- Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»
- Проблемы адаптации иностранных студентов в России
- Способы адаптации студентов разной этнической принадлежности
- Б ЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)
- ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ
- ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
- НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»
СПб ГКУ «СПб Дом национальностей»
Проблемы адаптации иностранных студентов в России
С каждым годом в отечественных вузах увеличивается количество студентов из зарубежья. Так, согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2014/15 академическом году в России учились более 183-х тысяч иностранцев, в 2016/17 количество составило практически 230 тысяч человек, а уже в 2019 году поток иностранных студентов увеличился до 327,6 тысяч человек (по данным статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг»). Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. Лидерами стали Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Что касается дальнего зарубежья – увеличилось число абитуриентов из Азии. В этом регионе на первом месте Китай, Индия и Вьетнам. Российские вузы востребованы также в странах Ближнего Востока и Африканского континента. Больше всего студентов приезжают из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. И наконец, самый высокий показатель роста у стран Латинской Америки. Больше всего студентов приезжают в Россию из Эквадора, Колумбии и Бразилии (данные сайте Министерства науки и высшего образования РФ «Образование в России для иностранцев»).
Академическая мобильность молодых людей, получающих образование за рубежом, неуклонно сопровождается иными условиями жизни, ростом эмоциональных и информационных нагрузок, необходимостью адаптироваться и социализироваться в новой среде. Помимо решения материально-технических и педагогических задач, необходимо учитывать индивидуальные особенности адаптации студентов для успешной интеграции в инокультурную среду. Иностранные студенты проходят период адаптации к новым условиям жизни, который может затянуться на несколько лет и сопровождаться большим количеством социально-психологических, религиозных проблем, недостаточного знания русского языка и различиями в системах образования.
На сегодняшний день нет целостной концепции социально-психологической адаптации иностранных студентов. Наиболее точное и емкой определения адаптации дала известный этнопсихолог Т.Г. Стефаненко, которая под межкультурной адаптацией предлагает понимать «процесс вхождения личности в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной» (Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов.3-е изд., испр. и доп. М: Аспект Пресс, 2004. С. 234)
В связи с разнородностью национального состава и различными уровнями знания русскогоязыка очень важно обеспечить приемлемые педагогические условия социализации иностранныхстудентов не только во время занятий, но и в самостоятельной работе, в быту, досуговой и творческой деятельности (Попова Н. В. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранных студентов в российском вузе (на примередисциплины «иностранный язык») // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. С. 325–331), с. 327). Абсолютное большинство иностранных студентов, приехав в Россию, сталкивается со множеством трудностей какфизиологического (привыкание к климату, кухне),так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности), среди которых адаптация к погодным условиям, условиям проживания в общежитии и необходимости общаться на русском языке, сложности привыкания к другому образу жизни, отношению окружающих, отсутствию родственников и особенностям русской кухни.
Согласно исследованию Л.В. Сергеевой, изложенному статье «Социально-психологические проблемы адаптации иностранных студентовв межкультурной образовательной среде» (Уральский федеральный университет, Екатеринбург, 2017), проблемы в межкультурном общении у иностранных студентов чаще всего связаны с недостаточнымзнанием иностранного (русского) языка, а также сотсутствием мотивации к обучению, как следствие,нежеланием вливаться в инокультурную среду иадаптироваться к новым условиям жизни. Полное незнание русского языка до приезда в Россию характерно прежде всего для выходцев из стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. Большинство иностранных граждан (не считая выходцев из стран СНГ и Балтии), прибывающих на учебу в вузы России, не владеют русским языком на достаточном уровне. У подавляющего большинства студентов тяжело проходит адаптация к новым условиям жизни. Многим студентам не хватает лояльности к инокультурному обществу и объективной оценки своего места в нем, отсутствии активной социально-культурной позиции.
Кроме того, не следует исключать возможность замыкания внутри этнокультурных групп. У многих студентов общение большей частью фокусируется в рамках «своей» культурной группы, хотя в процессе обучения барьер общения с русскими студентами разрушается, несмотря на большие лингвистические проблемы Многие студенты в первые месяцы своего пребывания в России испытывали в разной степени «Культурный шок». Таким образом, о предварительной готовности большинства вновь прибывших студентов к межкультурной коммуникации говорить не приходится.
В качестве барьеров и трудностей налаживания коммуникации в студенческой среде следует упомянуть, что часть российских студентов не проявляет должного уважения и внимания к своим иностранным согруппникам, не владеет страноведческой информацией, не знает национальных особенностей поведения и общения своих иностранных сокурсников.
Размышляя о проблемах адаптации иностранных студентов, важно отметить и преимущества, возникающие в процессе адаптации в образовательной среде. Одними из основных преимуществ обучения в российском вузе является хорошая языковая практика и возможность завести себе новых друзей. Эти качества позволяют вырабатывать у студентов толерантность к другим народам и их культурным ценностям, а так же способствуют развитию социальной мобильности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основной барьер успешной адаптации иностранных студентов – языковой, от которого зависит преодоление двух других барьеров –межкультурного и академического. На сегодняшний день обосновананеобходимость совершенствования учебной и внеучебной работы с иностранными студентами для преодоления барьеров социокультурной адаптации (языкового, межкультурного, академического). Необходимо усилить языковую подготовку иностранцев еще на подготовительном уровне (еще до поступления в ВУЗ). Помимо изучения русского языка, ввести занятия по русской культуре, обычаям и традициям, истории региона, в который приехал студент, тем самым погружая учащихся в атмосферу принимающей страны, города, ВУЗа. Возможно необходимо организовывать вводные экскурсии по городу, по учебному заведению, его корпусам и лабораториям с целью мотивации к учебной деятельности в той или иной области. Очень важно сделать перспективу обучения иностранных студентов в российский ВУЗах более дружественной и привлекательной для них и тогда адаптация в инокультурной среде будет проходить более мягко и безболезненно.
Совокупность культурных, религиозных и социальных факторов значительно влияет на адаптационные характеристики студентов. В то же время адаптационный успех зависит не только от возможностей самого студента и его уровня мотивации. Культурная адаптация студентов – это сложный, многоуровневый и многосторонний процесс перехода к новой культурной среде и принятым в ней поведенческим ролям. Именно участие иностранных студентов в социально-культурной деятельности вуза способствует освоению новых культурных условий, плавному вхождению в принимающую культуру, снимает тревожность и приносит чувство комфорта, что, в конечном счете, обеспечит эффективность образовательного и адаптационного процесса в целом.
Источник
Способы адаптации студентов разной этнической принадлежности
Б ЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
На правах рукописи
МАСЛЕННИКОВ Александр Александрович
ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
19.00.07 – педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2012 2
Работа выполнена на кафедре психологии факультета психологии Института Дружбы народов Кавказа
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Голубова Вера Михайловна
Официальные оппоненты: Рудакова Ирина Алексеевна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, г. Краснодар Осипова Алла Анатольевна кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Ростовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
Ведущая организация: Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова
Защита диссертации состоится 25 декабря 2012 г. в 12 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д-212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д.
Автореферат разослан 24 ноября 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Тельнова О.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Россия, страны СНГ являются многонациональными по своей структуре на всей территории, что определяет развитие поликультурного образовательного пространства, создает специфические условия адаптации и социализации подрастающего поколения. Образование становится все более и более поликультуронасыщенным. Современная геополитическая социально-психологическая ситуация ставит важную психолого-педагогическую проблему – включение личности в новое для них образовательное пространство. Возникает необходимость развития теории и технологии становления многонационального поликультурного образовательного пространства, разработки системы приобщения юношества к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее смысловом выборе, нравственном становлении и самовыражении. Решение данного вопроса включает в качестве обязательной составляющей аспект адаптации личности к новым реалиям жизни и обучения.
В настоящее время в отечественной психологии прочно укрепилось представление о том, что адаптация должна рассматриваться как процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. По мнению Д.И. Фельдштейна процессы социализации-индивидуализации (основные смысловые конструкты социальной адаптации) выступают как единый неразрывный процесс, хотя определенное доминирование социализации или индивидуализации может проявляться на определенных этапах личностного развития (теория поуровневого развития личности).
Этот аспект проблемы адаптации черезвычайно важен применительно к проблеме молодого поколения в современном российском обществе и должен рассматриваться как определенный баланс между социализацией и индивидуализацией личности, поскольку именно во взаимодействии этих важнейших ее составляющих происходит формирование личностного как смысложизненной концепции, которая понимается как индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. Понять и описать механизм адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности возможно, лишь выявив динамику и особенности смысловых образований как компонентов формирования смысложизненной концепции личности.
Реалии современного мира во многом изменили и затруднили традиционную логику адаптации в период юности. Межнациональные конфликты и войны, всеобщая секуляризация (процесс освобождения от влияния религии), кризис политической власти, рыночная экономика вызвали сильный накал социальных проблем, негативных явлений в духовной жизни общества в целом и каждого отдельного человека. Стремление определенных слоев к национальной нетерпимости и разобщенности, к культивации этноцентризма обострили проблемы адаптации человека, особенно в поликультурной и инокультурной среде. Данные обстоятельства усугубляются социальной отчужденностью и пассивностью молодого поколения, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обусловливающих развитие процессов личностной дезадаптации.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку проблемы психолого-педагогической поддержки студентов в период их адаптации в полиэтническое образовательное пространство ВУЗа на начальном этапе обучения внесли многие видные отечественные психологи и педагоги. Социально-психологический аспект поддержки и защиты личности мигрантов (школьников и студентов) исследован в работах А.Г. Асмолова, О.В. Гукаленко, П.Е. Ермакова, И.В. Колоколова, И.С. Кона, А.В. Петровского, Е.М. Рыбинского, Т.П. Скрипкиной, Г.В. Солдатовой, Е.Н. Сорочинской, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна. Особый вклад в данную проблематику внесен трудами, обосновывающими проблему создания служб помощи в поддержке и защите личности учащихся и студентов в поликультурном образовании (И.В. Абакумова, Л.А. Дикая, И.В. Дубровина, Ю.З. Гильбух, В.М.Е. Кореневская, С. Мухина, А.А. Тюкова). Этот ракурс исследований особенно актуален на этапе, когда молодой человек переживает смену жизненного этапа и оказывается в новых для него непривычных условиях. Таким этапом, безусловно, является переход из школы в ВУЗ, период, когда молодой человек сталкивается с совершенно новой системой требований и обязательств, когда к нему начинают предъявлять качественно новые требования, когда вместо многолетних друзей и учителей его окружают незнакомые люди (студенты и преподаватели). От того, насколько быстро абитуриент адаптируется к новым условиям обучения, во многом зависят его дальнейшие как профессиональные, так и личностные перспективы. Особый ракурс проблемы личностной адаптации студентов связан с этноконфессиональными проблемами. Зачастую на начальном этапе обучения в ВУЗе студент имеет минимальный опыт общения и учебного взаимодействия с представителями других национальностей и конфессий, не ориентирован в поликультурной специфике образовательного пространства. Однако в большинстве теорий, рассматривающих психолого-педагогические особенности поддержки обучающихся в поликультурном образовательном пространстве, исследуются проблемы, связанные с обучением на этапе школы, и наблюдается очевидный дефицит исследований специфики личностной адаптации студентов к поликультурным особенностям образовательной среды ВУЗа. Работы по сопряженной тематике чаще всего проводятся без учета специфики определенного региона, особенностей этносостава студентов. Возникает потребность в разработке теории и технологии личностной адаптации студентов с учетом социальноэкономических, геополитических и образовательных условий определенных регионов и постконфликтных очагов. Это порождает определенную проблему теоретического и практического плана – как именно различные этнические, конфессиональные и геополитические особенности влияют на личностную адаптацию студентов и какие риски таит в себе проблема их дезадаптации как для личностного, так и для социально-психологического взаимодействия с окружающими.
Цель исследования – выявить особенности личностной адаптации студентов в условиях поликультурного образовательного пространства.
Объект исследования – студенты разной этноконфессиональной принадлежности на начальном этапе обучения в ВУЗе.
Предмет исследования – личностная адаптация студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе.
Цель исследования конкретизирована в задачах.
1. Рассмотреть и проанализировать понятие личностной адаптации, а также основные подходы к интерпретации личностной адаптации как базового компонента смысложизненной стратегии личности.
2. Изучить специфику представлений о смысловом содержании личностной адаптации в современном обществе.
3. Проанализировать возможные отличия и особенности интерпретации личностной адаптации студентов различной этноконфессиональной направленности.
1. Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки представлений о личностной адаптации студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе.
2. Сформировать методический комплекс для исследования специфики интерпретации личностной адаптации (интервью, стимульный и диагностический материал) с целью выявления сходства либо различия в смысложизненных стратегиях у студентов различной этноконфессиональной направленности на этапе адаптации к обучению в ВУЗе.
1. Изучить особенности реализации личностной адаптации у студентов этноконфессиональной направленности.
2. Провести сравнительный анализ личностной адаптации у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
3. Описать и классифицировать специфику личностной адаптации студентов в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
4. Разработать методические рекомендации для преподавателей, работающих в условиях поликонфессиональной образовательной среды.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились:
1. Современные отечественные психолого-педагогические подходы к смысловой сфере как основе личностного и духовного роста субъектов образовательного процесса (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е.
Василюк, А.А. Вербицкий, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, В.Е. Клочко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Л.И. Фельдштейн).
2. Модельные представления о «психологической безопасности личности» (И.В.Абакумова, А.Н. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, С.В. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Т.М. Краснянская, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, А.А. Реан, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.В. Семыкин, К.В.
Чернов, Л.И. Шершнев) в образовательном пространстве.
3. Психологические и педагогические теории этнокультурной адаптации и аккультурации личности в полиэтнической образовательной среде (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, Колоколова И.В., Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, М.Ю. Мартынова, Т.П. Скрипкина, Г.В. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова).
1. Студенты разной этноконфессиональной направленности могут иметь специфические сложности в адаптации к новой образовательной среде на начальном этапе обучения.
2. Дезадаптации студентов разной этноконфессиональной направленности могут быть связаны с несовпадением смысловых центраций транслируемых в образовательном пространстве ВУЗа как системы приоритетных ценностей принимающей культуры и ранее сформированными смысложизненными ориентациями субъекта адаптации.
3. Дезадаптация студентов выражается в деформации ценностносмысловых особенностей на личностно-психологическом и духовнонравственном уровнях и нарушении системной устойчивости во взаимодействии с окружающими (специфические барьеры).
4. Противоречие между системой индивидуально-приоритетных ценностей студента и этнокультурной спецификой поликультурного образовательного пространства ВУЗа возможно разрешить на локальном уровне через создание системы сопровождения по преодолению внутриличностной дезадаптации как ценностно-смыслового барьера (через адресную систему сопровождения процесса психологической адаптации).
В работе использовалось несколько групп методов. Тестирование студентов проходило с помощью комплекса методик – СЖО (Д.А. Леонтьев), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика по выявлению конвенциальностереотипных социальных установок (Методика А. Эллиса), методика «Социально-психической адаптивности» К. Роджерса и Р. Даймонда в модификации А.К. Осницкого; авторские анкеты на выявление особенностей личностной адаптации и идентичности студентов разной этноконфессиональной направленности; «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера и методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
— впервые выявлены и качественно описаны особенности смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации на начальном этапе обучения в ВУЗе;
— определены и проанализированы на качественном уровне компоненты смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации в зависимости от этноконфессиональной принадлежности и специфики поликультурной организации образовательной среды;
— впервые разработана адресная модель сопровождения студентов разного уровня личностной адаптации на локальном уровне муниципального пространства в зависимости от особенностей их этноконфессиональной направленности;
— впервые даны рекомендации по подготовке и переподготовке преподавателей ВУЗа в соответствии с наиболее значимыми компонентами смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации в зависимости от их этноконфессиональной направленности.
Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:
– по-новому подойти к проблеме изучения влияния особенностей смыслового развития студентов на их социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде, на проблему устойчивости и безопасности личности студентов разной этноконфессиональной направленности;
– проанализировать особенности личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности к образовательной среде ВУЗа на начальном этапе обучения;
– выделить специфику систем адресного сопровождения студентов разной этноконфессиональной направленности на начальном этапе обучения в ВУЗе.
Практическая значимость результатов исследования:
выделенные смысловые образования как важнейший фактор и компонент формирования личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности, должны учитываться при разработке программ и технологий их сопровождения в новое образовательное пространство на начальном этапе обучения в ВУЗе;
предложенный вариант диагностики особенностей смысловой сферы, позволяющий непосредственно измерить и оценить особенности и своеобразие личностной адаптации студентов, как внутренней системы их интегральной смысловой саморегуляции, может быть использован как компонент для определения уровня безопасности образовательной среды ВУЗа;
выявленные и описанные смысложизненные особенности студентов разной этноконфессиональной направленности, влияющие на их личностную адаптацию, необходимо учитывать при разработке программ повышения профессиональной квалификации педагогов и управленцев, работающих в Вузах в условиях поликультурного образовательного пространства.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой, участвовавших в исследовании студентов разной этноконфессиональной направленности, а также применением математико–статистических методов анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Институт Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), Южный федеральный университет (г. Ростов-наДону), Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.
М. Бербекова (г. Нальчик).
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов и выступления на научнопрактических конференциях: международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Человеческое измерение кризисного проявления глобализации в полиэтническом районе» (Ставрополь, 2008-2009 годы); международной научно-практической конференции «Модернизация России в посткризисный период: общество, политика, экономика» (Ставрополь, 2010); международной конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010); 17 Всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Модернизация России в посткризисный период: экономика, общество, политика» (Москва, 2010); международной научнопрактической конференции «20 лет нового пути России: политика, общество, экономика, Международное сотрудничество» (Ставрополь, 2011); международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Модернизационный потенциал российской экономики и общества» (Ставрополь, 2011); антитеррористическом фестивале студенческой, научной и творческой молодёжи «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2012).
Данные, полученные в исследовании, успешно используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин «Педагогическая психология», «Психология развития», «Современные образовательные технологии», «Психология и педагогика», могут выступить источником для разработки пособий по данным учебным дисциплинам. Реализованные в рамках исследования эмпирические материалы могут привлекаться для продолжения научных изысканий в соответствующих предметных плоскостях.
Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей и прикладной психологии, а также на «Неделе науки» в ИДНК (2009- годы), на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии, а также на «Неделе науки» в ЮФУ (2010-2012 годы).
Положения, выносимые на защиту:
Студенты, оказавшись в ситуации этноконфессионального меньшинства, на начальном этапе обучения в ВУЗе испытывают сложности в адаптации к новой образовательной среде:
из-за культурной дистанции с этническим большинством других участников образовательного процесса (между студентами и преподавателями);
из-за неопределенности нового социального статуса;
в силу определенных личностных особенностей ценностносмысловой сферы субъекта адаптации.
Основная причина дезадаптации студентов связана с несовпадением смысловых центраций, транслируемых социумом, как системы приоритетных ценностей принимающей культуры, в различных плоскостях жизненного мира формирующейся личности (ценности общества, семьи, молодежной среды), и ранее сформированными смысложизненными ориентациями субъекта адаптации.
Дезадаптация студентов выражается в деформации ценностносмысловых особенностей, характерных для данного сензитивного этапа развития, и соответственно отражается в системе самоотношения, отношения и оценке других людей, отношениях к социальным программам и общественным инициативам. Дезадаптация студентов приводит к возникновению ценностно-смысловых барьеров специфических для студентов разной этноконфессиональной направленности.
4. Ценностно-смысловые барьеры студентов разной этноконфессиональной направленности связаны с противоречием личностных ценностей субъекта адаптации и спецификой поликультурной образовательной среды конкретного ВУЗа (как среды, инициирующей возможности достижения студентами своих жизненных целей), согласованности его развития с социокультурными приоритетами.
5. Создание безопасной образовательной среды в ВУЗе с поликультурной спецификой среды возможно через адресную систему сопровождения процесса личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности и предотвращения влияния деструктивных форм специфических ценностно-смысловых барьеров, т.е. системы, которая нивелирует факторы риска в отношениях «субъект адаптации-поликультурная среда» и стабилизирует систему «рефлексия субъектности — рефлексия опыта — психологическая безопасность личности».
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 310 источников, из которых 29 на английском языке и 3 приложений. Основной объем диссертации составляет 176 страниц. Текст диссертации содержит 16 таблиц и 18 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновываются актуальность исследования, его научная новизна, теоретико-методологические основы, определены его объект, предмет, цели, задачи; сформулированы гипотезы и основные положения, выносимые на защиту; представлены методы исследования.
В первой главе «Теоретические и методологические основы теории личностной адаптации студентов в поликультурном образовательном пространстве» представлены современные подходы к проблеме личностной адаптации в контексте различных психологических подходов, дан анализ научных истоков современной этнической психологии, подробно охарактеризованы взгляды психологов различных школ и направлений исследования на природу этничности, проведен анализ основных этапов становления этнического самосознания как научного понятия, исходя из существующего уровня научных представлений в отечественной и зарубежной науке. Обозначено соотношение этнического самосознания с другими понятиями, используемыми в этнической психологии. Представлен обзор основных подходов к рассмотрению таких категорий, как «этническое самосознание» и «этническая идентичность». Проведено сравнительно-аналитическое обобщение, которое позволило выделить наиболее значимые для современной психологической науки теоретические представления об этноконфессиональной принадлежности как о факторе формирования системы ценностных ориентаций личности на этапе юности.
В последние годы в психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проблемам нарушения личностной и социальной адаптации студентов. Нарушения адаптации, или, дезадаптация, — это, по сути, реакция приспособления молодого человека к неадекватным для его развития личностной активности и личностного роста микросоциальным условиям жизни. Виды дезадаптации соответствуют основным сферам жизнедеятельности студента: семейная, образовательная и социальная. Именно эти виды дезадаптации чаще всего анализируются в научной литературе. Однако в рамках настоящего исследования мы рассматриваем специфический вид адаптации — личностную адаптацию, которая выражает особенности ценностного соответствия между конкретной личностью (как носителя определенной системы ценностей) и средой (как определенного жизненного пространства, в котором позиционируется как приоритетная, определенная система ценностей).
Личностная дезадаптация в образовании – это личностная деформация, которая инициирует рефлексивное осознание студентом неуспешности в образовательной среде (обучение, референтная группа, общение с преподавателем и т.д.). Дезадаптация связана с неразрешимым для студента конфликтом между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями и способностями, соответствующими его возрастному сензитивному периоду, уровню психического развития и тем ценностным ориентациям, которые сложились до прихода в ВУЗ. При личностной дезаптации студент не может найти свое место в образовательной среде, быть принят таким, какой он есть. Однако современная психолого-педагогическая наука пока лишь констатирует наличие такого явления, как личностная дезадаптация студентов, при этом наблюдается очевидный дефицит исследований, связанных с разработкой технологий преодоления этого негативного явления.
Во второй главе «Психолого-педагогическое обеспечение формирования личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности» описана современная теория безопасного поликультурного образовательного пространства ВУЗа, выделена специфика этноконфессиональной интерпретации данной проблемы, обоснован выбор методик и диагностик, используемых в работе для получения эмпирического материала, представлено описание специфики их проведения на студенческой выборке.
В научных источниках отмечаются определенные изменения особенностей межличностных отношений при переходе к студенчеству, по сравнению с межличностными отношениями подростков. Наиболее характерное изменение связывается с повышением избирательности общения со сверстниками.
Проведенный анализ исследований смысловой сферы в период юности позволяет говорить о чрезвычайной важности данного возрастного периода для личностного формирования [Таблица 1].
Личностные проявления Главные новообразования этого возраста – развитие рефлексии, появление жизненного плана и формирование мировоззрения. Главным вопросом юношеского возраста становится «в чем смысл жизни?», причем юноша думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. При этом на формирование смысловой сферы в юношеском возрасте оказывают влияние такие факторы, как возраст, образование, профессиональное самоопределение. В зависимости от воздействия внешних факторов смысловая сфера личности в юношеском возрасте будет иметь различную степень сформированности, что будет оказывать влияние на целеустремленность молодого человека, способность к целеполаганию и общую удовлетворенность жизнью, а следовательно, и на личностную адаптацию на начальном этапе обучения в ВУЗе. Однако при организации определенного направленного воздействия возможно влиять на формирование смысловой сферы в юношеском возрасте. Это воздействие может быть осуществлено с помощью различных педагогических и психологических методов.
На основе теоретических посылок первой главы, разработана теоретическая модель развития личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности и определены этапы ее экспериментальной апробации в реальной практике учебного процесса современного ВУЗа [Рисунок 1]. В ней представлены компоненты, которые включает в себя личностная адаптация студентов. Наряду со смысловой (ядро личностной адаптации) и временной составляющей можно выделить эмоциональный, когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты, что позволило выявить особенности адаптации студентов на начальном этапе обучения.
Для выявления особенностей личностной адаптации студентов и специфики их этнической, конфессиональной, культурной и гражданской идентичности были разработаны 3 анкеты, каждая из которых включала по 12 вопросов открытого типа.
Исследование проводилось со студентами Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), Института Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.
М. Бербекова (г. Нальчик). В исследовании принимали участие студенты первого года обучения (первый семестр). В анкетном опросе и диагностике приняли участие 546 студентов (317 девушек и 229 юношей от 17 до 21 года) разных профилей обучения. Все студенты учились на дневном отделении.
В третьей главе «Анализ результатов эмпирической части исследования личностной адаптации студентов» приведены сравнительные результаты проведенной диагностики, представлены выявленные в ходе экспериментальной апробации разработанной модели личностной адаптации студентов основные характеристики ценностно-смысловых барьеров как фактора, препятствующего личностной адаптации студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе; разработаны и описаны технологии преодоления этноконфессиональных барьеров студентами на начальном этапе обучения в ВУЗе.
Источник