«Адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках математики»
«Адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках математики»
Новосибирск, 2018 год
2 Составление адаптационного плана урока
2.2 Наглядные методы
2.3 Практические методы
Дети с различными трудностями развития имеют трудности в усвоении того или иного учебного материала. А именно, это могут быть проблемы в формировании пространственных представлений, преобладание наглядно-действенной или наглядно-образной формы мышления, трудности в усвоении абстрактных понятий, проблемы в запоминании материала. Следует раскрыть ряд вопросов, касающихся подборке и адаптации учебных материалов. К ним относятся такие как сочетание стиля преподавания со стилем восприятия учащихся, либо же особенностей организации деятельности в зависимости от доминирования правого или левого полушария, наличия или отсутствия зависимости от контекста в изучении материала, темпа и прочих характеристик деятельности учащегося.
Данная разработка применима, для детей, требующих индивидуального подхода в процессе обучения. Она нужна, когда учителю приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.
Целью методической разработки является адаптация учебных материалов для процесса инклюзивного образования. Обучение детей должно превращаться в увлекательный процесс. Дети должны почувствовать свою успешность и с удовольствием овладевать необходимыми навыками. Если грамотно подобрать учебный материал, то улучшится качество обучения.
Адаптационные учебные материалы должны учитывать такие аспекты как,
Уровень содержательной сложности – задачи не должны быть непосильными, но и не должны быть слишком простыми.
Вариативность учебных материалов — учебные материалы должны предполагать возможность вариативности заданий на одном и том же материале.
Зрительно- пространственное расположение — страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно учащимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.
Зрительное представление программы действий — учебные материалы должны быть сформированы таким образом, чтобы они помогали ребенку выстраивать правильную программу действий.
Использование понятных терминов и обозначений — в учебных материалах должны использоваться понятные учащимся обозначения. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц.
Распознаваемость образов — Часто учебные проблемы возникают из-за того, что дети не могут опознать иллюстрации в учебниках. Несмотря на важность этой проблемы, педагоги редко обращают внимание на критерий «распознаваемость зрительных образов», так как просто привыкли пользоваться этими учебными материалами и знают, о чем в них идет речь.
Эмоциональная составляющая иллюстраций — иллюстративный материал должен привлекать ребенка, а не отталкивать его. Если критически пересмотреть учебные материалы по этому параметру, окажется, что некоторые из них производят тяжелое, неприятное впечатление.
Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу — В каждом классе обязательно есть несколько детей-левшей. Образец для письма, как и любая другая программа, заданная графически, у ребенка-левши должен находиться не в начале, а в конце строки – иначе он будет закрывать его при письме рукой.
Процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения должен проводиться в соответствии с выделенными критериями.
Разберем подборку материалов для конкретного предмета – математики. Именно на уроках математики используется большое количество разных видов заданий. Это может быть и рисунки, чертежи, графики, таблицы, задачи с переводом единиц измерений, различные формулы и т.п. Если ребенок испытывает затруднения в овладение нового материала, то на уроках математики просто необходим индивидуальный подход.
1 Трудности работы с учебным материалом, возникающие при обучении на уроках математики, с учащимися ОВЗ
Математика – это такой предмет, в котором используется различные виды материалов. Рассмотрим некоторые из них, которые с трудом даются учащимся с ОВЗ.
Так как математика в будущем тесно связана с другими предметами, значит ученики уже должны обладать достаточным уровнем математических знаний. К этому относится умение составление краткой записи условий задач, рисования различных фигурных скобок, выполнении чертежей, графиков, таблиц, владение калькулятором, написания различных дробей. Также к этому относится перевод единиц измерения в систему СИ.
Здесь возникает первое затруднение. Учащиеся с ОВЗ плохо выполняют рисунки, чертежи, графики. Им трудно начертить таблицу и заполнить ее. То есть выявлено, что эти ученики обладают низким уровнем математических знаний.
Буквально с начала курса математики, мы начинаем решать задачи. Обычно задания решаются в общем виде, т.е. все сводится к общей формуле. Тут то и возникает затруднения, ребенок зачастую не может решить ее в общем виде, но если разложить по действиям, то добьемся положительного результата.
Материал по математике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц. С этим критерием связана также ч астотность употребленных слов . Если в учебных материалах для одного занятия встречается сразу несколько низкочастотных слов, каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета.
Выполнение задания, может осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении не только математики, но и географии, истории, биологии и многих других предметов.
2 Составление адаптационного плана урока по математике
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие основных мыслительных операций;
— развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и другое. Исходя из этого современные требования к уроку состоят в следующем:
— реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения;
— соответствие урока принципам обучения;
— организационная четкость урока;
— оптимизация учебно-воспитательного процесса;
— соответствие содержания урока учебным программам;
— осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
— повышение самостоятельности учащихся.
В отдельных классах наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:
— организация начала урока;
— проверка усвоения, ранее изученного;
— сообщение целей и задач урока;
— объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;
— подведение итогов урока;
— сообщение домашнего задания.
Для начала урока целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть загадки, ребусы, кроссворды и т.д..
Проверка усвоения, ранее изученного — это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания.
Цель таких заданий: контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов.
Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы.
Могут быть использованы такие работы, как программированный математический диктант (даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово или математический знак), различного рода тесты и т.п.
Следующий этап урока — объяснение нового материала. На этом этапе используются такие методы, как:
2.1 Словесный метод
Беседа – воспроизведение нового материала.
— Информационная (Цель — выявить объём информации, уточнить знания)
— Проблемная (Цель — стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты.
— Объяснительная (Цель — изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности.
— доступен (при изучении нового материала);
-иллюстрирован, иметь зрительный образ слова (словарная работа, таблицы, схемы);
— логичен (четко структурирован)
2.2 Наглядные методы
Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача учителя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности.
Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой».
Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет.
Графические работы повышают степень сознания и усвоения материала, ученик получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения.
Цель: формирование системы знаний, выделение главного, повышение роли самостоятельности. Умения: оперировать материалом, уметь делать умозаключения, уметь дифференцировать.
Цель наглядных методов — создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчение усвоения материала. Работает на развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, стимулирует процесс познания, помогает формированию логического мышления.
2.3 Практические методы
— развивается и корректируется внимание,
— значительно активизируется познавательная деятельность
Ученики приучаются оперировать теоретической информацией, формируется умение самостоятельно принимать решения.
К практическим методам относятся: дидактические игры, самостоятельная работа, программированные задания
Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений.
При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении)
Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности.
На уроках можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например: деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания по сравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану.
Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности.
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п.
Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры.
Задания в игровой форме, нацеленные на решение учебных задач имеющие цели:
Применяется на этапе «Актуализация опорных знаний и представлений».
Ролевые игры. Применяются на этапе «закрепления изученного» Имитируют жизненную ситуацию. От учащегося требуют «вхождения в роль».
Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов — установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.
Источник
Педагогическая статья: «Адаптация учебных материалов для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы» (из опыта работы)
«Адаптация учебных материалов
для обучающихся с ОВЗ
в условиях инклюзивной школы»
(из опыта работы)
учитель начальных классов
Сергеева Наталья Юрьевна
Глава1 .Характерные особенности развития учащихся с ОВЗ. 4
Глава2.Трудности освоения планируемых результатов и их преодоление. 6
2.1.Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках чтения и русского языка. 6
2.2.Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках математики. 7
2.3.Этапы работы по преодолению трудностей в освоении предметных результатов. 9
В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том,что в образовательных организациях,осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья,создаются специальные условия для получения образования.Под специальными условиями понимаются учебные пособия и дидактические материалы.Мой многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в начальной школе показывает,что для успешного усвоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебных пособий.Необходимы адаптированные задания на бланках,наглядные схемы к той или иной теме,облегчающие её усвоение,специальный раздаточный материал. В данной статье описаны способы преодоления трудностей,которые испытывают обучающиеся с ОВЗ и основные способы адаптации учебных заданий по различным учебным предметам.Считаю тему моего доклада актуальной,так как дети с ограниченными возможностями имеют право учиться в общеобразовательной школе.Многие из них приходят уже сейчас в школу и успешно учатся наравне с другими детьми.
Цель доклада :рассказать о методах и приёмах адаптации учебных материалов для обучающихся с ОВЗ общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития учащихся с ОВЗ.
2. Выявить проблемы организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов;
3.Раскрыть методы и приёмы адаптации учебного материала для учащихся начальных классов
4.Провести диагностику знаний,умений,навыков и развития учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №27
5.Обобщить мой опыт работы по созданию условий для профессионального роста педагогических работников при работе с детьми ОВЗ;
6.Дать рекомендации педагогам по работе с детьми ОВЗ. для повышения профессионального мастерства педагогических кадров.
Глава1. Характерные особенности развития учащихся с ОВЗ.
Чтобы уметь преодолевать трудности,которые испытывают учащиеся с ОВЗ,необходимо понимать особенности таких детей.
Характерные особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
У детей с НОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие,нарушение или утрата двигательных функций). Нарушена общая и мелкая моторика, низкий темп письма. Затруднения на письме. Двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого- педагогической и логопедической коррекции. Все дети с НОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории.
Коррекционная направленность всего процесса обучения.
Возможная психолого-педагогическая социализация.
Посильная трудовая реабилитация.
4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
6. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
7. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
9. Психологическая поддержка, оказание необходимой помощи.
10. Развитие общей и мелкой моторики.
11. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Характерные особенности развития детей с ЗПР.
У детей данной категории ведущим является неустойчивость внимания . Нарушена общая и мелкая моторика. Низкий темп чтения и письма.. Имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти, бедный словарный запас ,трудности в счете и решении задач.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории. Для учащихся с ЗПР, адаптация рабочей программы по предмету происходит за счет включения в урок физкультминуток, динамических пауз, изменения видов заданий с опорой на все виды анализаторов, возможности перераспределения часов внутри темы, коррекционных упражнений на развитие нарушенных психических процессов. Также включены индивидуально-групповые занятия коррекционного блока (психогимнастика).
Характерные особенности развития слабовидящих детей .
Основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства , затруднена оценка пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве); своеобразие внимания (слуховое концентрированное внимание); особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость эмоций, неадекватность воли, обеднённость опыта детей и отсутствие за словом конкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формально- словесное
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории
Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).
2. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на зрительно-осязательное восприятие слабовидящего.
3. Охрана и гигиена зрения; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 мин.);
4.Работать с опорой на осязание или слух.
5. Поддержка ребёнка, развитие в нём положительной самооценки, корректная выдача замечаний.
Характерные особенности развития детей с РАС.
У детей данной категории ведущим является снижение работоспособности. Имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, нервная ослабленность в виде общей не выносливости, быстрой утомляемости при повышенной нервно-психической нагрузке , а также при шуме, духоте, ярком свете. У детей данной категории наблюдается нарушение сна, вегетососудистая дистония, бронхиальная астма, соматическая ослабленность.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории.
1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.
8. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
9. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.
10. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы.
Глава2.Трудности освоения планируемых результатов и их преодоление
2.1. Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках чтения и русского языка
При обучении чтении труднодостижимым результатом является составление звуковой схемы к слову. Я использую схемы, вырезанные из плотного картона.Детям с ДЦП легче собрать схему нежели нарисовать её.
Также использую буквы из разрезной азбуки. В данном случае объёмные буквы,на которые я с обратной стороны приклеила магниты.Ученик может составить слово из таких букв,используя планшет с магнитной лентой. В приложении 1 вы можете это увидеть.
В продаже в магазинах для творчества есть магнитные пластины,из которых можно нарезать любые ленты или фигуры.Такие пластины с обратной стороны имеют клеящуюся основу.На магнитную ленту второго ряда ученик прикрепляет схему этого слова.
Во 2-ом классе учащимся с ОВЗ сложно восстанавливать деформированный текст. И здесь также может помочь планшет с магнитными лентами,на которые можно прикреплять план текста.
На уроках русского языка главное сформировать моторные навыки.Чаще всего это сделать учителю сложно,так как у детей с НОДА и ЗПР нарушена двигательная активность и координация движений . Я использую распечатки прописей более крупного формата с обведением букв. Сначала ребёнок обводит букву фломастером,так как это не требует сильного нажатия рукой.Затем переходим на карандаш и заканчиваем написание этой же буквы ручкой, когда уже навык написания этой буквы сформирован.Это можно увидеть на фотографиях в приложении1.
Учителю приходится уделить больше времени на написание 1 буквы.Для этого детям с НОДА ,которые обучаются по программе 6.2 предусмотрены дополнительные часы.
Учитель обучает ребёнка написанию « рука в руке»постепенно приучая к самостоятельному выполнению.Этот принцип учитель использует не только во время письма,но и на уроке технологии при работе с ножницами или во время игры.
На перемене я рекомендую проводить игру « Пальчиковый твистер».Такая игра помогает объединить детей с разными двигательными возможностями. Дети с ДЦП подражают детям,у которых двигательные навыки более развиты и тем самым совершенствуют свои.(Приложение1).
2.2. Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках математики
На уроке математики у детей с НОДА проявляютя нарушения пространственного характера. Проявляется это в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры.(Приложение2) Поэтому,если нормативным детям не составит труда начертить квадрат,то дети с ДЦП могут на это потратить целый урок. Во избежании этого я предлагаю сделать из плотного картона шаблоны с вырезанными квадратами и кругами.Главное, на шаблоне указать размер фигуры.(Приложение2).Я использую также в своей работе крупно распечатанный числовой ряд,на который опирается ребёнок при счёте.Ребёнок с НОДА плохо ориентируется в цифрах на обычной линейке,так как зрительная ориентация нарушена.Напечатанный на плотном картоне числовой ряд помогает детям поставить палец на нужную цифру и «перешагивать» при счёте. Для коррекции двигательных нарушений обязательно введение двигательно-осязательного элемента в процессе пересчёта(наглядный материал).У ребёнка во время обучения счёту должен быть набор однородных предметов,которые он должен пересчитывать,пользуясь зрительным контролем.У детей в моем классе есть так называемый счётный пенал,который мы изготовили самостоятельно с родителями из спичечных коробков.В этом пенале хранятся цифры,кружки,квадраты,знаки.Такой пенал предложили использовать в своей работе для учащихся авторы поурочных планов Наталья Вениаминовна Архангельская и Мария Сергеевна Нахимова в 1957 году.Я решила возродить старые традиции и использовать такой наглядный материал для учащихся.Используя в работе такой наглядный материал для детей с ОВЗ, я рекомендую изготовить его из плотного картона с добавлением ручки на каждый кружок или цифру для лучшего захвата.(Приложение2).Этот раздаточный материал можно использовать в заданиях на карточках для установлении закономерности или на развитие координации.
Очень часто при работе с детьми ОВЗ использую такой сподручный материал,как прищепки,скрепки.Это развивает мелкую моторику и тренирует координацию .(Приложение2).
Дети с нарушениями опорного аппарата не могут при счёте пользоваться даже своими пальцами.Предлагаю в таком случае пособие «Ладошка».Пособие изготовлено из ткани или фоамирана.Дети могут загибать пальчики в пособии и обучаться счёту на пальцах.Таким образом, адаптируем умения учащегося с пространственными нарушениями.В 1 классе у детей с ОВЗ возникают трудности в оформлении краткой записи задачи. Решение этой проблемы предложил автор методического пособия для обучающихся с расстройствами аутистического спектра А.В.Хаустов. Он предложил использовать карточки с адаптированными заданиями.(Приложение2).При изучении сложении и вычитании чисел столбиком используется обозначение единиц,десятков и сотен разными цветами. Для учащихся 3 классов используются карточки на начальных этапах обучения решению примеров умножения двузначных чисел столбиком. В бланке заранее ставится цифра 0,для того ,чтобы ученик не забыл сместить запись второго неполного произведения влево на одну клетку.После того как навык автоматизируется,цифру 0 можно убрать из бланка.А вскоре предложить выполнить ученику подобное задание в обычной тетрадке в клетку наравне с остальными учениками в классе.Подобные карточки хорошо использовать при работе с детьми ОВЗ и НОДА.(Приложение2)
2.3. Этапы работы по преодолению трудностей в освоении предметных результатов
Чтобы преодолеть трудности в освоении предметных результатов школьной программы обучающимися с ОВЗ необходимо наметить 4 этапа работы.
1этап-диагностический.Необходимо провести диагностику знаний,умений и навыков ученика и определить его уровень развития.Я провожу диагностику в рамках урока со всем классом.В 2020 году я провела диагностику с учениками 1 класса.Результаты диагностики в таблице 1 Приложения3.
2этап-аналитический. Необходимо проанализировать и определить причины возникновения трудностей. Данный этап осуществляю вместе с психологом школы,логопедом, что позволяет всесторонне оценить возможности ученика.
3этап-коррекционный. В ходе данного этапа проводится коррекционная работа.Она осуществляется как в рамках урока с другими учениками класса,так и на индивидуальных занятиях.В рамках данного этапа рекомендую использовать адаптационный учебный материал,о котором было указано ранее в статье.
4этап-контрольный. На данном этапе проводится повторная диагностика знаний,умений,навыков в виде тестирования.Контрольный этап я рекомендую проводить не ранее чем через полгода.Тестирование включает в себя задания на изображение учащимися человека,графический диктант,повторение чертежа по образцу и задание с буквами. Результаты контрольного тестирования вы можете наблюдать в таблице 2 Приложения 3. Многие дети в начале учебного года с тестированием справились. Однако, дети с ОВЗ имеют низкие показатели в задании с графическим диктантом и повторение чертежей по образцу.Так,например ученица Арина, имеющая диагноз ДЦП и обучающаяся по адаптированной программе 6.1 в графическом диктанте из 17 возможных баллов набрала только 11.Она не смогла продолжить графический рисунок,так как у ребёнка наблюдаются пространственные нарушения. В задании с буквами у данной ученицы также возникли трудности. Из 5 возможных баллов она набрала только 2. Ребёнок на слух не мог определить,с какой буквы начинается слово. После проведения коррекционной работы в классе с использованием адаптированных материалов, работы психолога, индивидуальной работы школьного логопеда наметилась положительная динамика. На контрольном тестировании мы видим,что общее число баллов возросло до 10,когда у других детей увеличилось на 4-5 баллов.С графическим диктантом ребёнок прекрасно справился,а в задании с буквами не было допущено ни одной ошибки.Аналогичную ситуацию мы можем увидеть в таблице у ученика Марата. Марат обучается в общем классе по адаптированной программе 6.2.Данная программа предназначена для детей с задержкой развития.Марат посещает индивидуальные занятия с учителем,также проводится работа по коррекции чтения и письма,занятия психолога,логопеда. Всё в комплексе помогло ребёнку стать успешным в классе и неплохо справится с заданиями на контрольном этапе по преодолению трудностей.
Источник