Способов повысить резистентность образовательной организации может быть

Что такое резильентные школы и как они устроены

Что такое резильентность

Об исследователях:

  • Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ;
  • Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.

«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками — из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития — и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.

Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников — много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели — «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.

Как устроены резильентные школы

Такие учебные заведения стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.

  • Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
  • Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
  • Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.

Что такие школы дают ученикам

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:

  • подтягивают слабых учеников — есть занятия после уроков;
  • помогают адаптироваться детям мигрантов — для них проводятся дополнительные уроки русского языка;
  • выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия — например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего — подготовка к участию в олимпиадах;
  • активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания;
  • учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией;
  • вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе;
  • работают с родителями, подключают к помощи детям.

Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ:

Читайте также:  Таблетки дигоксин способ применения

«Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…»

А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:

«Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:

  • характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
  • ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
  • нюансы системы оценивания.

Роль педагогов

Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.

Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.

Родительское (не)участие

Многие родители помогают детям в учебе. «Я бросаю все свои домашние дела и даже если я чего-то не знаю то мы будем изучать вместе», — говорит респондентка. Другая поясняет: «Мы начинаем с учебника, начинаем вместе листать . И [дочь] говорит: мама, я уже поняла».

Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье нужно «интересоваться как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей.

«Очень часто родителям некогда, — рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».

Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.

Роль социализации

Выпускники должны уметь самостоятельно мыслить, строить профессиональные планы и отвечать за них, подчеркивают директора резильентных школ. В отношении всех учеников действует одно и то же правило. «Прежде чем совершить любой поступок , все равно должно быть какое-то рассуждение», — поясняет директор одной из школ.

Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе — это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.

Читайте также:  Что такое второй способ решения задач

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Какое будущее ждет резильентные школы в России?

Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:

«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.

Существуют разные государственные программы развития и поддержки, но кажется, что многие эти решения сверху очень формальны. Наверное, это связано с тем, что образовательной системе в целом пока не свойственны индивидуальный подход и работа с мотивацией детей. Да, это декларируется и в отдельных элементах системы реализуется, но не является повсеместным явлением. Конечно, еще есть такие проекты как «Учитель для России», разные фонды — они тоже вносят свой вклад, но этого недостаточно».

Источник

Статья «Резильентность как фактор повышения качества современного образования»

«Резильентность как фактор повышения качества современного образования»

« Глубочайшим свойством человеческой

природы является страстное стремление

людей быть оцененным по достоинству».

Ни для кого не секрет, что к ачество, н а сегодняшний день, является одним из главных критериев модернизации системы образования. Оно указывает на уровень знаний, получаемый учащимися в том или ином образовательном учреждении. В получении качественного образования заинтересованы и ученики, и их родители, и работодатели, и, главное, все общество.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В ней подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Качество образования состоит:

Ø из высокого уровня профессионализма педагогов;

Ø прочности знаний учащихся;

Ø из создания комфортности в обучении школьников;

Ø соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Ø из материально-технического обеспечения школы.

Все составляющие качества образования можно объединить в 4 основных кусочка пазла. Это академические результаты, достижение высокого уровня, школьное благополучие и академическая резильентность. Если 3 нам давно известны, то 4-е понятие достаточно новое.

Резильентность – способность образовательной организации преодолевать ресурные трудности и ограничения, в том числе такие, которые характерны для сельских школ. Это не означает, что резильентность – это исключительная характеристика сельской школы, напротив, проявление устойчивости универсально в любой образовательной системе, в любой стране мира.

Цель государственной
политики в области образования-
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. Это указывает на то, что резильентным в школе, в первую очередь должен быть педагог.

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?

• Учитель должен быть специалистом в своём деле. Знать методику преподавания своего предмета на высшем уровне. Педагог должен обладать такими основными качествами, как требовательность, эрудиция, умение объяснять материал доступно и увлекательно.

• Для учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом, сделать так, чтобы предмет стал любимым. При этом он должен понимать, что тяга и интерес к его предмету не обязательно будет у всех учащихся – он не ревнив. Учитель должен понимает, что кроме знаний по своему предмету нужно развивать у учащихся умение размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности, достижения.

Читайте также:  Домашние гарниры гречка с грибами способ приготовления

У образовательного учреждения возможность стать резильентным становится выше в тех случаях, когда преподаватель слушает учащегося, относится к нему с уважением и по справедливости, готов оказать помощь в получении качественного образования, а учащийся, в свою очередь, знает, чего от него ждет учитель, понимает его.

Учитель начальных классов для ученика – это эталон, образец для подражания, наставник. От педагога в период начального образования, решающим образом зависит то, как высоко будет развита мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. В средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает несколько учителей, а за образование начальной школы — преимущественно учитель этого класса. Необходимо учитывать, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, ведь от этого зависит развитие ребенка и его успех в будущем.

Основные идеи современного образования :

• 1. Умение обучаться в течение всей жизни (научить учиться);

• 2. Индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения (обучение для всех и для каждого);

• 3. Не только освоение прошлого, опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности

• ( опыт решения реальных проблем)

Современный урок для современных детей «Другие» дети?

Особенности детей начала XXI века:

• увеличивается категория одаренных детей, среди них:

ü дети с особо-развитым мышления,

ü дети, способные влиять на других людей, — лидеры,

ü дети- « золотые руки »,

ü дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные,

ü дети, обладающие двигательным талантом.

• от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше. Это вызывает опасность «перекоса» акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.

(по материалам исследования РАО и РАМН)

Особенности детей начала XXI века:

• ограниченный энергетический тонус, снижение энергичности детей, их желания активно действовать, быстрая утомляемость;

• недоразвитие мотивационной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;

• смысловая сфера: «зачем?», а не «почему»;

• сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры школьников;

• недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;

• обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;

• у подростков произошло ухудшение возможности избирательного внимания, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем памяти;

На современном уроке должно быть:

ü учебно-познавательная атмосфера;

ü взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом;

ü учебная самостоятельная деятельность обучающихся;

ü интерпретация содержание обучения для создания проблемной ситуации в учебном процессе;

ü избыточная образовательная среда урока;

ü использование дидактического электронного сопровождения;

ü расширение образовательного пространства урока;

ü рефлексивная деятельность учителя и обучающихся.

Для повышения качества образования нам необходимо:

Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

Ø продолжать методическое совершенствование для повышения профессионализма;

Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет;

Ø быть гибкими, компетентными и интересными.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы