Способы активизации познавательной деятельности с использованием икт

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
статья на тему

В данной статье представлено обобщение опыта.

Скачать:

Вложение Размер
moe.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты мониторинга, проведенного психологом показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

А увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Поэтому я перед собой поставила цель : используя ИКТ, повысить интерес к предмету и тем самым качество знаний учащихся при обучении математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

— использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;

— развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

— воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

— использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

— сформировать информационную компетентность учащихся;

— научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Но каждый из нас понимает, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить наглядность;
  • привлечь большое количество дидактического материала;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока надо учитывать, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приемам деятельности;
  • использование компьютера оказывает негативное влияние электромагнитным излучением;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Поэтому при проведении уроков с использованием ИКТ я чередую напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая ее временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Но все же: ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребёнка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • при закреплении и повторении;
  • при итоговом контроле.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Например, ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

На каждом конкретном уроке мною используются определённые презентации. Много презентаций и мини-слайдов создала сама. Несколько из них хочу предоставить вашему вниманию. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия – один из немногих, если не единственный, раздел школьной математики, в отношении которого не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.

На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия «Функции и графики» прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и сложных функций, преобразование графиков.

В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания учащихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок. После выполнения заданий тестов автоматически выставляется отметка, которая заносится в электронный журнал, что позволяет предметнику существенно экономить время.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

— ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

— учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

И в заключении, хотелось бы сказать : использование компьютера на уроках — это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Источник

Развитие познавательной активности средствами ИКТ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности обучающегося, владеющего исследовательской, проектной и социальной деятельностью. Вследствие этого объем учебного материала увеличивается, а время, выделенное на его изучение, уменьшается. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего занятия.

Всё вышеперечисленное ставит соответствующие задачи в области образования. Одной из таких важных задач следует считать развитие познавательной активности обучающихся. Решение этой задачи, в свою очередь, нуждается в поиске наиболее эффективных подходов в подготовке обучающихся к избирательности при выборе информации, к умению использовать ее в предложенных обстоятельствах. Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощной средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые сформулирован Я.А. Каменским и в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Эффективность усвоения информации возрастает в последовательности: при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения. На основе особенностей человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых обучаемым под руководством преподавателя в процессе овладения знаниями. Использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения.

В XXI веке информационная революция вызвала широкое применение новых информационных технологий и Интернет (НИТИ) в образовании. Информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность преподавания, дают возможность для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Компьютер вместе с информационными средствами в образовательном процессе открывает новые возможности в работе преподавателя и в учебной деятельности обучаемого. Он не просто ускоритель передачи информации. ИТ становятся основными инструментами в профессиональной практической деятельности человека. Организация обучения студентов с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Сегодня появились технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

Современные технические средства и материально-техническая база в образовательной системе, дают возможность более эффективного обучения. Компьютер на занятиях исключает монотонность, привлекает внимание обучающихся. Насыщенность слайдов, иллюстраций, видеороликов вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность обучающихся, стимулирует мотивацию, повышает интерес к дисциплине, призывает изучать различные источники, что способствует развитию познавательной активности.

В наш век информационных технологий компьютеризация занимает всё больше и больше сфер деятельности человека. И система образования тоже не является исключением. Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий. Активизация познавательной деятельности обучаемого без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Традиционно выделяют несколько подходов к пониманию познавательной активности. Одни авторы рассматривают активность как деятельность (Е. В. Коротаева, М. И. Лисина, М. А. Данилов, Г. В. Пугач).Как свойство личности и личностное образование познавательную активность рассматривают К. А. Абульханова, И. А. Редковец, Г. И. Щукина,З. А. Абасов. Познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат, считают Т. И. Шамова, Р. С. Черкасов, М. Н. Скаткин.

Многие авторы в своих работах отмечают тот факт, что без развития познавательной активности обучающихся на занятиях, сам процесс обучения является малоэффективен.

Одним из элементов развития познавательной активности является интерес. Интерес это именно то, что заставляет студента двигаться вперёд, побуждает желание узнавать больше, чем преподаватель выдаёт на занятиях, искать и находить пути для развития своего профессионального обучения.

К сожалению надо отметить, что сегодня малый процент абитуриентов понимает суть и перспективы той специальности, на которую он пришёл обучаться. И когда на втором году обучения он сталкивается с изучением дисциплин по специальности, то нередко приходит разочарование в выбранном направлении. И как следствие падает интерес к обучению, что ведёт к снижению познавательной активности.

Одна из задач преподавателя – создать на своём занятии такие условия обучения, чтобы у студента возник интерес, если не к специальности в целом, то хотя бы к данной дисциплине. Интерес, раз за разом приводит к развитию познавательной активности. И одним из инструментов, которым можно вызвать активность обучающихся является использование преподавателем средств ИКТ.

Компьютер и всё что с ним связано уже интегрировалось в нашу повседневную деятельность. Использование данного инструмента в процессе обучения является сильным фактором для развития познавательной активности обучающихся.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции: создание единого информационного образовательного пространства; активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий; синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Информатизация образования привела к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с её практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи её индивидуально каждому пользователю, что значительно расширяет возможности предъявления учебной информации.

Процесс информатизации образования приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых. В связи с развитием процесса информатизации образования изменяется объем и содержание учебного материала. Разработка и внедрение новых информационных технологий в систему образования является необходимым условием, позволяющим повысить качество подготовки специалистов. Довести до уровня, соответствующего международным стандартам, и интегрировать ее в мировую систему.

Следует отметить, что современные информационные технологии имеют многофункциональный характер, так как могут использоваться при решении разнообразных задач. Например, технология электронной почты может быть использована в дистанционном обучении, также в научной деятельности (обмен данными, поиск необходимой информации в удаленных базах данных).

Более того, современные информационные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Эффективность применения информационных технологий при обучении любой дисциплине тесно связана с особенностями оптимизации учебного процесса при использовании информационных и коммуникационных технологий и уровнем информационной культуры педагога.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни. В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности каждого обучающегося с применением средств ИКТ.

В настоящий момент система образования требует от преподавателя не столько «наполнения» головы обучаемого разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Это все можно назвать процессом информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке, передаче и использовании информации посредством современных средств информационного взаимодействия и обмена.

Современные тенденции развития сферы образования заставляют по-новому взглянуть на проблемы формирования познавательной активности у студентов.

О необходимости развития познавательной активности в процессе обучения студентов писал ещё К.Д. Ушинский. Он говорил, что им следует передавать не только готовую информацию, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Преподаватель должен дать понять студенту, что нужную информацию можно извлекать не только из книг, но также можно использовать современные технологии, обращаясь к мировым информационным ресурсам. Обучение с помощью ИКТ – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Для оптимального разрешения педагогических проблем необходимо использование электронных технологий, эта платформа дает возможность контролировать познавательные процессы студентов во внеаудиторное время. Также легкость в использовании ИКТ повышает уровень мотивации студентов и способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций, которые необходимы современному студенту.

В результате появилось много различных идей организации обучения и последовал вывод, что для формирования у студентов познавательного интереса, активизации учебной деятельности с успехом могут быть применены ИКТ. Многие преподаватели стараются сделать учебный материал доступным и интересным студенту, обогащают его нравственным содержанием, разрабатывают оригинальные методики и приемы. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии обучающихся на занятиях, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активно использоваться в дальнейшем. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их усвоения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности. Именно интерес, который можно вызвать применением на занятиях различных форм ИКТ, является залогом эффективного и результативного процесса обучения, что в свою очередь, несомненно, повышает познавательную активность обучающегося.

Источник

Читайте также:  Различные способы управления конфликтами
Оцените статью
Разные способы