Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)
консультация на тему

Поиск эффективных средств развития познавательной активности детей представляет собой актуальную проблему, требующую теоритического и практического решения. Познавательный интерес — ведущий мотив образовательной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_aktivizatsii_myshleniya_doshkolnikov.docx 24.87 КБ
metody_i_priemy_aktivizatsii_vo_vremya_nod.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида

Приемы активизации мышления дошкольников

( консультация для воспитателей)

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе и мышления. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Таким образом, ведущим является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей , приоритетных среди которых являются мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ — это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез — это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение — мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение — процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация — это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову. Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей.

Главной задачей любого вида ООД является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

Активизируя мыслительную деятельность старших дошкольников, необходимо уделять особое внимание воспитательному воздействию, как со стороны педагогов, так и родителей. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является развитие способностей ребёнка , а не передача ему знаний, умений, навыков.

Активизация мышления детей в процессе ООД достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:

  • наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
  • умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;
  • умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
  • умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
  • умение выдвигать новую познавательную задачу;
  • способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности .

Анализ вопросов детей показывает, что потребность в новых знаниях, ярко выраженная у дошкольников, выступает не как потребность в абсолютно новых знаниях (о чем ребенок не имеет никакого представления), а, как правило, в знаниях, в какой-то мере известных, но вместе с тем и новых. Там, где все ясно, там уже не над чем думать; там, где все полностью неясно, думать очень трудно, фактически невозможно.

Мышление является очень важным процессом, поэтому существует целый ряд способов для его активизации, и тем самым ускорения получения результатов.

Существуют следующие способы активизации мышления.

  1. Задавание «бессмысленных» вопросов, например: «Как будет звучать хлопок одной ладони?»

2. Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: «До каких пор заяц бежит в лес?»; «Какая женщина не смотрится в зеркало?»; «Каких камней нет на дне моря?»

3. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение дошкольников к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность детей на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

4. Метод эвристического обучения . Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

5. Метод исследовательского обучения . Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод — правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

6. Методика мозгового штурма широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.

  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.
  • Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
  • Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

7. Ситуации занимательности:

  • Опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух)
  • Занимательные аналогии
  • Познавательные игры (игры-головоломки и т.д.)
  • Соревнование (интеллектуальная эстафета и т.п.)
  • Логические задачи

Иначе говоря, для активизации мышления дошкольников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Чтобы поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать : а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого — он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания (конечно, в доступных ему пределах). Усвоение детьми подобных знаний, обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной поисковой деятельности дети сами ищут ответа на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых неожиданных знаний.

Таким образом, такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях: они в полной мере испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок и горечь сомнений.

Список использованной литературы.

1. Подьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников / Н.Н.Подьяков, А.Ф.Говоркова. – М.: Педагогика,1985. – 200с.

2. Смирнова, О.Е. Игры, развивающие познавательные способности детей / О.Е. Смирнова // Дошкольное воспитание – 2009. – №2. – С. 22.

3. Тихомирова, Л.Ф.,Развитие логического мышления детей / Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 192с.

4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. – М.: Просвещение, 1996. – 336 с.

Источник

Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников»

Ольга Бондарева
Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников»

Хочу поделиться эффективными приемами активизации познавательной деятельности дошкольников

Что такое «познавательная мотивация«?

Введение

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество и результативность обучения и воспитания дошкольников зависят, прежде всего, от мотивационной сферы. Формирование мотивации в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования.

Дошкольный возраст уникален для овладения массой признаков и свойств окружающей действительности,т. е. для усвоения сенсорных эталонов (цвет,форма,величина,пространство,время,алфавит,числовой ряд и т. д.). в силу таких психических особенностей ребенка, как интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, эмоциональная отзывчивость.

На раннем этапе обучения важным моментом является создание устойчивой мотивации к учебной деятельности, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на раннем этапе изучения занятия должны быть яркими, необычными как по форме, так и по содержанию.

Мотивация — это внутренняя психологическая настроенность личности дошкольника,желание познать окружающий мир. Единственным мотивом для дошкольника является лишь его собственный интерес к занятиям. Недостаточно вызвать первоначальный интерес к изучению материала, нужно его постоянно поддерживать и развивать, то есть создать положительную мотивацию к обучению как к деятельности.

. В основе познавательной мотивации лежит неукротимая жажда познания, стремление познать все новое. При такой мотивации дошкольники с большой легкостью справляется с трудностями. Их мотивационная сфера — это ряд мотивов различного свойства,которые подразделяются на следующие группы :

учебно-познавательные (беспредельная любознательность,познавательная активность и потребность);

перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).

Для стимулирования познавательной активностидетей и формирования мотивации мною используются такие формы работы как:

дидактические игры и упражнения;

ориентир на личностные особенности;

использование следующих педагогических технологий (создание проблемной ситуации,игровые приемы,развивающие задания и т. Д.);

В каждой из вышеперечисленных форм работы существенным является учет структурных компонентов мотивации выделенных Б. И.Додоновым:

удовольствия от самой деятельности,

значимости для личности непосредственного ее результата,

«мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность,

У чебная мотивация определяется рядом спецефических факторов:.

-особенностями организации образовательного процесса;

-субъективными особенностями ребенка (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими детьми);

Как правило, в процессе обучения детей- дошкольников неоценимое значение имеет игра. Чем больше используются игровые приемы,яркая наглядность, тем результативнее проходит педпроцесс, тем прочнее знания.

Достижение этой цели обеспечивается повышением эффективности педагогического воздействия педагога на ребенка,их взаимодействием в непосредственно образовательной деятельности,при условии полной социально-психологической совместимости. Учитывая все особенности формирования и активизации мотивационной сферы детей я стремлюсь к тому,чтобы каждое занятие не было похоже на предыдущее, а являлось более интересным и увлекательным.

Учитывая неустойчивость внимания,непроизвольное запоминание,несформированность коммуникативной деятельности,быструю утомляемость в непосредственной образовательной деятельности чередую различные приемы:

игры малой подвижности в сочетании с пальчиковой гимнастикой

«На поляне дом стоит,ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,в этот домик приглашаем.

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

Покрутили,постучали,потянули и открыли.

Стол стоит на толстой ножке,рядом стульчик у окошка,

Два боченка под столом.

Вот какой я видел дом!»

— о р г м о м е н т ы:

«Мы будем разговаривать,мы будем выговаривать,

Скажем чисто,скажем внятно,

Чтобы было всем понятно».

«Наши глазки все видят,наши ушки все слышать,

Наши ножки нам не мешают,а наши ручки помогают»

-Р а с с а ж и в а н и е по б и л е т а м

-найти пару на стульчике по цвету,

-сесть согласно цветам радуги,

— по возрастающей или убывающей величине,

-согласно последовательности времен года,

-по первой букве своего имени,

-по нумерации,количеству и т. д.

П р и п о л у ч е н и и з а д а н и я п о л у ч е н и е с о п у т с т в у ю щ и х з а д ан н и й:

-задание в коробке согласно выпавшему количеству кружков на кубике;

-задание в конверте с изображенной геометрической фигурой согласно определенной на ощупь объемной;

-задание в конверте третьем справа,но втором слева и т. д.

Таким образом организованные занятия превращают выполнение скучных,сложных но необходимых заданий в веселую игру,избегая скуки и рассеивания внимания, создавая эмоционально комфортную обстановку, повышая интерес к обучению. В любой вид занятия необходимо вносить элементы игры и тогда самое сложное занятие приобретает увлекательную форму и способствует развитию мотивационно-потребностной сферы ребенка-дошкольника.

В заключение,важно отметить,что каждый из нас стремится к занимательности своих занятий,творчески подходя к формированию постоянного и стойкого интереса к изучаемому материалу. А интересу сопутствует успех!

Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников «Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников»[/b] Игра – основной вид деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности детей Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности воспитанников можно разделить на несколько этапов:.

Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников Мною созданы проекты: -Родная сторона -Растения живут со мной Проекты по своей типологии могут быть : -Игровые -Творческие -Познавательные.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности» Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»На современном этапе образование.

Консультация на тему «Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком,.

Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» Департамент образования города Москвы Восточное окружное Управление образования Гимназия № 1404 «ГАММА» Проект по теме самообразования.

Пути активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников на основе использования проблемной ситуации Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности.

Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному.

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной.

Тест для педагогов «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» Уважаемый коллега, напротив каждого утверждения поставь соответствующий.

Источник

Читайте также:  Пассивный доход способы получения
Оцените статью
Разные способы