Способы административного способа защиты налогоплательщика

Способы защиты прав налогоплательщиков

Способы защиты прав налогоплательщиков

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ , каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19 , 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21 , 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК .

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК , когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК .

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК .

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

Содержание жалобы

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).
Читайте также:  Анализ влияния факторов способом цепной подстановки

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК .

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС . Требования к ним установлены ст. 220 КАС .

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК , с учетом специфики гл. 24.

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45 , 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК );
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК ).

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК .

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Источник

Административный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков: основные положения

Дата публикации: 02.08.2019 2019-08-02

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Хватьков, А. Г. Административный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков: основные положения / А. Г. Хватьков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/269/59845/ (дата обращения: 18.11.2021).

Читайте также:  Способ оценки динамики учебных достижений обучающихся это

В настоящее время налогоплательщикам, в соответствии с действующим законодательством, гарантируется административная, а также судебная защита их прав и законных интересов.

Административный порядок рассмотрения споров предусматривает, что каждое лицо имеет право на обжалование актов налоговых органов, а также действий или бездействия должностных лиц данных органов в вышестоящий налоговый орган [1]. Важно отметить, что судебный порядок может быть применен только после обжалования в вышестоящий налоговый орган.

По мнению В. В. Гриценко, механизм административного производства является приоритетным способом защиты нарушенных публично-правовых интересов субъектов правоотношений [2].

И. В. Рукавишникова, анализируя особенности реализации права административной защиты участниками финансовых отношений, указывает, что объектом обжалования могут выступать деяния органов власти, а также их должностных лиц, реализующих финансовую компетенцию. Обжалование в данном случае осуществляется только в рамках функциональной подотчетности субъектов финансовых правоотношений [3].

По мнению В. В. Попова и А. Ю. Соколова, административный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков относится к «активным» способам разрешения налогового спора. Он предполагает наличие определенных действий со стороны налогоплательщика или же иного налогообязанного субъекта. В данном случае органами разрешения спора выступают вышестоящие налоговые органы (вышестоящие должностные лица налоговых органов) [4].

Лицо может подать жалобу или апелляционную жалобу на акты налоговых органов, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов. Так, жалобой является обращение лица в налоговый орган по предмету обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, которые вступили в силу, а также действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению данного лица, такими актами, действиями, бездействием были нарушены его права, а апелляционная жалоба представляет собой обращение лица в налоговый орган по предмету обжалования не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такому виду ответственности, если, по мнению данного лица, обжалуемым решением нарушены его права.

Лицо, которое подало жалобу или апелляционную жалобу, может до принятия решения отозвать ее полностью или в части посредством подачи письменного заявления в тот налоговый орган, который рассматривает соответствующую жалобу. Однако, важно отметить, что отзыв жалобы или апелляционной жалобы лишает лицо, которое подало такую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по таким же основаниям.

Жалоба, апелляционная жалоба подаются в письменной форме. Примечательно, что жалоба может быть направлена и в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или же по телекоммуникационным каналам связи. Важно отметить, что возможность подачи жалобы через личный кабинет налогоплательщика, да и существование такого личного кабинета в целом, стало возможным в рамках процесса цифровизации национальной экономики. Это значительно упрощает подачу жалобы и является удобным для налогоплательщиков.

Решение по жалобе или апелляционной жалобе, предметом которой является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или же решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение такого правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принимается в течение 1 месяца со дня получения такой жалобы вышестоящим налоговым органом. Решение по жалобам налогоплательщиков, имеющим иной предмет обжалования, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня получения такой жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений: оставляет жалобу без удовлетворения; отменяет решение налогового органа в части или полностью (в случае, если отменяет полностью, то может принять по делу новое решение); отменяет акт налогового органа ненормативного характера; признает бездействие или же действия должностных лиц налогового органа незаконными и выносит новое решение по существу налогового спора.

Читайте также:  Как посолить грибы грузди холодным способом пошаговый рецепт

Необходимо отметить, что если вышестоящий налоговый орган, рассматривая жалобу налогоплательщика, не принял решение по ней в установленный срок (или не направил налогоплательщику решение) и это повлекло за собой пропуск срока подачи соответствующего заявления налогоплательщиком в суд, то это является основанием для восстановления пропущенного срока. Данная позиция косвенно подтверждается Постановлением Верховного Суда РФ от 30 января 2015 г. № 303-АД14–1918 по делу № А51–36250/2013 [5], а также обширной судебной практикой. Так, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС по г. Тюмени о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением вышеуказанного суда, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований истцу отказано в силу пропуска срока на подачу заявления в суд о защите нарушенного права. В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты и направить его на новое рассмотрение, указывая, что суды формально подошли к выводу о нарушении заявителем трехмесячного срока для обращения в суд при рассмотрении данного дела. Суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области [6], отметив, что при обращении в арбитражный суд индивидуальным предпринимателем заявлялось ходатайство о восстановлении срока обжалования решения Инспекции ФНС по г. Тюмени с указанием того, что причиной пропуска данного срока явилось принятие всех возможных мер для разрешения данного спора в порядке административного производства. Указано также, что срок пропущен в связи с реализацией заявителем досудебного порядка обжалования ненормативных актов налогового органа, в том числе и путем подачи жалобы в ФНС России. При отказе в удовлетворении заявления о восстановлении срока на обжалование решения Инспекции ФНС по г. Тюмени суды подчеркивали, что обжалование данного решения в Федеральную налоговую службу России не может признаваться уважительной причиной пропуска срока по причине того, что указанное обстоятельство не являлось препятствием обращения заявителя с соответствующим заявлением в арбитражным суд в установленные сроки. В данном случае суд кассационной инстанции подчеркнул, что нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые устанавливают срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться в качестве безусловно препятствующих реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налогового спора.

Вышеуказанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, которая изложена в определениях от 16 декабря 2014 года по делу № 305-КГ14–78 [7], от 24 апреля 2015 года по делу № 310-КГ14–8575 [8] и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 20 ноября 2007 года № 8815/07 [9].

Таким образом, в настоящее время административный способ разрешения налоговых споров, в абсолютном большинстве случаев, является обязательным. Вопросы применения данного способа защиты прав и законных интересов налогоплательщиков исследовались многими российскими учеными в области финансового и налогового права, в том числе и В. В. Поповым, В. В. Гриценко, И. В. Рукавишниковой. Порядок применения данного способа защиты прав и законных интересов налогоплательщиков регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривая жалобу налогоплательщика, не принял решение по ней в установленный срок и это повлекло за собой пропуск срока подачи соответствующего заявления налогоплательщиком в суд, то это является основанием для восстановления пропущенного срока. По мнению судов, нормы действующего законодательства, которые устанавливают срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться в качестве безусловно препятствующих реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налогового спора.

Источник

Оцените статью
Разные способы