Способу организации межличностного взаимодействия

Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия

Лекция 6 Межличностная коммуникация. Речевое воздействие.

Коммуникативные стратегии и тактики

1. Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия.

2. Проблемы речевого воздействия. Типология речевого воздействия.

3. Теория речевой деятельности и основные стратегии воздействия на человека.

4. Составляющие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики.

5. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

2. барьер коммуникации

8. коммуникативная компетентность

9. коммуникативная стратегия

10. коммуникативная цепь

11. коммуникативное намерение

12. коммуникация межличностная

15. межличностное взаимодействие

17. обратная связь

18. общение диалогическое/монологическое

20. пространство межличностное

21. речевая деятельность

22. речевое воздействие

23. речевое общение

25. роль коммуникативная

26. роль социальная

28. социальное взаимодействие

30. функция языка фатическая

Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия

Коммуникация межличностная определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Особенности межличностной коммуникации:

• неизбежность коммуникации — обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;

• необратимость коммуникации — невозможность уничтожить сказанное («Слово не воробей…»);

• непосредственная обратная связь;

• многоканальность — слух, зрение, обоняние сообщают дополнительную информацию о партнере;

* межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов — неофициальных, в результате эмпатии. На характер таких отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией (между незнакомыми людьми в поезде, зрительном зале н т. п.); функционально-ролевое общение (между членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).

Сложность моделирования межличностной коммуникации объясняется тем, что она актуализируется в различных формах: беседа — непосредственная коммуникация (с глазу на глаз = face to face = tete й tete или в присутствии др. лиц) или опосредованная коммуникация (через телефонную или компьютерную связь).

Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), особо выделяются социально значимые функции — взаимодействие и воздействие. В основе этих функций лежит главный принцип — мотивационный.

Мотивационные теории можно объединить в две группы:

Ø мотивационные теории равновесия;

Ø мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Мотивационные теории равновесия (баланса-дисбаланса)

* Теория Ф. Хейдера о когнитивном балансе базируется на двух постулатах:

1) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости;

2) реакция говорящего на кого-либо / что-либо варьируется, а пределах позитивного / негативного (нравится — не нравится).

В такой трехчастной модели [Я — Другой — Третий] не учитываются постоянно меняющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.

* Теория JI. Фестингера, так называемая теория когнитивного диссонанса, связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов.

* Теория «управления впечатлением» американского социолога Э. Гоффмана утверждает, что социальные ситуации общения напоминают скорее драматические спектакли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Действительно, межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих мини-сценарии, где за каждым закреплена коммуникативная (социальная) роль. Однако при конфликтном или агрессивном поведении сознательно или бессознательно разрушается «благоприятное впечатление».

Мотивационные теории удовлетворения потребностей

■ Мотивационная теория психолога А. Маслоу основывается на росте удовлетворения личных потребностей.

■ Теория социального обмене американских социологов) Дж. Хоманса и Р. Эмерсона утверждает, что люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения.

Процесс коммуникативного взаимодействия как составная часть социального взаимодействия рассматривается как постоянный обмен «выгодами». Конечно, в межличностной коммуникации учитывается социальный опыт, но мотивированность межличностных отношений не укладывается в рамки модели «обмен выгодами».

• Теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя), определяет ключевые факторы коммуникации как речевом деятельности — мотив (неосознанный) и цель.

На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.

Степень эффективности коммуникации определяется по результатам актуализации двух функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер общения:

1) типов коммуникативных личностей;

2) восприятия смысловой и оценочной информации;

3) целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективной коммуникации наиболее оптимальны условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации, вариантами этих условий являются:

• совместимость партнеров как коммуникативных личностей даже при различии коммуникативных установок способствует установлению контакта. Сигналом для контакта могут быть как вербальные, так и невербальные средства;

* восприятие (= понимание и оценка человека человеком) — сложный процесс приема, переработки смысловой и оценочной информации. Важна адекватность смыслового восприятия, т. к. с ним связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов межличностной коммуникации. Она помогает сократить конфликтные ситуации;

* воздействие через убеждение, механизмы которого изучены пока недостаточно. Способы н частные приемы воздействия могут быть эксплицитными и имплицитными, непосредственными и опосредованными, не/намеренным.

На невербальном уровне межличностной коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия — регулирующий знак, жест. Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной н массовой коммуникации:

* привлекательность и коммуникативная компетентность говорящего;

* внушение доверия, которое определяется моральным обликом говорящего и его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к адресату;

* использование стереотипа, что связано со стремлением к идентификации собственного «я»;

* ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ должен отвечать двум критериям — вероятности («вполне может быть») и достоверности («это же так и было»);

* использование в речи повторений, сравнений, аналогий, что создает у адресата перспективу рассуждений. Экспериментально доказано, что убеждение опирается на первичный н заключительный аргументы, особенно последний.

При обсуждении дискуссионной темы адресат опирается на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент.

Пространственные отношения играют важную роль при межличностном взаимодействии. Они предполагают выбор п о з и ц и й по отношению к собеседнику, четкое определение временных н пространственных границ ситуации взаимодействия, оформление занятой позиции посредством вербальных н невербальных средств. Американский культуролог Э. Холл проанализировал закономерности пространственной организации коммуникации, а также влияние территорий, расстояний между коммуникантами и выделил четыре зоны межличностной коммуникации:

• интимную (45-60 см), разделяющую достаточно близких людей;

• личную (45-120 см) — наиболее важное расстояние, которое говорящий поддерживает между собой и остальными людьми;

• социальную (120-260 см), разделяющую людей при формальном и светском общении;

• публичную (от 3,5 м) — дистанция общения на публичных мероприятиях.

2. Проблемы речевого воздействия. Типология речевого воздействия.

Речевое воздействие понимается чаще всего как целенаправленное речевое общение, которое обусловлено мотивационно. Здесь важна целевая установка говорящего, который при помощи речи побуждает адресата начать, изменить или завершить какую-либо деятельность, повлиять на принятие решений и т. д. Речевое воздействие в узком смысле слова обычно используется в сфере корпоративных отношений, когда коммуникантов связывают как отношения равноправного сотрудничества, так и отношения формальной или неформальной субординации. В распоряжении говорящего имеются стратегии статусного и ролевого регулирования, направленные на изменение исходных позиций коммуникантов. В. И. Карасик разграничивает интенциональное (намеренное) и неинтенциональное (побочное) речевое воздействие.

Намеренное речевое воздействие, в частности, может осуществляться посредством:

* авторитета, законной власти носителя институционально более высокого статуса;

* силы физической или психической.

Читайте также:  Маска для волос лореаль профессиональная способ применения

В связи с изучением проблем речевого воздействия появились исследования, направленные на изучение механизмов речевого воздействия, в частности «лингвистика лжи», языковая демагогия, речевые манипуляции, речевое планирование и др.

Согласно общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие — целенаправленно, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят).

Цель — обязательный для говорящего параметр. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями. Второстепенные цели могут быть связаны с самооценкой говорящего, сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций. В основе коммуникативных стратегий лежат мотивы, потребности и установки (неосознаваемая готовность говорящих реагировать в определенной форме) коммуникантов.

В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Р. О. Якобсоном, включает отправителя (адресанта), само сообщение с его языковым кодом, канал связи (посредник), получателя (адресата), обратную связь, коммуникативный контекст, помехи или шумы (сравните с моделью К. Э. Шеннона, рис. 3. 1). Для анализа речевых стратегий важно то, что каждый из элементов модели обладает воздействующим потенциалом и может использоваться для решения стратегических и тактических задач. Например, для оптимизации речевого воздействия используется стратегия самопрезентации, для сокрытия коммуникативного намерения используется «дипломатический» язык, нечестные приемы полемики н другие манипуляции.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ (ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА)

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Сквозной характер проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [1, с. 124].

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). В данной работе мы рассмотрим интерактивную сторону общения.

Цель данной работы — изучить интерактивную сторону, стратегию и структуру межличностного взаимодействия.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) ознакомиться с понятием интерактивной стороны общения;

2) рассмотреть различные типологии стратегий воздействия на человека в процессе взаимодействия;

3) изучить структуру межличностного взаимодействия.

Организация взаимодействия в процессе общения (интерактивная сторона)

Интерактивная сторона общения — это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее [4, с. 154].

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии к конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «»расшатывающие«» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее [4, с. 154].

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса [4, с. 154].

Другими словами, кооперации — это взаимное соглашение о способе действий для достижения общей цели.

Что касается другого типа взаимодействия — конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов [4, с. 154].

Таким образом, при конкуренции каждая сторона любой ценой готова достичь своей цели, даже если при этом придется ущемить интересы других. В основном такое поведение приводит к конфликтам.

Важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только деструктивен. Так, продуктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защищающих противоположную точку зрения, становятся более «законными» (легитимными) с точки зрения групповых норм. Сам факт признания легитимности противоположной точки зрения способствует развитию кооперации внутри конфликта и возможности его разрешения и нахождения оптимального решения [5, с. 198].

Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех либо отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции или подавлению субъектов конфликта, деформации отношений между членами группы. Все это сказывается на работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными совместные координированные действия. Практически важно уметь не допускать перехода конфликтных ситуаций в деструктивное русло, предупреждать такое развитие событий [5, с. 198].

Стоит отметить, что продуктивный конфликт в основном возникает из-за различия точек зрения на решение какой-либо проблемы, тогда как деструктивный часто связан со столкновением личных интересов людей и всегда переходит «на личности».

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее он советует: «Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе» [4, с. 154].

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное — не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий [4, с. 155].

Таким образом, чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно научиться принимать точки зрения других людей, уметь слушать, анализировать и только потом приводить свои выводы.

В социальной психологии было несколько попыток описать структуру интерактивного общения. В классификации польского исследователя Я. Щепаньского структура взаимодействия связана с расчленением взаимодействия не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Центральным понятием у него является понятие «социальной связи». Социальная связь может быть типа пространственного контакта, психического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (действия с целью вызвать соответствующую реакцию у партнера) и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) [5, с. 199].

Теория трансакций («трансактный анализ») — концепция структурного описания взаимодействия, получившая большую популярность и признание в практике работы с группами и при психологическом консультировании. Она предложена Эриком Берном (1902-1970), который развивал представления об общении, опираясь на теорию психоанализа. С его точки зрения, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: Ребенок, Взрослый или Родитель. Позиция Ребенка кратко может быть определена как позиция «хочу», позиция Родителя — «надо», а позиция Взрослого — объединение «хочу» и «надо» [5, с. 199].

Читайте также:  Риск неплатежа способы уменьшения отрицательных последствий

Успех общения во многом зависит оттого, соответствуют ли друг другу Ego-состояния коммуникантов. Эффективность взаимодействия выше, если трансакции носят «дополнительный» характер, т. е. совпадают. Так, благоприятными для общения являются такие пары Ego-состояний, как «Ребенок-Ребенок», «Взрослый-Взрослый», «Родитель-Родитель» [5, с. 199].

Таким образом, для успеха общения все трансакции должны приводиться в соответствие с базисными, т.е. совпадающими. В этом состоит задача психолога при консультировании клиента. Другая его задача состоит в том, чтобы освободить клиента от так называемых «игр» в общении, осваиваемых еще в детстве и выражающих лицемерие и неискренность. Кроме игр, Э. Берн особое внимание при описании взаимодействия уделяет различным ритуалам и полуритуалам. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача неадекватна, то возникают затруднения во взаимодействии [5, c. 200].

Стратегия и структура межличностного взаимодействия в процессе общения

Межличностное взаимодействие — инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения [3, с. 64].

Если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации [3, с. 64].

Обращение к контексту выполняет по меньшей мере две задачи в межличностном взаимодействии. Для наблюдателя — это условие объяснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды; для действующего лица — это возможность формирования собственного отношения к происходящему, выбора способов поведения, адекватных определенной ситуации, то есть возможность соотнесения действия и ситуации [3, с. 64].

Таким образом, перед тем, как выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, т. е. понять контекст, в котором происходит взаимодействие.

Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Соотношение позиций, пристройка к позициям друг друга или «проверка их на прочность» — еще один важный структурный аспект межличностного взаимодействия, который может быть проанализирован в пространственных терминах. Можно утверждать, что условием межличностного взаимодействия является формирование пространства такого взаимодействия [3, с. 64].

Межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование, формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке. Оно предполагает:

1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»;

2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации [3, с. 67].

Пространственное структурирование взаимодействия сопровождается символическим обозначением этой структуры, что проявляется как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах и т. д.), имеющей глубинные филогенетические корни, так и в способах персонализации пространства [3, с. 68].

Можно обозначить вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть обозначены следующим образом: пристройка к партнеру сверху, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция [3, с. 68].

Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится занять позицию сверху. Символическое представление о связи вертикали с силой партнера имеет социальное происхождение. Однако в этой зависимости нетрудно отыскать модели поведения, присущие всем социальным животным: преимущество всегда у того, кто находится выше, – хороший обзор, выгодная позиция для нападения, большая безопасность. И наоборот – потерпевшее поражение животное, как правило, ложится и обнажает или делает уязвимыми различные части своего тела [3, с. 68].

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», «сынок», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое [3, с. 68].

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. Оказавшись в ней, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения [3, с. 68].

Позиция равенства сторон также предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывание и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д. [3, с. 68].

Способность к смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которыми владеет человек, — это, по мнению специалистов в области межличностной коммуникации, один из существенных показателей компетентного, зрелого общения [3, с. 68].

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться «закрытость» той или иной стороны личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентации, эрудиции и т. д.), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции (то есть интимной, личной зоны) ненормально [3, с. 69].

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает «своей». Это может быть физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под ногами в переполненном автобусе. На эмоциональном уровне это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы [3, с. 70].

Именно потому, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Одним из путей повышения устойчивости формирующейся межличностной связи является борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения — такова предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию. Другим путем повышения устойчивости межличностной связи — более трудным с точки зрения душевных затрат — является установка на сотрудничество, при которой требуется отыскать способы продуктивного сопряжения намерений обоих партнеров [3, с. 70].

Таким образом, от того, какое мы создадим пространство в процессе взаимодействия, какие мы выберем позиции и как приспособимся друг к другу, будет зависеть дальнейшее развитие конкретного взаимодействия, его направленность и будущие перспективы.

Отечественные психологи предлагают несколько типологий стратегий воздействия на человека, основным критерием в которых является отношение к партнеру по общению как к субъекту или как к объекту. Рассмотрим типологию основных стратегий психологического воздействия, предложенной Г. А. Ковалевым, в которой он выделяет три основные стратегии — императивную, манипулятивную и развивающую [3, с. 115].

Читайте также:  Способы преодоления сопротивления изменениями

Императивная стратегия соответствует «объектной» или «реактивной» парадигме в психологии, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий [3, с. 115]. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и поступать. Конечная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной [2, с. 94].

Манипулятивная стратегия соответствует «субъектной» парадигме, основывающейся на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию [3, с. 116]. В данной стратегии влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым выступает лишь стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств [2, с. 94].

Развивающая стратегия основывается на «субъект-субъектной» или «диалогической» парадигме, где психика выступает в качестве открытой, находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и обоюдная открытость. Диалог как обоюдооткрытый процесс предполагает не только достаточно высокий уровень психологической культуры субъекта, но и тот факт, что диалогу надо учиться и учиться постоянно. Должны быть организованы условия для такого диалогического взаимодействия [3, с. 116].

Исходя из данной типологии стратегий, можно сделать вывод, что наиболее продуктивной является последняя, развивающая стратегия, так как она раскрывает потенциал и способности участников взаимодействия, устанавливает доверительные отношения и свободу высказываниям. Особенно важно, если этой стратегии будет придерживаться педагог, тогда его процесс будет направлен на уважение личности и развитие достаточной самооценки, использование же других стратегий может привести к деформациям личности и застоям в получении знаний.

От типологии Г. А. Ковалева отталкивается и Е. Л. Доценко, выстраивая свою шкалу уровней установок на взаимодействие от объектного полюса к субъектному. Объектный полюс характеризуется отношением к партнеру по общению как к средству, объекту, орудию достижения своих целей. Субъектный полюс конституирует отношение к партнеру по взаимодействию как к ценности и характеризуется установкой на диалог и сотрудничество. Е. Л. Доценко предлагает пять уровней установок на взаимодействие в межличностных отношениях [3, с. 116].

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие — от насилия, подавления до внушения, приказа [3, с. 116].

2. Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» — тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением более сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия — провокация, обман, интрига, намек [3, с. 116].

3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться. Стремление переиграть его, вырвать одностороннее преимущество. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средствами ведения борьбы могут быть отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, «джентльменские» или временные тактические соглашения [3, с. 116].

4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Основные способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления [3, с. 117].

5. Содружество. Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент взаимодействия — уже не договор, а согласие (консенсус) [3, с. 117].

Таким образом, во взаимодействии наиболее оптимальными установками являются партнерство и содружество. Использование этих установок позволит не только удовлетворить потребности и интересы обеих сторон, но также и сохранить уже установленные доверительные, надежные отношения.

В реальной человеческой жизни часто используются три основные стратегии взаимодействия, предложенные Г. А. Ковалевым: императивная, манипулятивная и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

Заключение

Общение связано с общественными и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кооперация означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

В структуре межличностного взаимодействия выделяются два основных элемента: определение ситуации, вникание в контекст происходящего и соотношение позиций, пристройка к позициям друг друга.

В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии взаимодействия: императивная, манипулятивная и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

Таким образом, для комфортного межличностного взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Для того чтобы избежать появления конфликтов и наладить доверительные, прочные взаимоотношения, необходимо придерживаться следующих простых рекомендаций:

1) больше слушайте, меньше говорите, научитесь отражать эмоции партнера и соответствовать им;

2) воздерживайтесь от критики, правильно формулируйте свои мысли, чтобы избежать двойственного понимания, меньше задавайте бестактных, «щекотливых» вопросов;

3) стремитесь больше акцентировать свое внимание не на собственных интересах, а на потребностях и интересах партнера;

4) будьте более открытыми, не закрывайтесь и не прячьте свои эмоции, старайтесь как можно чаще искренне радоваться успехам других людей.

Список литературы

1. Журавлев А. Л. Социальная психология. Учебное пособие. / М. : ПЕР СЭ, 2002. — 351с.

2. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебник для вузов. — М. : Эксмо, 2010. — 850 с.

3. Куницина В Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. — 544 с.

4. Радугин А. А. Психология и педагогика. — М. : Центр, 2002, — 256 с.

5. Сидоров П. И., Парников А. В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. — М. : Академический Проект, 2000. — 381с.

6. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология : Учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 352 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы