Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития
статья по теме
Используя термин «адаптация» применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомненно является для большинства детей фактором стресса и, как правило, сопровождается сопутствующими соответствующими изменениями в мировосприятии, поведении, ощущении и самочувствии ребенка. Но наряду с этим, есть категория детей, которые могут испытывать стресс и не в таких серьезных ситуациях и этапах жизненного пути, это дети с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, дети с множественными нарушениями развития. В данной статье раскрываются методы и способы, которые может и должен использовать педагог при работе с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_ispolzuemye_pedagogom_sposobstvuyushchie_uspeshnoy_adaptatsii_v_obrazovatelnom_protsesse_detey_s_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития.
Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adapto» и переводится, как «приспособляю», то есть обозначает процесс приспособления кого-либо к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или приспособление к школе.
Чаще говорят об адаптации первоклассников, и это, конечно, оправданно, потому как это очень ответственный период в жизни каждого ребенка, так как изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Но есть категория детей — не первоклассников, которые переносят адаптацию не легче, а в чем-то даже и сложнее, чем дети, идущие в первый класс. Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, с множественными нарушениями развития. Такие дети могут испытывать сильный стресс как при поступлении в первый класс образовательного учреждения, так и, например, при смене непосредственно обучающего их педагога или образовательного учреждения, независимо от количественного года их обучения.
Такие учащиеся, в силу индивидуальных психофизических особенностей, иногда с большим трудом могут адаптироваться к новым для них условиям, как к режиму работы на уроке, так и в целом к учебной программе, даже к ее адаптированному к данной категории детей варианту, или с трудом привыкают к новому педагогу. Поэтому крайне важно помнить некоторые определенные принципы и методы работы с такими детьми.
Прежде всего, ч тобы обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, необходимо помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку еще большего здоровья, поэтому в первую очередь необходимо неукоснительно соблюдать следующие правила:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Также необходимо в дальнейшем применять дифференцированный подход в работе с детьми, то есть:
— всеми возможными способами обеспечить детям максимальное ощущение безопасности и комфорта при поступлении в образовательное учреждение или смене педагога или учреждения, используя, в том числе, поддержку родителей;
— систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими наибольшие трудности в адаптации;
— обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении;
— использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания;
— и спользовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата;
— п омогать детям организовывать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок;
— п росить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания;
— и спользовать игровые приемы, специальные развивающие игры, так как для данной категории детей игра часто надолго остается ведущим видом деятельности;
-о бщаться с каждым учеником своего класса; быть в курсе их радостей и переживаний;
-п остоянно анализировать свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Таким образом, необходимо эффективно использовать время, необходимое для адаптации к школьному обучению или смене его условий, чтобы учащиеся успешно привыкли к новым условиям и научились соответствовать новым требованиям. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогу необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния своих учеников, возникающего с началом обучения или сменой условий в школе.
И в заключение, хотелось бы вспомнить об основополагающих принципах педагогики, соблюдение которых может помочь в успешном сотрудничестве педагога и ребенка:
— принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
— принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.
— принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
— принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
— принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.
— принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Источник
Профессиональная адаптация молодых педагогов.
статья на тему
Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей необходим приток активных, молодых и компетентных педагогов. Ни один педагогический вуз или колледж не выпускают из своих стен высококвалифицированные педагогические кадры. От успешности адаптации зависит останется ли молодой человек в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.
Что такое профессиональная адаптация? Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы.Молодой учитель, который начинает свою педагогическую деятельность, нередко теряется. Знаний, полученных в колледже или вузе достаточно, а практика показывает на недостаток педагогического опыта. Он испытывает состояние, которое психологи описывают как « потрясение, вызванное реальностью». В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития своего профессионального пути. Но, после начала работы, молодой специалист осознает, что некоторые его ожидания нереалистичны. Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования и неверия в себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_adaptatsiya.docx | 387.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная адаптация молодых педагогов.
Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей необходим приток активных, молодых и компетентных педагогов. Ни один педагогический вуз или колледж не выпускают из своих стен высококвалифицированные педагогические кадры. От успешности адаптации зависит останется ли молодой человек в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.
Что такое профессиональная адаптация? Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы.
Молодой учитель, который начинает свою педагогическую деятельность, нередко теряется. Знаний, полученных в колледже или вузе достаточно, а практика показывает на недостаток педагогического опыта. Он испытывает состояние, которое психологи описывают как « потрясение, вызванное реальностью». В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития своего профессионального пути. Но, после начала работы, молодой специалист осознает, что некоторые его ожидания нереалистичны. Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования и неверия в себя.
Молодой человек сталкивается со многими проблемами:
— отсутствие педагогического и житейского опыта;
— слабая методическая подготовка;
— недостаточное владение методами и приемами обучения;
— налаживание отношений с педагогами коллектива;
— контакты с учащимися и их родителями;
— осуществление классного руководства;
— специфика классно- урочной системы;
— ежедневная подготовка к урокам;
— вопросы дисциплины и порядка на уроке;
— учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего учителя);
— невысокая зарплата, отсутствие жилья, недостаточная юридическая поддержка и т.д.
Профессиональная адаптация молодого педагога характеризуется высоким эмоциональным напряжением. В период адаптации он делает ошибки и испытывает многочисленные неудачи. Ему кажется, что все осуждают его, негативно оценивают за погрешности. Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления от них часто остаются в памяти на всю жизнь. Оставшись один на один со своими проблемами, молодой специалист считает свой первый неудачный опыт профессиональной непригодностью и делает вывод о неправильности выбора своей профессии. Отсюда и не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Чтобы молодые специалисты с первых дней своей работы чувствовали себя комфортно и уверенно, чтобы у них не было разочарования в своей профессии, необходимо организовывать работу с молодыми учителями, оказывать методическую помощь в их профессиональном становлении, сформировать профессионально — адаптированного компетентного молодого учителя. Для этого каждое учебное заведение должно разработать адаптационную программу профессионального становления молодого специалиста, модель сопровождения молодого педагога. Цель ее — сделать молодого специалиста успешным, создать пространство, где он мог бы реализовать себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого педагога, его личностных качеств, но и роль руководителя учебного заведения и всего педагогического коллектива в его профессиональной судьбе велика. С первых дней работы необходимо познакомить начинающего учителя с педагогическим коллективом, разъяснить его права и обязанности, определить рабочее место, ознакомить с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, ознакомиться с его социально – бытовыми проблемами, поставить его в позицию равноправного члена коллектива. Существует много форм работы сопровождения молодого педагога:
— школа молодого специалиста;
— эстафеты педагогического мастерства;
Они объединяют молодых преподавателей и их деятельность направлена на оказание помощи молодым специалистам.
Решить проблему адаптации поможет создание системы наставничества. В последнее время все чаще «наставничество» подменяют другими понятиями: «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и четким распределением ролей. Наставник — это: активист. навигатор. эталон, консультант. Именно наставник определит трудности, проблемы, неудачи молодого педагога, определит совместную программу работы. Именно наставник окажет помощь в составлении календарно — тематического планирования по предмету, правильно сориентирует в потоке методической информации, расскажет о структуре современного урока и его конструировании, примет участие в оформлении учебного кабинета, поможет при проведении внеклассной воспитательной работы и так далее. И это очень важно, ведь не менее глубоко неудач переживается и радость от первых успехов. Именно она дает силы для продолжения деятельности, преодоления трудностей и адаптации. Наставничество — это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставники способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.
Хорошей формой адаптации является создание портфолио молодого специалиста. Портфолио первоначально может не иметь четкой структуры, это могут быть просто полезные молодому педагогу материалы:
— материалы семинаров, вебинаров;
— памятки начинающему учителю ;
Постепенно портфолио должно расширяться, дополняться творческими наработками, публикациями и т.д.Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационной категории.
Мощным средством поддержки профессиональной деятельности являются профессиональные сообщества. Они позволяют молодым специалистам постоянно расти, развиваться. Профессиональное сообщество — это всегда готовое пространство для реализации своих творческих идей.
Таким образом, процесс развития профессионализма нуждается в умелом научно- методическом сопровождении. Для успешности процесса адаптации необходимы следующие условия: благоприятный социально – психологический климат педагогического коллектива; внимание к нуждам и проблемам молодого специалиста, разработка системы стимулирования начинающего педагога с целью закрепления его в образовательной организации.
Я являюсь председателем комиссии гуманитарных дисциплин техникума. В этом учебном году в нашей комиссии приступили к работе два молодых специалиста. Казалось бы, знаний, полученных в ВУЗе достаточно, но молодым преподавателям даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности не хватает педагогического опыта. Практика показывает, что нет надобности в первые месяцы читать молодым преподавателям лекции, они просто нуждаются в практических советах. Учитывая то, что на работу пришел дипломированный специалист, методическая работа с ним строится в направлении формирования компетенций, необходимых для его профессиональной самореализации. А это:
- предметная компетентность;
- психологическая компетентность;
- педагогическая компетентность;
- методическая компетентность;
- готовность к инновациям;
- общекультурно и эмоционально- нравственная компетентность.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой преподаватель должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Поэтому в нашей комиссии работа ведется с момента его трудоустройства. Первоначально знакомлю нового работника с традициями образовательного учреждения, особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом техникума, с его обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации, продолжительностью и распорядком дня, требуемой отчетностью.
Затем представляю новичку преподавателей комиссии, особое внимание обращаю на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросами или за советом. Составляем совместный план индивидуальной работы, цель которого – развитие профессиональных знаний и умений педагога. Разрабатываем календарно-тематические планы, технологические карты занятий, изучаем требования к рабочим программам по предмету, консультирую по ведению учебной документации.
Следующий этап – изучение молодого специалиста в процессе его педагогической деятельности. Это посещение уроков. Немаловажным условием профессионального становления является посещение занятий опытных преподавателей, причем не, только по своему, но и по другим предметам. Для молодого специалиста – это возможность проанализировать свое учебное занятие и занятие коллег с точки зрения эффективной организации работы с обучающимися, получить практический опыт организации учебного процесса, А для давно работающих — это возможность показать опыт своей работы и оказать помощь в организации урока своему молодому коллеге. Тщательный анализ уроков способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего преподавателя. В течении учебного года, исходя из затруднений молодых специалистов, им оказывается индивидуальная адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания.
С первого месяца работы вовлекаю молодого педагога в работу методического объединения преподавателей гуманитарных дисциплин. Взаимодействуя с коллегами, участвуя в мероприятиях, выполняя разовые и постоянные поручения, начинающий преподаватель осваивает новые профессиональные компетенции, ощущает себя членом коллектива.
Личностная и профессиональная адаптация молодого преподавателя может протекать длительно и сложно. Здесь важны доброжелательность, терпение, эмпатия, тактичность, способность к созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста, а также целенаправленная работа с ним, которые способствуют своевременной адаптации в профессии, позволяют преодолевать трудности и стать настоящим профессионалом своего дела.
Грамотное управление процессом профессиональной адаптации и профессионального становления помогает не только молодому специалисту, но и способствует развитию учреждения образования, в котором он работает.
Полуренко Елена Васильевна, преподаватель Хабаровского промышленно – экономического техникума (КГБ ПОУ ХПЭТ)
Источник