и громкости речи, введения пауз зависит от педагогического мастерства лектора. Известно, что ослабление громкости речи вначале лекции помогает сосредоточению внимания студентов.

О мастерстве лектора следует сказать особо. Так ещё К.А. Тимирязев отмечал, что пра­вильность разрешения научных проблем в ходе лекции должна сочетаться со страстностью, увлеченностью идеей самого лектора. Причём лектор выступает не в роли акустического инструмента, устно пересказывая почерпнутую из книг информацию. Когда же всё переплавлено творчеством лектора, то он предстаёт художником, а не фиксирующим бытие фотографом. О значимости именно чтения лекции, роли эмоционального отклика слушателя свидетельствует известное высказывание А.П. Чехова об изданных в Москве лекциях своего любимого учителя, терапевта Г.А. Захарьина: «Есть либретто, но нет оперы, нет той музыки, которую я слышал».

Нетрадиционные лекции – это всегда интерактивные лекции, задача которых не только включить студентов в познавательно-активную деятельность, но и в коммуникативную работу, во взаимодействие с лектором и другими студентами. Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения.

Нетрадиционная лекция имеет в зависимости от вида лекции особенности проектирования, но она всегда должна быть компетентностно ориентированной. Лекцию можно считать компетентностно ориентированной, если выстраивая логику изложения материала, лектор определяет, какие конкретные компетенции планируется формировать на лекции.

Современная лекция в медицинском вузе как ведущая форма организации учебного процесса, несомненно, имеет свои достоинства

Итак, современная лекция представляет собой активное вовлечение слушателей в процесс получения информации, постоянную постановку вопросов перед аудиторией и совместное их решение. Причём в качестве общепедагогической основы используется аксиологический подход

«методология-теория-практика», учитываются специфические для медицинского вуза профессиональные оси «норма – пограничные и переходные состояния — патология» в сочетании с классическим подходом в медицине «этиология – патогенез – клиника – дифференциальная диагностика — диагностика основного и коморбидных заболеваний – лечение – реабилитация – прогноз» с непосредственной проекции в содержательную часть лекции.

В то же время для изложения лекционного материала в традиционной форме отмечают самый существенный недостаток – слабую обратную связь и монологический характер, что приводит к механическому фиксированию учебного материала студентами без осмысления, снижает самостоятельность и активность студентов. Поэтому всё шире в практику высшего медицинского образования внедряется использование нетрадиционных форм проведения лекций, интерактивный компонент которых нивелирует отмеченный недостаток.

Эффективность лекции определяется

· пропускной способностью канала связи с внешним миром: поскольку 85% содержания усваивается через зрительный канал, следовательно, нужно развивать в обучении наглядность;

· оптимальным количеством информации без перегрузок фактами, доказательствами, выводами и т.п.

· наличием обратной связи между лектором и студентами, что приводит к образному живому общению и, как результат, запоминанию.

По данным некоторых исследователей сразу же после лекции воспроизводится 65-70% учебного материала, спустя 3-5 дней — 45%, 7-8 дней — 34%, через 2 недели — 30%.

Варианты нетрадиционных лекций

Лекция как ведущая форма учебного процесса традиционно имеет свои достоинства:

прежде всего, на лекции в восприятии учебного материала у студентов участвует группа анализаторов – зрительный (особенно когда лекция сопровождается демонстрацией), слуховой, а если студент конспектирует, то подключена моторная память;

лекция даёт целостное представление об изучаемой теме, помогает структурировать новые знания, способствует систематизации их, служит ориентировочной основой для более детального разбора дидактического материала на занятиях;

лекция приобщает студентов к стилю научного мышления.

Читайте также:  Основные способы толкования уголовного закона это

В то же время для изложения лекционного материала в традиционной форме отмечают самый существенный недостаток – слабую обратную связь и монологический характер, что приводит к механическому фиксированию учебного материала студентами без осмысления, снижает самостоятельность и активность студентов. Поэтому всё шире в практику высшего медицинского образования внедряется использование нетрадиционных форм проведения лекций, интерактивный компонент которых нивелирует отмеченный недостаток. Нетрадиционная лекция имеет в зависимости от вида лекции особенности проектирования, но она всегда должна быть компетентностно ориентированной. Лекцию можно считать компетентностно ориентированной, если выстраивая логику изложения материала, лектор определяет формирование каких конкретных компетенций планируется на лекции.

Рассматривая различные варианты нетрадиционных лекций, следует иметь в виду, что интерактивный характер лекция любого вида приобретает за счёт использования следующих активных форм обучения:

· Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа

· Демонстрация слайдов или учебных фильмов

Лекция-визуализацияпроводится либо с применением презентаций (слайды, фото, рисунки, схемы, таблицы), либо с использованием видеоматериалов или демонстрацией больного по теме. Лекция-визуализацияпозволяет студентам с одной стороны, выделить в логической последовательности наиболее значимые аспекты учебного материала, а с другой стороны, увидеть больных, данные морфологического исследования, ход выполнения медицинских манипуляций, операций, с которыми иначе студентам было бы сложно познакомиться (примером могут служить пациенты с редкими заболеваниями). Наглядный образ возникает в процессе визуализации как результат свёртывания разного вида информации, мыслительного содержания и, если студент воспринял его, то в дальнейшем сможет развернуть данный образ и использовать как базис для теоретических и практических действий. Преимущество лекции-визуализации основывается на использовании в работе обоих полушарий (левого полушария, логического, отвечающего за понимание точных наук и правого, обеспечивающего образно-эмоциональное восприятие информации и активизирующееся при визуализации). Специфика подготовки лекции-визуализации заключается в корректном отборе ключевого и иллюстративного материала. Изложение лекции-визуализации заключается в свободном, подробном комментировании представляемых визуальных материалов. Памятуя о принципе новизны, следует учесть, что лучше использовать разные виды визуализации или их сочетание. Переключение внимания с текста на иллюстрацию поддерживает фактор новизны, повышает познавательный интерес, а значит и мотивацию студентов, способствует концентрации на наиболее существенных положениях лекции.Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

В качестве примера приведём структуру интерактивной лекции на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии.

Учитывая специфику предмета, на экране демонстрируются цветные фотографии гистологических препаратов, в анимационном режиме появляются стрелки и обозначения основных структур.

Распечатанный чёрно-белый вариант лекции у студентов на руках позволяет делать пометки на полях, записывать определения новых слов и расшифровывать аббревиатуры.

Материалы, имеющейся на кафедре видеотеки, периодически показываются на лекциях, что позволяет переключить внимание, тем самым с одной стороны обеспечивая отдых, а с другой – пробуждая интерес к теме необычностью включения фрагментов видео во время лекции.

Источник

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся.

Методическое пособие для преподавателей

методист ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»

Настоящее методическое пособие предназначено для начинающих преподавателей, раскрывающее потенциальные возможности преподавателя в активизации познавательной деятельности обучающихся, а так же новые подходы в преподавании различных дисциплин.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся.

Методические рекомендации для преподавателей: Методические рекомендации – Белово: типография ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум», 2015.- 15с.

1.Методы активизации познавательной деятельности

2.Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

3. Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

3.1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации

3.2.Использование тестов для контроля знаний обучающихся

3.3.Практические работы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

3.4. Использование опорных схем на уроке

3.5.Использование информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся

3.6. Использование здоровье сберегающих технологий

3.7. Использование исторического материала

Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности обучающихся строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

-привлечение обучающихся к целям и задачам урока;

-возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

-включение обучающихся в интересную для них форму работы.

1.Методы активизации познавательной деятельности обучающихся

Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

по источникам передачи и характеру восприятия информации:

словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);

практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);

Читайте также:  Решить неравенство графическим способом 9 класс

по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:

-метод проблемного изложения,

-частично-поисковый или эвристический метод,

-методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

-методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

-методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и

-дифференцированный, текущий и итоговый);

по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):

-по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);

-по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);

-по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля)

2.Педагогические условия, способствующие развитию

Примеров в педагогике достаточно. Одним из них является опыт . В нём четко, строго определена организация всего учебного процесса, деятельность обучающихся, говорит: «Четкость и глубина изложения учебного материала преподавателя, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, — залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».

Условия, для проявления познавательной деятельности:

-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

-создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

-включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;

-использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

-использование проблемных ситуаций;

-практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

-формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

-учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,

-воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Способы активизации обучения

— проблемный способ обучения

— проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)

-опережающее обучение (доклады)

— постановка вопроса на который надо ответить в конце занятия

-составление опорного конспекта и плана лекций

— визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы.

— интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретич обучение)

-приглашение на занятие компетентного специалиста

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

— избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;

— не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

— использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

— стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);

— специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.

Если знания добыты через разрешение проблемной ситуации, через грамотно поставленные вопросы, на 20% – 30 % усвоение материала проходит лучше. Также на познавательную активность обучающихся влияет и то, на сколько логично излагает материал преподаватель. При объяснении нового надо опираться на прежние навыки, умения, на жизненный опыт обучающихся. И тогда новые знания станет доступным и понятным.

Важное значение имеет и применение на уроке наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.

3.Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

Творческая активность обучающихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке

и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через наглядность, через применение на уроках информационных технологий.

Основные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:

1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации.

4.Использование опорных схем.

5.Использование информационных технологий.

6.Использование здоровье сберегающих технологий.

7.Использование исторического материала.

Остановимся на них подробнее.

3.1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации

Сообщить готовое, преподавателю быстрее, чем открывать его вместе с обучающимися. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать обучающихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Обучающиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого преподаватель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — любознательность. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

3.2.Использование тестов для контроля знаний обучающихся

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целой группы, так и каждого учащегося в отдельности. Тестирование позволяет:

Читайте также:  Способы получения религиозных знаний

— учитывать индивидуальные особенности обучающихся;

— проверять качество усвоения материала;

— разнообразить процесс обучения;

— сэкономить время на опрос;

— использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества обучающихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

3.3.Практические работы как средство активизации познавательной деятельности:

Одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто обучающиеся запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если учащийся что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой само движение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

3.4.Использование опорных схем на уроке

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности обучающихся. Опорные схемы педагог может разрабатывать не только самостоятельно, но в этот творческий, познавательный процесс желательно привлекать обучающихся. Опорные схемы лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии, выделяется лучшая модель, корректируется предложенная и создаётся новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

3.5.Использование информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, на различных этапах урока, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности наглядно, красочно, интересно объяснить новый материал, организовать самостоятельную работу с последующей проверкой на этом же уроке. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым преподавателю.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а

динамичными видео — и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при

необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним студентом или группой, мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Здесь каждый из обучающихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

3.6.Использование здоровье сберегающих технологий.

Одним из главных приоритетов современной системы образования является здоровье обучающихся. В связи с этим необходимо внедрять здоровье сберегающие технологии, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью. Понимая, что активизация познавательного интереса у уставшего, ослабленного обучающегося крайне сложно.

Примерно на 20 минуте урока можно предложить обучающимся встать для поведения разминки.

3.7.Использование исторического материала.

Извечный вопрос: «а как было раньше?» позволяет с успехом использовать исторические материалы. Это оживляет урок и активизирует познавательный интерес. Можно это делать преподавателю, можно давать задание обучающимся. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают в душах обучающихся живой отклик.

В качестве главных героев выступают исторические личности или, для решения задания, необходимо знать какие — либо факты о них.

Всё это стимулирует к самостоятельному поиску нужного материала, развивает познавательный интерес к предмету. Чем интереснее, красочнее представлен материал из истории, тем лучше идёт запоминание. А это сказывается на повышении познавательной активности.

Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача преподавателя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном уроке, когда обучающемуся интересен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы независимо от способностей обучающегося. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества.

Список использованной литературы:

1.Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2009.-350с.

2.Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2008.-210с.

3.Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2000.-220с.

4.Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2002.-150с.

Источник

Оцените статью
Разные способы