- Что такое резильентные школы и как они устроены
- Что такое резильентность
- Как устроены резильентные школы
- Что такие школы дают ученикам
- Роль педагогов
- Родительское (не)участие
- Учиться или работать?
- Роль социализации
- Какое будущее ждет резильентные школы в России?
- Статья «Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
Что такое резильентные школы и как они устроены
Что такое резильентность
Об исследователях:
- Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ;
- Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.
Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.
«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками — из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития — и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.
Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников — много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели — «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Как устроены резильентные школы
Такие учебные заведения стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.
- Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
- Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
- Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.
Что такие школы дают ученикам
В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.
Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:
- подтягивают слабых учеников — есть занятия после уроков;
- помогают адаптироваться детям мигрантов — для них проводятся дополнительные уроки русского языка;
- выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия — например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего — подготовка к участию в олимпиадах;
- активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания;
- учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией;
- вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе;
- работают с родителями, подключают к помощи детям.
Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ:
«Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…»
А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:
«Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».
В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:
- характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
- ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
- нюансы системы оценивания.
Роль педагогов
Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.
Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.
Родительское (не)участие
Многие родители помогают детям в учебе. «Я бросаю все свои домашние дела и даже если я чего-то не знаю то мы будем изучать вместе», — говорит респондентка. Другая поясняет: «Мы начинаем с учебника, начинаем вместе листать . И [дочь] говорит: мама, я уже поняла».
Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье нужно «интересоваться как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей.
«Очень часто родителям некогда, — рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».
Учиться или работать?
Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.
В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».
Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.
Роль социализации
Выпускники должны уметь самостоятельно мыслить, строить профессиональные планы и отвечать за них, подчеркивают директора резильентных школ. В отношении всех учеников действует одно и то же правило. «Прежде чем совершить любой поступок , все равно должно быть какое-то рассуждение», — поясняет директор одной из школ.
Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе — это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.
Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.
Какое будущее ждет резильентные школы в России?
Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:
«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.
Существуют разные государственные программы развития и поддержки, но кажется, что многие эти решения сверху очень формальны. Наверное, это связано с тем, что образовательной системе в целом пока не свойственны индивидуальный подход и работа с мотивацией детей. Да, это декларируется и в отдельных элементах системы реализуется, но не является повсеместным явлением. Конечно, еще есть такие проекты как «Учитель для России», разные фонды — они тоже вносят свой вклад, но этого недостаточно».
Источник
Статья «Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
«Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
« Глубочайшим свойством человеческой
природы является страстное стремление
людей быть оцененным по достоинству».
Ни для кого не секрет, что к ачество, н а сегодняшний день, является одним из главных критериев модернизации системы образования. Оно указывает на уровень знаний, получаемый учащимися в том или ином образовательном учреждении. В получении качественного образования заинтересованы и ученики, и их родители, и работодатели, и, главное, все общество.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
В ней подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Качество образования состоит:
Ø из высокого уровня профессионализма педагогов;
Ø прочности знаний учащихся;
Ø из создания комфортности в обучении школьников;
Ø соблюдение санитарно-гигиенических норм;
Ø из материально-технического обеспечения школы.
Все составляющие качества образования можно объединить в 4 основных кусочка пазла. Это академические результаты, достижение высокого уровня, школьное благополучие и академическая резильентность. Если 3 нам давно известны, то 4-е понятие достаточно новое.
Резильентность – способность образовательной организации преодолевать ресурные трудности и ограничения, в том числе такие, которые характерны для сельских школ. Это не означает, что резильентность – это исключительная характеристика сельской школы, напротив, проявление устойчивости универсально в любой образовательной системе, в любой стране мира.
Цель государственной
политики в области образования- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. Это указывает на то, что резильентным в школе, в первую очередь должен быть педагог.
От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?
• Учитель должен быть специалистом в своём деле. Знать методику преподавания своего предмета на высшем уровне. Педагог должен обладать такими основными качествами, как требовательность, эрудиция, умение объяснять материал доступно и увлекательно.
• Для учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом, сделать так, чтобы предмет стал любимым. При этом он должен понимать, что тяга и интерес к его предмету не обязательно будет у всех учащихся – он не ревнив. Учитель должен понимает, что кроме знаний по своему предмету нужно развивать у учащихся умение размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности, достижения.
У образовательного учреждения возможность стать резильентным становится выше в тех случаях, когда преподаватель слушает учащегося, относится к нему с уважением и по справедливости, готов оказать помощь в получении качественного образования, а учащийся, в свою очередь, знает, чего от него ждет учитель, понимает его.
Учитель начальных классов для ученика – это эталон, образец для подражания, наставник. От педагога в период начального образования, решающим образом зависит то, как высоко будет развита мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. В средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает несколько учителей, а за образование начальной школы — преимущественно учитель этого класса. Необходимо учитывать, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, ведь от этого зависит развитие ребенка и его успех в будущем.
Основные идеи современного образования :
• 1. Умение обучаться в течение всей жизни (научить учиться);
• 2. Индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения (обучение для всех и для каждого);
• 3. Не только освоение прошлого, опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности
• ( опыт решения реальных проблем)
Современный урок для современных детей «Другие» дети?
Особенности детей начала XXI века:
• увеличивается категория одаренных детей, среди них:
ü дети с особо-развитым мышления,
ü дети, способные влиять на других людей, — лидеры,
ü дети- « золотые руки »,
ü дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные,
ü дети, обладающие двигательным талантом.
• от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше. Это вызывает опасность «перекоса» акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.
(по материалам исследования РАО и РАМН)
Особенности детей начала XXI века:
• ограниченный энергетический тонус, снижение энергичности детей, их желания активно действовать, быстрая утомляемость;
• недоразвитие мотивационной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
• смысловая сфера: «зачем?», а не «почему»;
• сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры школьников;
• недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;
• обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
• у подростков произошло ухудшение возможности избирательного внимания, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем памяти;
На современном уроке должно быть:
ü учебно-познавательная атмосфера;
ü взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
ü учебная самостоятельная деятельность обучающихся;
ü интерпретация содержание обучения для создания проблемной ситуации в учебном процессе;
ü избыточная образовательная среда урока;
ü использование дидактического электронного сопровождения;
ü расширение образовательного пространства урока;
ü рефлексивная деятельность учителя и обучающихся.
Для повышения качества образования нам необходимо:
Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
Ø продолжать методическое совершенствование для повышения профессионализма;
Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет;
Ø быть гибкими, компетентными и интересными.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник