Способов умственной деятельности учащихся

Приемы активизации умственной деятельности обучающихся

России по Томской области

«Приемы активизации умственной деятельности обучающихся»

(доклад на МО от 07.02.2019 г)

Выполнил: Ануфриева Л. С.

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.»

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках?

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в нашей школе. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание обучающимися необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся, на моих уроках, очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности обучающихся, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ученики охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к ученикам, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы ученики на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ученику на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности обучающихся. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Наши обучающиеся постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике методы , которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

— Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

— Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить доклад или план изложения нового материала. Некоторые ученики очень любят различные дополнительные сообщения. Ученики учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

Читайте также:  Простые рецепты салатов способ приготовления

— Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

— Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет :

— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

— осуществлять самостоятельную творческую работу (рисунки, раскраски).

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности на уроках искусств.

Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно — воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.

Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности учеников, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Практическая часть доклада:

Очень важно, с каким настроением ученик начинает урок.

Поэтому доброжелательный вид учителя, слова «Добрый день. Улыбнёмся друг другу»- обязательны.

Почти каждый урок в разных классах начинаю с лингвистических разминок.

Правильная постановка ударения, знание грамматики — необходимый признак условия грамотной речи.

1. Произнеси слова с опорой на ударение.

2.Поставьте существительные в форме мн. ч.:

Исправьте нарушение языковых норм:

Ихний сын, новой шампунью, одела шапку на голову, приехал с Москвы, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, ложи на место, двое подружек.

Итог: Все эти приёмы развивают внимание к слову, а в конечном итоге готовят к будущим экзаменам, воспитывают речевую культуру.

При объяснении нового материала, стараюсь использовать проблемное обучение.

Метод самостоятельной работы

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом

Метод проблемного изложения

Считаю, что знания, добытые самостоятельно, лучше запоминаются.

Излюбленной формой урока учащихся 5-8 классов и даже 9-11 классов остаётся игра.

Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определённых ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроке:

— визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал),

— интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы),

— самостоятельные творческие работы учащихся.

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов.

Основные направления в выполнении творческих заданий на уроках.

Раскраска по теме урока.

Считаю использование этого метода эффективным т. к. обучающиеся не только занимаются творчеством, но и их рисунки можно использовать в качестве рефлексии.

Читайте также:  Коллоидная сера способ применения

Источник

Интеллектуальные приемы и умения учащихся

Приемы умственной деятельности как бы скрыты за прие­мами учебной работы. Отработка каждой группы умений требует применения простейших предписаний. Обобщающими предписа­ниями мыслительной деятельности ученики могут пользоваться начиная с 4-5 класса. Учитель приучает их к изложению исторических событий в форме ответов на вопросы: кто? (что?). Где? Когда? Как? Почему? Зачем?.

В систему приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: анализ и синтез, сравнение и обоб­щение, доказательство, выявление существенного, формулирова­ние выводов, понятий, приемы воображения и запоминания.

От класса к классу усложняются интеллектуальные умения учащихся. Вот основной их перечень:

5 класс — уметь сравнивать отдельные события; давать описание фактов (условия жизни лю­дей); объяснять исторические термины.

6 класс — анализировать и обобщать исторические факты, делать несложные выводы; да­вать сравнительные описания природных условий стран, орудий труда, памятников культуры;

7 класс — выявлять существенные признаки социальных групп общества; сравнивать однотипные яв­ления, процессы; обобщать причины, выявлять значение событий; обосновывать свои выводы фактами из разных источников (рас­сказ учителя, наглядные пособия, учебник);

8 класс — оценивать значение явлений и событий; сравнивать однотипные процессы в отечественной и всеобщей истории, выявлять их причины и след­ствия; 9 класс — анализировать исторические факты, опираясь на теоретические положения;

10—11 классы — формулировать опре­деления отдельных исторических понятий; анализировать и обоб­щать на основе знаний по истории и обществоведению, источни­ков; характеризовать общественные явления в развитии; давать сравнительную характеристику процессов. Учащиеся старших классов должны также уметь подготовить доклад и реферат, напи­сать тезисы и конспект выступления.

Отработка приемов может быть быстрой или растянуться на длительный срок. Например, умением проводить сравнение уче­ники овладевают на протяжении нескольких лет. Умения опреде­лять причины и следствия, локализовать факты во времени и пространстве, грамотно работать со школьным учебником также требуют много времени. В течение нескольких лет ученики овла­девают приемами анализа и синтеза.

Анализ и синтез. Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием синтез. Но реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классифика­цией. Синтез — это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними). Синтез лучше всего продемонстрировать в ходе составления логической цепочки признаков (частей) первобытно-общинного строя: простые ору­дия труда → совместный труд → общее имущество → равенство членов общины.

При изучении отечественной истории вводятся простейшие приемы анализа. Например, рассмотреть рисунок древнерусского воина и определить, из каких предметов состоит его вооружение. В этой работе помогает специальная памятка: для сравнения вы­дели сопоставимые признаки; оставь самые существенные из них; на первое место поставь самый важный признак, потом зависящие от него; сравни события и явления; сделай вывод.

Сравнение— это установление общего и различного. Как пока­зывают исследования психологов, ученики 5-7 классов при срав­нении лучше устанавливают черты различия, чем сходства; легче определяют только особенное или только общее; сходство четче видят на фоне различий.

Выявляя сходство и различие, младшие школьники сравнива­ют славянский поселок и древний Киев, Куликовскую битву и Ледовое побоище, Московский Кремль XII и XV вв. Ученики среднего возраста могут сравнить несколько явлений, описанных в тексте, например: мануфактуру и мастерскую ремесленника, регулярную армию Петра I и войско стрельцов вместе с дворян­ской конницей,

Предлагается следующая памятка для отработки умения сравнивать:

1. Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно срав­нить изучаемые явления.

2. Установи их общие существенные признаки.

3. Определи существенные различия между ними.

4. Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из их сравнения.

В старших классах ученикам такая памятка уже не нужна. На основе отработанного умения они легко сравнивают, например, экономическое развитие России после реформ 60-70-х гг. с эко­номическим развитием США после гражданской войны 1861 г.

Сравнение проходит легче и эффективнее, если материал пред­ставлен в виде схемы, например, изменения населения Аттики к VII в. до н.э.

Читайте также:  Сухое озоление это способ термического разложения

Усвоив прием сравнения, ученики своими словами объясняют нужные действия: «Нужно сравнивать одновременно оба события по одинаковому плану, затем установить, в чем было общее и различное между ними» или «Надо сначала выявить самые важные признаки, найти сопоставимые признаки, сравнить по ним и сде­лать выводы: что общего и в чем различия между событиями».

Учитель может дать, например, такие задания:

1. Сравните мифы и легенды о богах народов Древнего Востока и Древ­ней Греции. Что в них общего? Что их отличает друг от друга?

2. Правила поведения средневекового рыцаря, сложившиеся в XII в., включали следующие требования: быть милосердным, справедливым, добрым и честным; защищать церковь, помогать нуждающимся и бедным; карать убийц и грабителей; смерть предпочитать бесчестию. У далекого предшественника средневекового рыцаря — немецкого во­ина-варвара — эти требования вызвали бы усмешку и недоумение. Для него главной задачей было проявить мужество, неукротимость в бою, любой ценой добиться поражения и подчинения врага. Что об­щего в правилах поведения рыцаря и воина-варвара, что отличает их устремления?

3. Составьте сравнительную таблицу «Положение зависимого крестья­нина и свободного фермера». При этом отметьте следующие характе­ристики: орудия труда; тяжесть труда; производительность; свобода в распоряжении землей, результатами труда; удовлетворение от труда; отношения с владельцем земли, с другими хозяевами.

4. Найдите общие черты и различия в деятельности Генеральных шта­тов во Франции и парламента Англии в средневековую эпоху.

5. Составьте сравнительно-систематизирующую таблицу событий и во­енных действий на Западном и Восточном фронтах в период первой мировой войны:

Год Западный фронт Восточный фронт
Вторжение немцев в Бельгию (4 августа) Битва на Марне (сентябрь) Продвижение немцев к Парижу остановлено Вторжение русских армий в Восточную Пруссию (17 августа) Успешное наступление русских войск в Галиции
Позиционная война Поражение русской армии. Потеря Польши, Литвы, Прибалтики, Западной Белоруссии, части Западной Украины
Бои под Верденом (февраль-декабрь) Битва на Сомме (июль-ноябрь) Успешное наступление на Юго-Западном фронте – Брусиловский прорыв (май). Недостаток резервов и боеприпасов срывает наступление
Вступление в войну США (6 апреля) Провал наступления, организованного Временным правительством (июнь)
Истощение сил Германии. Выход из войны ее союзников. Капитуляция Германии (11 ноября) Брестский мир (март)

Таким образом, с применением какого-либо приема учебной работы в обучении выполняются и связанные с ним приемы умственной деятельности. При составлении сравнительно-обоб­щающей таблицы надо:

1) проанализировать учебный материал и выделить из него объекты сравнения (прием подчеркивающей аб­стракции);

2) проанализировать выделенные объекты (прием рас­членяющей абстракции);

3) последовательно сравнить однород­ные существенные признаки объектов (прием сравнения);

4) обоб­щить результаты сравнения (прием обобщения по одноименному признаку).

Отработка каждой группы умений требует планирования рабо­ты. Надо знать, какие мыслительные операции позволят лучше изучить новый материал. Например, для усвоения материала о природных условиях и занятиях населения лучше подойдет срав­нение, а для выделения существенных признаков — абстрагирова­ние или доказательство.

Прием доказательства применяется при выяснении сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанно­го как тезис, подбираются аргументы. Каждый из них должен обо­сновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.

Для доказательства ученики используют памятку:

1. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой следует доказать.

2. Приведи и разъясни доводы, подтверждающие данную мысль.

3. Сделай вывод, завершающий доказательство.

Памятка помогает подвести младших школьников к определе­нию самого доказательства — обоснованию правильности или ложности какого-либо высказывания, мысли. Со временем это определение углубляется и конкретизируется, наполняясь новым содержанием. Старшие школьники обосновывают истинность до­казываемого суждения при помощи других суждений, истинность которых уже доказана. Для доказательства могут привлекаться зрительные образы. Старшеклассники, например, получают зада­ние: докажите, что программа народников была утопической. Путем анализа картины Репина «Арест пропагандиста» рас­кройте характерные черты хождения в народ.

Источник

Оцените статью
Разные способы